Конспект занятия Проблемы бытовых и производственных отходов

Конспект занятия на тему «Проблемы бытовых и производственных отходов» создано как УМК к программе «Экология и рациональное природопользование» образовательный блок №2:  «Человек-Природа-Общество.  Основы экологии и  рационального природопользования» Занятие составлено для учащихся  12-15 лет, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и направлено на личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников. Мероприятие создано на основе материалов периодических изданий и собствен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Экология и рациональное природопользование»

Учебное занятие

к блоку №2: Человек-Природа-Общество.

Основы экологии и рационального природопользования.

тема №2.7. Проблемы бытовых и производственных отходов.

1 год обучения (12-15 лет)







Автор-составитель:

Рахматуллина Наталья Михайловна,

педагог дополнительного образования












Комсомольск-на-Амуре, 2015

Пояснительная записка


Конспект занятия на тему «Проблемы бытовых и производственных отходов» создано как УМК к программе «Экология и рациональное природопользование» образовательный блок №2: «Человек-Природа-Общество. Основы экологии и рационального природопользования»

Занятие составлено для учащихся 12-15 лет, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и направлено на личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников. Мероприятие создано на основе материалов периодических изданий и собственного педагогического опыта. Данное мероприятие не требует специально оборудованного помещения, может проводится в обычных учебных кабинетах. За неделю перед занятием нужно раздать учащимся задания, разбив их на 2 группы. Первая группа проводила исследование «Экологическая обстановка в районе школы №35». Была составлена экологическая карта, нанесены места локализации мусорных контейнеров. Вторая группа проводила исследовательскую работу «Виды бытовых отходов производимых за неделю моей семьей».

Цель: сформировать представление учащихся о видах и способах утилизации твердых бытовых отходов.

Задачи занятия по формированию УУД:

  1. образовательные:

  • расширить знания учащихся о видах твердых бытовых отходов;

  • изучить виды и способы утилизации бытовых отходов

2. развивающие:

  • коммуникативные: работать в группе, вести диалог;

  • учебно-познавательные: совершенствование умений анализировать, конкретизировать учебную информацию, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; продолжить работу по развитию наблюдательности и умений выделять главное при оценке экологической обстановки;

  1. воспитательные:

  • способствовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде;

  • воспитание бережливости и экономии.

Тип занятия: занятие-исследование.

Основные понятия: ресурсосбережение, природопользование, ТБО, утилизации отходов.

Оборудование и материалы: карточки с текстами, презентация, проектор, экран, доска, мел, магниты, поделки из пластиковых бутылок, шаблоны таблиц

План занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).

  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).

  3. Объяснение нового материала (15 мин.).

  4. Формирование умений и навыков (владений) (35 мин.).

  5. Динамические паузы (2-3 мин.)

  6. Закрепление материала (7-10 мин.)

  7. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия:

Этапы занятия

Действия педагога

Универсальные

учебные действия

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Сохранность контингента.


Актуализация знаний

Тема нашего занятия - «Проблемы бытовых и производственных отходов». Каждый здравомыслящий человек непременно следит за тем, чтобы в его доме был порядок: не было ненужных вещей, вовремя проводилась уборка, и не скапливался мусор. А что происходит за стенами дома? Куда из домов отправляется весь ненужный хлам и мусор? Правильно, на контейнерную площадку. Если контейнеры вовремя не вывезут, то грязь, неповторимые «ароматы», стаи бродячих животных моментально делают вид улицы или двора дома весьма «живописными» Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. Раньше утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения . (слайд 1).

Обучающиеся смотрят на слайд, читают, слушают, анализируют, выделяют главное.

С ростом городов возникла другая структура потребления: для лучшей транспортировки продуктам питания и другой продукции понадобилась упаковка; появились новые искусственные и синтетические материалы, которые отсутствуют в природе. В ходе нашего занятия постарайтесь найти для себя ответы на следующие вопросы:

  • почему образование отходов в городах остается проблемой на протяжении уже не одного столетия?

  • как современные города избавляются от отходов?

  • каким образом могут способствовать решению проблемы отходов горожане? (слайд 2).

Обучающиеся смотрят на слайд, читают, слушают, анализируют

Благодарю обучающихся за ответ.

Обучающиеся предлагают варианты ответов,

Спасибо за ваши ответы, но на самом деле не все так просто. Давайте посмотрим на слайд

Смотрят на экран.

Объяснение нового материала

ТБО (твердые бытовые отходы) - отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы. Чтобы выяснить, актуальна ли тема ТБО, проведем анкетирование, ответив на вопросы. (Приложение №1)

Отвечают на вопросы теста.

