Кейсы по зоологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет образования и науки Курской области

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 53» города Курска


«Современные образовательные технологии:

2 кейса по зоологии»






Афанасьева Маргарита Николаевна

заместитель директора

по учебно - воспитательной работе,

учитель химии и биологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 53» города Курска

E - mail: [email protected]

Сайт: nsportal.ru/afanasieva53/

Зоология

  1. Моллюски…………………………………………………………….……3

  2. Классы рыб………………………………………………………..……….16










  1. класс

1.«Моллюски» 7 класс

План урока на тему: «Моллюски»

(7 класс)

Цель:

  • Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; выделить особенности их строения и приспособленность к среде обитания;

  • Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие;

  • Показать роль моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о моллюсках;

  • Развивать навыки сравнения, умения использовать информационные технологии при подготовке к уроку и на уроке, применять элементы современных образовательных технологий на уроке;

  • Воспитывать чувство бережного отношения к природе, экологическое понимание аспектов природы.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

  2. Когда - то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург.

Мальчики очень любили гулять вместе.

Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший - поэт и книгочей - рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов.

Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать свои друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука.

Мальчик стал инженером - химиком, создал проект первого в России завода эфирных масел.

А старший брат стал одним из первых детских писателей страны:

Жил человек рассеянный

На улице Басеянной.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне.

С цифрой пять на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Кейсы по зоологии 7 класс

Это - Самуил Яковлевич Маршак.

Кейсы по зоологии 7 класс

Сейчас, конечно, очень сложно увидеть почтальона с толстой сумкой на ремне, потому что письма и сообщения мы все больше пишем по почте электронной.

Адрес электронной почты школы:

[email protected]

адрес моей почты:

[email protected]

Что общего в адресах:

Кейсы по зоологии 7 класс

Символ @, который мы именуем «собака», корейцы называют «веселой улиткой».

В кухне Японии существует очень интересное блюдо под названием «танцующий кальмар». Только что убитого моллюска помещают в чашу с рисом, поливают сверху соевым соусом и именно в этот момент кальмар начинает свой танец, перебирая щупальцами. Этот эффект объясняется необычным строением нервных волокон, которые даже после своей смерти реагируют на натрий, содержащийся в соусе.Кейсы по зоологии 7 класс

Японцы же наладили промышленное производство искусственного жемчуга на специальных фермах.

Кейсы по зоологии 7 классКейсы по зоологии 7 классКейсы по зоологии 7 класс

А теперь немного истории.

Легенда рассказывает, что первыми открыли пурпур финикийцы, и вот каким случайным образом: собака пастуха царя Финикса (который правил городом Тиром в половине 2-го тысячелетия до нашей эры) случайно разгрызла валявшуюся на берегу раковину мурекса, и тут же ее морда стала пурпурно-кровавой. Интересно, что сама железа живого моллюска выделяет не пурпурный, а желтоватый секрет. Тот, полежав на солнце некоторое время, сам собой перекрашивается: сначала делается зеленым, затем синим, темно-красным и, наконец, красно-фиолетовым. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей.Кейсы по зоологии 7 класс

И конечно, наша родина - курский край.

Почти все из вас были в усадьбе князей Барятинских - Марьино. Основатель ее - граф Иван Иванович Барятинский имел от двух браков 8 детей: 4 сыновей и 4 дочерей. Старший - Александр Иванович - и привез в Курскую область виноградную улитку.Кейсы по зоологии 7 класс

Кейсы по зоологии 7 классКейсы по зоологии 7 класс

Кейсы по зоологии 7 класс

Кейсы по зоологии 7 класс


Итак, вы уже догадались, что тема нашего сегодняшнего урока:

«Моллюски».

Моллю́ски, или мягкоте́лые (лат. Mollusca). Оценка общего количества видов моллюсков колеблется в разных публикациях в диапазоне от 100 до 200 тысяч. В России насчитывают около 2900 видов. Этот тип обычно делят на 9 или 10 классов, два из которых полностью вымерли. Моллюски освоили практически все среды обитания: морские и пресноводные водоёмы, почву, наземно-воздушную среду. Некоторые моллюски стали временными или постоянными паразитами других животных.

(просмотр видеофильма о моллюсках).

Чтобы побольше узнать о знакомых незнакомцах, мы проведем необычную работу.

