Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации

   Так, как дети с ограниченными возможностями быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению, им  требуется особая форма организации рабочего места. Целесообразно располагать пособия для проведения занятий в различных частях кабинета, чтобы педагог и ребенок могли буквально переходить из одной зоны в другую. Это позволяет менять вид деятельности и место проведения занятия, а в конечном счете увеличить продуктивность работы, предотвратить утомляемость.  Кабинет обустроен без приобре...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кабинет (уголок) природы в детском учреждении

Практические рекомендации

Адаптированный вариант для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья гораздо более отдаленны от природы, чем их здоровые сверстники. Ограниченная среда приводит к сужению круга впечатлений, тормозит их интеллектуальное развитие. Поэтому необходимо создать условие для того чтобы все, что создано природой, могло придти на помощь ребенку. Это растения, животные, камни, глина, вода, песок, запахи, звуки.

Природные объекты становятся инструментами стимуляции зрительного и слухового внимания, моторного и эмоционального развития. Красотой форм, запахами, разной цветовой гаммой, объекты природы благоприятно действуют на центральную нервную систему, помогают справиться с плохим настроением, снимают отрицательную энергию, способствуют успешной адаптации и установлению эмоционального контакта.

Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от сенсорного развития детей. Насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее, настолько точно эти знания сможет выразить в будущем.

Общение ребенка с природой формирует такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить. Формируются патриотизм, трудолюбие, уважение к труду, забота о живых существах.

Представленный адаптированный вариант кабинета природы был создан в 2007 году в КРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Родник».

Кабинет обустроен без приобретения дорогостоящего оборудования, многое создано педагогом и детьми своими руками, с использованием различных природных материалов.

Так, как дети с ограниченными возможностями быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению, им требуется особая форма организации рабочего места. Целесообразно располагать пособия для проведения занятий в различных частях кабинета, чтобы педагог и ребенок могли буквально переходить из одной зоны в другую. Это позволяет менять вид деятельности и место проведения занятия, а в конечном счете увеличить продуктивность работы, предотвратить утомляемость.

Зоны кабинета делятся на обучающую, развивающую и оздоровительную. Для их оборудования необходимо:

  • Представители фауны

  • Представители флоры

  • Центр игры с песком

  • Центр занятий с глиной

  • Сенсорная напольная дорожка

  • Учебно - развивающее настенное панно из природного материала

  • Сенсорная дорожка для рук

  • Камни, ракушки, вода

  • Центр развивающих игр из природного материала

  • Центр творчества

  • Звуковое сопровождение

  • Набор ароматических трав и масел

В процессе занятий с объектами природы решаются следующие задачи.

Дидактические:


  1. Знакомить детей с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения (песок, вода, глина, растения, животные и т.д.)

  2. Формировать знания о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

  3. Учить правильно действовать в быту, учитывая свойства живой и неживой природы.

Коррекционные:


  1. Обогащать чувственный опыт детей: учить узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы и их качества.

  2. Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами природы.

  3. Стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече - двигательную, зрительно - двигательную координацию).

  4. Развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление).

  5. Стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом.

  6. Стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

Воспитательные:

  1. Формировать интерес и позитивное отношение к объектам живой и неживой природы, адекватно и эмоционально воспринимать природу.

  2. Развивать стремление действовать вместе с взрослыми, вместе радоваться процессу игры, занятия.

  3. Формировать умение бережно и осторожно работать с природным материалом.

  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.

Оздоровительные:

1.Снижение уровня мышечного и эмоционального напряжения, тревог, страхов, агрессий.

2.Снятие негативных эмоций.

3.Закаливание.

4.Профилактика и коррекция дефектов осанки.

5.профилактика и коррекция плоскостопия.

6.Профилактиа вирусных инфекций.

7.Снятие напряжения с глаз.

Зоны кабинета природы

Живой уголок

Оборудование: живые объекты, клетки, кормушки, поилки, щетки, разделочные доски, ножи, тазы, фартуки, перчатки.

Корма в фабричных упаковках, сено, овощи, фрукты.

Обитатели живого уголка должны быть разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы общение и труд по уходу за ними, был доступен для детей.

Животные живого уголка оказывают различное лечебное воздействие на маленьких пациентов. Декоративные птицы, своим пением благотворно влияют на нервную систему, успокаивают и выравнивают дыхание и сердечный ритм, уменьшают боли.

