Урок по теме - Нуклеиновые кислоты

Настоящий урок предназначен для изучения темы - Нуклеиновые кислоты из раздела - «Цитология - наука о клетке» в 10 классе по учебнику авторов: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Урок создан по технологии модульного обучения и рассчитан на два академических часа. Предполагает работу в парах или группах. Ориентирован на самостоятельность добывания знаний, то есть соответствует требованиям современного образования, ориентированному на Федеральный Государственный Стандарт Нового Поколения - ФГО...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Цель: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах, молекуле АТФ и их роли в организме.

Задачи урока:

  1. Образовательные: раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и АТФ; определить черты сходства и различия нуклеиновых кислот.

  2. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, составлять общую характеристику нуклеиновых кислот, работать с моделями.

  3. Воспитательные: умение работать индивидуально и в парах, развитие коммуникативных навыков; личностная значимость и практическое значение данного материала.

Оборудование: Раздаточный материал - модули с заданиями; презентация.

Тип урока: по дидактическим целям: комбинированный;

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

Модуль


Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -0

Интегрирующая цель: В процессе работы над заданием вы должны:

- знать особенности строения нуклеиновых кислот как биополимеров;

- выяснить их функции и локализацию в клетках.

- уметь схематически изображать нуклеотиды, процесс самоудвоения и решать цитологические задачи.

Познакомьтесь с целью урока.

Запишите в тетрадь тему урока

УЭ -1

Проверка знаний и умений.

Цель: проверить себя, как усвоили материал, убедиться, что готов изучить новый материал.

1. Какое из химических соединений не является биополимером?

а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза.

2. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза; б) крахмал; в) глюкоза; г) гликоген.

3. Способность верблюдов хорошо переносить жажду объясняется тем, что жиры:

а) сохраняют воду в организме;

б) выделяют воду при окислении;

в) создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение.

4. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 грамма:

а) жира; б) глюкозы; в) белка.

5. В каком из названных веществ растворяются липиды?

а) эфир; б) спирт; в) вода; г) соляная кислота.

6. Изменяемыми частями аминокислоты являются:

а) - NH2 и - СООН ; б) радикал;

в) - СООН; г) радикал и - СООН.

7. Первичная структура белка удерживается … связями:

а) водородными; б) пептидными;

в) гидрофобными; г) дисульфидными.

8. Молекулы белков отличаются друг от друга:

а) последовательностью чередования аминокислот;

б) количеством аминокислот в молекуле;

в) формой третичной структуры;

г) всеми указанными особенностями.

9. Какое из соединений не построено из аминокислот?

а) гемоглобин; б) гликоген; в) инсулин; г) адреналин.

10. Как поступают в клетки незаменимые аминокислоты?

а) синтезируются в самих клетках;

б) поступают вместе с пищей;

в) поступают вместе с витаминами;

г) поступают всеми указанными путями.

11. В процессе биохимических реакций ферменты:

а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;

б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;

в) замедляют химические реакции, не изменяясь;

г) замедляют химические реакции, изменяясь.

12. Для лечения тяжёлых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:

а) гемоглобин; б) гликоген; в) инсулин; г) антитела.

13. От каких условий зависит действие ферментов в организме?

а) от t среды; б) от рН среды;

в) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента;

г) от всех перечисленных условий.

14. Аминокислота является структурным компонентом:

а) нуклеиновых кислот; б) белков;

в) жиров; г) полисахаридов.

15. При полном расщеплении 1 г жиров выделяется … кДж энергии: а) 16,8; б) 17,6; в) 18,9; г) 38,9.

16.Вторичную структуру белковой молекулы поддерживают в основном … связи:

а) водородные; б) ионные; в) пептидные; г) гликозидные.

Работайте индивидуально.

За каждый правильный ответ -

1 балл.

УЭ -2

Изучение нового материала.

Цель: выяснить особенности строения, свойства ДНК.

. Выполните следующие задания:

1. Различают два типа нуклеиновых кислот - … и … .

Выполняйте работу

индивидуально.

За правильный ответ - 1 балл.

2. Если белок - это полипептид, то чем являются нуклеиновые кислоты?

а) полисахарид; б) полиамид;

в) полинуклеотид; г) поливинилхлорид.

Правильный ответ -

1 балл

3. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотида ДНК.

Правильный ответ -

З балла

4. Почему цепи ДНК самопроизвольно не расходятся друг от друга?

Правильный ответ -

2 балла

5. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, для одной цепи ДНК постройте вторую цепь.

А-А-Т-Г-Ц-Ц-Г-А-Г-Г-Т-А-Ц-Т-Т

Правильный ответ -

3 балла.

. Выполните тестовое задание:

1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а) рибоза, остаток Н3РО4, тимин;

б) остаток Н3РО4, урацил, дезоксирибоза;

в) остаток Н3РО4, аденин, дезоксирибоза.

2. Мономером нуклеиновых кислот являются:

а) аминокислоты; б) глюкоза;

в) глицерин и высшие жирные кислоты;

г) нуклеотиды.

3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счёт водородных связей между:

а) соседними углеводами;

б) комплементарными основаниями;

в) остатками Н3РО4.

4. В клетке ДНК содержится:

а) ядре и митохондриях;

б) только в ядре; в) ядре и цитоплазме.

5. Какова функция ДНК в клетке?

а) хранение и передача наследственных свойств;

б) перенос аминокислот на рибосомы;

в) ускорение химических реакций.

За каждый правильный ответ -

1 балл.

УЭ -3

Цель: Выяснить строение РНК, её виды и функции.

УЭ -4

Цель: Изучите особенности строения и функции молекулы АТФ.

Прочитайте статью «Органические вещества» стр. 19 - 34учебника.

20 минут.

Сделайте схему: Основные функции органических веществ.

УЭ -5

Закрепление

материала.

Цель: Выясните понятие: нуклеиновые кислоты, АТФ.

Прочитайте текст на стр. 35 - 41.

Используйте схемы и таблицы строения нуклеотидов на доске.

17 минут.

Оформите конспект в виде краткой информации. Дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК.

Сравните схемы строения ДНК, РНК, АТФ с эталоном на доске.

УЭ -6

Выходной контроль.

Цель: проверить усвоение изученного материала по теме урока.

Взять у преподавателя дополнение № 1.

Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

10 минут.

На выданном листе ответов выполните тестовое задание.

УЭ -7

Подведение итогов


Резюме. Определите, усвоили ли вы учебный материал по теме урока

3 минуты.

Дополните, поработайте над трудными для вас вопросами модуля с учебной и дополнительной литературой. Сдайте лист учета контроля и лист ответов.

УЭ -8


Рефлексия.

Оцените задания модуля и свою деятельность на уроке с помощью символов.

Урок по теме - Нуклеиновые кислотыУрок по теме - Нуклеиновые кислоты • • !

Было Я скучал Узнал много нового

интересно

2 минуты


© 2010-2022