КЕЙС

Учитель биологии Маргарита Николаевна - очень занятой человек. Поэтому ей некогда готовить презентации к каждому уроку. Таблицы в магазинах тоже не продают. Помогите Маргарите Николаевне сделать таблицу по данной теме.

Задание:

План таблицы:

  1. Классификация (тип, классы).

  2. Общая характеристика класса, особенности строения, жизнедеятельности.

  3. Представители.

  4. Интересные факты.

Материал кейса: §11,12

Название «моллюск» происходит от лат. molluscus «мягкий». Наука, изучающая моллюсков, называется малакология, а наука, изучающая их раковины, - конхиология.

Моллюски распространены по всему земному шару и встречаются как на суше, так и в морях и океанах (особенно в прибрежной зоне). Сравнительно небольшое число видов освоило пресные и солоноватые водоёмы. Самые глубоководные моллюски обнаружены в Марианской впадине на глубине около 11 000 м, а сухопутные улитки встречаются от тундры до тропиков и от низин до верхних поясов в горах.

Наиболее общими характеристиками моллюсков можно считать отсутствие сегментации и билатеральную симметрию. Следует, однако, отметить, что у разных их групп тело становится асимметричным в результате смещения или неравномерного роста различных органов. Особенно ярко ассиметрия выражена у брюхоногих моллюсков. Более конкретными объединяющими признаками служат наличие мантии и мантийной полости, выполняющей дыхательную и выделительную функции, а также строение нервной системы.

Тело моллюсков, как правило, состоит из трёх отделов: головы, ноги и туловища, которое подразделяется на висцеральную массу (внутренностный мешок) и мантию с мантийным комплексом органов. У представителей класса Caudofoveata нога отсутствует. Двустворчатые же моллюски вторично утрачивают голову. Туловище содержит все основные внутренние органы.

Большинство моллюсков могут передвигаться с помощью ноги. У головоногих моллюсков нога трансформирована в щупальца. Одна из характерных особенностей моллюсков - минерализированная раковина. У большинства головоногих раковина отсутствует. Характерным для моллюсков является особый ротовой орган - радула. У двустворчатых радула (как и вся голова) полностью редуцирована.

Жизненные циклы моллюсков также весьма разнообразны. Сухопутные моллюски и класс головоногих развиваются без промежуточных форм, а у других классов существуют личиночные формы. Многие виды моллюсков (в основном сухопутные и пресноводные) оказались перед угрозой вымирания в результате человеческой деятельности и находятся под охраной.

Продолжительность жизни у моллюсков сильно варьирует. В то время как многие виды моллюсков живут по нескольку месяцев или даже недель, среди двустворчатых встречаются представители с наибольшей продолжительностью жизни среди Metazoa - свыше 400 лет. К этому классу также относится большая часть видов животных, чья продолжительность жизни обычно составляет до 150 лет. Так, у морской двустворки Panopea abrupta, пресноводной двустворки Margaritifera margaritifera и океанского венуса Arctica islandica максимальная продолжительность жизни составляет 163, 190 и 405 года соответственно.

Моллюски являются важным источником питания для человека, а также источником материалов, служащих сырьём для предметов роскоши, таких как перламутр, жемчуг, пурпур и виссон. Вместе с тем некоторые моллюски являются сельскохозяйственными вредителями, а некоторые могут представлять прямую угрозу для человека.

Особенности строения

Сравниваемый признак

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Симметрия тела

асимметричные

симметричные

симметричные

Отделы тела

Голова, туловище, нога

Туловище, нога

Голова, щупальца

Образ жизни

Морские, пресновод-ные, наземные, пере-двигаются медленно

Морские, пресновод-ные, медленно передвигаются

Морские, активно передвигаются реактивным способом

Органы дыха-ния, сердце

Легкие

2-х камерное

Жабры

3-х камерное

Жабры

3-х камерное

Органы размножения

Гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

Представители

Виноградная улитка,
малый прудовик,
слизень, катушка

Беззубка, мидия, устрица

Кальмар, осьминог, каракатица

Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное

Отрицательное

1.Цепь питания в биогеоценозе.

1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения.

2. Человек использует в пищу.

2.Прудовик - промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.

3.Морские, закрепляются на днище корабля.

4. Образуют перламутр и жемчуг.

4.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.

5.Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.

6.Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.

