- Преподавателю
- Биология
- Тематическое планирование и рабочая программа по элективному курсу по биологии Биологические мембраны и транспорт веществ
Тематическое планирование и рабочая программа по элективному курсу по биологии Биологические мембраны и транспорт веществ
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титаева Ю.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
Элективного курса по биологии
«Биологические мембраны и транспорт веществ в живых организмах»
для 10 класса
учителя биологии
Титаевой Юлии Аркадьевны
Рассмотрено и принято
на заседании
педагогического совета
протокол №1 от
« 26 » августа 2015 г.
2015 г.
Пояснительная записка
В предлагаемую программу курса включены разделы, знакомящие учащихся с особенностями строения и функционирования биологических мембран и мембранных транспортных систем, их ролью в обеспечении жизнедеятельности организмов разных систематических групп, некоторыми нарушениями в их работе и возникающими вследствие этого заболеваниями человека, а также способами лечения таких заболеваний.
В имеющихся в настоящее время учебниках по физиологии и общей биологии для средней школы биологическим мембранам практически не уделяется внимания, хотя именно мембраны и мембранные ферменты обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах. В курсе предполагается познакомить школьников с общими представлениями об организации биологических мембран, с основными принципами переноса веществ через мембраны, с мембранными белками - каналами, переносчиками и насосами, которые транспортируют через мембраны разные классы веществ.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению конкретных примеров: возникновению мембранного потенциала на плазматической мембране живых клеток, электрическим явлениям на мембранах возбудимых клеток; роли трансмембранных потоков кальция в регуляции мышечного сокращения, секреции соляной кислоты в желудке; всасыванию Сахаров и аминокислот в кишечнике, обратному всасыванию веществ и воды в почках; обеспечению печенью барьерной функции; транспорту воды и органических соединений в растениях и др.
Планируется познакомить школьников с некоторыми заболеваниями, возникающими при нарушении работы мембранных транспортных систем, и способами их лечения. Это позволит учащимся получить общее представление о тех молекулярных механизмах, которые лежат в основе функционирования органов и тканей живых организмов и человека в частности.
Курс базируется на обязательных учебных предметах и затрагивает вопросы, находящиеся на стыке биологии, химии и физики, а также позволяет продемонстрировать связь фундаментальной биологии с медициной.
Цель курса
Формирование у учащихся научного понимания особенностей структурной организации и функционирования биологических мембран и мембранных транспортных систем, которые обеспечивают поступление в клетки разных организмов необходимых для их жизнедеятельности веществ, удаление продуктов обмена и регуляцию функциональной активности клеток и тканей.
Задачи курса
Углубить и расширить знания учащихся о живых клетках и организмах как об открытых системах, постоянно обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, и о роли биологических мембран в жизнедеятельности клеток.
Познакомить учащихся с разными классами липидов и особенностями строения биологических мембран.
Дать учащимся базовые представления о транспорте веществ через биологические мембраны и тех мембранных ферментах и переносчиках, которые этот транспорт обеспечивают.
На конкретных примерах объяснить механизмы возникновения некоторых заболеваний, связанных с нарушением работы мембранных транспортных систем, и способы их лечения.
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
• особенности структурной организации биологических мембран;
• связь структуры мембран с выполнением ими барьерной функции;
• характеристики проницаемости биологических мембран для газов, воды и веществ гидрофильной и гидрофобной природы;
• физико-химические основы переноса веществ через мембраны по градиенту их концентрации (простая диффузия и облегченная диффузия);
• физико-химические основы переноса веществ через мембраны против градиента их концентрации (активный и вторично активный транспорт);
• основные типы мембранных транспортных систем (каналы, переносчики и насосы) и принципы их работы:
• роль мембранного транспорта в жизнедеятельности клеток и в выполнении клетками разных тканей их функций;
• последствия нарушения работы мембранных транспортных систем и способы их коррекции.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять особенности структуры биологических мембран, связь структуры с выполняемыми мембранами функциями;
• объяснять принципы, лежащие в основе переноса через мембраны разных классов веществ;
• владеть терминологией и знать основные понятия в области биохимии и биофизики мембран;
• ориентироваться в научно-популярной информации в области мембранологии и трансмембранного переноса веществ.
