Внеурочные занятия по биологии как форма организации учебной работы учащихся

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

"Кузнецовская основная общеобразовательная школа"

Новоторъяльского района

Республики Марий Эл





РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Внеурочные занятия по биологии как форма организации

учебной работы учащихся







Выполнила:

учитель биологии и химии

Веденькина Л.Н.








Йошкар-Ола, 2015

Содержание



Введение

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа по биологии. Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. При всем многообразии форм внеклассной работы по биологии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Целью внеурочной работы является помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

Основные задачи внеурочной работы:

1. Привитие интереса к биологии

2. Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту, наблюдению.

3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

4. Подготовка учащихся к практической деятельности

5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

I. Место внеурочной работы в учебном процессе

Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы [16].

Как известно, внеурочная работой по предмету называют такую учебную работу, которая учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана. Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов [5].

Новым учебными планами средней школы предусмотрены факультативные занятия по разным предметам, в том числе по биологии. Так же как и внеурочные занятия, они не обязательны для всех учащихся. От внеурочных факультативные занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся [14].

Важной задачей внеурочных занятий по биологии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Наконец, существенный воспитательный элемент внеурочных занятий - выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду [3].

Внеклассные занятия в большей степени, чем урок и факультатив, приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности, они позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами организации живого, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой в природных условиях, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Для такой работы учитель биологии должен быть вооружен соответствующими знаниями [8].

Следует отметить, что вопросами организации, методики и содержания отдельных форм внеурочной работы по биологии в последние годы уделялось значительное внимание. Были проведены конференции и совещания, изданы пособия по кружковой работе, специальные брошюры и статьи, приведенные в библиографии [10].

В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, увязанной с программой и календарным планом, учитывающей возможности школы, склонность учащихся. Внеурочная работа по биологии должна быть частью общешкольной системы внеурочных мероприятий, гармонично сочетается с аналогичной работой по другим, и прежде всего смежным, предметами. Внеурочная работа по биологии опирается на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы. Следует учитывать и большие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, как таковой: участие в олимпиадах по биологии, конкурсах, вставках технического творчества, смотрах кабинетов биологии [2].

Внеклассную работу по биологии необходимо планировать: перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планами по биологии, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочными мероприятиями по биологии и другим предметам [1].

Планы внеурочной работы, как по отдельным предметам, так и школы в целом, обсуждаются с ученическим активом, утверждаются директором школы и доводится затем до сведения всей школы в специальных графиках, афишах, объявлениях. Причем информировать учащихся об отдельных мероприятиях массового характера необходимо заблаговременно [6].

Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Принцип единства урочной и внеурочной работы - важнейший принцип организации учебно - воспитательного процесса [5].

Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Путь к организации массовой и групповой внеурочной работы лежит через составление и чтение небольших дополнительных сообщений учащихся на уроках, выпуск биологических бюллетеней, проведение сначала эпизодических, а затем все более систематических массовых мероприятий. Вовлечение в интенсивную внеурочную работу по предмету идет, таким образом, от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных массовой работой, формируется актив - участники работы кружков и отдельные учащиеся, особенно помогает учителю в организации массовой работы по биологии. Так постепенно создается в школе атмосфера увлеченности предметом, причастности каждого к делам всего коллектива и возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не отдельно, не параллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ними и с урочной работой [11].

В педагогической теории имеется несколько вопросов общего характера, непосредственно относящихся к практике внеурочной работы по химии. К таким вопросам, прежде всего, следует отнести правильный выбор соотношения между двумя сторонами деятельности учащихся: приобретением ими определенной суммы знаний, сообщаемых учителем или черпаемых из учебника, и активной, по возможности самостоятельной работы, в максимальной степени отвечающей задаче развития творческих способностей учащихся. Нет необходимости доказывать, что для решения этой задачи внеурочные занятия открывают особенно широкие перспективы, поскольку именно здесь легче всего реализуется исследовательский вариант совместной деятельности учителя и учащихся: учащиеся в ходе освоения нового материала получают сведения об изучаемом объекте сначала самостоятельно, на основе наблюдения или опыта, а затем уточняют и обобщают их с помощью учителя в ходе обсуждения выполненного эксперимента [7].

