Обобщающий урок по теме Птицы

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме: Птицы».

(экземпляр для судейской комиссии)


Наш урок называется « Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке - торг и товар. Ваш товар - знания, которые вам надо выгодно продать. Команда, лучше других продавшая свои знания, станет победителем.

На каждой ярмарке есть торговые ряды, и наша ярмарка в этом не является исключением. Наши торговые ряды носят следующие названия:

  • Торговый ряд «Третий лишний»

  • Торговый ряд «Почемучка»

  • Торговый ряд «Нужно подумать»

  • Торговый ряд «Черный ящик»

  • Торговый ряд «Загадочный»

«Третий лишний»

(каждый правильный ответ - 1 балл)

Перед вами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком, но одна птица в каждой группе не имеет этого признака, следовательно, является «лишней». Определите, Кто «лишний» в каждой группе и объясните свой ответ.

  1. Сова, кречет, коршун

(Ответ: сова - ночной хищник, а кречет и коршун относятся к отряду дневных хищников)

  1. Филин, цапля, сплюшка

(Ответ: филин и сплюшка - совы, а цапля - отряд Голенастые)

  1. Иволга, соловей, фазан

(Ответ: иволга и соловей - певчие, отряд - Воробьинообразные; фазан - отряд Куриные)

  1. Стриж, дятел, ласточка

(Ответ: хотя они все относятся к разным отрядам, тем не менее, стриж и ласточка ловят насекомых на лету)

  1. Глухарь, тетерев, скворец

(Ответ: глухарь и тетерев - промысловые птицы отряда Куриные, скворец - отряд Воробьинообразные)

«Почемучка»

( полный, правильный ответ-4 балла, правильный, но не полный - 2 балла)

1. Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит поводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

Н. Рубцов

Что является наиболее страшным для птиц: холод или голод? Ответ обоснуйте.

(Ответ: перьевой покров и высокий уровень обмена веществ - надежная защита от холода. Но для поддержания необходимого уровня обмена веществ необходимо много пищи. Много энергии тратится и во время полета. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод)

2. Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

(Ответ: организм насекомого содержит больше воды, чем сухое семя, поэтому зерноядные птицы пьют чаще)

3.Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке?» Ответ обоснуйте.

(Ответ: Верно .Птицы не имеют зубов, следовательно, функцию перетирания пищи у них выполняет зоб и мускулистый отдел желудка.)

4. Может ли перо птицы быть индикатором чистоты атмосферного воздуха? Ответ обоснуйте.

(Ответ: перья адсорбируют в себе различные примеси, содержащиеся в воздухе. Химический анализ пера показывает уровень загрязненности воздуха)

5.Еще светло перед окном

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет… А. Фет

Зачем воробьи принимают «песочные ванны»?

(Ответ: купание воробьев в «песочных ваннах» помогает им избавиться от паразитов - блох, вшей, пухоедов, клещей, которые обитают на поверхности кожи и перьев)

«Нужно подумать»

(правильный ответ - 1 балл)

Названия каких птиц зашифрованы в ребусах?

1.

Обобщающий урок по теме Птицы(чайка)

2.

Обобщающий урок по теме Птицы(дятел)

3.

Обобщающий урок по теме Птицы (снегирь)

4.

Обобщающий урок по теме Птицы(воробей)

5.

Обобщающий урок по теме Птицы(сорока)














«Обобщающий урок по теме ПтицыЧерный ящик»

(правильный ответ - 5 баллов)

На листе в определенном порядке проставлены пронумерованные точки. Также на листе присутствуют вопросы. Ваша задача выбрать правильные утверждения и соединить все точки в получившейся последовательности.


1. Все птицы способны к полету (6-17-4-21)

2.Птицы - самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных (1-18-7-4)

3. Предком современных птиц был археоптерикс (2-15-12-4)

4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов (3-17-20-13)

5. Воздушные мешки птиц - часть их дыхательной системы

(13-2-11-8)

6. Птицы обладают цветным зрением (19-9-14-6)

7.Все птицы строят гнезда (5-21-16-8)

8.Тело птиц покрыто перьями (19-21-16-1)

9. Основное значение воздушных мешков - уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

(3-14-18-20)

10. Передние конечности у всех птиц видоизменены в крылья (8-12-5-8)

11.У всех птиц трехкамерное сердце (11-2-18-6)

12. Быстрее всех летает (до 170-180 км/ч):

а) ласточка береговая (10-8-20-5)

б) мухоловка-пеструшка (2-18-16-10)

в) стриж иглохвостый (6-10-15-3)

г) ласточка деревенская (19-12-1-3)

13.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми (13-2-17-9)

14. Крупнейшей птицей мировой фауны (масса до 135-150кг., высота до 270см) является:

а) эму (6-20-5)

б) страус африканский (4 -22-8)

в) дрофа Кори (19-3-4)

г) казуар шлемоносный (13-20-6)

Правильная последовательность:

(1-18-7-4)= (3-17-20-13)=(13-2-11-8)= (19-9-14-6)= (19-21-16-1)= (8-12-5-8)= (6-10-15-3)= (4 -22-8)

«Загадочный»

(правильный ответ -1 балл)

1. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?

(Ворона)

2. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же, голос свой имеет.

(Скворец)

3. Он по рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка.

(Дятел)

4.Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

5. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

6. И петь не поет,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

7. Небольшая птичка в небесах порхает,

Гнездышко - кувшинчик сверху охраняет.

Если ж она низко у земли летает,

Это значит птичка дождик предвещает.

(Ласточка)


© 2010-2022