Содержание курса
Общее количество часов - 34
Введение (1 ч)
Живые организмы как открытые системы. Поддержание постоянства внутренней среды и обмен веществом и энергией с окружающей средой - основа поддержания жизни одноклеточных и многоклеточных организмов. Взаимосвязи клеток в многоклеточных организмах.
Демонстрация фотографий и схем строения клеток представителей разных царств живых организмов.
Вода и ее свойства (2 ч)
Вода. Структура молекулы воды. Вода как диполь. Водородные связи. Теплопроводность воды. Теплота испарения. Участие воды в химических реакциях. Роль воды в возникновении и поддержании жизни на Земле.
Гидрофильные и гидрофобные вещества. Основные классы питательных веществ, необходимые человеку, и их характеристика с точки зрения растворимости в воде.
Гидратные оболочки полярных веществ и биологических макромолекул. Свободная и связанная вода. Законы диффузии. Понятие о «полупроницаемой мембране». Осмос. Тургор растительных клеток.
Демонстрация формул воды и основных классов органических веществ; схем, описывающих осмотические явления.
Структура биологических мембран (5 ч)
Представление о разных классах липидов. Нейтральные жиры. Стероиды. Холестерин и его роль в образовании стероидных гормонов и желчных кислот. Атеросклероз и механизм его возникновения. Жирорастворимые витамины.
Фосфолипиды и их роль в формировании биологических мембран. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Влияние жирнокислотного состава фосфолипидов на физико-химические свойства мембран. Разные классы фосфолипидов.
Амфифильная природа фосфолипидов. Формирование мицелл, везикул и бислоев. Биологические мембраны. Мембранные белки и их свойства. Барьерная функция биологических мембран.
Строение клеток прокариот и эукариот. Связь липидного состава мембран с условиями обитания организмов. Мембранные органоиды, их структура и функции. Понятие о внутриклеточной компартментализации. Специализация клеток и тканей в многоклеточных организмах.
Демонстрация таблиц с формулами основных классов липидов; схем строения молекулы фосфолипида, мицелл, везикул, бислоев, биологических мембран; электронных микрофотографий клеток прокариот и эукариот, мембранных клеточных органоидов; таблиц с липидным составом плазматических и внутриклеточных мембран разных организмов.
Транспорт веществ через мембраны (8ч)
Транспорт низкомолекулярных веществ через мембраны. Растворимость газов в липидах. Газообмен одноклеточных и многоклеточных организмов с окружающей средой.
Проницаемость мембран для воды и низкомолекулярных соединений. Связь проницаемости мембран для разных классов веществ с коэффициентом распределения этих веществ в системе «вода - органический растворитель».
Транспорт веществ через мембраны по градиенту концентрации. Простая диффузия, облегченная диффузия.
Транспорт веществ через мембраны против градиента концентрации и его потребности в энергии. Роль АТФ. Активный и вторично активный транспорт.
Обзор мембранных транспортных белков: каналы, переносчики, ионные насосы (транспортные АТФазы). Ионные каналы, их классификация и свойства. Переносчики. Принципы работы каналов и переносчиков. Симпорт и антипорт. Примеры ионных каналов и переносчиков.
Мембранные АТФазы. Структура АТФаз разных классов, механизм их работы. Роль АТФаз в создании на биологических мембранах ионных градиентов. Использование ионных градиентов во вторично активном транспорте и регуляции клеточных функций.
Демонстрация таблиц и рисунков, описывающих принципы структурной организации и работы разных классов мембранных транспортных систем.
Ионный состав цитоплазмы клеток и мембранный электрический потенциал (2ч)
Сравнение ионного состава тканевой жидкости и цитоплазмы животных клеток. Ионные градиенты на плазматической мембране. Мембранный потенциал. Уравнение Нернста.