Грызуны помогают преодолеть неуверенность, замкнутость, победить комплексы. Тактильный контакт с ними расслабляет мелкую мускулатуру, снимает тревожность, эмоциональную напряженность.

Общение с рептилиями укрепляет нервную систему, упорядочивает эмоции. Контакт с ними полезен при кожных заболеваниях.

Наблюдения за аквариумными рыбками и другими обитателями аквариумов полезны для гиперактивных детей с вегетодистониями. Плавные, размеренные движения водных животных успокаивают, завораживают, нормализуют артериальное давление, снижают уровень психо - эмоциональной напряженности.

Общение детей со всеми, без исключения животными, способствует быстрейшей адаптации ребенка на новом месте.

Снимают отрицательные эмоции, помогают установить контакт. Общение с животными способствует развитию у ребенка способности сочувствовать и сопереживать. Атмосфера любви и заботы о животных укрепляет душевные и жизненные силы детей.

В живом уголке могут содержаться: кролики, морская свинка, крыса, сухопутная черепашка, волнистые попугаи, попугай карелла. Аквариумные обитатели: красноухая черепаха, обыкновенный тритон, рыбки (гуппи, меченосец и др.), улитки. Фото №1 «Обитатели живого уголка».

Зеленая зона

Оборудование: живые объекты, горшки, лейки, лопаточки для рыхления и пересадки, распылители воды, щетки, подставки и кашпо для цветов.

При подборе для зеленой зоны комнатных растений необходимо учитывать особенности помещения: если окна выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения. В помещении, с окнами, выходящими на север, хорошо развиваются теневыносливые растения.

Общение с комнатными растениями - гарденотерапия особое направление психосоциальной реабилитации. Практика показывает, что дети успешно справляются с различными видами ухода за комнатными растениями (полив, посадка, рыхление, опрыскивание). Эти виды деятельности имеют ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать их при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств. Разнообразие форм листьев, краски цветущих растений, множество оттенков зеленого цвета способствуют быстрейшему восстановлению организма после перенесенных заболеваний, улучшению психо - эмоционального состояния детей с патологией тех или иных органов и систем.

Гарденотерапию можно применять интегративно с элементами других технологий социокультурной деятельности: музыкой, дизайном, оригами и др.

При многоуровневой организации занятий можно выделять дополнительные зоны:

  1. Лекарственных комнатных растений «Аптека на окне» (алое

древовидное, коланхое, плющ обыкновенный, герань душистая).

  1. Скомпоновать по природным зонам: растения тропиков (глоксиния, тетрастигма, драцена, циперус). Растения пустыни (кактусы, зигокактус, агава). Растения субтропиков (фикусы, аглаонема, панданус, диффенбахия). Растения средней полосы (плющ, кислицы, луковичные).

Использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

Видовой состав нашего кабинете насчитывает более 30 видов комнатных растений (сансевьера, драцена, тетрастигма, бересклет, панкрациум, бравилия, аглаонема, циперус, коланхое, шефлера, алое, герани, фикусы, гибискус, абутилон, диффенбахия и др). Фото №2 «Зеленая зона».

Центр игры с песком

Оборудование: пластиковая емкость под песок со съемной крышкой, песок, сертифицированный одного калибра, просеянный, промытый, прокаленный и прокварцованный.В дальнейшем песок кварцуется ежедневно. Набор игрового материала (лопатки, совочки, наборы игрушечных животных, домов, людей, растений, транспорт и природный материал).

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Песок творит чудеса! С помощью песка психологи лечат детские фобии взрослых пациентов. В песок можно закопать свою проблему, страх.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходит игра с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Кроме того, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», развиваются все познавательные функции (восприятия, внимания, память, мышление, речь и моторика).

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Фото №3 «Центр игры с песком».

Центр работы с глиной

Оборудование: пластиковая ёмкость для сухой глины, глина, лотки для замеса глины, пластиковые поддоны для поделок, краски, кисти, образцы готовых поделок, технологические карты, пооперационные карты.

Глина живой, пластичный и податливый материал, содержит положительное биологическое поле. Работа с глиной способствует укреплению иммунитета, закаливанию. Развивает мелкую моторику рук, фантазию, воображение, восприятие художественного образа, понимание объемно - пространственных свойств действительности, изменчивости их формы, способствует формированию чувства пропорции.

