Экологическое воспитание учащихся

Экологическое образование и воспитание в школе ставит своей целью формирование бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у школьников экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.             Основные задачи экологического образования и воспитания – это: 1.      Сформировать убеждения учащихся о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде; 2.      Стимулировать заинтересованность школьников к активной творческой деятельности по охране окружающей среды; 3.      Развивать способности научного, эстетического, нравственного, правового суждений по экологическим вопросам. В текущем учебном году учителя руководствовались планом работы эколого-биологического центра, планом городских и школьных мероприятий и принимали активное участие. В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в школе за прошедший учебный год была проделана следующая работа: Для проведения исследовательской и практической работы с учащимися  имеется кабинет биологии, лаборатория, оснащенная оборудованием, раздаточным материалом. В 7а классе ведется урок экологии – 1 час по учебнику Чернова.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по экологическому образованию и воспитанию учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 113 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района г. Казани за 2013-2014 год


Экологическое образование и воспитание в школе ставит своей целью формирование бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у школьников экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.

Основные задачи экологического образования и воспитания - это:

  1. Сформировать убеждения учащихся о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде;

  2. Стимулировать заинтересованность школьников к активной творческой деятельности по охране окружающей среды;

  3. Развивать способности научного, эстетического, нравственного, правового суждений по экологическим вопросам.

В текущем учебном году учителя руководствовались планом работы эколого-биологического центра, планом городских и школьных мероприятий и принимали активное участие.

В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в школе за прошедший учебный год была проделана следующая работа:

Для проведения исследовательской и практической работы с учащимися имеется кабинет биологии, лаборатория, оснащенная оборудованием, раздаточным материалом. В 7а классе ведется урок экологии - 1 час по учебнику Чернова.

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся





В системе обучения и воспитания важное место отводится пришкольному участку, учебно - трудовая деятельность на котором помогает развивать у учащихся наблюдательность, осмысление конкретных условий, для выращивания растений, раскрывать экологические взаимосвязи, развивать познавательный интерес.

Школьный двор - это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд.

Большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и прохождение культурно - массовых мероприятий, и уборка территорий.

Учебно-опытный участок расположен на ровной поверхности в хорошо освещённом солнцем месте, имеет источник орошения. Учебно-опытный участок школы состоит из двух частей:

Земельный участок при школе, на котором расположены цветники с цветочно-декоративными растениями. Клумбы с декоративными растениями расположены перед зданием школы и вдоль основных дорожек участка. Для оформления школьных цветников используются однолетники, двулетники, многолетники (бархатцы, цинния, бордюрная астра, петунья, лилии, ирисы,канны, тюльпаны, гладиолусы, георгины, и др), т.е. растения, цветущие в различные месяцы, с ранней весны до поздней осени. Определённое место на школьном дворе отводится кустарникам, обладающим высокой декоративностью, с разными сроками цветения (акация, рябина, облепиха). Также на земельном участке при школе растут и древесные породы:, клен, сосны, берёза, тополь.

Пришкольный участок был создан в 1989 году для проведения уроков по технологии, природоведения, биологии в 5 -9 классах; организации общественного - полезного, производственного труда; экологического воспитания, профориентации, социализации детей. Общая площадь - 0, 5 га.На пришкольном участке школы в настоящее время организованы отделы: цветочно - декоративный, дендрологический.

В цветочно - декоративном отделе:

Семейство Паслёновые

1. Петуния (Petunia)

Семейство яснотковых (Lamiaceae)

2. Сальвия (Шалфей)

Семейство Астровые, или Сложноцветные

3. Бархатцы ( Tagetes)

4. Цинния (Zinnia)

Семейство Синюховые (Polemoniaceae).

5. Флоксы (Phlox)

Семейство лилейные.

6. Лилия (лат. Lílium)

7. Тюльпаны (лат. Túlipa)

Семейство амариллисовые

8. Нарциссы (лат. Narcissus)

Древесные растения и кустарники:

Семейство Ивовые Ива (Salix)

Семейство Розоцветные:

Спирея рябинолистная (Sorbaria sorbifolia)

Рябина обыкновенная - Sorbus aucuparia L.

Семейство хвойных: ели

В подсобном помещении хранятся инвентарь, аптечка для оказания первой помощи

Работая на пришкольном участке, мы много внимания уделяем культуре труда, эстетике труда. Работа проводится четко по плану. Все операции, связанные с выращиванием растений стараемся проводить на должном уровне. Учитель биологии работает вместе с детьми, посторонним наблюдателем никогда не бывают.

Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому

очень важно научить ребенка с раннего детства понимать, беречь и

создавать живую красоту.

На пришкольном участке реализуются учебные программы по биологии, рисованию, технологии, внеурочные программы. Проводим экскурсии, где знакомим учащихся с биологическими особенностями, видами цветочно - декоративных растений.