Кейсы по зоологии 7 класс





Кейсы по зоологии 7 класс





Кейсы по зоологии 7 класс





Интересные факты:

  • Самым большим в мире двустворчатым моллюском является тридакна гигантская. Диаметр ее раковины может достигать двух метров, а вес - 250 килограммов. Обитает этот гигант в тропических водах и может спокойно селиться на глубинах до ста метров. Также широко распространена среди любителей аквариумов. В последнее время тридакну практически истребили, однако остается надежда, что это чудо природы выживает на глубине, где ее трудно достать. Кейсы по зоологии 7 класс

  • Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) - гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые Architeuthis dux смогли ученые Японии. Кейсы по зоологии 7 класс

  • Не только некоторые растения могут осуществлять фотосинтез. Морской слизень Elysia chlorotica, который живет только за счет глюкозы, получает его из хлоропластов водорослей Vaucheria litorea. Этот моллюск добивается этого, ассимилируя хлоропласты прямо в клетки своего пищеварительного тракта, а после этого процесса начинается фотосинтез: геном кодирует белки, которые необходимы хлоропластам, а взамен он получает синтезируемую глюкозу.Кейсы по зоологии 7 класс

  • Во Франции, Англии в I половине 19 века устрицы считались пищей для бедняков, которые не могли себе позволить купить мясо. Однако вылов этих моллюсков без контроля привел к резкому сокращению популяции этих особей и во II половине 19 века они очень подорожали, став при этом деликатесом. Кейсы по зоологии 7 класс



  • К самым быстроходным разновидностям наземных улиток относится, по всей видимости, обычная садовая улитка (Helix aspersa). В соответствии с проведенными в США экспериментами абсолютная максимальная скорость этого вида составляет 0,05 км/ч.



  • Осьминоги считаются самыми умными среди всех беспозвоночных и умнее даже некоторых позвоночных животных. Например, они могут различать геометрические фигуры, привыкают к кормящим их людям, поддаются дрессировке и даже становятся ручными. Осьминоги тщательно заботятся о чистоте своих жилищ, «подметая» их струёй воды и складывая отходы снаружи в мусорную кучу.Кейсы по зоологии 7 класс

Представители:

Кейсы по зоологии 7 классКейсы по зоологии 7 класс



Кейсы по зоологии 7 класс

Проверка кейса:

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые

симметричные; Кейсы по зоологии 7 класс

отделы тела - туловище, нога;

морские, пресноводные, медленно передвигаются;

жабры, трехкамерное сердце,

раздельнополые

Кейсы по зоологии 7 класс

Самым большим в мире двустворчатым моллюском является тридакна гигантская. Диаметр ее раковины может достигать двух метров, а вес - 250 килограммов. Обитает этот гигант в тропических водах и может спокойно селиться на глубинах до ста метров. Также широко распространена среди любителей аквариумов. В последнее время тридакну практически истребили, однако остается надежда, что это чудо природы выживает на глубине, где ее трудно достать.

Тип Моллюски

Класс Брюхоногие

Кейсы по зоологии 7 класс









ассимметричные;

отделы тела - голова, туловище, нога;

морские, пресноводные, наземные, медленно передвигаются;

легкие, двухкамерное сердце, гермафродиты

Кейсы по зоологии 7 класс

Не только некоторые растения могут осуществлять фотосинтез. Морской слизень Elysia chlorotica, который живет только за счет глюкозы, получает его из хлоропластов водорослей Vaucheria litorea. Этот моллюск добивается этого, ассимилируя хлоропласты прямо в клетки своего пищеварительного тракта, а после этого процесса начинается фотосинтез: геном кодирует белки, которые необходимы хлоропластам, а взамен он получает синтезируемую глюкозу.

Тип Моллюски

Класс Головоногие







симметричные; отделы тела - голова, щупальца;Кейсы по зоологии 7 класс

морские, активно передвигаются реактивным способом;

жабры, трехкамерное сердце,

раздельнополые

Кейсы по зоологии 7 класс

Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) - гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые Architeuthis dux смогли ученые Японии.

Подведение итогов урока:

Ответьте на вопросы:

  1. Моллюски - …..

  2. Основными классами моллюсков являются …

  3. Наука, изучающая моллюсков - …

  4. Наука, изучающая раковины моллюсков - …

Рефлексия

Домашнее задание

§ 11, 12;

ответить на вопрос: Сигнальная верёвка с тяжёлым камнем на одном конце, корзина, деревянное копьё. Кому и для чего служило такое снаряжение?










