- Преподавателю
- Биология
- Разработка рабочей программы по биологии 8 класс
Разработка рабочей программы по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова О.Л. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Согласовано» Руководитель ШМО _______/_______________ ФИО Протокол №1 от «05» сентября 2014г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» _______/ Емельянова Е.Ю. / ФИО «08» сентября 2014г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» ___________/ А.О. Окунев / ФИО Приказ №53/1-од от «23» сентября 2014г.
|
Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
Кадетская школа-интернат
«Северский кадетский корпус»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Поповой Ольги Леонидовны,
учителя химии и биологии,
без категории
Ф.И.О., категория
по биологии, 8-9 класс
(по 2 ч. в неделю, 68 часов в год)
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 2
от «09» сентября 2014 г.
2014- 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
4
Место предмета «Биология» в учебном плане
7
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Биология»
8
Основное содержание учебного курса
8
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
9
Учебно-метадическое и материально-техническое обеспечение предмета «Биология»
12
8
Библиография
14
-
Пояснительная записка
Настоящий учебный курс разработан на основании примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования и программы по биологии в 8 класса на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., «Дрофа», 2007 г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта, распределения учебных часов по разделам курса, последовательности изучения тем и разделов с учетом возрастных особенностей учащихся. В программе приведен перечень лабораторных работ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов,0 Р.Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил. [1].
Цель программы - развить у школьников, в процессе биологического образования, понимание величайшей ценности жизни, бережного отношения к собственному здоровью, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Важнейшей особенностью данной программы заключается в содержании образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Установлены требования к уровню подготовки учащихся, они соответсвуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Учебным планом обязаны руководствоваться и знать в объеме, установленном должностными обязанностями:
-
Директор ОГБОУКШИ «Северский кадетский корпус»;
-
Заместитель директора по УВР;
-
Учитель по биологии, заместители на время отсутствия.
-
Нормативные ссылки
В настоящей рабочей программе использованы ссылки на следующие документы:
Государственный стандарт (основного) общего образования.
1.2 Термины и определения
В настоящем учебном курсе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Семинарское занятие
(семинар)
- форма учебно-практических занятий, при которых учащиеся обсуждают сообщения, доклады, рефераты, презентации, демонстрации, видео.
Лекционное занятие
(лекция)
- разновидность учебного занятия, при котором учитель устно, систематически и последовательно излагает новый, довольно объемный и сложный материал.
1.3 Обозначения и сокращения
В настоящей программе применены следующие обозначения и сокращения:
ОГБОУКШИ - Областное Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Кадетская Школа-Интернат
ЗУН - знания умения навыки
2 Общая характеристика учебного предмета «Биология»
2.1 В системе естественнонаучного образования биология, как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры учащихся.
2.2 Изучение курса «Человек и его здоровье» направлено на:
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
2.3 Перечень изучаемого содержания для 8 класса представлен курсом, составленным из 13 глав:
Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6ч). Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Лабораторная работа № 1. Клетки и ткани под микроскопом.
Глава 2. Опорно-двигательная система (6ч). Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Практическая работа № 1. Первая помощь при травмах.
Глава 3. Кровообращение (9ч). Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Практическая работа № 2. Пульс и движение крови.
Глава 4. Дыхательная система (5ч). Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезнь органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Лабораторная работа № 2. Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха.
Глава 5. Пищеварительная система (8ч). Значение пищи и ее состав.
Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания, Заболевания органов пищеварения.
Лабораторная работа № 3. Действие ферментов слюны на крахмал.
Глава 6. Обмен веществ и энергии (3ч). Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Глава 7. Мочевыделительная система (2ч). Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Глава 8. Кожа (3ч). Значение кожи и её строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
Глава 9. Эндокринная система (3ч). Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Глава 10. Нервная система (5ч).
Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5ч). Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса.
Глава 12. Поведение и психика (7 ч). Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.
Глава 13. Индивидуальное развитие организма (6 ч). Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.