чем больше положительных ответов получилось, тем большую актуальность представляет проблема ТБО для окружающей среды, здоровья людей и требуется решить эту проблему. Что мы и постараемся сделать на наших занятиях.

Делают вывод по результатам анкетирования

Почему проблему отходов можно считать экологической?

  • ТБО являются источником экологической опасности: распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов - переносчиков инфекционных заболеваний;

  • серьезную опасность представляет сжигание ТБО в урнах и мусорных баках, так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества, которые быстро попадают в органы дыхания окружающих людей;

  • разбросанный повсюду (в подъездах, на улице, на детских площадках) мусор - это позор нашего общества, характеристика уровня нашей бытовой культуры, среда, в которой все мы живем .

Задаю уточняющие вопросы в ходе представления обучающимися на магнитной доске результатов своей работы в виде публичных выступлений.

Веду контроль за речью ученика, грамотностью ответов.

Обучающиеся предлагают варианты ответов.

Формируют навыки публичного выступления.

Благодарю за выполнение задания, мотивирую на дальнейшие учебные действия.

Динамическая пауза

Задание «Найди поощрение».

Дети, выполняя наклоны приседания, повороты, ищут прикрепленные с тыльной стороны парты «Карточки поощрения».

Формирование умений и навыков

Первая группа проводила исследование «Экологическая обстановка в районе школы №35»

Была составлена экологическая карта, нанесены места локализации мусорных контейнеров.

Оглашение результатов исследования, показ презентации с фотоотчетом. Вывод: в районе школы много мусорных контейнеров, которые не всегда вовремя вывозятся. Ученики идут в школу мимо этих контейнеров, а в распутицу еще и по мусорным отходам, вдыхая неприятный запах. Опасны бездомные собаки, которых много возле свалок.

Вторая группа проводила исследовательскую работу «Виды бытовых отходов производимых за неделю моей семьей». Проводилось исследование содержимого мусорного ведра за неделю. Мусор разделили по категориям. (Приложение №2)

Обсуждение результатов.

Формируются навыки публичного выступления. Вывод: виды ТБО практически одинаковы в каждой семье. Каких отходов образуется больше всего? уменьшается доля пищевых отходов, древесины, черных и цветных металлов; увеличивается доля отходов упаковочных материалов изготовленных из трудноразлагающихся веществ; возрастает количество отслужившей бытовой техники, отработанных батареек, ламп Остро стоит проблема утилизации отходов

Оказываю консультативную и организационную помощь командам в выполнении задания.

Веду контроль за речью учеников, грамотностью ответов. Благодарю за выполнение заданий, обобщаю ответы воспитанников в единый вывод.

Утилизация (от лат. utilis - полезный) - использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.

Разбиваю учащихся на 4 группы. Карточки с заданиями вытягивают по жребию. (Приложение №3) Как можно утилизировать различные виды мусора:

1.Можно собирать: газеты, копировальную и принтерную бумагу, бумагу для рисования и письма, картон, папки, бумажные пакеты (чистые), книги, тетради. Не подходят: бумага с пленкой, бумага с золотым или серебряным печатным текстом, наклейки, клеящая лента, бумажки от конфет, тетра-упаковка и другие грязные или запачканные виды бумаги.

2. Изделия из металла и металлический лом принимают в пунктах приемки . Собирают: металлические банки, банки из алюминия, пробки и крышки от бутылок и банок, другую чистую металлическую тару. Не подходят: аэрозольные упаковки (бутылки от дезодоранта и от лака для волос), упаковки от раствора красок и другая запачканная металлическая тара.

3. Годится: пустая и чистая стеклянная тара - бутылки и банки. Пробки, обручи, обложки и фольга должны быть удалены с тары. Они мешают обрабатывать стекло. Не подходит: запачканная тара, стекла оконные, листовое стекло, тара от домашней химии, лампочки, зеркало, керамические вещи, хрусталь.

4. Органические остатки можно заложить в компостные ямы. Перегной используется на садовых участках в качестве удобрения и мульчи. Подходит: отходы еды, опилки, листья, торф, разные остатки растений, грибные и ягодные очистки, фильтры от кофе . Не подходит: бумага, пепел, органические остатки, упакованные в пленку.

Формирование умения владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами.

Оказываю консультативную и организационную помощь командам в выполнении задания.

Выполняют задание, результат представляют в виде публичного выступления.

Динамическая пауза

Зарядка для глаз на расслабление зрительных мышц.

Выполняют комплекс заданий по снятию напряжения мышц глаза.