Следует остановиться на самом понятии «творчество» применительно к учебн6ой работе учащихся. Несомненным его признаком является создание продукта, новизна которого может быть как объективной, так и субъективной. Многие талантливые люди совершали открытия, уже известные человечеству, прежде чем внести реальный вклад в ту или иную область науки, и для самого развития творческих способностей учащихся объективная новизна результатов их труда не имеет значения. Естественно, что основой для проявления творческого потенциала учащихся в области биологии должны быть хорошо усвоенные сведения в пределах школьного курса. Однако между объемом знаний учащихся и возможностями для их работы творческого характера не существует прямой связи. Уже на самых ранних этапах изучения биологии можно и должно стремиться к тому, чтобы в ходе внеурочных занятий ставить перед ними посильные задачи творческого характера, позволяющие проявить сообразительность, практическую изобретательность и смекалку [2].

Создание проблемной ситуации на научно - практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, проведение олимпиад, конкурсов, викторин, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнение доступных работ исследовательского характера - все это можно рассматривать как средства и методы развития творческих способностей учащихся. Исследовательские работы в школе - явление в последние годы довольно распространенное, но пока еще весьма слабо отраженное в педагогической литературе [15].

Важным аспектом проблемы активации работы учащихся является правильный выбор соотношения между теорией и экспериментом на внеурочных занятиях. Экспериментальная, лабораторная работа и выполняемые в ходе ее наблюдения способствуют конкретизации знаний и одновременно заставляют учащихся глубже вникнуть в смысл основных биологических понятий. Большие возможности внеурочных занятий в отношении постановки экспериментальной работы учащихся, и притом в ее исследовательском, а не иллюстративном варианте, давно и справедливо были отмечены методистами [3].

Учитывая возрастные особенности, психологи учащегося, его стремление получить немедленный и наглядный результат проделанной работы, можно рекомендовать не менее половины всего времени, отводимого на внеурочные занятия, уделять экспериментальной работе. Выбор теоретических вопросов, рассматриваемых на занятиях, целесообразно подчинить возможностям постановки эксперимента по данной конкретной теме. Так из двух тем: «Выделительная система» и «Условный и безусловный рефлексы» - предпочтение, следует отдать рефлекторной деятельности, поскольку к этому вопросу можно подойти экспериментально, хотя ясно, что оба эти раздела курса представляют большой интерес для учащихся. Общетеоретические вопросы усваивается эффективнее, когда они подаются на частных примерах, допускающих немедленное практическое выполнение. Например, при обсуждении пищеварительной системы довольно трудно подобрать реальный демонстрационный материал. Поэтому при изучении данной темы, для актуализации знаний и закрепления изучаемого материала целесообразнее предложить учащимся составить меню с учетом расхода энергии и калорийности пищи [10].

Вся неурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомиться с предметом в порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы игры и театрализации. Разумеется, скуке не место и на уроке, но внеурочная работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся, вводить элементы занимательности во внеурочных занятиях. Они, однако, не должны представлять собой самоцель, в должны подчиняться общим задачам обучения [12].

Для учащихся, интерес которых к биологии уже отчетливо определился, занимательность, как такова, постепенно уступает место более глубокое заинтересованности в существе выполняемой работы. Здесь уместна постановка таких экспериментов, которые дают четкий конкретный результат, могут натолкнуть учащихся на размышления и обобщения, вырабатывать способность улавливать за разрозненными внешними явлениями известные им из основного курса положения химии, а в ряде случаев находить закономерности, выходящие за пределы школьной программы, но доступные для понимания учащихся. В массовой внеурочной работе, т.е. работе, в которую вовлечены не только участники биологических кружков, но и остальные учащиеся, занимательность - важнейшая и необходимейшая черта, сохраняющая свое значение и в старших классах школы [5].