Роль ионных каналов и ионных насосов в создании и поддержании мембранного потенциала. Na-, К-АТФаза. Вакуолярные АТФазы растительных клеток. Проведение нервного импульса. Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
Демонстрация таблиц и схем, описывающих возникновение и поддержание мембранного потенциала.
Мышечное сокращение (Зч)
Особенности строения поперечно-полосатой, сердечной и гладкой мышцы. Белки сократительного аппарата. Саркоплазматический ретикулум. Роль кальция в мышечном сокращении.
Электромеханическое сопряжение в разных типах мышц. Кальциевые каналы и Са-АТФазы плазматической мембраны и эндоплазматического ретикулума и их роль в регуляции мышечного сокращения.
Молекулярные механизмы регуляции работы сердца. Механизм гормональной регуляции. Действие кофеина. Сердечные гликозиды (дигиталис) и механизм их действия.
Демонстрация электронно-микроскопических фотографий разных типов мышц; схем и рисунков, показывающих особенности строения мембранных структур, участвующих в электромеханическом сопряжении в разных типах мышц.
Секреция соляной кислоты в желудке (3 ч)
Строение желез желудка. Обкладочные клетки желудочных желез и особенности их строения. Роль Н-АТФа-зы, ионных каналов и переносчиков в секреции соляной кислоты.
Молекулярные механизмы нервной и гуморальной регуляции секреции желудочного сока. Блуждающий нерв. Гастрин и гистамин; механизм их действия. Роль разных классов рецепторов в регуляции секреции соляной кислоты.
Кислотозависимые заболевания желудочно-кишечного тракта, механизм их развития и способы лечения. Создание лекарств нового поколения (омепразол и его производные) на основе данных биохимии и молекулярной биологии.
Демонстрация рисунков и схем, иллюстрирующих работу обкладочных клеток желудочных желез, механизм образования соляной кислоты, пути регуляции этого процесса; формул лекарственных веществ и механизм их действия.
Транспорт через эпителий (3 ч)
Особенности строения эпителиальных клеток. Барьерная роль эпителия. Апикальная и базолатеральная мембраны эпителиальных клеток, различия в составе входящих в них мембранных транспортных систем и функциональная роль этих различий. Межклеточные контакты, их типы и роль. Заболевания человека, связанные с нарушением эпителиального транспорта.
Поглощение глюкозы и аминокислот в кишечнике. Работа мембранных переносчиков. Роль обезвоживания организма при кишечных инфекциях на примере холеры и способы борьбы с обезвоживанием. Роль инсулина в поглощении клетками глюкозы. Механизм развития диабета.
Работа почек. Механизм образования первичной и вторичной мочи. Состав мочи. Механизмы поглощения воды в почечных канальцах. Роль обратного всасывания воды у разных животных. Энергообеспечение работы почек. Регуляция работы почек. Выведение почками лекарств и продуктов их обмена.
Демонстрация рисунков и схем по обсуждаемым темам.
Работа печени (2ч)
Печень - депо гликогена в организме. Особенности поглощения глюкозы клетками печени. Гормональная регуляция синтеза и распада гликогена в печени. Понятие о вторичных посредниках.
Барьерная функция печени. Роль мембранных ферментов в обезвреживании ксенобиотиков. Механизм удаления вредных веществ с желчью. Множественная лекарственная устойчивость и мембранные АТФазы. Трудности, возникающие при лечении рака печени.
Демонстрация рисунков и схем по обсуждаемым темам.
Транспортные системы мембран растительных клеток (1ч)
Поглощение растениями воды и минеральных солей. Транспорт веществ в растении. Ксилема и флоэма, особенности их строения и функционирования. Фотосинтез и работа устьичного аппарата.
Демонстрация фотографий, рисунков и схем, иллюстрирующих особенности строения растительных клеток и тканей.
Заключение (2ч)
Итоговая конференция «Транспорт веществ через мембраны и его значение для жизнедеятельности клетки».
Рекомендуемая литература
1. Антонов В. Ф. Мембранный транспорт //Соросовский образовательный журнал. 1997, № 6. С. 14-20.
