Конспект урока в 6 классе на тему: Клеточное строение листа

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование. Биология- 6 класс

Тема: Строение и жизнедеятельность растений.

Урок № 6

Дата проведения:

Тема урока «Клеточное строение листа»

Цели:

Образовательные:

-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;

-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;

-- способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Развивающие:

-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;

-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).

Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.

(Варианты в приложении)

III.Изучение нового материала.


  1. Клеточное строение растений. Ткани. Беседа учителя с учащимися.

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!

Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)

Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)

Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.


Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)

Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.

С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.

Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)

Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань - мякоть листа.


  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

(Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)

Инструкция для учащихся:

Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа):



Клеточное строение листа


Название части листа

Название ткани

Описание клеточного строения ткани

Значение ткани

Примечания

Кожица листа (эпидерма)





Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоят

Укажите значение ткани и устьиц

Эту колонку заполните вместе с учителем

Мякоть листа (мезофилл)

Основная фотосин-тезирую-щая

а) столбча-тая ткань


Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат




Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке

б) губчатая ткань



Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат





Жилки листа

Прово-дящая ткань

ксилема

(древесина)


Чем представлена, из каких клеток состоит?



Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Прово-дящая ткань

флоэма

(луб)


Чем представлена, из каких клеток состоит?



После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:

На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?

Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)

Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа -кутикула - на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула - дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.

Демонстрация 8 слайда презентации (Злаковые растения)

Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.

Запись «примечания» в таблицу под диктовку учителя

В целом таблица будет выглядеть следующим образом:

Клеточное строение листа

Название части листа

Название ткани

Описание клеточного строения ткани

Значение ткани

Примечания

Кожица листа (эпидерма)





Покровная

Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки - парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется устьичной.

Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц - газообмен листа с внешней средой.

Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений - на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.

Мякоть листа (мезофилл)

Основная фотосин-тезирую-щая

а) столбча-тая ткань


Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.


Фотосинтез, газообмен.

Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.

б) губчатая ткань

Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше


Газообмен, фотосинтез

Жилки листа

Прово-дящая ткань

ксилема

(древесина)

Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.

Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.


Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Прово-дящая ткань

флоэма

(луб)

Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки - спутницы.

Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.

Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.


  1. Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация 9 слайда презентации «Внутреннее строение листа»).

Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.

IV. Закрепление знаний. Работа в тетради РТПБ

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Прочитать § 30

Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы


Приложение:

  1. Презентация к уроку.

  2. Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение».


5


© 2010-2022