Исследовательская работа Пейте, дети, молоко

С 2005 года в Удмуртии реализуется региональная программа «Школьное молоко». В настоящее время молочные завтраки получают все учащиеся с 1 по 5 класс. Всего в республике полезным питанием обеспечены 45 тысяч детей. Но проблема заключается в том, что многие ученики младших классов не любят молоко и блюда из него. В школьной столовой можно наблюдать, что многие дети не съедают приготовленные молочные блюда. Возникает вопрос: зачем переводятся продукты, вкладывается труд людей? Но взрослые все, же...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга» Муниципальное образовательное учреждение гимназия №8



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Пейте, дети, молоко - будете здоровы!»


Выполнила:

Чувашова Мария Николаевна

ученица 5- б класса

г.Можги, УР.

Руководитель:

Анна Игоревна Головизнина

учитель биологии



Можга 2013


Содержание



Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Состав и свойства молока………………………………….…5

1.1 Молоко - пища долгожителей………………………………………6

Глава 2. Методика проведения исследования………………………...9

2.2 Результат анкетирования учащихся и исследовании молока....10

Выводы…………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………….….16

Приложения………………………………………………………………..17




Введение


С 2005 года в Удмуртии реализуется региональная программа «Школьное молоко». В настоящее время молочные завтраки получают все учащиеся с 1 по 5 класс. Всего в республике полезным питанием обеспечены 45 тысяч детей. По словам первого заместителя министра торговли и бытовых услуг Удмуртии Карине Давтян, с 2006 по 2012 год школьники выпили 8 тысяч тонн полезного продукта[5].

Но проблема заключается в том, что многие ученики младших классов не любят молоко и блюда из него. В школьной столовой можно наблюдать, что многие дети не съедают приготовленные молочные блюда. Возникает вопрос: зачем переводятся продукты, вкладывается труд людей? Но взрослые все, же настойчиво продолжают готовить молочные блюда. Зачем? Мы считаем, что на сегодняшний день, эта тема актуальна для нашей школы.

Проблема: Почему многие дети не любят молоко и молочные блюда?

Гипотеза: пейте, дети, молоко - будете здоровы?

Цель: определить значимость молочных продуктов в жизни человека

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Теоретические:

1) изучить литературные источники;

2) изучить состав молока;

3) определить значимость молока для организма;

Практические:

1) провести анкетирование среди учащихся младших классов с целью уточнения

знаний ребят о значимости молока в жизни школьников;

2) исследовать состав молока;

Методы исследования:

  • изучение литературных источников;

  • анкетирование

  • проведение эксперимента;

Ожидаемые результаты:

--определим место молочных продуктов в жизни человека;

--выясним причины отрицательного отношения детей к молочным блюдам;

--исследуем состав молока;

Глава 1. Состав и свойства молока

В молоке содержится большинство необходимых организму веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и другие, - всего около 300 веществ, выполняющих энергетические, пластические и регуляторные функции в организме. Поэтому молоко по праву называют "эликсиром жизни".

Молочный белок содержит все необходимые человеку аминокислоты, в том числе и полный комплекс незаменимых, причем в благоприятном для организма соотношении. К тому же, молочные белки быстро перевариваются и отлично усваиваются (на 75-96%). Все это позволяет считать молочные белки одними из лучших. Жир молока - это, прежде всего богатый источник энергии для организма человека. Молочный жир биологически самый полноценный и содержит в себе все известные жирные кислоты. Молочный сахар, или лактоза - единственный углевод, находящийся в молоке и составляющий 4,6-5,2 %. Лактоза менее сладкая, чем сахароза, и хуже растворяется в воде. Физиологическое значение лактозы состоит в том, что она является стимулятором нервной системы и служит профилактическим и лечебным средством при сердечнососудистых заболеваниях [2, c.75].

Помимо всего прочего, в молоке содержится много витаминов. Витамины - вещества органической природы, регулирующие в организме процессы обмена веществ. Они, как правило, не вырабатываются живыми организмами (за исключением случаев образования их в результате деятельности микрофлоры кишечника) и поступают в организм через пищу. Недостаток витаминов, как правило, приводит к авитаминозу, который выражается в слабости, усталости, понижении иммунитета организма к инфекциям [3, c.101].

Витамин А отвечает за развитие роста, нормальное состояние кожных и слизистых покровов, зрение. Недостаток витамина ведет к "куриной слепоте", воспалению роговой оболочки глаз. У детей недостаточность витамина А выражается в задержке роста.

