- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока по ФГОС Образование новых клеток. 5 класс
Технологическая карта урока по ФГОС Образование новых клеток. 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завгородняя С.Ю. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
-
Ф.И.О. учителя - Завгородняя Светлана Юрьевна
-
О.У. - МБОУ «ЧСШ «№1»
-
Предмет - Биология
-
Класс - 5
-
Тема урока - «Образование новых клеток»
-
Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.
-
Задачи:
-
Образовательные:
-
познакомить учащихся с особенностями деления клетки;
-
выяснить, в чём заключается биологическое значение деления клетки;
-
показать взаимосвязь деления клеток и роста организма.
-
Развивающие:
-
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
-
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
-
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
-
Воспитательные:
-
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
-
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
-
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
-
Планируемые образовательные результаты:
-
предметные - обеспечить в ходе урока формирование и закрепление основных понятий: общенаучных - клетка; специальных - материнская и дочерние клетки, экватор клетки, нити деления; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий (представлений), теорий: общенаучных - клетка, клеточная теория; специальных - ядро, ядерная оболочка, хромосомы, эукариоты; умение анализировать полученную информацию об особенностях деления клетки.
-
метапредметные - развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
-
личностные - развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
-
УУД:
-
Личностные - смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
-
Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
-
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
-
Коммуникативные - учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
-
Основные понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерние клетки, наследственность, наследственная информация.
-
Тип урока: комбинированный урок.
-
План изучения нового материала:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Изучение нового материала.
-
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-
Рефлексия (подведение итогов урока).
-
Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал «Образование новых клеток».
-
Домашнее задание - §18 - читать, выучить термины, составить вопросы к тексту §18.
Этап урока и цель
Содержание (деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
-
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
-
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
-
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
-
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.
Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
А. Индивидуальная работа.
-
Карточки. (Приложение)
Б. Работа для всего класса.
-
Тестирование. (Приложение)
1) Ядро - важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы - носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.
2) Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.
3) Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.
4) Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.
5) Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.
-
Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор.
Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.
В. Организация взаимопроверки.
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Самостоятельно выполняют тестовые задания.
Осуществляют взаимооценивание.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока
Учитель:
-
Вспомните положения клеточной теории.
-
Что такое материнская клетка?
-
Как происходит деление материнской клетки?
-
Какие структуры играют главную роль в передаче наследственной информации?
Учитель:
-
На все ли вопросы вы смогли дать ответ?
-
Чего нам не хватает для этого?
-
Сформулируем тему урока: Образование новых клеток.
-
Сформулируем цели и задачи урока: выяснить, за счёт каких процессов происходит рост живых организмов; каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.
Дают ответы на вопросы.
Формулируют тему, цели и задачи урока.
Регулятивные: целеполагание.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.
Изучение нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
-
Организация работы с приложением.
-
Одновременный рассказ учителя, демонстрация анимаций и видео по данной теме.
Учитель:
-
Что такое деление клетки?
Деление клетки - процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние.
-
Что такое дочерние клетки?
Дочерние клетки - клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
Доска: схема
Деление клетки
Деление ядра Деление цитоплазмы
Демонстрация: рисунок «Делящиеся клетки»; рисунок 2.15, стр.48 учебника; анимация «Процесс деления клетки».
Учитель:
-
Вспомним вопрос, который мы обсуждали в начале урока:
Какие структуры играют главную роль в передаче наследственной информации?
-
Найдите информацию об этом в учебнике. (Стр. 48)
-
Используя словарь, дайте определение понятиям наследственность, наследственная информация.
Наследственная информация - информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК - генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
Наследственность - способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Демонстрация: рисунок «Передача наследственной информации»
Учитель:
-
Деление клетки - это процесс, состоящий из нескольких стадий. Давайте охарактеризуем каждую из них - прочитаем в учебнике информацию и рассмотрим соответствующий рисунок. (Рисунок 2.16, стр. 48-49 учебника)
Учитель:
-
Давайте ещё раз рассмотрим процесс деления клетки с поэтапной характеристикой.
Демонстрация: рисунок «Процесс деления клетки».
Учитель:
-
Давайте запишем стадии деления клетки:
-
Удвоение (образование) хромосом.
-
Хромосомы располагаются по экватору клетки.
-
Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки.
-
Образуются две новые клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке.
Учитель:
-
С помощью текста учебника найдите следующую информацию:
-
Какой может быть продолжительность деления клетки?
-
Существуют ли клетки, которые делятся постоянно? которые делятся лишь один раз за своё существование?
Учитель:
-
Молодые растительные клетки содержат много вакуолей. По мере роста клетки вакуоли увеличиваются в размерах и сливаются в одну большую вакуоль.
Демонстрация: рисунок «Рост растительной клетки», анимация «Рост растительной клетки».
Постановка познавательной задачи:
-
Подумайте, какую информацию о клетке можно узнать по размеру вакуолей?