Внеурочная работа по биологии преследует не только цели обучения, овладения предметом, и решает задачи воспитания определенных личностных качеств. В воспитании волевых качеств, дисциплины, здоровой обстановки в коллективе важное значение имеет правильное понимание принципа добровольности участия школьников во внеурочной работе по биологии. Этот вопрос в ходе занятий обычного типа не встает, однако для внеурочной работы он представляется весьма существенным, что было отмечено многими организаторами внеурочной работы по биологии. Л.И. Розина уделяет много внимания результатам этой работы. Этот принцип означает, что учащиеся по своему выбору и желанию берутся за ту или иную работу, но выполняют ее обязательно и в срок. Именно такое понимание добровольности помогает воспитанию чувства ответственности, сознательного отношения к своим, добровольно принятым на себя обязанностям. Помогает в осуществлении этого принципа привлечение коллектива учащихся к организационной самостоятельности и самодеятельности. Полезно привлекать самих учащихся к оценке своей работы. Случается, что оценка, которую дают работе своих товарищей рецензенты - учащиеся, и даже самооценка авторов во многих случаях оказывается гораздо строже, чем учителя [8].

Важнейшее место в системе внеклассной работы по химии занимает выполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность. Следует стремиться к тому, чтобы все виды деятельности учащихся при выполнении работ индивидуального характера так или иначе могли быть использованы в работе коллектива в целом: не просто прочитать популярную книгу по интересующему вопросу, но и рассказать о прочитанном товарищам на уроке, заинтересовать их теми или иными вопросами. Не просто выполнять эксперимент, но и показать его на уроке, объяснить сущность наблюдаемых явлений, добиться, чтобы эксперимент был удобен для демонстрации в аудитории. К общественно полезной работе следует, прежде всего, отнести работу учащихся по созданию гербариев, изготовлению макетов и муляжей биологических объектов, разработка демонстрационного эксперимента. Возможности ученического коллектива, как показывает практика многих учителей биологии, чрезвычайно велика, и работа учащихся может серьезно помочь в расширении базы наглядных пособий кабинета биологии. Не упуская из виду этот, чисто утилитарный аспект работы учащихся, следует учитывать и огромный воспитательный эффект работы, ибо ничто так не способствует воспитанию самоуважения, развитию трудовых навыков, бережного отношения к материальным ценностям, как активная, созидательная работа, имеющая конкретную общественно полезную цель [13].



II. Внеурочная работа, как форма организации учебного процесса

1. Особенности внеурочной работы по биологии

Внеурочные работы есть форма организации учащихся для выполнения после уроков работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы выполняются:

• в кабинете биологии,

• в уголке живой природы,

• на природе,

• на учебно-опытном участке.

Это опыты, наблюдения с последующим составлением гербариев и коллекций, а также подготовка опытов для демонстрации на уроке. Необходимость организации внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь тем, что многие длительные биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки школьного расписания. В некоторых случаях проведению учащимися тех или иных работ на уроке мешает отсутствие необходимого числа микроскопов, приборов и другого оборудования, большое количество учащихся в классе и другие причины [6].

При одном микроскопе на уроке приходится проводить лишь демонстрацию препаратов, а практическую работу организовать во внеурочное время. Учителя по заранее установленной очереди приглашают по 3-5 человек учащихся в кабинет биологии до начала или после уроков, так чтобы каждый ученик хотя бы раз за время изучения каждого биологического курса имел возможность поработать с микроскопом без спешки [13].

По-разному осуществляется проведение практических занятий по уходу за мелкими животными. При этом учащиеся разбиваются на звенья по 3-5 человек. Каждое звено самостоятельно работает в уголке живой природы, в течение недели ухаживая за животными, а затем передает дежурство следующему звену. По заданиям учителя школьники проводят над этими животными длительные биологические наблюдения и опыты, используемые затем на уроках.

Внеурочные работы организуются с таким расчетом, чтобы в течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение их учитель ставит учащимся отметки.

Внеурочные работы бывают по тематике близки, а в отдельных случаях даже совпадают с домашними экспериментальными. Разница состоит в том, что домашние работы более просты, они даются главным образом одновременно всему классу и выполняются дома. Внеурочные работы разнообразнее, сложнее, требуют известного оборудования, постоянного руководства и контроля со стороны учителя и предлагаются с учетом возможностей учащихся и пропускной способности живого уголка [7].

