- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Человек и его возможности
Рабочая программа элективного курса Человек и его возможности
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вишневская Т.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его возможности»
Пояснительная записка.
Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психологическое развитие. Кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, силу ассоциаций, степень своей эмоциональной устойчивости? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.
Основой курса являются практические работы, направленные на изучение возможностей и особенностей своего организма.
Цель: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциалы.
Задачи:
- раскрытие ведущих физиологических и психологических понятий;
- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;
- овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, воспитанию наблюдательности, внимания, воображения;
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;
- повышение интереса к своему организму с точки зрения сохранения и укрепления здоровья, развития его функциональных возможностей.
Содержание программы.
Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация.
Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира. Законы восприятия. Иллюзии.
Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.
Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.
Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши.
Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. Сон и бодрствование.
Рассудочная деятельность человека.
Темперамент.
Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки.
Практические работы.
-
Оценка своего физического развития.
-
Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.
-
Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.
-
Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.
-
Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.
-
Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.
-
Исследование умственной работоспособности школьников.
-
Составление расписания уроков для начальной школы.
-
Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.
-
Определение типа темперамента.
-
Выбор профессии. Изучение образования навыков.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
1
Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация. ПР Оценка своего физического развития.
2
Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира.
3
Законы восприятия. Иллюзии.
4
ПР Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.
5
ПР Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.
6
Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.
7
ПР Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.
8
Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.
9
ПР Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании
10
Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши. ПР Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.
11
Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. ПР Исследование умственной работоспособности школьников.
12
Сон и бодрствование.
13
ПР Составление расписания уроков для начальной школы.
14
Рассудочная деятельность человека.
ПР Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.
15
Темперамент.ПР Определение типа темперамента.
16
Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки. ПР Выбор профессии. Изучение образования навыков.
17
Защита рефератов.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
-
Уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;
-
Знать и характеризовать основные методы изучения функций организма, индивидуальных особенностей психики;
-
Осознавать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
Владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность.
Литература.
-
Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка. Сост. И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1970.
-
50 сценариев классных часов. Сост. Е.М.Аджиева и др. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
-
Интернет-ресурсы.