2. Классы рыб» 7 класс

Кейс

Скушав блюдо из этой рыбы или ее ближайших родственников,
можно расстаться с жизнью, поэтому наши рыбаки их не ловят. В Японии же они являются, пожалуй, самым большим деликатесом. Готовить их повара учатся многие годы, а затем сдают особый экзамен.
Вот портрет одной из них:

Кейсы по зоологии 7 класс


Задания:

  1. Как по-русски называются эти рыбы?

  2. Каковы отличительные признаки рыб?

  3. Назовите основные классы рыб, их особенности.

  4. Какие виды рыб, обитающие в наших водоемах, вы бы не рекомендовали для хозяйственного использования?

Информационный материал

§21 стр. 97 - 102 7 класс

Рыбы (лат. Pisces) - надкласс водных позвоночных животных. Для рыб характерно жаберное дыхание. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей. Имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу.

Размеры современных рыб варьируют от 7,9 мм (Paedocypris progenetica) до 20 м (китовая акула). В мире известно (на 5 августа 2013 г.) 32 834 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.

Изучению рыб посвящён раздел зоологии - ихтиология.

Происхождение и эволюция рыб

Считалось, что наиболее древние известные бесчелюстные животные, напоминающие рыб, известны из раннего ордовика (около 450-470 миллионов лет назад). Однако в 1999 году в китайской провинции Юньнань были найдены окаменелости рыбообразного существа из группы бесчелюстных возрастом около 530 миллионов лет (ранний кембрий). Возможно, подобные формы были предками всех позвоночных.

Отличием первых рыб от бесчелюстных стала челюсть, производное одной из жаберных дуг. Кроме челюстей, рыбы имеют парные плавники, внутреннее ухо с тремя полукружными каналами и жаберные дуги. Хрящевые рыбы появились на рубеже силура и девона, около 420 миллионов лет назад, и достигли расцвета в карбоне. Костные рыбы обитают в мировых океанах как минимум с девона; не исключено, что они существовали уже в силуре. Guiyu oneiros - самая ранняя известная костная рыба.Кейсы по зоологии 7 класс

Ныне живущие рыбы представлены двумя классами: хрящевые рыбы (Chondrichthyes) и костные рыбы (Osteichthyes).

Анатомия и физиология

За редкими исключениями, внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей (у некоторых рыб чешуя отсутствует). Эпидермис у рыб неороговевающий. Железы в эпидермисе секретируют мускусоподобный секрет, который защищает внешние покровы животного.

Костистым рыбам присуще несколько разных типов чешуи. Для ископаемых кистеперых и двоякодышащих рыб, а также для современных кистеперых рыб характерна космоидная чешуя. Чешуя настоящих костистых рыб называется эласмоидной и делится на две разновидности: ктеноидную (зубчатую) и циклоидную (округлую) на основании формы внешней кромки. Окраска рыб может варьировать в очень широких пределах: от однотонной практически всех возможных цветов до маскировочной «камуфляжной» или, наоборот, подчеркнуто яркой «предупреждающей».Кейсы по зоологии 7 класс

В отличие от наземных позвоночных, череп рыб содержит более чем 40 костных элементов, которые могут двигаться независимо. Это позволяет осуществлять вытягивание челюстей, раздвигание челюстей в стороны, опускать жаберный аппарат и дно ротовой полости.

Мурены обладают двумя парами челюстей. Вторая пара, называемая глоточной, находится позади черепа. Хотя внутренние челюсти не выходят за пределы внешних, они помогают более крепко ухватить добычу.

Кейсы по зоологии 7 класс

Виды хвостовых плавников рыб.

Движущая сила при плавании рыб создаётся плавниками: парными (грудные и брюшные) и непарными (спинной, анальный, хвостовой). Присоединённые к основным лучам мышцы могут разворачивать или свертывать плавник, изменять его ориентацию или генерировать волнообразные движения. Хвостовой плавник, который у большинства рыб является основным движителем, поддерживается набором специальных сплюснутых костей и ассоциированных с ними мышц в дополнение к боковым мышцам туловища.

Позвоночник рыб состоит из отдельных, не сращённых позвонков. Позвоночник делится на два отдела - туловищный и хвостовой. От позвонков, которые находятся в туловище, в стороны отходят рёберные отростки, к которым прикрепляются рёбра. В хвостовом отделе позвоночника боковых отростков на позвонках нет.