2. Длительность проведения различных типов внеурочных работ

Внеурочные работы, как и домашние, иногда бывают предварительного характера, т. е. даются на уроках за несколько дней, недель и даже месяцев до изучения вопроса в классе.

Например, по ботанике: опыты с водными культурами-2 месяца; образование крахмальных отпечатков на листе-2 дня; выделение 02 листьями-3 дня; корневое давление - 2дня; поднятие воды по стеблю : 3 дня; размножение бегонии - - 2 месяца, проращивание «рожков» спорыньи 20 дней и т.д [9].

Опыты с животными требуют еще более длительного времени. Внеурочные летние работы на школьном участке, например, закрепляя знания учащихся, полученные в V классе, одновременно подготавливают опытные данные для уроков в следующем, VI классе. По анатомии, физиологии и гигиене человека работы морфологического, гистологического и медицинского характера проводятся в порядке закрепления знаний после изучения соответствующего материала на уроке. Многие же физиологические работы проводятся предварительно, что дает возможность продемонстрировать на уроке результаты наблюдений и опытов (образование условных рефлексов и т.д.). .

При длительных внеурочных работах учитель, не дожидаясь их окончания, систематически наблюдает за всем ходом, чтобы в надлежащий момент оказать помощь учащимся, а также контролировать, насколько добросовестно выполняют они свои задания. Будучи осведомленным о течении всех опытов, проводимых учащимися во внеурочное время, учитель располагает возможностью демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, а не только конечные результаты, включать и объяснение нового материала сообщения учащихся о проводимых ими опытах. При этом учитель использует лучшее из отчетов о работах учащихся прошлых лет. Такие примеры ценны в воспитательном отношении [8].

3. Места проведения внеурочных работ

3.1. В кабинете биологии и уголке живой природы

Внеурочные работы в кабинете и в уголке живой природы выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и ранней весной: в другое время года они проводятся на учебно-опытном участке.

Особенно широкое применение они находят в преподавании ботаники. Это определяется содержанием курса, позволяющим выделить разнообразные и доступные возрасту учеников работы с относительно меньшей нагрузкой учащихся, а также возможностью добыть природный материал [12].

Внеурочные работы по ботанике могут быть даны по каждой теме программы. Например, по теме «Семя» учащиеся наблюдают за набуханием семян при прорастании, определяют процент всхожести семени. По теме «Корень» проделывают опыты с поступлением воды в растворе сахара в корнеплоде, с водными культурами. По теме «Лист». проводят ряд опытов: образование крахмала в листьях, выделение кислорода листьями. По теме «Стебель» наблюдают корневое давление, поднятие воды по стеблю, образование корней на окольцованной ветке, производят формовку кроны комнатных растений, ставят опыты по вегетативному размножению и цветению в электрокамере [10].

Некоторые опыты и наблюдения для внеурочных работ могут быть связаны с темой VI класса «Основные группы растений». По споровым - выращивание бактерий на разных средах и в разных условиях; выращивание папоротника из заростка. По цветковым - наблюдения биологических особенностей покрытосеменных на растениях из уголка живой природы.

Внеурочные работы проводят и по зоологии. Учащиеся разводят в уголке животных простейших и рассматривают их под микроскопом. По теме «Кишечнополостные» учащиеся ведут наблюдения за питанием, передвижением, почкованием гидр и реакциями их на те или иные раздражения. В связи с изучением кольчатых червей ставят опыты, выясняющие почвообразовательную деятельность дождевых червей, проводят наблюдения за передвижением дождевых червей, их реакциями на различные раздражения. Интересны наблюдения за живыми моллюсками: передвижение прудовиков, катушек, слизней, виноградных улиток; их питание, откладка яиц развитие молоди.

