Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

города Камень - на - Оби Алтайского края

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_____________/______________/

Приказ № ___ от «__»____20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

Эсауловой Натальи Владимировны

Для учащихся 5 - х классов



















2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);

  • Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012

  • «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Лицей №4», реализуемых в соответствии с ФГОС ООО», утвержденного приказом директора №34/1-о от 14.04.2015 г.

  • Учебного плана МБОУ «Лицей №4» на 2015/2016 учебный год;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014 г.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для обязательного изучения БИОЛОГИИ в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю.
Вводимый с 2012 года курс биологии в 5 классе сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс». Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.

Планируемые образовательные результаты курса: «Введение в биологию»:

Личностные результаты:

I Ученик научится:

1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности

II Ученик получит возможность научиться:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. осознать необходимость защиты окружающей среды

3. стремиться к здоровому образу жизни.

4. Развивать мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в биологию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достов Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
- осознание роли жизни
- рассмотрение биологических процессов в развитии
- использование биологических знаний в быту
- объяснять мир с точки зрения биологии
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития - осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

I Ученик научится:

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

2. Освоить приемы исследовательской деятельности: а)формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в)формулировать выводы по результатам исследования.

II Ученик получит возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Предметные:

I Ученик научится:

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представлений о одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. формировать элементарные исследовательские умения;

II Ученик получит возможность научиться:

Применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде;

в) для оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная

  • Коллективная: фронтальная; парная; групповая.

Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.


содержание программы

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа,

световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микропрепаратах)

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

  • Предметные результаты обучения

    Резервное время- 2 ч.

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение

  • - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа, любое издание.

  • Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, любое издание.

  • Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, любое издание.

  • Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

  • Демонстрационные таблицы.

  • Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

Информационно - компьютерная поддержка

Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. - М.: Дрофа, 2008.

Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? - М.: «1СПаблишинг», 2009

Сайты: it-n.ru, zavuch.info, 1september.ru, school-collection.edu.ru



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках

Тематический поурочный план изучения учебного предмета «Биология», 5 класс, 1 час в неделю

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Лабораторные и практические работы

Ресурсное обеспечение

План

Факт

Личностные (ЛУУД)

Метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД)

Предметные

Раздел 1 Живой организм: строение и изучение

8 часов

Что такое живой организм

1

1 неделя

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Применять приёмы работы с информацией, постановка и формулирование проблемы.

Знать чем живое отличается от неживого. Уметь формулировать понятие: живой организм

Знать признаки живого организма. Уметь объяснять каждый признак в отдельности.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

-Наука о живой природе

1

2 неделя

Объяснять роль биологии в жизни человека. Знать понятие: биология.

Уметь объяснять роль каждой науки в жизни человека.

Методы изучения природы

1

3 неделя

Знать основные методы биологических исследований. Объяснять понятия: наблюдение, эксперимент, измерение.

Знать основные методы биологических исследований. Объяснять понятия: наблюдение, эксперимент, измерение.

П/Р №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

П/Р №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах и изучения природы»

Учебник

Рабочая тетрадь

Штатив, колба, спиртовка.

Измерительная линейка.

Презентация

Увеличительные приборы

1

4 неделя

Знать правила работы с ручной лупой. Понимать, для чего нужно пользоваться лупой.

Знать части микроскопа. Уметь пользоваться микроскопом.

Л/Р №1 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа»

Учебник

Рабочая тетрадь

Ручная лупа.

Световой микроскоп.

Презентация

Живые клетки

1

5 неделя

Знать понятие: клетка. Называть части клетки. Уметь формулировать каждое название.

Знать какое разнообразие клеток есть на земле. Анализировать функции клетки.

Л/Р №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Учебник

Рабочая тетрадь

Световой микроскоп.

Презентация

Химический состав клетки

1

6 неделя

Знать химический состав клетки. Объяснять значение минеральных солей и воды в клетки. Уметь сравнивать химический состав живой и неживой природы.

Знать химический состав клетки. Объяснять значение и функции белков, жиров , углеводов в клетки.

Л/Р №3 «Определение состава семян пшеницы»

Л/Р №4 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Учебник

Рабочая тетрадь

Световой микроскоп.

Вещества и явления в окружающем мире

1

7 неделя

Знать понятия: вещество, тело, явление. Уметь отличать и анализировать эти понятия.

Понимать каждое явление природы. Знать почему это происходит, анализировать с чем связано каждое явление.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Великие естествоиспытатели.

1

8 неделя

Знать фамилии естествоиспытателей. Объяснять их вклад в науку.

Систематизировать знания по теме. Повторить термины и понятия.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Раздел №2 Многообразие живых организмов

14 часов

Как развивалась жизнь на Земле

1

9 неделя

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

применять методы информационного поиска;

уметь преобразовывать текстовую информацию в форме таблицы.

Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2 - 3 минуты.

Называть основные этапы в развитии жизни на Земле.

Научиться различать животных разных периодов.

Учебник

Рабочая тетрадь

Видеофильм

Презентация

Разнообразие живого

1

10 неделя

Выявлять отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивать представителей. Делать выводы.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Бактерии

1

11 неделя

Знать строение бактериальной клетки. Уметь отличать бактерии от других организмов.

Объяснять какое положительное и отрицательное значение имеют бактерии.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Грибы

1

12 неделя

Знать строение гриба. Понимать связь грибов с деревьями.