Ребята с большим удовольствием занимаются выращиванием цветов, некоторые приносят из дома многолетние растения. Сами придумывают названия клумбам Большую помощь оказывают дети пришкольного летнего лагеря «Солнечный», это «Дни трудового десанта».

Работа на пришкольном участке школы №113 осуществляется по учебно - производственному плану, утвержденному приказом директора школы.

Содержание работы отвечает требованиям программы по теме

Трудятся учащиеся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроках биологии во время летней трудовой практики.

Во время летней трудовой практики учащиеся обязаны отработать по графику (составленному заведующим пришкольным участком и утвержденным директором школы). К работе на пришкольном участке привлекаются весь

персонал школы.

График отработки.

5 класс - 7 дней

6 класс - 8 дней

7 класс - 8 дней

8 класс - 10 дней

От прохождения трудовой практики освобождаются приказом директора школы учащиеся: по состоянию здоровья на основании медицинского заключения; учащиеся 9 -го класса.

Режим труда учащихся на пришкольном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности (инструкционное письмо Министерства просвещения от 14 августа 1981 года №243). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся





Впервые выходные октября учащиеся нашей школы приняли участие в Международном Дне наблюдения птиц в природе. Мы посетили парки, речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми. Мастерили и развешивали кормушки. Зимой вывешивали кормушки для птиц ( 11 шт.).
Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся







В конкурсе «Каждой пичужке - наша кормушка» ученик 1б класса Разлиев Руслан получил грамоту за 2 место, ученик 4а класса Щербаков Родион - 3 место.

Учащиеся 8а класса Гарифуллина Алина и Гарифуллиеа Регина и ученица 6а класса Братухина Ангелина приняли участие в городском конкурсе «Домашний любимец» и были награждены Дипломом ПобедителяЭкологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

На параллели 5-6 классы интересно прошла Всероссийская просветительская акция «Орлан - белохвост - птица 2013 года». Победители были награждены грамотами за участие в конкурсе рисунков. (Ученица 7а класса Денисова Диана и ученица 6б класса Казакова Ангелина)

Экологическое воспитание учащихся



Экологическое воспитание учащихся



Библиотекарем школы Мингалеевой А.Х. проводится большая работа по экологическому воспитанию. В библиотеке школы был проведен цикл мероприятий экологической направленности.
Работа библиотеки по экологическому воспитанию детей включает в себя мероприятия, развивающие интерес детей к природе, воспитывающие стремление беречь и охранять природу родного края. Главная цель - формирование экологического сознания и культуры подрастающего поколения.
Заведующая библиотекой оформила выставку книг «Природа - мир, тайник вселенной». Детям был предложен список рекомендуемой литературы.

Оформляются стенды к праздникам: «День птиц», «День воды», «День биологического разнообразия», «День Земли». Совместно с классным руководителем 7а класс Никитиной В.А. приняли участие в Республиканском конкурсе «Современные информационные технологии в продвижении чтения в библиотечном обслуживании читателей».Был представлен экологический урок с инсценировкой «Деревья вокруг нас».

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Хартия Земли - документ, обращенный к планете Земля. Для того, чтобы человек смог сберечь себя и открыть дорогу многим и многим поколениям, он должен сберечь Землю. Хартия Земли - это документ, содержащий фундаментальные принципы создания в XXI веке справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. Основная работа по продвижению идеи «Хартия Земли» проводится в школе на уроках экологии и биологии. При проведении открытых уроков связывают с принципами «Хартии Земли». В школе проведены:

  • творческие мастерские: презентация Хартии Земли «Земля в твоих руках»;

  • выставки композиций из сухоцветов и природного материала;

  • конкурс поделок из бросового материала;

  • выставка фотографий «Остановись, мгновение!»Экологическое воспитание учащихся

  • выставки рисунков на экологическую тематику.

Проводятся исследовательские работы по изучению состояния животных, рек, территорий города, экскурсии на охраняемые территории (г.Свияжск, Раифский заповедник). Принимаем участие в экологических конференциях школьников.

Одним из направлений экологического воспитания - это участие в Всероссийских дистанционных олимпиадах. Так , ученица 4а класс в Всероссийской дистанционной олимпиаде «В мире животных» награждена Дипломом - призер, Меликова Гульнар - Дипломом - победитель, Щербаков Родион - Дипломом - призер.

Учащиеся нашей школы владеют компьютерными технологиями, принимают участие в городском конкурсе творческих проектов «Дети. Техника, Творчество» в секции «Информатика и программирование» в номинации Компьютерная презентация о животных и награждены Дипломом 3 степени.