Плавники у рыб служат главным образом для активного плаванья в качестве основных движителей, для стабилизации положения и маневрирования в толще воды, а также для опоры и хождения по грунту. У некоторых рыб могут отсутствовать брюшные, а в редких случаях - и грудные плавники.

Плавание рыб осуществляется благодаря сокращению мышц, которые объединены сухожилиями с позвоночником. В целом мускулатура рыб представлена двумя типами мышц. «Медленные» мышцы используются при спокойном плавании. Такие красные мышцы могут долго не утомляться, и потому используются при длинном монотонном плавании. В отличие от красных, «быстрые» белые мышцы способны к быстрому, но кратковременному сокращению. Они используются при быстрых внезапных рывках, но быстро утомляются.

Электрические токи, которые генерируются при сокращении мышц, используются слонорылом как коммуникационный сигнал; у электрических скатов электрические импульсы, генерированные видоизмененными мышцами, используются для поражения других животных.

Головной мозг рыб принято делить на три большие части: передний, средний и задний мозг. Передний мозг состоит из конечного мозга и промежуточного мозга. Задний отдел подразделяется на собственно задний мозг (к нему относится мост и мозжечок) и продолговатый мозг. Таким образом, у рыб, как и у других позвоночных, имеется пять отделов головного мозга (спереди назад): конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый.

Спинной мозг проходит внутри нервных дуг позвонков по всей длине позвоночника рыбы. Кейсы по зоологии 7 класс

Глаза рыб по своему строению очень схожи с глазами других позвоночных. Важное отличие глаза рыб от глаза млекопитающих заключается в том, что для аккомодации рыбы не изменяют кривизну хрусталика, а приближают его к сетчатке или отдаляют от неё. Структура сетчатки у рыб варьирует в зависимости от места их обитания: у глубоководных видов глаза приспособлены для восприятия света преимущественно красной части спектра, а рыбы, которые живут на мелководье, воспринимают более широкий спектр. У некоторых глубоководных рыб, как, например, у жемчужноглазовых, глаз имеет телескопическое строение, позволяющее улавливать в сумеречной зоне океана самый минимальный свет. Имеются также много видов слепых рыб - морских глубоководных или пресноводных «пещерных» (подземных) рыб, утративших полностью или частично функцию зрения.

Обоняние и вкус позволяют рыбам ориентироваться в химическом составе окружающей среды. Способность рыб к ощущению химических сигналов хорошо иллюстрируют лососи, которые, идя на нерест из моря к речным системам, определяют по запаху воды именно тот ручей или реку, в котором когда-то сами вышли из икры. Обонятельные рецепторы рыб расположены в ноздрях.

У рыб один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Кровеносная система замкнутая, транспортирует кровь от сердца через жабры и ткани тела. В отличие от сердца других позвоночных, сердце рыб не приспособлено для разделения (даже частичного) обогащенной кислородом крови (артериальной) от необогащённой (венозной).

Основным органом газообмена рыб являются жабры, которые расположены по сторонам ротовой полости. У костистых рыб они закрыты жаберной крышкой, у других классов - свободно приоткрываются наружу. Во время вентиляции жабр вода попадает в ротовую полость через рот, а потом проходит между жаберными дугами и выходит наружу из-под жаберных крышек.

Пищу захватывают и удерживают зубами, находящимися во рту. Изо рта через глотку, и, далее, через пищевод, пища попадает в желудок, где подвергается обработке ферментами, содержащимися в желудочном соке. После желудка пища попадает в тонкую кишку с протоками печени и поджелудочной железы, а оттуда через анальное отверстие или клоаку, у некоторых видов, выводятся наружу непереработанные остатки пищи.

Рыбам присущ широкий спектр пищевых объектов и способов питания. В целом все рыбы могут быть разделены на травоядных, хищников и всеядных. Многие виды рыб изменяют тип питания на протяжении жизни: например, в молодом возрасте питаются планктоном, а позже - рыбами или крупными беспозвоночными.

Поддержание низкой концентрации солей в организме хрящевых рыб осуществляется благодаря выделению солей почками, а также специализированной ректальной железой, которая соединяется с пищеварительным трактом. Ректальная железа концентрирует и выводит как ионы натрия, так и хлорид-ионы из крови и тканей организма.

