Рабочая программа по биологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

1.1 Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

1.2 Цели и задачи изучения учебного курса

Целью базового курса является:

  • Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.

  • Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.

  • Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Задачи:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

1.3 Роль учебного предмета в формировании ключевых компетентностей

  • Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.

  • Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.

  • Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Цели и задачи

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

1.4 Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2013.

1.5 Учебно- методический комплекс

Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.» М.; «Просвещение» ,2013.

1.6. Количество часов, на которое рассчитана программа

На изучение курса общей биологии выделено 136 часов, в том числе в 10 классе - 68 ч (2 ч в неделю).

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10-11 классе ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная);сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

2.1 Основные идеи и ценности, формируемые учебным предметом

Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе.

Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности - основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы - обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.

При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.

Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.

Развитие биологической науки явилось причиной необходимости пересмотра наполнения курса биологии и вдумчивого отбора содержания изучаемого материала учебного предмета «Биология».

2.2 Конечная система знаний способов деятельности

2.2.1

При изучении курса « Основные закономерности жизни» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:

личностных (соблюдение норм поведения в окружающей среде, бережное отношение к природе, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, объективное оценивание своего вклада в решение общей задачи);

предметных (иметь знания о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы).

2.2.2

метапредметных (сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям; умение различать факт, мнение, гипотезу, доказательство; формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

2.2.3 предметные результаты

Знание /понимание:

основных положений биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущности законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетического закона Геккеля и Мюллера; учения об уровнях организации жизни; закона гомологических рядов Вавилова; сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологической терминологии и символики; характерных свойств живого: метаболизма, репродукции, наследственности, изменчивости, роста и развития, раздражимости, дискретности, саморегуляции.

умение:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

3. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов (всего)

в том числе

Теоретических

Повторительно-обобщающих

Лабор работ/

пректических работ

1.

Введение.

1

1

2.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

4

4

2

3.

Клетка

25

22

3

1

4.

Размножение и развитие организмов

11

10

1

1

6.

Основы генетики и селекции

27

22

5

8

7.

Резерв

2


Итого

68

59

9

12



4.Содержание учебного предмета по учебнику

Принятые сокращения

Лабораторная работа

л/р

Практическая работа

п/р

Мультимедийная презентация

мп

таблица

таб

Тест

Т

Итоговый тест

ИТ

Лабораторное оборудование(микроскоп, готовые микропрепараты и др.)

Ло

Тема урока

Кол-во часов

дата

Виды и формы контроля

Оснащение

Примечания

План

Факт

1.

Введение

1


1

Введение. Биология - наука о жизни.

1


2.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

4


2-3

Основные свойства живого

2

Л/р№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

4

Уровни организации живой природы

1


5

Многообразие живого мира

1

Л/р№2 Сравнение строения клеток растений и животных

3.

Клетка

28


6

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

1


7

Органические вещества. Белки: строение и функции.

1


8

Биологические катализаторы- ферменты. Их классификация и роль в жизнедеятельности клетки.

1

Лабораторная работа № 3. Каталитическая активность ферментов в живых клетках.

9

Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов.

1


10

Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

1


11

ДНК- биологические полимеры

1


12

РНК: строение и функции

1


13

Возникновение жизни на Земле

1


14

Строение и функции прокариотической клетки

1


15

Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма.

1


16

Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения.

1


17

Структуры клеточного ядра

1


18

Клеточная теория

1


19

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клетки"

Контрольная работа

20

Обеспечение клеток энергией

1


21

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

1


22

Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода

1


23

Биологическое окисление при участии кислорода

1


24

Обобщающий урок по теме "Обеспечение клеток энергией"

1

Контрольная работа

25

Генетическая информация. Удвоение ДНК

1


26

Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

1


27

Биосинтез белков

1


28

Регуляция транскрипции и трансляции

1


28

Вирусы

1


29

Генная и клеточная инженерия

1


30

Обобщающий урок по теме "Наследственная информация и ее реализация в клетке"

1

Контрольная работа

4.