При многоуровневой организации занятий, используются различные технологические карты. Фото №4 «Центр работы с глиной».

Сенсорная напольная дорожка

Основание напольной дорожки выполнено из тонкой фанеры с невысокими бортиками. Материалом для наполнения ячеек дорожки могут быть следующие природные объекты - камни разной величины, песок, березовая кора, мох, морская соль, желуди, березовые листья, сухая трава, шишки.

При прохождении ребенка по дорожке происходит воздействие на рецепторы стопы разной интенсивности, разной температуры. Мох, сухая трава, листья - теплые, камни, песок - прохладные. Это стимулирует внутренние органы, способствует профилактике плоскостопия, закаливанию организма и оказывает общий оздоровительный эффект. Фото № 5. « Сенсорная напольная дорожка».

Сенсорная дорожка для рук (центр тактильности)

Представляет собой набор объектов природы с различными тактильными поверхностями (шишки сосны, ели, кедра, ракушки, семена и т.д.) Занятия с ручной сенсорной дорожкой развивают мелкую моторику рук, познавательную активность, память, мышление, внимание. Фото № 6. «Сенсорная дорожка для рук».

Учебно - развивающее настенное панно «Что в лесу растет, кто в лесу живет?»

Панно выполнено из природного материала при использовании листьев, ягод, шишек, мха, семян ясеня, скорлупок орехов и т.д. Многие представители флоры и фауны (жуки, бабочки, стрекозы, грибы, птицы, гнезда птиц, цветы), выполнены детьми на занятиях. Панно способствует развитию познавательной активности, наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Создает максимальное приближение к природе, создает атмосферу эмоционального комфорта. Фото №7 «Учебно - развивающее панно из природного материала».

Центр занятий с водой и камнями

Оборудование: две пластиковых емкости, наполненные одна водой, другая камнями разной величины, формы, цвета. Камни и вода забирают отрицательную энергетику, способствуют закаливанию организма, развивают мелкую моторику, цветовосприятие различных оттенков, стимулирует желание созерцать, рассматривать, сравнивать. Очень важно, что цвета камней спокойные, приглушенные и это способствует снятию напряжения с глаз. Фото №8 «Центр занятий с водой и камнями».

Звуковое сопровождение

Звуковое сопровождение - это музыкальный центр с набором аудиокассет или дисков с записями звуков природы (шум леса, дождя, морского прибоя, голоса птиц)

Звуки по-разному влияют на здоровье и состояние человека. Громкие неприятные звуки (шум транспорта, чрезмерная громкая речь) вызывают раздражение, агрессивность, повышают нервно - психическое и эмоциональное напряжение.

Звуки природы обогащают восприятие и воображение, создают психологический комфорт, способствуют быстрейшей адаптации ребенка и установлению эмоционального комфорта с педагогом и другими детьми.

Аромонабор

В состав его входит набор сухих ароматических трав, аромораспылитель и ароматические масла (розовое, пихтовое, лавандовое)

Человеку не очень повезло с обонянием, но, тем немение он может улавливать около тысячи запахов.

Все запахи, без исключения влияют на организм человека, на его настроение, работоспособность, жизнедеятельность органов и систем, на его здоровье. Они могут угнетать, стимулировать, укреплять, успокаивать, понижать давление, улучшать память, действовать как адаптогены, использоваться для профилактики вирусных заболеваний (грипп, ОРЗ).

Коллекция заготовленных ароматических растений насчитывает более 20 видов. В неё входят: чабрец обыкновенный, полынь горькая, зизифора пахучковидная, мелисса лекарственная, пихта, сосна, ель, можжевельник, пион уклоняющийся, аир болотный и др. Фото №9 «Ароматы трав душистых».

Центр творчества

Оборудование: стол для работы, выставочные стеллажи, полки, природный материал, краски, кисти, карандаши, бумага, клей и т.д.

Центр творчества предназначен для реализации и обобщения полученных знаний и впечатлений в продуктивных видах деятельности. К ним относятся изготовление поделок, аппликаций, оригами, рисунки, коллажи. Фото №10 «Выставки детских творческих работ».

Центр развивающих игр из природного материала

Дидактическая игра «Чьи, детки, с какой ветки?» представляет набор плодов и листьев деревьев, растущих в нашем регионе.