У некоторых видов очень ярко выражены вторичные половые признаки, и наблюдается половой диморфизм. Эти характеристики вторичных половых признаков обычно проявляются только одним полом (в большинстве случаев - самцами), не относятся к половому созреванию, могут интенсифицироваться на протяжении брачного сезона, не оказывают содействие индивидуальному выживанию. Вторичные половые признаки могут проявляться в виде различий в размерах тела, частей тела (например, удлинённые плавники), строения тела (например, выросты на голове), расположении зубов, окраске, а также встречаются в виде отличий между акустическими, химическими, электрическими и другими характеристиками самцов и самок.

При яйцерождении мужские и женские гаметы вымётываются в воду, где происходит оплодотворение. Иногда оплодотворение может быть и внутренним (как у скорпен и американских сомов), но самка после этого вымётывает оплодотворенную икру. На протяжении развития зародыш использует как желток яйца, так и имеющиеся в яйце капли жиров.

При яйцеживорождении яйца все время находятся в организме самки, оплодотворение внутреннее. Несмотря на нахождение яиц в теле самки, между материнским организмом и зародышем не возникает плацентарного контакта или контакта кругов кровообращения. Вместе с тем зародыш во время своего развития питается запасами питательных веществ, которые имеются в яйце. Мальки выходят из яиц внутри материнского организма, после чего немедленно выходят наружу. Наиболее известные рыбы, которым присуща такая форма размножения - широко распространённые в аквариумах гуппи и меченосцы. Также данная форма размножения характерна для латимерии.

Размножение в форме живорождения во многом подобно яйцеживорождению, но при этом между яйцом и материнским организмом возникает плацентарный контакт, или контакт между их кругами кровообращения. Таким образом, эмбрион при развитии получает необходимые питательные вещества из организма матери. Наиболее обычна данная форма размножения для акул, но она присуща также и некоторым костистым рыбам - например, жителям горных водоёмов из семейства Goodeidae и представителям семейства Embiotocidae.

Нехарактерная для рыб забота о потомстве наблюдается преимущественно у видов в приливно-отливной зоне, в узких заливах и бухтах, а также в реках и озёрах.

Самец пятнадцатииглой морской колюшки сооружает своеобразное гнездо из кусочков водорослей, скрепляя их специальным секретом. Потом он загоняет в гнездо самок, которые откладывают икру, а самец остаётся охранять икру и молодь. Самка горчака может вытягивать своеобразный яйцеклад в длинную трубку и откладывает икру в мантийную полость пресноводных двустворчатых моллюсков. Самец выпускает сперму рядом с моллюском, и когда тот захватывает корм, втягивая в себя воду, икра оплодотворяется.Кейсы по зоологии 7 класс

Особое приспособление имеется у самца австралийского гулливерова куртуса. Самец вынашивает икринки у себя на лбу. Гроздья икринок, прикреплённых клейкими нитевидными выростами с обоих концов, крепко удерживаются крючком, образованным лучами его спинного плавника.

Сложное поведение, связанное с заботой о потомстве, развилось у морских игл и морских коньков. Обитающие в бассейне реки Амазонки дискусы выкармливают малька выделениями на боках.

В настоящее время рыбы - господствующая группа животных в водных биоценозах. Наряду с китообразными, они завершают цепи питания.

По местам обитания различают морских, пресноводных и проходных рыб. Многие виды содержатся в неволе - в аквариумах. Содержание и разведение аквариумных рыб в некоторых случаях помогает сохранить редкие виды, вымирающие в исконных местах обитания.

В экономическом отношении значительную роль играет рыболовный промысел. Другой отраслью является торговля декоративными рыбами. И то, и другое способно ставить под угрозу популяции тех или иных видов. Другими угрозами являются загрязнение воды, перегорождение рек, потепление, интродуцирование чужих видов, а также высыхание рек.

Собаки-рыбы или фугу

Фу́гу (яп. 河豚 :ふぐ) - блюдо японской кухни из некоторых видов ядовитых рыб семейства иглобрюхих (Tetraodontidae), содержащих яд тетродотоксин. Также часто «рыбой фугу» называют множество видов рыб этого семейства. В Японии фугу считается деликатесом и пользуется большой популярностью. Кейсы по зоологии 7 класс

Фугу - традиционное блюдо японской кухни. Чаще всего для приготовления фугу используется рыба вида бурый скалозуб (Takifugu rubripes). В любом случае рыба, из которой готовится блюдо, содержит смертельную дозу тетродотоксина, концентрация которого должна быть уменьшена до допустимой в процессе приготовления. Фугу считается деликатесом, её употребляют с целью «пощекотать себе нервы».