Витамин В2, отвечающий за дыхание тканей и выработку энергии организмом, необходим детям. Его недостаточность выражается в шелушении кожи, раздражении слизистой оболочки глаз, влияет на зрение.

Никотиновая кислота (витамин РР) участвует в составе ферментов, производящих окислительные процессы организма. Недостаток ее приводит к слабости, бессоннице, быстрой утомляемости, а также воспалению кожных покровов.

В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника - ферменты, антибиотические тела, иммунные тела, опсонины, лизоцимы, лактенин и др [3, c.84].

Подводя итог под всем вышесказанным, можно сделать вывод: молоко является очень питательным продуктом. В нем достаточное количество белков, в том числе незаменимых аминокислот, жиров, минеральных солей и витаминов. Регулярное употребление молока положительно скажется на состоянии вашего здоровья, предупредит возникновение многих заболеваний.

1.1 Молоко - пища долгожителей

По мнению диетологов, физиологов, педиатров молоко и молочные продукты имеют огромное значение для умственного и физического развития. Когда азербайджанского долгожителя Меджида Агаева, перешагнувшего за стосорокалетний рубеж, спросили, что он ест, он назвал молоко, брынзу, простоквашу и овощи. В селе Дуго-Поле в Югославии стодесятилетнюю крестьянку Ирбишу Хрвачич спросили, что она предпочитает, есть (за всю свою жизнь она никогда не болела и не обращалась к врачам). "Я всегда предпочитала молочные продукты" - ответила долгожительница [7].

Древние философы, не зная химического состава и физических свойств молока, но наблюдая за его действиями на организм, называли молоко белой кровью, соком жизни. Задолго до нашей эры врачи и Египта, и Древнего Рима, и Греции применяли молоко для лечения чахотки, подагры, малокровия. Авиценна более тысячи лет назад писал о молоке как о лучшем продукте для человека.

Веды также содержат обширную информацию о свойствах молочных продуктов. По ведическим канонам, молоко - самый ценный продукт во Вселенной, поскольку оно способствует как физическому, так и духовному развитию человека [7].

В восточной медицине молоко вообще считается отличным средством от любых заболеваний, связанных с нервами и психикой.
Да и сейчас первым средством от бессонницы является чашка теплого молока с медом. Хотя специальным снотворным действием молоко не обладает, но, выпитое на ночь, оно снижает желудочную секрецию, воздействует на рецепторы желудка и оказывает общее успокаивающее действие. Кроме этого, у молока еще много полезных свойств. Молоко, особенно козье, благоприятно влияет на слизистую оболочку желудка и способствует заживлению ее нарушений. Мало известен факт, что молоко является ценным дополнением к овощам. Оно повышает содержание кальция в пище и способствует получению ценной смеси аминокислот. Молоко добавляют в клубнику, чернику, красную смородину - это уменьшает возможность возникновения аллергической реакции [6, c.63].

Не все также знают, что молоко прекрасно утоляет жажду. В жару организм теряет много влаги в виде пота, а вместе с ним удаляются минеральные соли. Молоко, в состав которого эти соли входят, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Многовековой опыт жителей Средней Азии показывает, что для утоления жажды хорошо кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой [2,c. 33].

Самое распространенное - коровье молоко. Однако в питании применяется молоко разных животных: коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц, самок яков и зебу. А некогда ценили даже молоко свиней, практически вышедшее сейчас из употребления.



Глава 2. Методика проведения исследования

Совместно с учителем мы решили выяснить, любят ли ребята нашего класса пить молоко, и что знают дети о пользе молока. Для этого составила анкету «Молоко в моей жизни» из 4 вопросов, провела её в нашем классе и получила такие результаты:

Всего было опрошено 28=100% человек.

1. Любишь ли ты пить молоко? Почему?

Да - 93% учащихся, нет - 7% учащихся

- вкусное - 50%

- полезное - 84%

- укрепляет кости - 46%

- даёт здоровье - 27%

- приятное - 11%

- не нравится -7%

2. Как ты думаешь, почему надо пить молоко?

- чтобы быть здоровым -93%

- в нём много кальция - 96%

- укрепляет кости, зубы - 46%

- в нём много витаминов - 42%

- чтобы быть сильным - 3%

3

- торт - 15%

- сырки - 57%

- майонез - 15%

- коктейль - 10%

- маргарин - 7%


. Какие молочные продукты вы знаете?

- йогурт - 100%

- конфеты, шоколад - 7%

-сыр - 100%

- творог -100%

-кефир-100%

-ряженка-84%

2.1 Результат анкетирования учащихся и

исследований свойств молока


  1. Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса школьников нашего класса положительно относятся к молоку - 26 человек и лишь 2- отрицательно.