Цель игры: познакомить детей с деревьями, растущими в нашей местности.

Задачи: научить детей различать разные виды деревьев, соотносить правильно плоды и листья, беречь природу. Фото №11.

Дидактическая игра «Речные камешки» представляет набор камешков, карты с изображением разных животных.

Цель игры: развитие мелкой моторики, фантазии и воображение.

Задачи: научить правильно, определять и сопоставлять размер и форму, работать по трехуровневой системе (первый уровень - выкладывание фигурки животного по иллюстрации; второй уровень - выкладывание фигурки на столе; третий уровень - выкладывание фигурки животного самостоятельно). Фото №12.

Дидактические игры «Собери ожерелье для русалочки», «Собери бусы для Золушки», «Бусы для матрешки» представляют собой игровое поле и набор ракушек, камешков разной величины и формы и другого природного материала.

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация движения руки, умение определять размер, форму, цвет. Фото №13.

Дидактическая игра «Звуковички природы» состоит из пластиковых цилиндриков, заполненных различным природным материалом: песок, камешки, сухие листья, шишки, желуди и т.д.

Цель игры: развитие слуховых анализаторов, слухового внимания.

Задачи: развить умение дифференцировать звуки, находить аналоги. Фото №14.

Дидактические игры «Расставь шишки по величине», «Разложи камешки по цвету», «Разложи ракушки по форме».

Цель игры: развитие познавательных процессов, координация зрительного и тактильного анализаторов, развитие мелкой моторики. Фото №15.

Дидактическая игра «Волшебные камни» представляет собой набор полезных ископаемых камней (гранит, мрамор, соль, мел, уголь и т.д.) и полудрагоценных (агат, бирюза, гематит, нефрит, горный хрусталь и т.д.)

Цель игры: развитие познавательных процессов, снятие эмоционального напряжения, активизация мыслительной деятельности. Фото №16.

Дидактическая игра «Поймай рыбку» представляет собой игровое поле в виде водоема, набор магнитных рыбок и удочек.

Цель игры: координация движений, развитие общей моторики, развитие визуального и тактильного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, снятие негативных эмоций и состояний. Фото №17.

Дидактическая игра «Шум моря» состоит из набора ракушек разной величины и формы.

Цель игры: развитие слуховых анализаторов, снижение нервно - психического и эмоционального напряжения, развитие фантазии, воображения. Фото №18.

Дидактическая игра «Крылатая радуга»

Цель игры: подобрать крылья, для бабочек учитывая цвет, форму, величину. Фото №19.

Дидактическая игра «Цветовые экоквадраты» представляет собой четыре квадрата состоящие из множества мелких разноцветных квадратиков, условно соответствующих временам года: осень (преобладание желтых, оранжевых, красных оттенков); зима (преобладание серых, белых, голубых оттенков) и т.д. Фото №20.

В процессе проведения занятий с объектами природы важно придерживаться следующих правил:

- занятия должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;

- использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;

- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;

- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;

- создавать игровые и проблемные обучающие ситуации;

- связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдению детей на улице и дома;

- использовать различные виды помощи детям: побуждения, стимулирование деятельности, подсказка, наводящий вопрос, совместную деятельность по типу «руки в руки», указания пути решения, демонстрацию способа решения.

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 1 «Обитатели живого уголка»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 2 «Зеленая зона»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 3 «Центр занятий с песком»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 4 «Центр работы с глиной»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 5 «Сенсорная напольная дорожка»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 6 «Сенсорная дорожка для рук»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 7 «Фрагменты панно «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 8 «Зона занятий с водой и камнями»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 9 «Набор ароматических растений»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 10 «Выставка детских творческих работ(природный материал)»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 10А «Выставка детских творческих работ»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 10Б «Выставка детских творческих работ (работа с глиной)»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 10В «Выставка детских творческих работ»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 11 «Чьи детки, с какой ветки»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 12 «Речные камешки»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 13 «Собери ожерелье, бусы»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 14 «Звуковички природы»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации. Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 15 «Разложи по форме, цвету, величине»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 16 «Волшебные камни»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 17 «Поймай рыбку»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 18 «Слушаем шум моря»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 19 «Крылатая радуга»

Кабинет (уголок) природы в детском учереждении, практические рекомендации.

Фото № 20 «Цветовые экоквадраты»


© 2010-2022