Объяснять положительную и отрицательную роль грибов. Уметь отличать ядовитые грибы от съедобных.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Растения

Водоросли

1

13 неделя

Уметь называть признаки растений. Отличать растения от других царств.

Знать внешнее строение водорослей. Объяснять различие водных и наземных растений.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Мхи

1

14 неделя

Знать внешнее строение мхов. Описывать внешнее строение в связи с условиями обитания.

Анализировать огромное разнообразие мхов и среду их обитания.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Папоротники

1

15 неделя

Знать внешнее строение папоротников. Описывать внешнее строение в связи с условиями обитания.

Анализировать разнообразие папоротников и их среду обитания.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Голосеменные растения

1

16 неделя

Анализировать разнообразие голосеменных, их среду обитания. Понимать какое место они занимают в систематики.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Покрытосеменные (Цветковые) растения

1

17 неделя

Выявлять отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивать представителей. Делать выводы.

Объяснять роль этих растений как господствующей группы.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Значение растений в природе

1

18 неделя

Называть характерные особенности каждой группы растений.

Объяснять роль растений. Приводить примеры.

Систематизировать знания по теме. Повторить понятия и термины темы.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Животные

Простейшие

1

19 неделя

Выявлять и объяснять признаки царства животные.

Знать строение простейших. Уметь отличать простейших от других царств.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Беспозвоночные животные

1

20 неделя

Уметь анализировать на какой ступени систематики стоят беспозвоночные.

Объяснять огромное разнообразие беспозвоночных.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Позвоночные животные

1

21 неделя

Уметь анализировать на какой ступени систематики стоят позвоночные.

Объяснять огромное разнообразие позвоночных.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Значение животных в природе и жизни человека

1

22 неделя

Объяснять роль животных. Приводить примеры.

Систематизировать знания по теме. Повторить понятия и термины темы.

Обобщить знания, повторить понятия, термины. Делать выводы.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Раздел №3 Среда обитания живых организмов

6 часов

Три среды обитания

Наземно - воздушная, водная среда обитания.

1

23 неделя

Сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; находить ответы на вопросы; формулировать их;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.

Учащиеся должны находить и использовать причинно - следственные связи; формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Характеризовать и сравнивать разные среды жизни. Называть виды растений и животных населяющих эти среды жизни.

Л/Р №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации»

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Почвенная среда обитания.

1

24 неделя

Характеризовать и сравнивать разные среды жизни. Называть виды растений и животных населяющих эти среды жизни.

П/Р №3 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Жизнь на разных материках

Евразия. Африка.Северная Америка.

1

25 неделя

Знать типичных обитателей этих материков. Уметь сравнивать и приводить примеры исходя из особенностей материков.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Южная Америка. Австралия и Антарктида

1

26 неделя

Знать типичных обитателей этих материков. Уметь сравнивать и приводить примеры исходя из особенностей материков.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Видео

фрагмент

Природные зоны Земли

1

27 неделя

Знать особенности природных зон: тундры, тайги, разных видов лесов. Приводить примеры обитателей.

Знать особенности природных зон: степей, пустынь. Приводить примеры обитателей.

П/Р №4 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Жизнь в морях и океанах

1

28 неделя

Знать обитателей сообществ толщи воды. Характеризовать условия жизни этих сообществ.

Знать обитателей глубоководного сообщества и сообщества кораллового рифа. Характеризовать условия жизни этих сообществ.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Раздел №4 Человек на Земле

5 часов

Как человек появился на Земле

1

29 неделя

Формировать ответственное отношение к обучению; формировать познавательные интересы и мотивы к обучению; формировать навыки поведения в природе, осознание ценности живых организмов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать основы экологической культуры.

Работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами; узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Описывать основные этапы антропогенеза. Сравнивать этапы.

Знать характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализировать изменения признаков.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Как человек изменил Землю

1

30 неделя

Знать термин: антропогенное влияние. Анализировать последствия хозяйственной деятельности человека.

Понимать , что такое парниковый эффект, озоновая дыра, опустынивание. Знать ,что человек должен делать для сохранения Земли.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Жизнь под угрозой

1

31 неделя

Называть и узнавать в природе редкие и исчезнувшие виды животных. Знать меры по сохранению видов.

Называть и узнавать в природе редкие и исчезнувшие виды растений. Знать меры по сохранению видов.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Не станет ли планета пустыней?

1

32 неделя

Объяснять причины опустынивания. Понимать какие меры необходимо принимать.

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Здоровье человека и безопасности жизни

1

33 неделя

Понимать для чего человеку необходимо вести здоровый образ жизни. Приводить примеры из своей жизни.

Знать правила поведения при угрожающих жизни человека природных явлениях.

Овладеть простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Уметь формулировать их.

Отличать ядовитые растения и животных. Знать первую помощь при встрече сними.

Систематизировать знания по теме. Уметь формулировать понятия и термины. Делать выводы.

Л/Р №6 «Измерение роста и массы тела»

П/Р №5 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Аптечка для оказания первой помощи.

Резервное время

2 ч

Итого 35 часов


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5″ ставится в случае:

1) Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2)Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3) Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4″:

1)Знание всего изученного программного материала.

2) Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3) Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3″ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2) Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3) Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2″:

1) Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5″, но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3″ ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3″;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3″;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


© 2010-2022