Рабочая программа элективного курса Человек и его возможности

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его возможности»

Пояснительная записка.

Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психологическое развитие. Кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, силу ассоциаций, степень своей эмоциональной устойчивости? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.

Основой курса являются практические работы, направленные на изучение возможностей и особенностей своего организма.

Цель: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциалы.

Задачи:

- раскрытие ведущих физиологических и психологических понятий;

- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;

- овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, воспитанию наблюдательности, внимания, воображения;

- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;

- повышение интереса к своему организму с точки зрения сохранения и укрепления здоровья, развития его функциональных возможностей.

Содержание программы.

Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация.

Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира. Законы восприятия. Иллюзии.

Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.

Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.

Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши.

Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. Сон и бодрствование.

Рассудочная деятельность человека.

Темперамент.

Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки.

Практические работы.

  1. Оценка своего физического развития.

  2. Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.

  3. Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.

  4. Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.

  5. Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.

  6. Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.

  7. Исследование умственной работоспособности школьников.

  8. Составление расписания уроков для начальной школы.

  9. Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.

  10. Определение типа темперамента.

  11. Выбор профессии. Изучение образования навыков.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1

Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация. ПР Оценка своего физического развития.

2

Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира.

3

Законы восприятия. Иллюзии.

4

ПР Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.

5

ПР Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.

6

Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.

7

ПР Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.

8

Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.

9

ПР Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании

10

Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши. ПР Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.

11

Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. ПР Исследование умственной работоспособности школьников.

12

Сон и бодрствование.

13

ПР Составление расписания уроков для начальной школы.

14

Рассудочная деятельность человека.

ПР Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.

15

Темперамент.ПР Определение типа темперамента.

16

Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки. ПР Выбор профессии. Изучение образования навыков.

17

Защита рефератов.



Планируемые результаты.

Учащиеся должны:

  • Уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;

  • Знать и характеризовать основные методы изучения функций организма, индивидуальных особенностей психики;

  • Осознавать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • Владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность.

Литература.

  1. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка. Сост. И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1970.

  3. 50 сценариев классных часов. Сост. Е.М.Аджиева и др. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  4. Интернет-ресурсы.







© 2010-2022