Особенно разнообразные наблюдения могут быть над членистоногими: метаморфоз гусениц бабочек (белянки, боярышпицы, шелкопряда и т. п.), паразитизм наездников. В весеннюю пору легко наблюдать проявление строительного инстинкта у паука-серебрянки, образование яйцевого кокона у водолюбов, метаморфоз .личинок стрекоз и комаров, головастиков лягушки и многое другое

Специально содержатся в уголке живой природы колюшки, чтобы весной проследить устройство гнезда. На примере макроподов, гамбузий и других тропических рыбок интересно показать проявление заботы о потомстве [12].

Внеурочные работы по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека в уголке живой природы менее разнообразим и применяются реже, чем по ботанике и зоологии.

Они представлены обычно тремя основными видами работ:

1) выработка условных рефлексов у животных и постановка эколого-физиологических опытов (влияние температуры, света, пища, гормонов на организмживотного);

2) занятия с эргографом, динамометром, подсчет пульса, измерение кровяного давления у человека и т. п.;

3) работы с микросокпом (рассмотрение и определение препаратов, изготовление препаратов) [6].

Постановка опытов по выработке условных рефлексов проводится в школах чаще всего на рыбах, иногда также на птицах и мелких млекопитающих - золотистых хомячках, морских свинках - при наличии условий их содержания.

Приобретение и совершенствование простейших медицинских навыков (оказание первой помощи при вывихах, переломах, приемы искусственного дыхания и некоторые другие) также часто проводится в школах проходят во внеурочное время под руководством преподавателя или врача.

По общей биологии в уголке живой природы учащиеся Х-XI классов могут быть предложены задания как на ботанических, так и на зоологических объектах. Целью их является прослеживание закономерностей органического мира, изучаемых на уроках. Одна и таких закономерность может изучаться путем организации внеурочных работ с самыми различными объектами.

Так, если одни учащиеся ставят опыты в живом уголке по изучению влияния различных экологических факторов на разные растения, то другие ведут опыты на ту же тему с животными. Например, предлагаются опыты: влияние солнечного света на проростки картофеля, влияние электрического света на проростки картофеля; влияние интенсивности солнечного света па рост молодила (в открытой банке и затянутое; 2-3 слоями марли), на рост и развитие горчицы (под марлей и без нее), на окраску листьев алоэ; превращение традесканции и водную форму; влияние повышенной температуры на окраску венчика у китайской примулы.

Для конкретных представлений о наследственности ставят опыты по скрещиванию животных (мушки дрозофилы, золотистых хомячков, морские свинки, аквариумные рыбки тупим).

Скрещивание растений может быть предложено учащимся VI класса, но так как выращивание растений, полученных из семян, требует длительных сроков, то результаты таких опытов используются в IX-Х классах. Для изучения вегетативного размножения удобны комнатные растения (традесканции, хлорофитум пучковатый, бегонии; из диких - будра плющевидная, одуванчик, хрен) [12].

Приспособленность организмов к различной среде легко прослеживается при уходе за комнатными растениями. Кактусы, лигуструмы , арумы , мoнстеры, папирусы, аспидистры, пеларговии, традесканции, бегонии дают возможность хорошо выяснить влияние различных факторов (свет, влага, почва) на растение. Можно также подобрать в природе растения из засушливых, влажных, теневых и солнечных мест для изучения их режима. Рекомендуется опыт по созданию биоценоза в аквариуме, который заселяют элодеей, роголистником, ряской и другими водными растениями, моллюсками (лужанками, катушками, прудовиками). Из рыб пригодны колюшки, карпы, серебряики, плотва, караси. Выявление биогеоценотических связей между организмами в аквариуме помогает изучению биогеоценоза в природе на примере пресноводного водоема.

Интересны опыты в световой камере по изучению влияния длины дня на развитие растений (растения короткого дня - хризантема, астра, просо, томат и длинного дня - овес, пшеница, ячмень, салат, редис, горчица, свекла, морковь) и опыты ло гидропонике.

Изучение метаморфоза у различных бабочек показывает приспособительное значение этого явления; той же цели послужат наблюдения, выясняющие способы защиты у насекомых (божьей коровки, гусеницы бабочки пяденицы или гарпии). Не меньший интерес представляют опытное изучение заботы о потомстве у различных животных, явления регенерации [12].