Приём в пищу неправильно приготовленного фугу может быть опасен для жизни. Поэтому для приготовления фугу в специальных ресторанах, начиная с 1958 года, японским поварам приходится пройти специальное обучение и получить лицензию. В прошлом в Японии существовала традиция, согласно которой в случае отравления фугу повар, приготовивший блюдо, должен был его также съесть (либо совершить ритуальное самоубийство).

На протяжении долгого периода в Японии запрещалось употреблять фугу в пищу и даже существовал запрет на вылов рыбы фугу. Аналогичные запреты действуют сейчас в некоторых странах Юго-Восточной Азии, впрочем, они не всегда эффективны. Так, несмотря на запрет рыбы фугу в Таиланде с 2002 года, её до сих пор можно приобрести на местных рынках.

Японцы почитание сей рыбки возвели в некий культ. В честь рыбы фугу в Токио установлен памятник, а в Осаке в одном из храмов ей установлен надгробный камень. Так же из фугу делают различные поделки.
Японцы уверяют, что «тот кто ест фугу - глупец, но и тот, кто не ест - тоже». Умереть от яда фугу - достойная по японским меркам смерть.

Самые ядовитые и опасные для человека рыбы

Самых опасных рыб можно разделить на 4 группы по способу их воздействия на человека: кусающие, наносящие травмы колючками или шипами, вызывающие пищевые отравления и электрические рыбы, которые воздействуют током. Несколько особняком стоят летучие рыбы, манта и некоторые другие скаты, меч-рыба. Эти рыбы иногда на большой скорости налетают на лодки, и при этом могут их перевернуть или сломать, при этом и ранить людей.Кейсы по зоологии 7 класс

Особое место среди опасных рыб занимают тонкие как нитка южноамериканские пресноводные сомике-кандирy, которые способны пролезть во все мыслимые отверстия в теле, даже в мочеполовой канал, а это уже грозит жизни атакованного сомиками человека, так как для извлечения кандиру требуется операция в стационаре.

Акулы - самые известные из опасных рыб. Первое известное изображение нападения акулы (видимо, большой белой) на человека датируется 725 годом до н. э. Из примерно 350 видов акул лишь немногие по-настоящему опасны. Кейсы по зоологии 7 класс

Скорпеновые - скорпена, рыба-зебра и другие - и жабовик. Скорпеновые - семейство, в котором почти все виды вооружены колючками. Самый известный вид - это, конечно, 40-сантиметровая скорпена, давшая название семейству. Эта уродливая рыбина - осёдлая, обтекаемой формы ей не надо, и она, как морской чёрт, обросла маскирующими выростами. Потому она незаметна как добыче, так и врагам. Опасна скорпена ядовитыми шипами, покрывающими её жаберные крышки и плавники. Человек, нечаянно наступивший на скорпену, может получить смертельное либо очень сильное ранение. Интересно, что скорпены - очень быстрые охотники, хватающие добычу за ТЫСЯЧНЫЕ доли секунды. Кейсы по зоологии 7 класс

Скатов-хвостоколов приблизительно 30 видов. Водятся хвостоколы и у нас, в Чёрном море (обычный морской кот). У основания хвоста хвостоколов есть шип или несколько шипов, имеющий(е) ядовитые железы. Эти шипы могут достигать примерно 30 см. Хвостоколы могут нанести сильные, порой смертельные ранения. Некоторые хвостоколы обитают в Амазонке и её притоках. Там они делают в дне углубления, в которых и лежат, замаскировавшись и забросав себя песком. Этим они особенно опасны, поскольку люди часто вполне сознательно идут купаться в такие на вид напоминающие ванны удобные места, как те, где лежат хвостоколы.Кейсы по зоологии 7 класс

Электрические скаты составляют особый отряд, включающий 3 семейства и около 36 видов. Они живут в прибережных водах Атлантического и Индийского океанов. Напряжение электрического заряда - от 8 в до 220 в, электрические органы занимают немало места на спине рыбы. После удара человеку приходится испытывать не самые приятные ощущения - помимо жуткой боли, его тело бьёт дрожь.

24


© 2010-2022