Учитель:
-
Рассмотрите рисунки «Деление эвглены зелёной», «Значение деления у одноклеточных организмов» и «Значение деления клеток у многоклеточных организмов».
Постановка познавательной задачи:
-
Подумайте, какое значение имеет деление клеток у одноклеточных организмов? у многоклеточных организмов?
Демонстрация: видео «Кто как растёт», видео «Рост сельдерея».
Читают текст учебника. Находят в тексте необходимую информацию по теме урока.
Используя «Словарь», дают определение термину «Деление клетки». (Приложение)
Записывают определение в тетрадь.
Используя «Словарь», дают определение термину «Дочерние клетки». (Приложение)
Записывают определение в тетрадь.
Записывают схему в тетрадь.
Рассматривают рисунки. (Приложение)
Смотрят анимацию.
На странице 48 учебника находят информацию о хромосомах и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение терминам «Наследственность», «Наследственная информация». (Приложение)
Рассматривают рисунок. (Приложение)
На странице 48-49 учебника находят информацию о стадиях деления клетки и читают вслух. Соотносят прочитанное с рисунком.
Рассматривают рисунок. (Приложение)
Записывают информацию «Стадии деления клетки»
На странице 48-49 учебника находят информацию о продолжительности и периодичности деления клетки и читают вслух.
Рассматривают рисунок. (Учебник, стр. 49)
Отвечают: по размеру вакуолей можно узнать о возрасте клетки - старая клетка или молодая.
Рассматривают рисунки. (Приложение)
Отвечают: деление клетки имеет значение 1) для одноклеточных организмов - увеличение их численности; 2) для многоклеточных организмов - рост и развитие организма, восстановление частей тела.
Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний
Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.
А. Устный опрос.
-
Что является конечным результатом деления клетки?
-
К чему приводит деление клеток одноклеточных организмов?
-
С помощью каких структур происходит передача наследственной информации во время деления клетки?
-
Где внутри клетки располагаются хромосомы?
-
К чему приводит деление клеток многоклеточных организмов?
-
С чего начинается клеточное деление?
Б. Индивидуальная работа.
Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
-
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
-
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
-
За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
-
Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
-
Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
В. Работа с карточками. (Приложение)
Г. Организация взаимопомощи между учащимися.
Устно отвечают на вопросы.
Выполняют индивидуальное задание. (Приложение)
Выполняют индивидуальные задания по карточкам. (Приложение)
Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащимся, которые имеют затруднения.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.
Логические: анализ и синтез информации.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
-
§18 - читать, стр. 48-49.
-
Записи в тетради - выучить.
-
Составить вопросы к тексту §18.
Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник.
Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).
Рефлексия (подведение итогов урока)
Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.
Наш урок подходит к логическому завершению.
Давайте вспомним:
-
Какое новое знание мы открыли?
-
Как мы это сделали?
-
А что осталось сделать?
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
-
Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
-
Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
-
Если обозначить число хромосом в материнской клетке за n, то число хромосом в дочерних клетках будет __.
-
В самостоятельной работе у меня были ошибки.
-
Я понял причину своих ошибок (если они были).
-
Я сегодня был активным на уроке.
-
Я сегодня был внимательным на уроке.
-
Я выполнял правила работы в паре.
-
Я сам(а) открыл(а) новое знание.
-
Я доволен своей работой на уроке.
Учитель:
-
Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать?
-
Кто справился полностью?
Заполнение листов самооценки.
Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).
Личностные: осмысление своих действий; самооценка.
Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Приложение
ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ КЛЕТОК
А. Проверка домашнего задания
Выполните тесты:
-
Ядро - важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы - носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.
-
Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.
-
Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.
-
Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.
-
Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.
Б. Работа на уроке
Словарь
-
Деление клетки - процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
-
Дочерние клетки - клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
-
Наследственная информация - информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК - генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
-
Наследственность - способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Рисунок 1. Делящиеся клетки
Рисунок 2. Процесс деления клетки
Рисунок 3. Передача наследственной информации
Рисунок 4. Деление эвглены зелёной
Рисунок 5. Значение деления у одноклеточных организмов
ЗАДАНИЕ 1. Подумайте, какое значение имеет деление клеток у одноклеточных организмов?
Рисунок 6. Значение деления клеток у многоклеточных организмов
ЗАДАНИЕ 2. Подумайте, какое значение имеет деление клеток у многоклеточных организмов?
В. Закрепление изученного материала
Выполните задания
В-1. Дайте краткие ответы на вопросы.
-
Что является конечным результатом деления клетки?
-
К чему приводит деление клеток одноклеточных организмов?
-
С помощью каких структур происходит передача наследственной информации во время деления клетки?
-
Где внутри клетки располагаются хромосомы?
-
К чему приводит деление клеток многоклеточных организмов?
-
С чего начинается клеточное деление?
В-2. Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
-
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
-
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
-
За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
-
Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
-
Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
В-3. Работа с карточками.
Карточка 1
Карточка 2