- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Санькова Т.А. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
1.1 Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
1.2 Цели и задачи изучения учебного курса
Целью базового курса является:
-
Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
-
Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
-
Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Задачи:
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
1.3 Роль учебного предмета в формировании ключевых компетентностей
-
Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
-
Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
-
Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
Цели и задачи
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
1.4 Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2013.
1.5 Учебно- методический комплекс
Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.» М.; «Просвещение» ,2013.
1.6. Количество часов, на которое рассчитана программа
На изучение курса общей биологии выделено 136 часов, в том числе в 10 классе - 68 ч (2 ч в неделю).
2. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10-11 классе ученик должен
знать /понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная);сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
-
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
2.1 Основные идеи и ценности, формируемые учебным предметом
Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе.
Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности - основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.
Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы - обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.
При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.
Развитие биологической науки явилось причиной необходимости пересмотра наполнения курса биологии и вдумчивого отбора содержания изучаемого материала учебного предмета «Биология».
2.2 Конечная система знаний способов деятельности
2.2.1
При изучении курса « Основные закономерности жизни» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:
личностных (соблюдение норм поведения в окружающей среде, бережное отношение к природе, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, объективное оценивание своего вклада в решение общей задачи);
предметных (иметь знания о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы).
2.2.2
метапредметных (сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям; умение различать факт, мнение, гипотезу, доказательство; формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
2.2.3 предметные результаты
Знание /понимание:
основных положений биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущности законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетического закона Геккеля и Мюллера; учения об уровнях организации жизни; закона гомологических рядов Вавилова; сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологической терминологии и символики; характерных свойств живого: метаболизма, репродукции, наследственности, изменчивости, роста и развития, раздражимости, дискретности, саморегуляции.
умение:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3. Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов (всего)
в том числе
Теоретических
Повторительно-обобщающих
Лабор работ/
пректических работ
1.
Введение.
1
1
2.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
4
4
2
3.
Клетка
25
22
3
1
4.
Размножение и развитие организмов
11
10
1
1
6.
Основы генетики и селекции
27
22
5
8
7.
Резерв
2
Итого
68
59
9
12
4.Содержание учебного предмета по учебнику
Принятые сокращения
Лабораторная работа
л/р
Практическая работа
п/р
Мультимедийная презентация
мп
таблица
таб
Тест
Т
Итоговый тест
ИТ
Лабораторное оборудование(микроскоп, готовые микропрепараты и др.)
Ло
№
Тема урока
Кол-во часов
дата
Виды и формы контроля
Оснащение
Примечания
План
Факт
1.
Введение
1
1
Введение. Биология - наука о жизни.
1
2.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
4
2-3
Основные свойства живого
2
Л/р№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
4
Уровни организации живой природы
1
5
Многообразие живого мира
1
Л/р№2 Сравнение строения клеток растений и животных
3.
Клетка
28
6
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.
1
7
Органические вещества. Белки: строение и функции.
1
8
Биологические катализаторы- ферменты. Их классификация и роль в жизнедеятельности клетки.
1
Лабораторная работа № 3. Каталитическая активность ферментов в живых клетках.
9
Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов.
1
10
Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.
1
11
ДНК- биологические полимеры
1
12
РНК: строение и функции
1
13
Возникновение жизни на Земле
1
14
Строение и функции прокариотической клетки
1
15
Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма.
1
16
Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения.
1
17
Структуры клеточного ядра
1
18
Клеточная теория
1
19
Обобщающий урок по теме "Строение и функции клетки"
Контрольная работа
20
Обеспечение клеток энергией
1
21
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
1
22
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода
1
23
Биологическое окисление при участии кислорода
1
24
Обобщающий урок по теме "Обеспечение клеток энергией"
1
Контрольная работа
25
Генетическая информация. Удвоение ДНК
1
26
Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.
1
27
Биосинтез белков
1
28
Регуляция транскрипции и трансляции
1
28
Вирусы
1
29
Генная и клеточная инженерия
1
30
Обобщающий урок по теме "Наследственная информация и ее реализация в клетке"
1
Контрольная работа
4.
