Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)

Тема: Где живут организмы?   Цели:   1. Дать понятия «среда обитания», «факторы среды». Определить закономерности расселения живых существ по земному шару в зависимости от интенсивности действия факторов среды. Рассмотреть физические особенности  различных сред обитания и выявить приспособленность организмов к жизни в определённых условиях.   2. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы.   3. Воспитывать любовь к природе.       Тип урока: комбинированны...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Где живут организмы?

Цели:

1. Дать понятия «среда обитания», «факторы среды». Определить закономерности расселения живых существ по земному шару в зависимости от интенсивности действия факторов среды. Рассмотреть физические особенности различных сред обитания и выявить приспособленность организмов к жизни в определённых условиях.

2. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы.

3. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Метод: рассказ с элементами беседы

План урока:

  1. Среда обитания.

  2. Жизненный цикл одуванчика.

  3. Факторы среды.

  4. Почва как среда обитания.

  5. Вода как среда обитания.

  6. Наземно-воздушная среда.

  7. Экология как наука.

  8. Игра «Весёлый алфавит».

  9. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос:

  1. Что такое биосфера?

  2. Каковы границы биосферы и чем они определяются?

  3. Какие царства живой природы вам известны?

  4. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

  5. =Игра= Я перечисляю тела природы, а учащиеся должны определить их принадлежность к живой или неживой природе. Если названное слово относится к живой природе - необходимо поднять правую руку, а если к неживой -

левую.

Стол, слон, автомобиль, гусь, тополь, мел, тетрадь, воробей.

  1. Что изучает наука экология?

  2. Рассказ с ошибками. Я рассказываю текст, в котором допускаю ошибки.

Задача учащихся - обнаружить их.

На протяжении миллионов лет живые организмы осваивали и заселяли новые участки земного шара, и на данный момент живые существа присутствуют во всех оболочках Земли. Всех существующих ныне живых тел учёные разделили на 2 царства: растения и животные. Организмы отличаются от тел неживой природы способностью дышать и питаться, бегать и разговаривать. Живые организмы тесно связаны с местом обитания. Эти взаимоотношения изучает наука экология.

3. Изучение нового материала:

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это всё вокруг природа!

Велик и разнообразен мир живых организмов, населяющих биосферу. В настоящее время в ней обитает более 3 млн разновидностей растений и животных. Она заселена также бактериями и грибами.

Каждый живой организм имеет свой дом - свою среду обитания.

Что такое среда обитания? Какие виды сред обитания существуют на нашей планете? Какие факторы оказывают влияние на жизнь живых организмов в различных средах? Какими организмами заселены среды обитания? Как живые существа приспособились к жизни в определённых условиях?

(в этот момент я показываю детям цветик-пятицветик, на лепестках которого написаны ве выше перечисленные вопросы и раздаю лепестки ученикам, для того, чтобы в конце урока вновь собрать цветок, ответив при этом на вопросы).

Для того, чтобы дать ответы на все перечисленные вопросы, давайте, для начала, проследим за жизнью одного растения в течение некоторого времени. А растение для таких наблюдений мы возьмём следующее:

Подрастёт - нарядится в беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

А, пока, стоит одетый в жёлтый сарафанчик.

А зовут его, ребята, просто… (одуванчик)

Одуванчик - растение, встречающееся на лугах, в садах, огородах, на опушках, в светлых лесах, на полянах, газонах. Золотые брызги одуванчиков можно видеть в перечисленных местах примерно месяц. Потом невидимый художник сотрёт золотую краску и разбрызгает на той же поляне или косогоре белую: вместо золотисто-жёлтых корзинок цветков появятся белые пушистые шарики.

Но вот пришло настоящее тепло, и шарики начали облетать. Даже лёгкий ветерок поднимает над поляной облако белых пушинок. Если поймать пушинку одуванчика и рассмотреть её, то можно увидеть длинную ножку, а на самом конце - крошечное семечко. Лёгкая пушинка помогает путешествовать семени, т.е. помогает одуванчику расселяться. Затем семя попадает в почву, где из него при благоприятных условиях может образоваться новое растение одуванчика.