Размножение и развитие организмов

11


31

Деление клетки. Митоз.

1


32

Фазы митоза

1


33

Бесполое и половое размножение

1


34

Мейоз

1


35

Образование половых клеток и оплодотворение

1


36

Типы оплодотворения

1


37

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период

1

П/р: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

38

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период

1


39

Организм как единое целое

1


40

Влияние внешних условий на раннее развитие организмов.

1


41

Обобщающий урок по теме "Размножение и развитие организмов"

1

Контрольная работа

6.

Основы генетики и селекции

27


42

Гибридологический метод изучения наследования признаков

1

П/р: Составление простейших схем скрещивания

43

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя

1


44

Второй закон Менделя

1


45

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

П/р: Решение элементарных генетических задач

46

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

1


47

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1


48

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

П/р: Решение элементарных генетических задач

49

Сцепленное наследование генов

1


50

Генетика пола

1


51

Решение задач по сцепленному наследованию.

1

П/р: Решение элементарных генетических задач

52

Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность

1


53

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

1


54

Обобщающий урок по теме "Основные закономерности явлений наследственности"

1

Контрольная работа

55

Наследственная изменчивость.

1


56

Модификационная изменчивость.

1

Л/р №4: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

57

Мутационная изменчивость

1

П/р: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

58

Наследственная изменчивость человека

1


59

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1


60

Обобщающий урок по теме "Закономерности изменчивости"

1


61

Одомашнивание как начальный этап селекции

1


62

Методы современной селекции

1


63

Методы современной селекции

1


64

Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции

1


65

Успехи селекции

1

П/р: Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

66

Обобщающий урок по теме "Генетика и селекция"

1


67

Контрольная работа по теме "Основы генетики и селекции"

1

Контрольная работа

68

Заключительный урок

1


69-70

Резерв

2


5. Контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень освоения содержания программы

Методическое сопровождение к итоговой контрольной работе

по биологии за курс 10 класса

Назначение данной контрольной работы состоит в оценке уровня общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса.

Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии курса биологии за 10 класс. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, Логическое мышление, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.

Характеристика структуры и содержание контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

Часть 1 содержит тестовые задания с 1 выбором ответа;

Часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Часть 1

Задания с выбором ответа

12

Часть 2

Задания с развернутым ответом

2

К каждому из заданий с выбором ответа Части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания в Части 2 работы формулируются и записываются учащимся самостоятельно в развернутой форме.

Продолжительность выполнения контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

Система оценивания выполнения заданий и контрольной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается в 5 баллов

Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 0.25 баллов и в сумме составляет 3 балла. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:

А). указан номер неправильного ответа;

Б). указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

В). номер ответа не указан.

Задания Части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За полное и правильное выполнение задания 1 балл. При неполном выполнении - 1 - 0.25 балла. В сумме составляет 2 балла

Критерии оценки

0 - 2.25 баллов - «2»

2.5 - 3.25 баллов - «3»

3.5 - 4.25 баллов - «4»

4.5 - 5 баллов - «5»


Контрольная работа по биологии учени___ 10 класса МБОУ «Шабурская сош» ________________________________________________________ _____ мая 2016г.

1 вариант

I - (1-12) - 0.25 б.

1. Обмен веществ живых организмов с окружающей средой - это:

1. Тургор 2. Онтогенез 3. Метаболизм 4 Авторегуляция

2. Физиология - это наука, которая изучает:

1. Ткани 2. Жизнедеятельность бактерий 3. Функции живых организмов 4. Всё перечисленное

3. К углеводам моносахаридам относятся:

1. Крахмал; 2. Гликоген; 3. Глюкоза; 4. Мальтоза

4. К нуклеотидам ДНК не относится:

1. Аденин 2. Тимин 3. Урацил. 4. Гуанин

5. Цитоплазма - это:

1. Совокупность нуклеотидов 2. Генетический материал бактерий

3. Комплекс ДНК и белков 4. Однородный коллоидный раствор

6. В каких органоидах синтезируются белки:

1. Хлоропласты. 2. Рибосомы. 3. Митохондрии 4. ЭПС.