В 2013-2014 учебном году, учащиеся, активно работающие в НОУ и занимающиеся исследовательской работой, подготовили ряд докладов, с которыми выступили на научно - практических конференциях разного уровня.

Так в 2013-2014 году ученик 7а класса Юриков Владислав в районной экологической конференции «Мой город» награжден Грамотой - Лауреат, ученица 5 класса Мусаткина Ульяна и Суслонова Анна в итоговой конференции по мультимедийному эколого - этнографическому проекту «Дом» была вручена грамота за 1 место. Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся

Так в 2013-2014 году ученик 7а класса Юриков Владислав в районной экологической конференции «Мой город» награжден Грамотой - Лауреат, ученица 5 класса Мусаткина Ульяна и Суслонова Анна в итоговой конференции по мультимедийному эколого - этнографическому проекту «Дом» была вручена грамота за 1 место.

По результатам районной конференции «Амфибии и рептилии РТ» Юриков Владислав принял участие в XIV городском открытом экологическом форуме школьников «Зилант» и получил Грамоту за 2 место в секции «Природоохранные акции» с темой «Во власти мусора».Экологическое воспитание учащихся

Впервые в 2014 году ученик 7а класса Юриков Владислав принял участие в XX Поволжской конференции имени А.М.Терентьева с темой «Во власти мусора» и награжден грамотой за участие.

Учащиеся 6а и 7а класса приняли участие в районном конкурсе агитбригад. Тема: «Удивительный мир амфибий и рептилий РТ». Результат - Грамота 3 место.Экологическое воспитание учащихся

Экологическим отрядом ( 5 -9 кл.) проведены следующие работы:

1.Уход за саженцами деревьев хвойных пород.Экологическое воспитание учащихся

.

2.Уборка парковой зоны в районе школы. Мы являемся активными участниками экологических субботников по уборке закреплены территорий. Экологическое воспитание учащихся

3.В Казани реализуется социально - направленный проект, в рамках которого проводится разъяснительная работа о необходимости организационного сбора макулатуры и ее дальнейшей переработки, сбора отработанных батареек и энергосберегающих ламп. В связи с Годом экологии в России проект распространяется в нескольких направлениях. Школа № 113 активно включилась в реализацию данного проекта

Экологическое воспитание учащихсяЭкологическое воспитание учащихся

4.Долгосрочный проект «Собери макулатуру - спаси дерево» помогает спасти деревья. Учащиеся школы принимают активное участие в сборе бумаги.

5.Для оформления пришкольного участка мы используем полиэтиленовые бутыли: кормушки для птиц, цветочные клумбы, ограждения и многое другое.

Экологическое воспитание учащихся

6.Экологический отряд «Экос» является активным участником субботников по санитарной очистке территории вокруг школы и прилежащих территорий.

Экологическое воспитание учащихся

7.Учащиеся 5 6 классов приняли участие в проекте «От полюса до полюса». Ребята посетили зооботсад, познакомились с животными. Провели конкурс рисунков

Экологическое воспитание учащихся

8.Ученик 7а класса Юриков Владислав принял участие в районной конференции «Мой город», награжден дипломом за 1 место. На протяжении многих лет принимает участие в городском открытом экологическом форуме «Зилант», награждены Дипломом за 2 место.

Экологическое воспитание учащихся

9.Впервые в 2014 году приняли участие в 20 Поволжской конференции имени А.М. Терентьева.

Учащиеся 6б класса посетили Казанский зооботсад. Познакомились с животными, узнали чем они питаются, как зимуют.

Экологическое воспитание учащихся



10.Ученица 6б класса Братухина Ангелина приняла участие в экологической олимпиаде «Моя школа - Моя Родина». Учащиеся представили рисунки для оформления участка.

Экологическое воспитание учащихся

В течение года проводились конкурсы рисунков

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся



Экологическое воспитание учащихся



На классных часах обсуждались вопросы экологии.

Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся



Из года в год принимаем участие в акции «Защитим первоцветы». Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся



Экологический отряд «Экос» ведет дневник наблюдения и регистрации первоцветов.

Экологическому образованию и воспитанию активное участие принимают родители. Родители ученицы 7а класса Рауш Н.А. в течении года провела занятия «В мире прекрасного».Учащиеся познакомились с творчеством великих художников (Леветан, Шишкин, Васнецов), которые в своем творчестве изображали природу. Посетили музей Изобразительных искусств и провели викторину.

Большой вклад в экологическое воспитание вкладывают педагоги: принимают участие в конкурсах различного уровня и готовят учащихся к конкурсам, конференциям и олимпиадам.

И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало, в новом учебном году мы продолжим работу, и запланированные экологические мероприятия проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Педагогический коллектив убежден, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало, в новом учебном году мы продолжим работу, и запланированные экологические мероприятия проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Педагогический коллектив убежден, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Приложение.