Одни и те же опыты могут быть использованы при изучении нескольких тем применительно к каждой из них. Самое важное заключается в полном педагогическом использовании внеурочных работ учащихся на уроках, т. е. в осуществлении обратной связи наиболее продуманным образом. Учащихся приучают докладывать всему классу на уроке о том, как проходит опыт или наблюдение, какие выводы сделаны, как оформляется работа [5].

3.2. Внеурочные работы в природе

. В школах дают задания по наблюдениям в природе, помогающие выяснению явлений главным образом из области морфологии, экологии и систематики и связанному с ними составлению гербариев и коллекций. Выполняются они преимущественно летом и потому называются часто летними заданиями [11].

Например, за лето учащимся V класса предлагается собрать растения с разными формами стебля, корня, листа и т. п.; ученикам VI класса -составить гербарий культурных и дикорастущих растений (сорняки); ученикам VII класса - провести наблюдения за животными и составить коллекцию насекомых (вредителей). Большое значение имеют биологические коллекции, в которых представлены растения и живущие на них насекомые, повреждения, ими причиненные, фазы их развития. Экономные сборы отдельными учащимися не повредят природе.

Учащиеся, перешедшие в IX класс, собирают материал для иллюстрации многообразия в растительном и животном мире. При этом важно, чтобы был представлен какой-либо биоценоз: луг, пустырь, лес, растительность водоема. При возможности дикие растения могут быть взяты для составления биологической таблицы, дающей понимание о биогеоценозе: «Луг», с растениями из разных ярусов, «Растительность водоемов» - при наличии хотя бы небольшого пруда, «Биоценоз на пне» ,« Биоценоз на валуне». Полезно, чтобы учащиеся собрали материал, иллюстрирующий разнообразие культурных растений: сорта пшеницы, ржи, ячменя и др. Дается задание собрать материал по изменчивости отдельных органов. Собирается и аналогичный животный материал. Из других вопросов предпочтительно подготовить материал по приспособленности жизни растений и животных в различных условиях [12].

В распоряжении учителя есть возможность обогатить кабинет биологии интересными объектами с помощью учеников, разьезжающихся на летние каникулы в разные регионы России. Заранее узнав, куда едут учащиеся на лето, учитель дает им индивидуальные задания: привести семена, черенки, те или иные объекты, нужные для кабинета, учителя, требования охраны природы.

Летние задания нельзя рассматривать как сбор любых ботанических или зоологических материалов без определенного биологического осмысления и в любом количестве. В результате таких заданий учащиеся приносят в школу осенью груды листов бумаги или коробок с плохо засушенными почерневшими растениями, насекомыми с оторванными конечностями, которые нельзя использовать. Сбор объектов должен проводиться целенаправленно, по заданиям : растения такого-то биоценоза; листья теневыносливых или светолюбивых пород; листья растений одного вида, выросшие в тени и на свету; лишайники на разном субстрате; представители отрядов насекомых, насекомые на разных растениях, которое они опыляют или которым питаются их личинки, и т. п. Учащихся следует предупредить, что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнения задания: собрать то, что нужно, в ограниченном количестве (1-2 экземпляра), правильно засушить и прикрепить с указанием места и времени сбора.

Внеурочные работы для выполнения летом в природе , как и задания на учебно-опытном участке , распределяются между учащимися в течении всего учебного года в связи с изучением тем программы [12].

Так, по теме «Семя» в курсе ботаники дается, например, такое задание: определить количество сорняков на 1м2 поля, определить приспособленность плодов к распространению, подсчитать количество семян у различных сорных растений и сделать гербарий этих растений. По теме «Корень» дается задание: собрать и гербаризировать растения с различной корневой системой или растения, выросшие на разной почве. По теме «Лист» заданиями предусматривается сбор растений с разными формами листа, с ярко выраженной приспособленностью листьев к уменьшению испарения воды и т. п.

Особое место занимают систематически проводимые в V, VI, VIII, классах фенологические наблюдения. Учащиеся ежедневно записывают в дневнике признаки сезонных изменений в природе, Каждому учащемуся длительное время вести ежедневные наблюдения непосильно, поэтому в классе составляют расписание наблюдений: по 2 человека на каждые два дня. При этом обеспечивается преемственность: каждый новый наблюдатель дежурит первый день со старым, а следующий день с новичком [4].