На разных этапах своей жизни одуванчик побывал в сильно отличающихся друг от друга местах: корнями в почве, верхней частью в воздухе, семена переносились движением воздуха - ветром, а затем, оказавшись в почве, эти семена дали начало новому организму. Причём условия в названных местах были неодинаковы.

Среда обитания - это всё, что окружает живой организм.

Различают 4 основные вида среды обитания:

  1. водная

  2. наземно-воздушная

  3. почва

  4. организм

Условия существования в них различаются, но в любой среде обитания на организмы действуют свет, тепло, влажность, ветер, рельеф, человек, солёность, все формы воздействия организмов друг на друга. Это экологические факторы.

( вместе с детьми выводим определение) Экологические факторы - это те условия, которые оказывают влияние на организм.

Так как природа делится на живую и неживую, различают факторы живой и неживой природы. Из схемы назовите факторы живой и неживой природы.

В одной и той же среде обитания живёт много организмов, но, несмотря на это им для жизни необходимы разные условия, т.е. неодинаковое действие факторов среды. Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой состав почвы важен для минерального питания растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения имеет первостепенное значение в жизни растительных организмов, а на жизнь многих животных свет не оказывает заметного влияния.

Какими особенностями характеризуются различные среды обитания? Давайте проанализируем действие факторов среды на живые организмы и выявим их приспособленность к жизни в конкретных условиях.

Что представляет собой почва?

Ученик

Почва представляет собой смесь разложившихся

органических и выветренных минеральных

веществ. В результате их перемещения и

превращения почва разделяется на отдельные

слои, или горизонты. Обитатели почвы находят

в этой среде необходимые для них условия -

воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь

меньше кислорода и больше углекислого газа,

чем в атмосфере. А воды порой бывает чересчур

много. Зато температура более ровная, чем на

поверхности. А вот свет в глубину почвы не

проникает. Поэтому населяющие её животные

имеют очень маленькие глаза или вовсе лише

ны органов зрения. Почва плотно заселена жи

выми организмами, влияющими на её свойства:

корни растений, бактерии, грибы, водоросли,

животные. В почве протекают разнообразные

процессы преобразования веществ, связанные

с жизнедеятельностью бактерий.

В верхних слоях почвы обитает наибольшее количество организмов: бактерии, которые разлагают органические вещества, простейшие, уничтожающие избыточное количество бактерий, дождевые черви, личинки

насекомых, клещи, которые разрыхляют почву, способствуя проникновению в неё воздуха.

.

Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)
Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)

дождевой червь бурозубка

В почве так же находятся живые подземные

части растений - корни, плоды и семена. Кроме того, здесь обитают достаточно крупные животные( кроты, слепыши и др.). но по количеству в почве больше всего микроорганизмов, среди которых преобладают бактерии. В 1г почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды организмов. Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества в почве и формируют плодородный слой - гумус. Дождевые черви затаскивают в свои норки опавшие листья, где они перегнивают, что также увеличивает плодородие почвы. Кроме того, своими ходами черви создают дополнительную вентиляцию почвы, а также перемешивают её.

Условия жизни в почве разнообразны. На протяжении длительного времени у организмов выработались приспособления к жизни в этих условиях. На почвах с недостатком влаги, например в пустыне, растут засухоустойчивые растения, имеющие приспособления для добывания и удерживания влаги. Так, корни верблюжьей колючки проникают на глубину 15-21м, достигая подземных вод. У кактуса корни располагаются в поверхностном слое почвы, что позволяет ему быстро поглощать и запасать воду в сочных стеблях.

На сильно увлажнённых почвах обитают растения, приспособленные к избытку влаги. Например, эвкалипты своими корнями быстро поглощают много воды, а огромная масса листьев быстро её испаряет.

  1. Влияние какого фактора среды на живые организмы мы рассмотрели в данных примерах?

  2. Каким образом количество гумуса в почве влияет на количество растительных и животных организмов, заселяющих данную местность.

Следующая - водная среда обитания.

Ученик.

Вода занимает около 70% площади Земли: из

510 млн км общей площади земной поверхности

на Мировой океан приходится 361 км. Гидро

сфера отличается от наземной среды обитания

главным образом своей плотностью и вязкостью.

