- Преподавателю
- Биология
- Мастер-класс Метапередметный подход в обучении биологии
Мастер-класс Метапередметный подход в обучении биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мокрушина Е.А. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Мастер-класс
Метапредметный подход в обучении учеников среднего звена
( на примере темы Тип Членистоногие. Класс ракообразные, паукообразные)
Мокрушина Екатерина Ананьевна
Учитель МБОУ «Очёрской СОШ №1»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить многообразие членистоногих, выявить роль членистоногих в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательные: знать о признаках членистоногих, а так же о их многообразии роли в природе и жизни человека.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять классы ракообразных и паукообразных; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать признаки членистоногих, ракообразных, паукообразных;
- рассмотреть многообразие животных и их роль в природе и жизни человека;
- уметь отличать ракообразных от паукообразных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения классов членистоногих.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, лабораторное оборудование, коллекции животных
Ученики 7 класса вам уже знакомы, они тоже знают Вас. Можно их заинтересовать. При входе в класс Вы им предлагаете занять удобное для них место по комфортности ( на партах лежат карточки-инструкторы). Это снимает неврозы, стрессы и обеспечивает продуктивное восприятие предмета.
1. Посади себя за парту сам - 6 слайд
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Левополушарные
Равнополушарные
Правополушарные
1 парта
1 парта
1 парта
Визуалы
1 парта
1 парта
3 пара
3 пара
3 пара
Аудиалы
Аудиалы
Аудиалы
Последняя парта
Последняя парта
Последняя парта
Кинестетики
Кинестетики
Кинестетики
Визуалы - зрительное восприятие
Аудиалы - слуховое восприятие
К
Левая сторона
Правая сторонаинестетики - осязательное восприятие
Тёмный мел
Светлый мел мел
Левополушарные
Праволушарные
Приём «Обратная связь»
2. Используя «Карту понятий» 7-8 слайды - распредели предложенных животных по классам «Ракообразные», «Паукообразные» (составьте такую же карту понятий для класса «Насекомые» дома)
На уроке проводится лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными», а до начала работы нужно вспомнить технику безопасности при выполнении лабораторных работ.
1. На столах находится лабораторное оборудование. Найдите, что на столе лишнее и объясните, почему вы так считаете.
2. Инструктаж по технике безопасности:
-
Следите за тем, чтобы на столах находились только учебные предметы, приборы и объекты к занятию
-
Пользуясь скальпелем, препаровальной иглой никогда не направляйте режущие и колющие части на себя, своих соседей, чтобы избежать ранения
-
Категорически запрещается пробовать растения и грибы на вкус, брать в руки ядовитые растения
-
Приведите в порядок своё рабочее место
Приём «Четвёртый лишний»
Зарядка для глаз
На стекле в классе прикреплены цветные паучки и ракообразные. Предлагаем ученикам рассмотреть их и попытаться увидеть их за окном (очень стараться)
Задания, направленные на исследования проблем непредметной ситуации.
«Озеро Севаш из-за солёности называют «мёртвым морем». Но если присмотреться, то можно увидеть как мелькают там прозрачные рачки длиной1,5-2 сантиметра, а на поверхности воды множество оранжевых капель. Это рачки артемия.
рачки, поедая водоросли о комочки органического вещества фильтруют воду, очищают её.
А ещё рачки накапливают в своём теле ионы кальция, магния, алюминия и железа. Умершие рачки тонут - превращая донную грязь в лечебную.
живые рачки содержат белки, витамины, кислоты, каротиноиды. Не даром, рачки используют для корма аквариумных рыб».
Задания к тексту: какие профессии у ракообразных? Какие рекомендации вы можете дать начинающим аквариумистам? Как вы думайте, могут ли такие рачки жить в нашем пруду?
Приём «Ассоциации»
Домашнее задание на перспективу.
На основании текста учебника создать и написать авторский текст, в предложенном жанре:
Жанр
Роль
Требование к тексту
Сообщение о распространении энцефалитных клещей в Сосновом бору
Врач-эпидемиолог
-
Места распространения клеща
-
Описание клеща
-
Образ жизни клеща
-
Защита от клеща
-
Первая помощь при укусе клеща
Заметка о путешествии клеща в Сосновом бору
Клещ
-
Путь передвижения клеща
-
Приспособления к путешествию у клеща
-
Встреча с клещом жителей леса
-
Результат встречи клеща с человеком
Приём «Ролевая игра»