Урок на тему: «Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы»

"Описание материала: Урок биологии по данной теме состоит из трех работ: «Влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга», «Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя» и «Состояние артериального давления в динамическом состоянии и покое». Учащиеся в парах должны проделать ряд экспериментов, в ходе которых проследят, как влияет мышечная нагрузка на физическое состояние человека. Предполагается, что школьники могут определять место пульса и измерять е...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии на тему: "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы и мой уровень физического развития"

Цели:

•учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;

•экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физического развития;

•систематизировать знания учащихся по теме с аналитическими выводами.

Оформление занятия: плакаты, несущие информацию из серии "А знаете ли вы?" и вспомогательные (приложения)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Во вступительной речи учителя сообщается, что на этом занятии учащимся предлагается проделать ряд экспериментальных работ по выяснению влияния мышечной нагрузки на здоровье человека и что для этого впереди у них 3 работы. Работа проводится в парах, и на каждый рабочий стол раздаются листы с указанием методики выполнения данных работ. Также предполагается, что учащиеся имеют навыки по нахождению и определению пульса, его измерению, а также умеют работать с тонометром и фонендоскопом.

Работа № 1. Влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга

Оборудование: резиновый жгут, секундомер, ручки, карандаши, линейки.

Из основного курса физиологии человека ребятам известно, что работа мышц имеет непосредственное отношение к кровообращению. Мышцы при динамической активности поочередно сдавливают и расслабляют вену, проталкивая кровь вперед, т.к. венозные клапаны препятствуют обратному току крови. Если сдавить поверхностные вены резиновым жгутом, то в них будет накапливаться кровь и рельеф вен четко обозначится под кожей. В задачу входит определить, когда кровь в венах будет накапливаться быстрее - при покоящихся мышцах или при работе.

Ход работы:

1) Перетянуть предплечье резиновым жгутом примерно в средней его части и включить секундомер. Когда рельеф вен обозначится четко, засеките время наполнения вен.

2) Повторите опыт, сжимая и разжимая кисть. Это надо делать в умеренном темпе.

3) Сделать несколько (более 5) измерений в покое и при нагрузке (поочередном сжимании и разгибании кисти).

4) Если получатся отрицательные результаты, дать объяснения (ошибки в вычислениях, технике опыта и т.д.).

5) Результаты занести в таблицу:

Действия

Средние значения

1. Время наполнения наружных вен предплечья в состоянии покоя.

2. Время наполнения этих же вен при работе кистью.

Вывод оформить, например, в виде… кровь в венах накапливается быстрее в венах в состоянии….

"Информационная пауза"- зачитывается содержание плаката

«…а знаете ли Вы, что в ходьбе участвуют 80 мышц!

…самая длинная кость в скелете - бедренная, самая маленькая - стремечко.

…в человеческом теле 639 мышц, что составляет 40% от всей массы тела.

…самая большая мышца - ягодичная, а маленькая (0,3 см) прикреплена к стремечку».

Работа № 2. "Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя"

Оборудование: секундомер, ручки, карандаши, линейки.

Эта работа называется функциональной сердечно-сосудистой пробой. Так как величина такой реакции медикам-гигиенистам известна, то, сопоставляя с ней полученные данные, мы можем судить о физическом состоянии человека. Дозировка - нагрузка любая, не только физическая. Даже можно исследовать реакцию организма на определенные пищевые вещества, облучение, холод, тепло. Данная работа позволит определить влияние физической нагрузки на частоту сердечно-сосудистых сокращений.

Ход работы:

1. Измерить частоту пульса в покое. Сделать 3-4 измерения по 10 секунд. Найти среднее значение и умножить на 6.

2. Сделать 20 приседаний.

3. Быстро сесть и просчитать число пульсовых ударов в первые 10 секунд, затем последующие 10 секунд пропустить и в следующие 10 секунд опять провести измерения. Так чередуйте 10 секунд - интервалы измерения с 10 секундами пропусками, пока пульс не достигнет величины, характерной для состояния покоя. Каждое из полученных чисел умножьте на 6 (число сокращений в минуту).

4. Данные занести в таблицу:

Число сердечных сокращений в состоянии покоя

Число сердечных сокращений после нагрузки

Временные периоды (в секундах)

1-я проба

2-я проба

3-я проба

4-я проба

5-я проба

Среднее значение

1-10

20-30

40-50

60-70

80-90

90-110




5. На основе данных таблицы составьте график: время отложите по оси абцисс, а число сердечных сокращений по оси ординат, число сердечных сокращений в состоянии покоя отметить горизонтальной линией.

6. Ответьте на следующие вопросы:

а) Во сколько раз увеличилось число сердечных сокращений после нагрузки?

б) За какое время сердечная деятельность возвращается к исходному уровню?

в) Опускается ли кривая ниже горизонтальной линии?

После выполнения этой работы обращаем внимание учащихся на плакат с информацией «…если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось в 1,3 раза и меньше, то хорошие показания;

Если более, чем в 1,3 раза - относительно посредственные показания (недостаточность движений, гиподинамия).

В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше - очень хорошо, позже - посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние».

Работа № 3. "Состояние артериального давления в динамическом состоянии и покое"

Оборудование: тонометры и фонендоскоп, ручки.

Ход работы:

1. Измеряют артериальное давление вначале в состоянии покоя, записывают значение.

2. Сделать 20 приседаний и сразу измерить артериальное давление, записать значение.

Арт. давление в покое

Арт. давление после приседаний

3. Ответить письменно на вопрос: как изменяются верхнее и нижнее значения давления?

Свои ответы ребята сравнивают с информацией плаката

«…у тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее - нет!

Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности».

Заключение: ребят просят еще раз взглянуть на свои выводы ко всем проделанным работам. Актуализация вопроса: все ли у меня благополучно со здоровьем?

© 2010-2022