2. Барсуков Л. И. Как собрать мамбрану (солюбилизация и реконструкция мембран) // Соросовский образовательный журнал. 2004. № 1. С. 10-16.
3. Болдырев А. А. Введение в биохимию мембран. М.: Высшая школа, 1986.
4. Болдырев А. А. Регуляция активности мембранных ферментов//Соросовский образовательный журнал. 1997. №6. С. 21-27.
5. Болдырев А. А. Na/K-АТФаза - свойства и биологическая роль//Соросовский образовательный журнал. 1998. №4. С. 2-9.
6. Владимиров Ю. А. Кальциевые насосы живой клетки // Соросовский образовательный журнал. 1998. № 3. С. 20-27.
7. Левицкий Д. О. Кальций и биологические мембраны. М.: Высшая школа, 1990.
8. Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 1993.
9. Опритов В. А. Электричество в жизни животных и растений //Соросовский образовательный журнал. 1996. №9. С. 40-46.
Интернет-сайт
journal.issep.rssi.ru - сайт Соросовского образовательного журнала (все статьи в свободном доступе)
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование курсов, разделов, тем
Количество часов
Дата проведения
Примечание
По плану
По факту
Введение (1 ч)
1
Живые организмы как открытые системы.
Вода и ее свойства (2 ч)
2
Вода. Структура молекулы воды. Вода как диполь. Водородные связи.
3
Гидратные оболочки полярных веществ и биологических макромолекул.
Структура биологических мембран (5 ч)
4
Представление о разных классах липидов. Нейтральные жиры. Стероиды.
5
Фосфолипиды и их роль в формировании биологических мембран.
6
Амфифильная природа фосфолипидов. Формирование мицелл, везикул и бислоев.
7
Биологические мембраны. Мембранные белки и их свойства.
8
Строение клеток прокариот и эукариот
Транспорт веществ через мембраны (8ч)
9
Транспорт низкомолекулярных веществ через мембраны.
10
Растворимость газов в липидах.
11
Проницаемость мембран для воды и низкомолекулярных соединений.
12
Транспорт веществ через мембраны против градиента концентрации и его потребности в энергии.
13
Роль АТФ. Активный и вторично активный транспорт.
14
Обзор мембранных транспортных белков: каналы, переносчики, ионные насосы (транспортные АТФазы).
15
Принципы работы каналов и переносчиков
16
Мембранные АТФазы. Структура АТФаз разных классов, механизм их работы.
Ионный состав цитоплазмы клеток и мембранный электрический потенциал (2ч)
17
Сравнение ионного состава тканевой жидкости и цитоплазмы животных клеток.
18
Роль ионных каналов и ионных насосов в создании и поддержании мембранного потенциала
Мышечное сокращение (Зч)
19
Особенности строения поперечно-полосатой, сердечной и гладкой мышцы.
20
Электромеханическое сопряжение в разных типах мышц.
21
Молекулярные механизмы регуляции работы сердца.
Секреция соляной кислоты в желудке (3 ч)
22
Строение желез желудка.
23
Молекулярные механизмы нервной и гуморальной регуляции секреции желудочного сока.
24
Кислотозависимые заболевания желудочно-кишечного тракта, механизм их развития и способы лечения.
Транспорт через эпителий (4 ч)
25
Особенности строения эпителиальных клеток.
26
Поглощение глюкозы и аминокислот в кишечнике
27
Работа почек.
28
Регуляция работы почек. Выведение почками лекарств и продуктов их обмена.
Работа печени (3ч)
29
Печень - депо гликогена в организме.
30
Барьерная функция печени.
31
Механизм удаления вредных веществ с желчью.
Транспортные системы мембран растительных клеток (1ч)
32
Поглощение растениями воды и минеральных солей.
Заключение (2ч)
33
Итоговая конференция «Транспорт веществ через мембраны и его значение для жизнедеятельности клетки».
34
Итоговая конференция «Транспорт веществ через мембраны и его значение для жизнедеятельности клетки».