2.4 Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса. В результате изучения биологии ученик должен
знать и понимать:
-
строение и функции биологических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);
-
Особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;
-
влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.
Уметь:
-
приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье человека;
-
узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;
-
проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления.
-
получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах, способных привести к развитию болезней.
Применять знания и умения:
-
соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.
3 Место предмета «Биология» в учебном плане
3.1 Предмет Биология в 8 классе представлен курсом «Человек и его здоровье», который изучают в течение одного учебного года.
3.2 В федеральном учебном плане на предмет биологии в 8 классах выделяется 2 учебных часа в неделю. Два часа в неделю обязательного изучения учебного предмета. Общее число часов за год обучения составляет 68 часов.
4 Личностные, метапреметные и предметные результаты освоения предмета «Биология»
4.1 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: умения исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4.2 Предметными знаниями являются:
-
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и заключения на основе сравнения;
-
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
-
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
4.3 Метапредметными знаниями являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент), проведение лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов, использование для решения познавательных задач различных источников информации.
4.4 Предметные результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение ЗУН, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
5 Основное содержание учебного курса
5.1 Учебный курс построен на изучение анатомического строения человеческого организма. Программа включает 3 лабораторные работы, 7 контрольных работ, 4 семинарских занятия, 1 практическую работу. Семинарские занятия носят творческо-познавательный характер. На семинарских занятиях учащиеся выступают с презентациями, с докладами. Учатся самостоятельно готовить нужный материал, работать с информационными источниками. На практической, учащиеся смогут получить и применить навыки оказания первой помощи при травмах.
5.2 В целом рабочая программа насыщенна интересной основой для мотивированной работы школьников.
6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
6.1 Тематическое планирование 8 класс.
Развернутое тематическое планирование учебного курса по биологии для 8 класса представлено в таблице 1.
Таблица 1 -Тематическое планирование 8класс
№
Наименование раздела и тем
Количество часов
Сроки проведения
Формы занятий
Формы и виды текущего или промежуточного контроля и итоговой аттестации.
I-четверть
16ч
Глава-1 « Организм человека. Общий обзор»
6ч
1
Науки об организме человека.
1ч
Традиционный урок
2
Структура тела. Место человека в живой природе.
1ч
Традиционный урок
3
Строение и химический состав клетки.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
4
Ткани.
1ч
Традиционный урок
5
Клетки и ткани под микроскопом.
1ч
Лабораторная работа №1
Письменная работа
6
Системы органов в организме.
1ч
Лекция
Конспект
Глава-2 « Опорно-двигательная система»
6ч
7
Скелет. Состав и строение костей.
1ч
Традиционный урок
8
Скелет головы и туловища.
1ч
Традиционный урок
Тест
9
Скелет конечностей.
1ч
Традиционный урок
10
Первая помощь при травмах.
1ч
Практическая работа
Письменная работа
11
Мышцы. Работа мышц.
1ч
Традиционный урок
12
Нарушения осанки и плоскостопие.
1ч
Семинар
Дискуссия
Глава-3 « Кровь. Кровообращение.
9ч
13
Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
1ч
Традиционный урок
14
Иммунитет.
1ч
Семинар
Доклады, презентации
15
Тканевая совместимость и переливание крови.
1ч
Традиционный урок
16
Строение и работа сердца. Круги кровообращения.
1 ч
Лекция
Конспект
II -четверть
16 ч
17
Движение лимфы.
1ч
Традиционный урок
18
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
1ч
Традиционный урок
19
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
1ч
Традиционный урок
Тест
20
Первая помощь при кровотечениях.
1ч
Традиционный урок
21
Проверочная работа по темам: опорно-двигательная система, кровь, кровообращение.
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-4 « Дыхательная система»
5ч
22
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
1ч
Традиционный урок
23
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1ч
Традиционный урок
Тест
24
Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха.
1ч
Лабораторная работа №2
Письменная работа
25
Регуляция дыхания. Болезнь органов дыхания и их предупреждение.