  2. Все опрошенные знают, чем полезно молоко для организма человека, даже те ребята, которые не любят его.

  3. В ответах на вопрос, «Какие молочные продукты Вы знаете?» мы насчитали 19 наименований продуктов, при изготовлении которых используется молоко.

Получив такие данные, мы решили исследовать молоко.

Мы исследовали 3 вида:

Козье молоко, молоко «Топтыжка», молоко Питьевое 2,5% жирности, производства ОАО «Можгасыр».

Опыт (прил. 1).

Цель: проверить, есть ли в молоке витамин А, который необходим для того, чтобы было хорошее зрение.

Описание опыта: добавили в пробы молока хлорид железа III и наблюдали за

реакцией.

Козье молоко

«Топтыжка»

Можгинское

Цвет молока изменился на желто-зеленый_ - выпал густой творожистый осадок

Молоко приобрело бледно-голубой цвет-осадок напоминал кефир

Молоко приобрело бледно-голубой цвет-осадок жидкий

Вывод: в козьем молоке витамина А больше, чем в молоке ОАО «Можгасыр», т.к. это молоко проходит обработку - кипячение, в результате которого теряются витамины также обогащено витаминами и молоко «Топтыжка».

Опыт 2 (прил. 2).

Цель: проверить молоко на наличие железа, которое помогает кровяным клеткам переносить кислород по организму.

Описание опыта: добавили в пробы молока красную кровяную соль и пронаблюдали результат.

Козье молоко

«Топтыжка»

Можгинское

Цвет молока слабо изменился

Цвет молока изменился на зеленовато-голубой

Цвет молока слабо изменился

Вывод: молоко «Топтыжка» наиболее богато железом.

Опыт 3 (прил.3)

Цель: проверить, есть ли в молоке белок, который необходим нашему организму для - нормальной жизнедеятельности.

Описание опыта: добавили в пробы молока хлорид меди и гидроксид натрия и

нагрели пробирки на огне пламени спиртовки.

Козье молоко

«Топтыжка»


Можгинское

Цвет молока стал ярко фиолетовым

Фиолетовый цвет

Цвет молока стал бледно-фиолетовым

Вывод: белком богато козье молоко и молоко «Топтыжка».

Химические исследования молока показали, что наиболее полезно для организма козье и молоко «Топтыжка», но и в магазинном молоке тоже присутствуют витамины и полезные вещества.

Выводы

В результате нашего исследования мы выяснили, что:

1. Молоко просто необходимо для жизнедеятельности нашего организма, особенно нам, детям, для того, чтобы расти крепкими и здоровыми;

2. В состав молока входят необходимые нашему организму белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, кальций и другие полезные вещества;

3. Оно укрепляет кости, зубы, волосы, молоком можно лечить некоторые болезни;

4. Через анкетирование мы выявили, что основная часть учащихся нашего класса любят молоко, молочные продукты и блюда из них;

5. Практическая часть нашего исследования показала, что почти все вещества находятся как в домашнем, так и магазинном молоке.

Недаром молоко называют эликсиром жизни. Оно даёт человеку и силу, и здоровье.

Пейте, дети, молоко - будете здоровы!

А ещё я научилась:

- проводить опрос других людей,

- работать с научной литературой.

С целью проявить внимание к пользе школьного молока Министерством торговли и бытовых услуг ежегодно проводится конкурс «Школьное молоко». Я тоже ежегодно участвую: в прошлом году диплом II степени среди учащихся школ города, а в сентябре этого года диплом II степени Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики (прил. 5).

Заключение

• Молоко - жизненно необходимый продукт питания практически для всех живых организмов;

• В молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов - это все виды витаминов и минеральные вещества;

• Молоко является сырьём для получения кисломолочных продуктов, сыров, масла и т.д.;

• Качество молока зависит от многих показателей: кормов, способов переработки, методов ухода за животными. Их состоянием здоровья и многих других;

• Качество молока можно определить по внешнему виду и в домашних условиях

С полученными результатами ознакомила ребят нашего класса и их родителей (изготовила буклеты) (прил. 6)

6 интересных фактов о молоке


  • Коровье молоко является наиболее потребляемым видом молока - его ежегодное производство превышает 400 млн. тонн!


  • Самые жирные виды молока - молоко тюленей (содержание жиров в нем превышает 50%) и китов (до 50% жиров). Наименее жирное молоко дают ослицы и кобылицы.