Закрепление материала

Вывод: часть ТБО можно использовать в домашних условиях (заложить в компост органические остатки, бумагу), другие сдать на пункты приема ( макулатуру, металл, стеклотару, текстиль) и получить за это деньги. Существует три основных способа утилизации ТБО: захоронение, сжигание, переработка. ( Рассказ учителя с опорой на презентацию).

Подвожу итоги занятия.

Вывод: универсальных методов утилизации нет. 60% всех твердых бытовых отходов - это ценное вторичное сырье. Все эти ценные вторичные материалы мы часто выбрасываем на свалку, способствуем загрязнению окружающей среды. От сдачи ТБО на пункты приема можно получить прибавку к семейному бюджету. Способы сокращения бытовых отходов:

покупать товары в многоразовой упаковке (стекло); -отдавать предпочтение минимальным размерам упаковки; - приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающимися большими объемами; - покупать товары в упаковке, изготовленной из экологических чистых материалов; - постараться самим утилизировать ТБО. Вторичное использование пластиковых бутылок

Формирование навыка применения проблемного подхода к объективной действительности.

По ответам на вопросы фронтального опроса самостоятельно оценивают уровень усвоения материала, задают уточняющие вопросы

Рефлексия

Рефлексия - что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

  1. Я узнал(а) много нового.

  2. Мне это пригодится в работе.

  3. На занятии было над чем подумать.

  4. На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

  5. На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.

Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

Обучающиеся самостоятельно анализируют уровень овладения материалом занятия.

Подведение итогов

Общее подведение итогов, благодарность за хорошую работу на занятии.

Приложение №1



№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

1

Нужно заботиться о чистоте своего поселка?

2

Возмущает ли Вас расположение мусорных контейнеров в районе школы, в центре дворовых территорий?

3

В чем, по - вашему , главная причина замусоривания нашего поселка?

4

Предпочитаете ли вы покупать в магазине товары многоразового пользования?

5

Наносят ли мусорные свалки вред окружающей среде?

6

Вас возмущает мусор на улице?





































Приложение №2



№ п/п

Категории Мусора

Масса (кг)

1

Макулатура

2

Металл

3

Остатки продуктов

4

Стекло

5

Текстиль

6

Пластмасса

7

Древесина











































Приложение №3

Задание первой группе. Карточка Бумага и бумажные отходы

Конверт со словами «Макулатура», « Картон», « Бумажные отходы». «Бумага» «Сырье для производства туалетной бумаги, салфеток, бумажных полотенец, носовых бумажных платков, писчей, типографской бумаги, упаковочные бумажные материалы»,

«100 кг макулатуры спасают 1 дерево» ,изображения стрелок-3. Для производства бумаги используют древесину. Вырубают леса, площадь которых и так уменьшается. Изготовление бумаги требует много энергии. Экономный расход бумаги, переработка макулатуры помогают сохранить лес и сэкономить энергию. При обработке одного килограмма макулатуры изготавливают 1,6 кг новой бумаги. Если скопить 70 кг-100 кг старой бумаги, то можно сэкономить 1 дерево.

Задание второй группе. Карточка Металл . Расскажите где можно использовать вторичный металл.

Задание третьей группе. Карточка Стекло. Прочитайте текст. Для чего можно использовать стеклянную тару?

Природное стекло использовали уже со времен каменного века. Первая заготовка стекла уже знакома нам с древнего Египта (примерно 2000 лет до н.э.). Стекло делают и до сегодняшнего времени. Подходит для хранения соков, варений и других заготовок.

Задание четвертой группе. Карточка Органические отходы . Как можно утилизировать органические отходы?



















Список литературы:

  1. Алексеев С.В.: «Задания и практические работы по экологической оценке состояния окружающей среды» - СПб, 1992г.

  2. Алексеевская З.В.и др, «Санитарная очистка городов от ТБО»-Москва, «Стройиздат»,1977г.

  3. Ачильдиев И., «Власть предыстории» - Москва,1990г.

  4. Бахметьев А, Кизяков Т. « Оч.умелые ручки: Для широкого круга читателей» -М.:Росмен,2004г.

  5. Дугова Г.В. «Охрана окружающей среды», высшая школа,1990г

  6. Мартынова Л.В., «Рабочая тетрадь» «Ноль отходов», 2006г. Н.

  7. Мартынова Л.В. «Рабочая тетрадь» «Разрушители мусора»2007г .

  8. Шелеметьева Е. А. «Проблема свалки бытового мусора» 2006г.

  9. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития»,1998.-240с.



© 2010-2022