Живые организмы заселяют свободную водную

Массу и донную зону. В свободной массе орга

низмы могут передвигаться либо активным

плаванием - нектон,либо пассивно - планктон.

От прозрачности воды зависит световой режим

под её поверхностью и, следовательно, эффек

тивность фотосинтеза у водных растений.

Жизнедеятельность и распространение организ

мов также зависят от солёности воды. Важное

значение имеет присутствие растворённого кис

лорода и углекислого газа.

Значит, на организмов, обитающих в воде оказывают влияние следующие факторы среды: прозрачность, солёность, количество кислорода и углекислого газа. Вода менее прозрачна, чем воздух. Освещённость водоёмов на различной глубине неодинакова: с глубиной освещённость водоёмов снижается, следовательно становится меньше растений, а также животных, питающихся ими.

Для обитателей водоёмов большое значение имеет температура воды. От неё зависит интенсивность процессов питания, размножения живых организмов.

Наиболее богата живыми организмами прибрежная мелководная часть океанов, морей и поверхностный слой воды. Как вы думаете, почему?

В морях и океанах на глубине 50-100м обитает планктон( впер. Блуждающий, парящий) - передвигается пассивно и легко переносится течениями. Планктон состоит из мелких рачков, водорослей, микроорганизмов. Питаются планктоном моллюски, рыбы, киты - значит, там, где обилие планктона, животный мир наиболее разнообразен. К крупным морским обитателям относятся киты, акулы, осьминоги, кальмары. На дне водных бассейнов обитают животные с уплощённой формой тела: скат, камбала. По дну передвигаются крабы, различные моллюски.

Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс) Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)

акула скат

Очень много в морях и океанах водорослей. Нередко они образуют заросли, которые тянутся на десятки километров. Ламинария, саргассы, порфира, филлофора. Самой крупной водорослью является макроцистис, обитающий в умеренных широтах. Длина его тела ≈60м, но отдельные особи достигают длины 150м. Каково значение этих водорослей?

Как вы думаете, будет ли отличаться растительный мир морей и океанов от такового в пресных водоёмах?

В пресных водоёмах также много разнообразных водорослей: ниттелла, улотрикс, спирогира. В толще воды обитают разнообразные рыбы.

Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)

На рисунке изображены пресноводные рыбы. Вы видите, насколько они многообразны. И в то же время они имеют приспособления для жизни в воде. Назовите эти приспособления.

Кроме того, эти рыбы питаются разной пищей. Одни рыбы, например карась, лещ, сазан питаются водными растениями, личинками насекомых, червями, другие - окунь, щука - мелкими рыбками. Щука выполняет роль «санитара», так как в первую очередь уничтожает больных и слабых рыб и этим предотвращает возникновение эпидемии среди обитателей водоёма. В этом проявляется влияние фактора живой природы на организмы.

Место соприкосновения поверхности земли с воздухом относят к наземно-воздушной среде обитания. Ученик

Газовый состав атмосферы относительно пос

тоянен и включает преимущественно азот и

кислород с незначительной примесью диок

сида водорода и инертных газов. В верхних

слоях атмосферы содержится озон. Примеси

мельчайших твёрдых и жидких частиц ( вода,

пыль, дым) влияют на прозрачность атмосфе

ры, препятствуя проникновению лучистой

энергии Солнца к поверхности Земли. Нор

мальным считается давление атмосферы

1 кПа. Периодически возникающие перепады

давления вследствие неодинакового нагрева

земной поверхности приводят к перемещению

воздушных масс ( ветры, циклоны). С типами

атмосферной циркуляции связаны климатичес

кие условия, имеющие решающее значение

для жизнедеятельности организмов.

В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало её в степях и пустынях. Поэтому растения и животные засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные перепады температур, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах заметно меняется вся жизнь живых организмов: осенний листопад, отлёт перелётных птиц в тёплые края, смена шерсти у зверей на более густую и тёплую - всё это приспособления живых существ к сезонным изменениям в природе, связанных с перепадами температур.

Кого можно встретить в наземно-воздушной среде?