Размножение и развитие организмов
11
31
Деление клетки. Митоз.
1
32
Фазы митоза
1
33
Бесполое и половое размножение
1
34
Мейоз
1
35
Образование половых клеток и оплодотворение
1
36
Типы оплодотворения
1
37
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период
1
П/р: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
38
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период
1
39
Организм как единое целое
1
40
Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.
1
41
Обобщающий урок по теме "Размножение и развитие организмов"
1
Контрольная работа
6.
Основы генетики и селекции
27
42
Гибридологический метод изучения наследования признаков
1
П/р: Составление простейших схем скрещивания
43
Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя
1
44
Второй закон Менделя
1
45
Решение задач на моногибридное скрещивание
1
П/р: Решение элементарных генетических задач
46
Генотип и фенотип. Аллельные гены.
1
47
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1
48
Решение задач на дигибридное скрещивание
1
П/р: Решение элементарных генетических задач
49
Сцепленное наследование генов
1
50
Генетика пола
1
51
Решение задач по сцепленному наследованию.
1
П/р: Решение элементарных генетических задач
52
Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность
1
53
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака
1
54
Обобщающий урок по теме "Основные закономерности явлений наследственности"
1
Контрольная работа
55
Наследственная изменчивость.
1
56
Модификационная изменчивость.
1
Л/р №4: Построение вариационного ряда и вариационной кривой
57
Мутационная изменчивость
1
П/р: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
58
Наследственная изменчивость человека
1
59
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека
1
60
Обобщающий урок по теме "Закономерности изменчивости"
1
61
Одомашнивание как начальный этап селекции
1
62
Методы современной селекции
1
63
Методы современной селекции
1
64
Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции
1
65
Успехи селекции
1
П/р: Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
66
Обобщающий урок по теме "Генетика и селекция"
1
67
Контрольная работа по теме "Основы генетики и селекции"
1
Контрольная работа
68
Заключительный урок
1
69-70
Резерв
2
5. Контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень освоения содержания программы
Методическое сопровождение к итоговой контрольной работе
по биологии за курс 10 класса
Назначение данной контрольной работы состоит в оценке уровня общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса.
Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии курса биологии за 10 класс. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, Логическое мышление, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.
Характеристика структуры и содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
Часть 1 содержит тестовые задания с 1 выбором ответа;
Часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
Часть работы
Тип заданий
Количество заданий
Часть 1
Задания с выбором ответа
12
Часть 2
Задания с развернутым ответом
2
К каждому из заданий с выбором ответа Части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания в Части 2 работы формулируются и записываются учащимся самостоятельно в развернутой форме.
Продолжительность выполнения контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Система оценивания выполнения заданий и контрольной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается в 5 баллов
Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 0.25 баллов и в сумме составляет 3 балла. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
А). указан номер неправильного ответа;
Б). указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
В). номер ответа не указан.
Задания Части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение задания 1 балл. При неполном выполнении - 1 - 0.25 балла. В сумме составляет 2 балла
Критерии оценки
0 - 2.25 баллов - «2»
2.5 - 3.25 баллов - «3»
3.5 - 4.25 баллов - «4»
4.5 - 5 баллов - «5»
Контрольная работа по биологии учени___ 10 класса МБОУ «Шабурская сош» ________________________________________________________ _____ мая 2016г.
1 вариант
I - (1-12) - 0.25 б.
1. Обмен веществ живых организмов с окружающей средой - это:
1. Тургор 2. Онтогенез 3. Метаболизм 4 Авторегуляция
2. Физиология - это наука, которая изучает:
1. Ткани 2. Жизнедеятельность бактерий 3. Функции живых организмов 4. Всё перечисленное
3. К углеводам моносахаридам относятся:
1. Крахмал; 2. Гликоген; 3. Глюкоза; 4. Мальтоза
4. К нуклеотидам ДНК не относится:
1. Аденин 2. Тимин 3. Урацил. 4. Гуанин
5. Цитоплазма - это:
1. Совокупность нуклеотидов 2. Генетический материал бактерий
3. Комплекс ДНК и белков 4. Однородный коллоидный раствор
6. В каких органоидах синтезируются белки:
1. Хлоропласты. 2. Рибосомы. 3. Митохондрии 4. ЭПС.