7. В какой фазе митоза центромерные участки хромосом лежат в одной плоскости - в плоскости экватора:

1. Анафазе 2. Профазе 3. Метафазе 4. Телофазе

8. Созревание половых клеток - это:

1. Репродуктивность 2. Гаметогенез 3. Катаболизм 4. Дробление

9. На стадии гаструляции зародыш состоит из:

1. Бластул 2. Морул 3. Зародышевых листков 4. Все утверждения верны

10. Хромосомная теория наследственности была сформулирована:

1. Г. Менделем 2. И. Мечниковым 3. А. Ковалевским 4. Т. Морганом

11. Совокупность всех признаков и свойств данного организма - это:

1. Генотип 2. Наследственность 3. Гомозиготность 4. Фенотип

12. Метод селекции скрещивания особей, сочетаемый с последующим отбором - это:

1. Гетерозис 2. Гибридизация 3. Мутагенез 4. Биотехнология

II - (13-14) - 1 б.

13. Дать сравнительную характеристику митоза и мейоза.

14. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Контрольная работа по биологии учени___ 10 класса МБОУ «Шабурская сош» ________________________________________________________ _____ мая 2016г.

2 вариант

I - (1-12) - 0.25 б.

1. Метаболизм - это:

1. Обмен веществ живых организмов с окружающей средой

2. Стадия эмбрионального развития

3 Процесс обмена участками хромосом

4. Процесс транспортировки питательных веществ в клетке

2. Историческое развитие организмов - это:

1. Онтогенез 2. Наследственность 3 Филогенез 4. Репродукция.

3 . К углеводам полисахаридам относятся:

1. Крахмал; 2. Дезоксирибоза; 3. Рибоза; 4. Глюкоза

4. Ферменты выполняют следующие функции:

1. Являются основным источником энергии; 2. Ускоряют биохимические реакции;

3. Транспортируют кислород; 4. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие в-ва.

5. Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:

1. Осуществляют синтез белка. 2. Синтез АТФ 3. синтез углеводов. 4. Расщепление АТФ.

6. Как называются внутренние складки митохондрий:

1. Граны. 2. Матрикс. 3 Кристы. 4. Строма.

7. В какой фазе митоза хроматиды становятся самостоятельными дочерними хромосомами:

1. Анафазе 2. Профазе 3. Метафазе 4. Телофазе

8. Гаметогенез - это:

1. Созревание половых клеток 2. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки

3. Процесс образования зиготы 4. Обмен наследственным материалом

9. На стадии гаструляции зародыш состоит из:

1. Бластул 2. Морул 3. Зародышевых листков 4. Все утверждения верны

10. Закон « единообразия гибридов первого поколения» был сформулирован:

1 Г. Менделем 2. И. Мечниковым 3. А. Ковалевским 4. Т. Морганом

11. Проявление в потомстве различных вариантов одного и того же признака - это:

1. Генотип 2. Наследственность 3. Гомозиготность 4. Фенотип

12. Метод селекции скрещивания особей, сочетаемый с последующим отбором - это:

1. Гетерозис 2. Биотехнология 3. Гибридизация 4. Мутагенез

II - (13-14) - 1 б.

13. Дать сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клеткам.

14. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?



6. Оснащение учебного процесса

Микроскопы

Микропрепараты готовые

Таблицы

Проектор

Тесты

7. Список литературы

Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.» М.; «Просвещение» ,2013.

Методические пособия:

  1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2005

  2. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева и др. 1ч/ авт. -сост. А.Ю. Гаврилова. - Вологоград: Учитель, 2006.

  3. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007

  4. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр, 2007

Дополнительная литература:

  1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

  2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.

  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

  5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника - М.: Дрофа, 2007



© 2010-2022