Конечно в атмосфере нельзя жить постоянно, но здесь всегда кто-то временно пребывает: насекомые, среди которых бабочки, пчёлы. Жуки. Известные вам птицы - дятел, соловей, воробей проводят часть своей жизни в воздухе. Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс) С помощью ветра распространяются семена и плоды многих растений, значит они тоже пребывают в атмосфере. Так, семена и плоды берёзы, липы, тополя, клёна мелкие, лёгкие и имеют летучки, крылатки, снабжены пучками волосков. Благодаря этим особенностям они разносятся ветром на большие расстояния, в результате оказываясь далеко от материнского растения. При благоприятных условиях они прорастают и из них развиваются новые растения на новых местах. Так происходит расселение растений по Земле.

Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)Урок по биологии на тему Где живут организмы? (5 класс)

тополь лиса летяга

Ещё одной средой обитания может являться организм живого существа, на поверхности или внутри которого поселяются другие живые организмы. В данных отношениях чётко проявляются воздействие организмов друг на друга, т.е. влияние фактора живой природы.

Таким образом, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношениях с разнообразными факторами природы. Каждый организм подвергается воздействию факторов среды, в которой он обитает, и вынужден к ним приспосабливаться.

Какой можно сделать вывод? Распределение растительного и животного мира зависит от природных условий: наличия влаги, света, пищи. В связи с неравномерностью распределения этих факторов на земном шаре, выделяют природные зоны, характеризующиеся определённым набором условий и миром живых существ, их заселяющих. У растений и животных имеются приспособления к условиям обитания.

4. Закрепление.

= Собрать все лепесточки цветика-пятицветика с вопросами и дать на них ответы=

ответьте на следующие вопросы:

1. Представители каких царств встречаются в каждой среде обитания?

2. Найдите в цепочке ошибку и объясните своё решение:

а) кит - акула - сорока - дельфин

б) стрекоза - кузнечик - жук - ящерица - щука

в) дождевой червь - крот - воробей - личинки насекомых

Давайте ещё раз вспомним, что изучает экология.

Экология - это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Мы выяснили, что факторы среды оказывают влияние на расселение живых организмов. А каким же образом живые организмы воздействуют на окружающую их среду?

В течение миллионов лет живые организмы, заселяющие Землю, преобразовывали её природу: изменяли земную кору, гидросферу и нижнюю часть атмосферы. И сегодня они участвуют в разрушении горных пород, образовании почвы и полезных ископаемых, регулируют содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере.

Например, растения изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения изменяют состав почвы: они поглощают из неё одни вещества и выделяют в неё другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев. Животные также вступают с окружающими их телами неживой и живой природы во взаимные отношения.

= работа с учебником = стр.138 рис. 83

Заяц, обитая в лесу, непосредственно связан с ним: передвигается по земле, пьёт воду из ручейков, питается растениями, укрывается в тени деревьев и т.д. одновременно он сам влияет на природу: изменяет состав окружающего его воздуха, уплотняет землю при передвижении, способствует распространению плодов и семян растений, которые прикрепляются к его шерсти, выделяет в окружающую среду переварившиеся и непереварившиеся остатки пищи, которые под действием микроорганизмов превращаются в перегной.

= игра « Весёлый алфавит» =

все дети достают из стопки карточку, на которой изображена одна из букв алфавита. Именно с этой буквы должно называться растение или животное, необходимое для выполнения следующего задания.

Задание: Докажите, что ….. изменяет среду своего обитания.

Благодаря тесной связи со средой обитания и между собой, организмы заселили практически всю земную поверхность и достигли огромной численности и разнообразия.

На протяжении своего существования человек оказывал и оказывает в настоящее время чрезвычайно разнообразное воздействие на природу Земли. Промысел животных, сбор растений, распашка земель, осушение болот, выброс отходов в виде пыли и многих вредных примесей в воздух в результате работы промышленных заводов и комбинатов, создание заповедников, заказников, национальных парков - вот далеко неполный перечень воздействия человека на природу.

Главное для всего человечества сегодня - сохранить природу Земли. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. Одна на всех и другой не будет поэтому берегите её.

Ученик: Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

5. Домашнее задание.

§35. задание с буквой из весёлого алфавита.

12

© 2010-2022