7. В какой фазе митоза центромерные участки хромосом лежат в одной плоскости - в плоскости экватора:
1. Анафазе 2. Профазе 3. Метафазе 4. Телофазе
8. Созревание половых клеток - это:
1. Репродуктивность 2. Гаметогенез 3. Катаболизм 4. Дробление
9. На стадии гаструляции зародыш состоит из:
1. Бластул 2. Морул 3. Зародышевых листков 4. Все утверждения верны
10. Хромосомная теория наследственности была сформулирована:
1. Г. Менделем 2. И. Мечниковым 3. А. Ковалевским 4. Т. Морганом
11. Совокупность всех признаков и свойств данного организма - это:
1. Генотип 2. Наследственность 3. Гомозиготность 4. Фенотип
12. Метод селекции скрещивания особей, сочетаемый с последующим отбором - это:
1. Гетерозис 2. Гибридизация 3. Мутагенез 4. Биотехнология
II - (13-14) - 1 б.
13. Дать сравнительную характеристику митоза и мейоза.
14. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Контрольная работа по биологии учени___ 10 класса МБОУ «Шабурская сош» ________________________________________________________ _____ мая 2016г.
2 вариант
I - (1-12) - 0.25 б.
1. Метаболизм - это:
1. Обмен веществ живых организмов с окружающей средой
2. Стадия эмбрионального развития
3 Процесс обмена участками хромосом
4. Процесс транспортировки питательных веществ в клетке
2. Историческое развитие организмов - это:
1. Онтогенез 2. Наследственность 3 Филогенез 4. Репродукция.
3 . К углеводам полисахаридам относятся:
1. Крахмал; 2. Дезоксирибоза; 3. Рибоза; 4. Глюкоза
4. Ферменты выполняют следующие функции:
1. Являются основным источником энергии; 2. Ускоряют биохимические реакции;
3. Транспортируют кислород; 4. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие в-ва.
5. Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:
1. Осуществляют синтез белка. 2. Синтез АТФ 3. синтез углеводов. 4. Расщепление АТФ.
6. Как называются внутренние складки митохондрий:
1. Граны. 2. Матрикс. 3 Кристы. 4. Строма.
7. В какой фазе митоза хроматиды становятся самостоятельными дочерними хромосомами:
1. Анафазе 2. Профазе 3. Метафазе 4. Телофазе
8. Гаметогенез - это:
1. Созревание половых клеток 2. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки
3. Процесс образования зиготы 4. Обмен наследственным материалом
9. На стадии гаструляции зародыш состоит из:
1. Бластул 2. Морул 3. Зародышевых листков 4. Все утверждения верны
10. Закон « единообразия гибридов первого поколения» был сформулирован:
1 Г. Менделем 2. И. Мечниковым 3. А. Ковалевским 4. Т. Морганом
11. Проявление в потомстве различных вариантов одного и того же признака - это:
1. Генотип 2. Наследственность 3. Гомозиготность 4. Фенотип
12. Метод селекции скрещивания особей, сочетаемый с последующим отбором - это:
1. Гетерозис 2. Биотехнология 3. Гибридизация 4. Мутагенез
II - (13-14) - 1 б.
13. Дать сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клеткам.
14. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?
6. Оснащение учебного процесса
Микроскопы
Микропрепараты готовые
Таблицы
Проектор
Тесты
7. Список литературы
Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.» М.; «Просвещение» ,2013.
Методические пособия:
-
Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2005
-
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева и др. 1ч/ авт. -сост. А.Ю. Гаврилова. - Вологоград: Учитель, 2006.
-
Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007
-
Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература:
-
Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
-
Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
-
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
-
Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2007