  • 250 мл молока содержат 300 мг кальция. Это столько, сколько содержится в 7 сардинах (вместе с костями), 2,5 стаканах сырой капусты брокколи, 3 стаканах арахиса или 4 стаканах черной фасоли.


  • Корова дает в среднем 90 стаканов молока ежедневно, т.е. около 200.000 стаканов молока за всю жизнь.


  • В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.


  • В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

Список использованной литературы


  1. Бредихин А.П. Технология и техника переработки молока / А.П. Бредихин. - Колос, 2003. - 108 с.

  2. Коньков В.П. Что мы знаем о корове. Рассказы о домашних животных и животноводстве/ В.П. Коньков. - Научно-популярная книга - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. - 129 с.

  3. Кугенев П.В. Молоко и молочные продукты/ П.В. Кугенев. - 3 изд., - М.: Россельхозиздат, 1985. - 156 с.

  4. Леокум Аркадий. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..»/ Аркадий Леокум. - М.: Джулия, 1992. - 109 с.

  5. Официальный сайт президента УР udmurt.ru Режим доступа: 11. 12. 2012г

  6. ОАО«МК «Сарапул-молоко» sarapulmoloko.ru Режим доступа: 01. 11.2012

  7. Программа «Школьное молоко»schoolmilk.ru Режим доступа:10. 12. 2012г

  8. Пейте, дети, молоко, а будете ли здоровы? detskydoctor.ru Режим доступа: 01.11. 2012 г.

  9. Молочные продукты для ребенка malutka.net Режим доступа: 19.01.2013г.



Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исследовательская работа Пейте,дети, молоко

Проверяем, есть ли в молоке витамин А, который необходим для того, чтобы

было хорошее зрение (добавили в пробы молока хлорид железа III и наблюдали за реакцией).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Исследовательская работа Пейте,дети, молоко

Проверяем молоко на наличие железа, которое помогает кровяным клеткам

переносить кислород по организму (добавили в пробы молока красную кровяную соль и пронаблюдали результат).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исследовательская работа Пейте,дети, молоко


Проверяем, есть ли в молоке белок, который необходим нашему организму для нормальной жизнедеятельности (добавили в пробы молока хлорид меди и гидроксид натрия и нагрели пробирки на огне пламени спиртовки).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Исследовательская работа Пейте,дети, молоко


Проверяем, есть ли в молоке белок, который необходим нашему организму для нормальной жизнедеятельности (добавили в пробы молока хлорид меди и гидроксид натрия и нагрели пробирки на огне пламени спиртовки).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Исследовательская работа Пейте,дети, молоко

Мои поделки и награды за участие в конкурсе «Школьное молоко»


ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Брошюра для родителей.

Умный завтрак- каша на молоке.

Геркулесовая, овсяная, пшеничная, смешанная из разных злаков, манная (её ни кто не отменял) каша всегда подойдёт для приготовления завтрака. Каши были и будут одним из лучших вариантов завтрака.

Сейчас очень много различных каш быстрого приготовления, вернее это хлопья. Выбирайте каши, в которых нет ароматизаторов и консервантов. Которые всё таки надо поварить, хотя бы 5-10 минут.

На дно тарелки мелко нарежьте фрукты - яблоки или бананы, положите немного молочной каши, сверху кусочек сливочного масла, ложку мёда или ягодного варенья. В манную кашу можно положить кусочек шоколада. А вприкуску ломтик батончика из тостера. Экспресс завтрак.

Залейте молоком или снежком, кефиром или ряженкой (только комнатной температуры) готовые завтраки, хлопья, подушечки, звёздочки и т.п. Это витаминизированный и быстрый завтрак для ребенка. Только не увлекайтесь им каждый день. Одного раза в неделю будет достаточно, ведь завтрак должен быть тёплым и согревающим.

Чем запить?

Сварите какао на молоке. Дети его очень любят. Но чем больше молока и меньше какао, тем лучше.

Горячее молоко с мёдом. Когда дети болеют, мы часто готовим им этот напиток. Но когда они здоровы молоко с мёдом тоже не помешает. Главное чтобы оно было нужной температуры (горяченькое) и, конечно, без пенки.

Пищевая ценность

Исследовательская работа Пейте,дети, молоко

Содержание

В 100 граммах

продукта

КАЛЬЦИЙ 150 мг

МЕДЬ 0.13 мг

ЦИНК 1.3 мг

витамины

С 10.0 мг

В1 0.18 мг

Исследовательская работа Пейте,дети, молокоИсследовательская работа Пейте,дети, молоко


© 2010-2022