Живые растения, зацветающие весной, приносят в школу и помещают на стене или на столе в вазочках или пробирках с указанием на этикетках даты и названия растений. Осенью устраивают выставку последнего цветения и листьев, изменивших окраску. По зоологии составляют коллекции насекомых.

Фенологические наблюдения в растительном и в животном мире связываются с учетом состояния погоды. Проводятся элементарные метеорологические наблюдения (показания термометра, барометра, флюгера; облачность, осадки), каждый месяц делается сводка с графиками, публикуемая в фенологическом бюллетене Фенологические наблюдения предваряют экскурсии, включаются в их содержание и дополняют экскурсионный материал [12].

3.2. Внеурочные работы на пришкольном участке

При педагогически правильной организации учебно-опытного участка и работ на нем открываются широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Развитие приобретенных на уроках биологии понятий вступает в особо важную стадию - их практикования, применения и решения практических задач, что способствует прочности знаний. Именно здесь учащиеся могут по-настоящему научиться не только охранять природу, но и воспроизводить ее [9].

Школьный участок --- это лаборатория биологии под открытым небом для уроков, для практических занятий, опытов и наблюдений, многообразное натуральное наглядное пособие и источник демонстрационного и раздаточного материала. Школьный участок необходимо рассматривать как первое звено в трудовом воспитании.

Работа на школьном участке имеет учебно-воспитательное значение только при условии тщательно продуманной организации учащихся. В практике школ в работах на участке применяются так называемые операционная и предметная системы.

При операционной системе учащиеся фронтально, всем классом, проводят работу на участке после объяснения и показа учителем, иногда по его команде. На каждом уроке учащиеся знакомятся с какой-либо одной операцией [2].

Предметной системой предусматривается работа группы учащихся и каждого из них по выбранной теме, связанной с возделыванием определенных растений на отдельной делянке, начиная от обработки почвы и кончая сбором урожая [4].


III. Виды внеурочной работы

Внеурочная работа по биологии подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание [13].

1. Индивидуальная работа

Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две возможности. Во - первых, эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие задания можно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочная работа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти в систематическую работу. Во - вторых, речь может идти о работе с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области биологии или близких к ней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школе групповых занятий. В своей деятельности по организации внеурочной работы учитель опирается на ученический актив [16].

2. Групповая работа

Групповая работа охватывает, прежде всего, учащихся с уже пробудившимся интересом к биологии или какой - либо ее отдельной области. К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под руководством учителя биологии , следует отнести и работу с такими учащимися, которые, быть может, интересуются не столько биологией, сколько возможностью приложения конкретных медицинских знаний, разработке наглядных пособий, пропаганде биологических знаний среди учащихся младших классов, выполнении некоторых вспомогательных работ оформительского характера. И такая работа, разумно направляя и руководимая учителем биологии, несомненно, будет способствовать решению общих учебно-воспитательных задач [15].

3. Массовая работа

К массовым формам работы относятся такие мероприятия, как научно - практические читательские конференции, тематические вечера, встречи по профессиям, проведение в школе олимпиад по биологии и экологии, дней месячников, декад биологии, экологии. Характерной особенностью массовой внеурочной работы является то, что она включает в себя, как правило, разовые, эпизодические мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся, специально интересующиеся биологией, но и все остальные.

Однако совершенно очевидно, что центральной фигурой во всей системе внеклассной работы был, есть и останется учитель биологии средней школы. Задача всех остальных звеньев этой системы - содействовать учителю в его труде. Для лучших наших учителей характерны высокая идейно - теоретическая подготовка, глубокое знание предмета и его методики, высокая педагогическая и общая культура. Чтобы всегда находиться на уровне растущих требований к школьному образованию, учителю биологии приходиться непрерывно работать над собой, следить за специальной методической и научно - популярной литературой, за появлением новых идей в педагогике, новых методических приемов и форм работы с учащимися [7].

