- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс по биологии для 10 класса Генетика
Элективный курс по биологии для 10 класса Генетика
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Святкина И.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Левженская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.
«Утверждено»
Решение педсовета
от «__»_____20___ г.
Протокол № ___
Приказ № ____
От «___»______20___г.
Директор школы
_________ / Л.Я. Кузьмина/
«Согласовано»
Заседание Метод. совета
Протокол № ___
От «___»_______20___ г.
Зам. директора по УВР
_________ /О.Ф. Яушева /
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________ 20____г.
________ /Л.И. Мокшина/
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«Генетика»
на 2015 - 2016 учебный год
в 10 - ом классе
Составитель:
Святкина Ирина Владимировна,
учитель биологии и химии
с. Левжа 2015г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ
«Генетика».
Пояснительная записка.
Курс «Генетика» ( 18 часов) является продолжением темы «Основы генетики» школьного предмета биология. Курс предназначен для учащихся профильных классов средних школ, гимназий естественнонаучного и медико-биологического направления, а также учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии в 9 классе, и поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
В процессе занятий учащиеся должны научиться искать и анализировать информацию по определенным вопросам, совершенствовать умения подготовки и защиты проектов. Предлагается совместная работа учеников по получению знаний (диалоговая, групповая, коллективная), что развивает коммуникативную компетентность учащихся.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний по генетике, их закрепление путем защиты проектов.
Задачи курса:
● ознакомить учащихся с основными этапами становления генетики;
● расширить и углубить знания о гене, мутациях;
● формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний биологии;
● создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;
● формировать умения и навыки проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
● работать с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами;
● работать с микроскопом;
● делать временные микропрепараты;
● проводить анкетирование и обработку анкет;
● выдвигать гипотезы;
● представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков, презентаций;
● интерпретировать результаты эксперимента;
●делать выводы;
● обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ
«Генетика».
Содержание курса.
Введение (1 ч).
Предмет генетики. История развития генетики.
Методы генетических исследований.
Задачи генетики, ее значение в медицине, сельском хозяйстве.
Место генетики в системе биологических наук.
Тема 1. Дискретная природа наследственности (4 ч).
Занятие 1. Наследственность и изменчивость - два свойства живого. (Эвристическая беседа.)
Занятие 2. Мендель и его роль в становлении генетики как науки. (Эвристическая беседа. Демонстрация фрагмента фильма «Законы Менделя».)
Занятие 3. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ расщепления и обнаружение закона независимого наследования признаков. (Эвристическая беседа. Решение задач.)
Занятие 4. Ген как еденица наследственности.
Тема 2 . Локализация генов в хромосомах клетки (5 ч).
Занятие 1. Изучение сцепленного наследования. (Беседа).
Занятие 2. Локализация генов в хромосомах. (Беседа).
Занятие 3. Выявление нарушения сцепления генов, находящихся в одной хромосоме. (Беседа. Решение задач.)
Занятие 4. Конъюгация хромосом, природа кроссинговера. (Эвристическая беседа).
Занятие 5. Линейное расположение генов в хромосоме. (Беседа. Составление генетических карт.)
Тема 3. Сложная структура гена, ген как единица функции (4 ч).
Занятие 1. Ген как единица мутации, кроссинговера и функции. (Беседа).
Занятие 2. Множественный аллелизм - существование одного гена в нескольких формах. (Эвристическая беседа).
Занятие 3. Биохимические основы наследственных аномалий. (Эвристическая беседа).
Тема 4. Химическая природа гена и генетическая регуляция синтеза белков (4 ч).
Занятие 1. Код наследственности, история его открытия. (Беседа).
Занятие 2. Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков и проблема искусственного синтеза гена. (Беседа).
Занятие 3. Механизмы регуляции синтеза белка . (Обобщающая беседа.)
Итоговое занятие. Конференция по теме «Генетика»
(защита рефератов).
Литература.
1.Бочков Н.П.Генетика человека.Наследственность и патология.-М.:Медицина, 1978.
2.БелянинаС.И.СигареваЛ.Е.Генетика человеч популяций.-Изд-во саратов. ун-та, 1991.
3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. - М. Мир, 1990.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ
«Генетика».
Тематический план. (18 часов)
№
Тема занятия.
Кол-во часов
дата
1.
Введение. Предмет генетики.
1
Тема 1. Дискретная природа наследственности.
4
2.
1. Наследственность и изменчивость -
свойства живого.
1
3.
2. Мендель и его роль в становлении
генетики как науки.
1
4.
3. Моногибридное и
дигибридное скрещивание.
1
5.
4. Ген как единица наследственности.
Решение задач по теме:
«Моногибридное и дигибридное скрещивание».
1
Тема 2. Локализация генов в хромосомах.
5
6.
1. Изучение сцепленного наследования.
1
7.
2. Локализация генов в хромосомах.
1
8.
3. Выявление нарушения сцепления генов, находящихся в одной хромосоме.
1
9.
4. Коньюгация хромосом,
природа кроссинговера.
1
10.
5. Линейное расположение генов в хромосоме.
1
Тема 3. Сложная структура гена, ген как единица функции.
4
11.
1. Ген как единица мутации,
кроссинговера и функции.
1
12.
2. Множественный аллелизм.
1
13-14.
3. Биохимические основы
наследственных аномалий.
2
Тема 4. Химическая природа гена.
3
15.
1. Код наследственности, история его открытия.
1
16.
2. Механизм синтеза белка, искусственный синтез белков, проблемы искусственного синтеза.
1
17.
3. Механизмы регуляции синтеза белка.
1
18.
Итоговое занятие. Конференция по теме «Генетика»
(защита рефератов).
1