- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта по биологии
Технологическая карта по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Е.С. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Педагог: Попова Елизавета Сергеевна Должность: учитель биологии и химии
Полное наименование ОУ: МБОУ «Кожильская средняя школа»
Предмет: биология Класс: 9
Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2011. - 303 с.
Тема урока: «Биосинтез белка в клетке. Трансляция»
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: интегрированный урок
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся 9 класса: уровень знаний класса находится на среднем уровне.
Учащиеся владеют:
Личными УУД: понимают необходимость и смысл обучения, освоения содержания нового материала, исходя из личностных ценностей (2 уровень).
Познавательными УУД: умеют осуществлять рефлексию своего отношения к конкретным заданиям и упражнениям, к содержанию урока в целом по предложенному алгоритму (1 уровень), умеют выделять и структурировать нужную информацию, необходимую для решения проблемы под руководством учителя (1 уровень).
Регулятивные УУД: умеют формулировать вопросы и ответы на них под руководством учителя (1 уровень).
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь учителя и одноклассников, работают в микрогруппах по заданному учителем алгоритму, умеют высказывать свою точку зрения по инициативе учителя(1 уровень).
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Имеют представление о процессе трансляции, как одной из стадии биосинтеза белка;
Знают, какие органические вещества участвуют в процессе трансляции;
1 уровень
2 уровень
Метапредметные
Умеют сравнивать процессы транскрипции и трансляции;
Умеют интегрировать химические и биологические знания о биосинтезе белка
2 уровень
2 уровень
Личностные
Имеют представление о биосинтезе белка, как одного из важнейших процессов в клетках живых организмов, включая организм человека
1 уровень
Этапы урока, время
Задачи этапа
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма взаимодействия
Методы и приемы обучения
Мотивационно-целевой
2 минуты
- проверить готовности учащихся к уроку
-организовать внимания учащихся
Предметные УД: использование имеющихся знаний для ответов на вопросы.
Познавательные УУД:
Формулирование проблемы;
Аргументировать свою точку зрения; Оценивать информацию.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД:
Ориентация на выполнение команд;
Осознание неполноты собственных знаний.
- приветствие
- визуальный контроль готовности рабочего места
- учитель раздает классу карточки «Рефлексия», содержащие перечень вопросов, на которые ученики должны ответить односложно.
- На какие вопросы вы не знаете ответов?
-Исходя из этого, какую цель урока можно поставить?
- садятся на места
- настраиваются на урок
- читают вопросы в карточках «Рефлексия», отвечают односложно, напротив каждого вопроса
-ученики обозначают те вопросы, на которые не знают ответов
-ставят цель урока: узнать, что такое трансляция и какие процессы протекают на данном этапе биосинтеза белка
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
беседа
проблемный диалог
Ориентировочный этап
5 минут
- сформулировать цель и тему урока на основе имеющихся знаний
- пробудить интерес к теме
Регулятивные УУД: определение цели и темы урока.
-Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока
-учитель записывает на доске число и тему урока: «Биосинтез белка. Трансляция»
-формулируют тему урока: «Биосинтез белка. Трансляция»
фронтальная
Беседа
Поисково-исследовательский этап
25 минут
- познакомить с процессом трансляции
-познакомить какие вещества участвуют в трансляции
- организовать активную работу учащихся
- поддержать интереса
Предметные УД: получение знаний о трансляции, как одной из стадий процесса биосинтеза белка.
Познавательные УУД: Систематизированиеинформации о стадиях процесса биосинтеза белка.
Коммуникативные УУД: Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;
Умение задавать вопросы.
Личностные УУД: Проявление интереса к процессу трансляции, как одного из важнейших процессов клеток живых организмов.
Регулятивные УУД: Отслеживание понимания нового материала.
Учитель задает вопрос: Давайте вспомним, какие процессы протекают на первом этапе биосинтеза белка?
Какой же органоид участвует в синтезе белка?
Открываем учебник на странице 74, читаем первый абзац пункта «Трансляция»
Учитель раздает карточки с текстом про трансляцию, в котором пропущены слова.
Вам нужно вставить пропущенные слова в текст, работаем пока с тремя предложениями.
«В _______ происходит последний этап синтеза белка - ______. На тот конец иРНК, с которого нужно начать синтез белка нанизывается _____. Рибосома перемещается по молекуле иРНК скачками, задерживаясь на каждом______ приблизительно ____. »
Переход и-РНК из ядра в цитоплазму осуществляется специальными белками. Далее рибосома нанизывается на и-РНК, как бусина на нитку.
В рибосоме непосредственно осуществляется синтез белка из аминокислот.
Откуда берутся аминокислоты в клетке?
«…За это мгновение одна ____ способна опознать своим _____ триплет, на котором находится_____. »
Все двадцать аминокислот содержатся в цитоплазме клетки, оттуда к месту сборки белка их доставляют т-РНК, похожие на кленовый лист.
Учитель рисует т-РНК и подписывает ее составные части.
Все т-РНК отличаются по триплету расположенному на макушке.
Учитель вводит понятие антикодон.
Наконец происходит последний этап биосинтеза белка - трансляция. Трансляция - перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка.
Учитель раздает карточки с названием аминокислот,
т-РНК и триплетов каждому ученику
Учитель объясняет, как образуется связь между аминокислотами и записывает уравнение химической реакции
С какой же скоростью осуществляется синтез белка?
Учитель раздает карточки с задачей на скорость реакции синтеза белка
Учащиеся отвечают: На первом этапе биосинтеза белка - транскрипции осуществляется синтез и-РНК на ДНК
Учащие отвечают: Биосинтез белка осуществляется в рибосомах.
Учащиеся читают
Работают с карточками, вставляют пропущенные слова: цитоплазме, трансляция, рибосома, триплете, 0,2 секунды.
Учащиеся слушают
Учащиеся отвечают: Аминокислоты образуются в результате пищеварения, т. к. белки являются неотъемлемой частью пищевого рациона.
Учащиеся слушают
Учащиеся копируют записи и рисунок с доски себе в тетрадь.
Учащиеся записывают под диктовку определение нового понятия
Учащиеся импровизируют процесс трансляции
Учащиеся копируют записи с доски себе в тетрадь
Учащиеся работают с карточками
Фронтальная
Индивидуально-фронтальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Беседа
Импровизация
Беседа
Работа с карточками
Практический этап
7 минут
-проверить степень усвоения знаний по теме урока
Предметные УД: Представление о процессе трансляции в клетке, о том, какие вещества участвуют в данном процессе.
Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников
Учитель организует закрепление в виде теста с последующей взаимопроверкой
Учащиеся выполняют тестовую работу
Индивидуальная
Тестирование
Рефлексивно-оценочный этап
6 минут
- проанализировать полученные результаты
-определять границу между знанием и незнанием, чтобы прогнозировать деятельность в дальнейшем.
- объяснить домашнее задание
- подвести итоги урока
Регулятивные УУД: осуществление рефлексии собственной деятельности.
Предметные УД: Выделение и осознание учащимися полноты усвоения материала о биосинтезе белка.
Учитель проводит рефлексию: заполнить второй столбик карточки «Рефлексия»
Учитель дает домашнее задание: прочитать параграф
Выставление оценок в журнал
Учащиеся самостоятельно проверяют работу соседа.
Учащиеся отвечают односложно на те же вопросы, что и в начале урока.
Учащиеся записывают задание в дневниках
Фронтально-индивидуальная
Анализ своей деятельности
Запись на доске
7