Конспект урока по биологии на тему Витамины (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему Витамины (8 класс)Конспект урока по биологии на тему Витамины (8 класс)Урок по биологии в 8 классе по теме:
"Витамины"

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, пакетированные соки, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные карточки для проведения лабораторной работы.

Методы и методические приемы: беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, работа, работа в группах, лабораторная работа, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку:

за несколько дней до проведения урока учащиеся класса делятся на группы по 4 - 5 человека. Учащиеся класса делятся на группы, по количеству изучаемых витаминов: А, В, РР, С, Д, Е, К. (вытягивают по жребию)

Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

- Что помогает нам сохранить здоровье?

- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

- Какие питательные вещества содержатся в пище?

- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

( ответы учащихся)

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». (Б.Шоу)

Какой смысл Б. Шоу вкладывает в эти слова?

(Ответ учащихся: Мы, наверное, будем сами что то делать, чтобы получать знания)

Мы сегодня будем заниматься исследованием чтобы получать и закреплять знания.

Мне недавно один из моих учеников задал интересный вопрос? Ответ на него дадут ученики старшего класса, которые занимаются в научном обществе нашей школы. Внимание на экран!!!

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам запас провианта, ружья и порох на всякий случай.

( выходит ученик в белом халате)

Ну что ж я могу объяснить данную болезнь, которая уносила жизни людей и была неизвестной несколько столетий назад. Лагерной болезнью называли моряки заболевание которое сейчас называется цинга и лекарство было найдено, оно оказалось простым.

А знаете вы продолжение данной истории?

Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было изумление, когда встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоровляющий». А от гибели моряков спасли фрукты, в изобилии содержащие витамины. Они и стали лекарством от цинги.

Тема урока «Витамины».

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока на основе нашего девиза?!

Цель: формирование понятия витамины, выяснение роли витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Сегодня мы познакомимся с азбукой, но необычной с «Азбукой витаминов». Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода, а так же и витамины, однако витамины были открыты не так давно.

Познакомимся с историей открытия данных веществ.

Выступление учеников

1)В 1881 г. русский врач Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни.

2)Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин, т.е. амин жизни, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу.

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамины - биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ. В настоящее время известно более 80 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т. д. Некоторые из них образуют группы, н-р, витамины группы В. Для того, чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру, например витамин В1, В12.

Все витамины делятся на 2 большие группы водорастворимые и жирорастворимые.

Витамины



Водорастворимые Жирорастворимые


водорастворимые

жирорастворимые

С

А

В2

Д

В12

Е

В1

При нарушении баланса витаминов в организме возможны нарушения обмена веществ.

Познакомимся поближе с витаминами и их ролью для организма, дадим характеристику им. У вас на столах имеются карточки с таблицей как на слайде, пользуясь учебником (параграф 38, стр. 154 -155) или интернетом нужно будет заполнить эту таблицу, а под лотками у вас лежит карточка витамина, который вы должны охарактеризовать.

Работа в группах нужно изучить свой витамин и заполнить таблицу ( каждая группа получает свой витамин)

Характеристика витаминов

Витамин

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А

В

С

D

PP

E

K



Проверяем работу в группах (выступление учащихся)

- Какой витамин самый важный для организма человека?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека.

Данные таблицы вы вложите в тетради, дома их вы вклеите в тетрадь и заполните все остальные витамины.

Звучит музыка из передачи Контрольная закупка. Выходят два ученика.

- Здравствуйте! Это Контрольная закупка и в центре нашего внимания сегодня содержание витамина С в пакетированных и свежевыжатых соках.

- Для этого исследования была произведена закупка пакетированных соков торговых марок Фруктовый сад, Фруктоняня, Я и свежевыжатого сока лимона и сока яблока.

Учитель:

- А теперь представим что мы в исследовательской лаборатории и проведём лабораторную работу. У вас на столах инструкции о проведении работы, такая же инструкция и у меня на слайде, ознакомимся с ней! ( читают инструкцию)

А теперь приступаем к исследованию.

Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

"Определение витамина С"

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон (сок) и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.

4. Сделайте вывод.

( Представители групп выходят и показывают результаты опыта)

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, яблочном соке;

  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь - разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин - разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики - разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция



  • Гиповитаминоз - витаминная недостаточность, возникающая при недостаточном поступлении витаминов в организм.

  • Авитаминоз - заболевание, являющееся следствием длительного отсутствия каких-либо витаминов или витамина.

  • Гипервитаминоз - интоксикация, вызываемая приемом резко повышенных доз витаминов А и D (в отношении других витаминов неизвестна).

Итак, мы познакомились с разнообразием витаминов и их значением для организма, изучили их свойства, сравнительную характеристику. Исходя из полученных знаний, давайте сформулируем определение витаминов.

«Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме».

Домашнее задание:

-Параграф 37;

- Закончить таблицу;

-Найти рецепт самого витаминизированного салата.

На этом мы заканчиваем наш урок.

И в заключение нашего урока оцените работу каждого обучающего в группе, выставив оценку .

Спасибо всем за урок!

Авитаминоз - полное отсутствие витаминов в организме;

Гиповитаминоз - недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз - избыточное содержание витаминов в организме.



Сохранность витамина С при кулинарной обработке блюд

Блюдо

Сохранность витамина (%)

Капуста варёная (через час после начала варки)

50

Щи, простоявшие на горячей плите 3 ч.

20

Щи, простоявшие на горячей плите 6 ч.

10

Щи из кислой капусты (варка 1 ч)

50

Капуста тушёная

15

Картофель, варёный в кожуре

75

Картофель, варёный очищенный

60

Картофельное пюре

20

Суп картофельный

50

Суп картофельный, простоявший на горячей плите 3 ч.

30

Суп картофельный, простоявший на горячей плите 6 ч.

следы

Морковь отварная

40

Витамины - это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.



© 2010-2022