К массовой работе относится также организации внеурочного чтения по химии. В организации массовых мероприятий учитель опирается, прежде всего, на свой актив. С ними вмести он составляет план работы. Эти планы составляются перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверти. Планы должны быть согласованы с планами работы в школе. При их составлении необходимо учитывать межпредметные связи биологии с физикой, химией, географией, историей, литературой [2].

Выбор отдельных мероприятий, методика их проведения и содержание должно соответствовать подготовке учащихся и их возрастным психологическим особенностям. Следует подчеркнуть, что в массовой работе, в которую вовлекаются также и учащиеся без четко определившегося интереса к той или иной области знания, большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементы игры и театрализации. Особенно это относится к работе с учащимися младших классов [15].

Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов. В одиннадцатых классах усиливается интерес учащихся к выбору будущей профессии. Для них усиливается интерес учащихся к выбору профессии. Для них страиваются встречи с учеными-биологами, промышленными экологами, работниками лабораторий и т.д. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно - практические конференции. Они могут быть посвящены крупным вопросам естествознания, например; «Происхождения жизни на Земле», «Физика и химия живого», или отдельными областям биологии, особенно имеющим практическое значение. Конференцией с привлечением всех желающих может заканчиваться деятельностью биологического общества в учебном году [13].


Заключение

Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя, производственного окружения школы. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания как в области биологии, так в отношении научно - технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с биологией и ее приложениями. Тем самым внеурочная работа по биологии способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Внеурочные работы в уголке живой природы, на участке и в природе доставляют интересные материалы для изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения выполнять самостоятельные работы, развивают живой интерес к природе. Для выполнения таких работ учащиеся обращаются к специальной литературе о растениях и животных, справочникам и энциклопедиям, как правило, указываемым в задании. Учащиеся старших классов сами проявляют инициативу в отыскании и использовании новых литературных источников, что очень важно для развития самостоятельности в работе. Именно во внеурочных работах у учащихся воспитывается потребность в постоянном обращении к книге для руководства и углубления знаний. При органической связи с уроками и в системе внеурочные работы стали обязательной формой преподавания биологии, продолжая и укрепляя основную и главную форму-урок.



Используемая литература:

  1. Афанасьева Е. Экология не знает границ //Юный натуралист. - 1990. - №1. - С. 30-32.

  2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. - 1993. - №9. - С. 16-17.

  3. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе./ В.М. Байкова - Петрозаводск: «Карелия», 1974.- 175с.

  4. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. - 1996. №6. - С.56-58.

  5. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников /Л.Д. Бобылаева// - Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1989. - С.77-83.

  6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.20-24.

  7. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. / М.Г. Гольдфельд, В.К. Алаев - М.: Просвещение,1976.-191с.

  8. Данилов В.И. Галичья гора. / В.И. Данилов - Воронеж, 1975. - 19 с.

  9. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. - 1991. - №6. - С.28-31.

  10. Желтов Н.М. Край родной навек любимый./ Н.М. Желтов - Тамбов тамбовское кн. изд-во., 1981. - 26с.

  11. Манке Г.Г., , Методика преподавания факультативных занятий по биологии./ Г.Г. Манке Р. Д.Маш, М. Я. Михеева- М.: Просвещение, 1977. с 280.

  12. Мягков А.Н. Методика обучения общей биологии. / А.Н. Мягков, Б.Д. комиссаров. - М.: Провсещение, 1985. с. 128-131.

  13. Никишов А.И. Внеклассная работа по биологии./А.И. Никишов, Москаев З. А. - М.: Просвещение, 1980. с 238/

  14. Почитаева М. В.Вслед за белой совой. Методическое пособие для работы с детьми старшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем ./ В.М. Почитаев - Й-Ола, 2004. с 68.

  15. Родин А.А. Массовые формы внеурочной работы в школе./ А.а, Родин - М.: АПН РСФСР, 1961.- 183с.

  16. Шишкина О. В. Педагогический калейдоскоп. Пособие для студентов-практикантов. - Й-Ола, 2006. с 220.

© 2010-2022