1.Учебно - исследовательская работа

1.1.Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Количество участников , призеры, победители

Муниципальный

Региональный

Заключительный

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

-

-

-

-

-

-


1.2.Научно - практические и учебно - исследовательские конференции школьников по экологии

Уровень, название конференции

Количество участников призеры, победители

участники

призеры

Победители

Школьный уровень

Юриков Владик

«Во власти мусора»

Районный уровень

1.Юриков Владик

2.Мусаткина Ульяна

3.Суслонова Аня

Муниципальный уровень

Юриков Владик

«Во власти мусора»

Республиканский уровень

Юриков Владик

«Во власти мусора»

Всероссийский уровень

Международный уровень

1.3 Конкурсы экологической направленности

Уровень, название конкурса

Количество участников, призеров, победителей

участники

призеры

Победители

Школьный уровень

«Орлан - белохвост»- конкурс рисунков

Денисова Диана

2.Сбор макулатуры: 7а класс, 8б класс

Районный уровень

Братухина Ангелина - проект «Мой двор - моя Родина»

Щербаков Родион - конкурс «Каждой пичужке - наша кормушка». Грамота 3 место

Муниципальный уровень

1.Агитбригада в номинации «Белый аист»

2.Агитбригада «Амфибии и пресмыкающиеся РТ» грамота 3 место

Республиканский уровень

1.Эколого - направленный проект «Зеленый круг»

2.Проект «От полюса до полюса»

1.Суслонова Аня

2.Мусаткина Ульяна - конкурс проектов «Дети. Наука, техника» диплом 3 степени

Всероссийский уровень

Дистанционная олимпиада «В мире животных»:

1.Щербаков Родион

2.Измайлова Ангелина

3.Саетова Адиля

Дистанционная олимпиада «В мире животных»:

1.Меликова Гюльнар

Международный уровень



1.4.Выполнение программы «Одаренные дети» (по результатам участия в экологических олимпиадах, конкурсах, конференциях)

Название мероприятия

ФИО учащегося

Количество лауреатов премии Президента РФ

2012-2013

2013-2014

Победители / призеры

Победители / призеры

нет нет

нет нет

2.Организационно - массовые, творческие мероприятия экологической направленности.

2.1Участие в месячнике по охране окружающей среды и экологии

Количество детей принявших участие в %

100%

Количество лекций и бесед

В начальной школе -7 лекций по теме «Во власти мусора»; 30%

В среднем звене - 9 лекций 50%

В старшей школе -1 лекция «Экология и мы»

Перечень школьных конкурсов проводимых в рамках месячника

1.Урок экологических знаний - 100%

2. «Каждой пичужке - своя кормушка» - 30%

3.Конкурс листовок - 30%

4.Операция «Сохраним сосны» -

5.Сбор макулатуры - 100%

Перечень акций и мероприятий, проводимых в рамках месячника

1.Участие в экологических субботниках -100%

2.Учет птиц - 25%

2.3.Участие педагогов в конференциях, семинарах, конкурсах по экологическому образованию и воспитанию.

Уровень, Название мероприятия

(ФИО участника)

Количество участников/ призеров/ победителей

Участники

Призеры

Победители

Школьный уровень

Открытый урок «Экологическая характеристика Класса Земноводных»

Районный уровень

1.Никитина В.А. учитель биологии подготовка ученика к районной экологической конференции «Земноводные и пресмыкающиеся РТ» с темой «Во власти мусора»

2.Мясникова Н.А. -Грамота 1 место конкурс плакатов «Всемирный день Земли»

3.Шатунова Е.Ю. - Грамота 1 место конкурс плакатов «Всемирный день Земли»

Муниципальный уровень

Никитина В.А. учитель биологии -подготовка ученика к районной экологической конференции «Земноводные и пресмыкающиеся РТ» с темой «Во власти мусора»

Республиканский уровень

1.Никитина В.А. учитель биологии подготовка ученика к районной экологической конференции «Земноводные и пресмыкающиеся РТ» с темой «Во власти мусора»

2.Никитина В.А. учитель биологии участие в работе семинара «Экологический урок «Деревья вокруг нас»;

3.Мингалеева А.Х.- библиотекарь школы - участие в работе семинара «Экологический урок «Деревья вокруг нас»;

Шатунова Е.Ю. Диплом 3 степени «Учительские разработки: работа с одаренными детьми»

Всероссийский уровень

Никитина В.А. - конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок»

Никитина В.А. учитель биологии Дипломант 4 Всероссийского конкурса «Открытая книга»

Никитина В.А. учитель биологии Диплом 3 место в конкурсе «Наука и творчество»

Международный уровень



Составила Никитина В.А.







© 2010-2022