1ч
Традиционный урок
26
Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.
1ч
Традиционный урок
Тест
Глава-5 « Пищеварительная система»
8ч
27
Значение пищи и ее состав.
1ч
Семинар
Дискуссия
28
Органы пищеварения.
1ч
Традиционный урок
29
Зубы.
1ч
Традиционный урок
Тест
30
Действие ферментов слюны на крахмал.
1ч
Лабораторная работа №3
Письменная работа
31
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
1ч
Традиционный урок
32
Пищеварение в кишечнике.
1ч
Традиционный урок
III- четверть
20ч
33
Заболевания органов пищеварения.
1ч
Традиционный урок
34
Проверочная по темам: дыхательная и пищеварительная системы.
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-6 « Обмен веществ и энергии»
3ч
35
Обменные процессы в организме.
1ч
Традиционный урок
36
Нормы питания.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
37
Витамины.
1ч
Семинар
Доклады, презентации
Глава-7 « Мочевыделительная система»
2ч
38
Строение и функции почек.
1ч
Традиционный урок
39
Предупреждение заболеваний. Питьевой режим.
1ч
Традиционный урок
Глава-8 « Кожа»
3ч
40
Значение и строение кожи.
1ч
Лекция
Конспект
41
Нарушения кожных покровов.
1ч
Традиционный урок
42
Оказание первой помощи при тепловом ударе.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
Глава-9 « Эндокринная система»
3ч
43
Железы внешней, внутренней секреции.
1ч
Традиционный урок
44
Роль гормонов в развитии организма.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
45
Проверочная по темам: кожа, мочевыделительная и эндокринная системы.
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-10 « Нервная система»
5ч
46
Значение и строение нервной системы.
1ч
Традиционный урок
47
Вегетативный отдел нервной системы.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
48
Нейрогормональная регуляция.
1ч
Традиционный урок
49
Спинной и головной мозг.
1ч
Лекция
Видео фильм
Конспект
50
Проверочная по теме: «Нервная система человека».
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-11 « Органы чувств»
5ч
51
Действие органов чувств и анализаторов.
1ч
Традиционный урок
52
Орган зрения. Заболевания и повреждения глаз.
1ч
Традиционный урок
IV - четверть
16 ч
53
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
54
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1ч
Традиционный урок
55
Проверочная по теме: «Органы чувств».
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-12 « Поведение и психика»
7ч
56
Врожденные и приобретенные формы поведения.
1ч
Традиционный урок
57
Закономерности работы головного мозга.
1ч
Традиционный урок
58
Биологические ритмы. Сон и его значение.
1ч
Традиционный урок
59
Особенности высшей нервной деятельности.
1ч
Традиционный урок
Устный опрос
60
Воля и эмоции. Внимание.
1ч
Традиционный урок
61
Работоспособность. Режим дня.
1ч
Традиционный урок
62
Проверочная работа на тему: «Органы чувств, Поведение и психика».
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
Глава-13 « Индивидуальное развитие организма»
6ч
63
Половая система человека.
1ч
Традиционный урок
64
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем.
1ч
Лекция
Конспект
65
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
1ч
Традиционный урок
66
О вреде наркогенных веществ.
1ч
Семинар
Доклады
67
Психологические особенности личности.
1ч
Лекция
Конспект
68
Итоговая проверка знаний.
1ч
Контрольная работа
Письменная работа
7 Учебно-метадическое и материально-техническое обеспечение предмета «Биология»
7.1 Учебно-метадическое обеспечение предмета «Биология» включает рабочую программу по предмету Биология: «Человек и его здоровье» и учебник : Биология:Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил. [1].
7.2 Материально-техническое обеспечение предмета «Биология» включает необходимый набор таблиц, коллекции и раздаточный материал, модели органов . При изучении предмета биологии возможно использование мультимедийных ресурсов, рабочих тетрадей Биология: Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил. [2].
7.2.1 Перечень библиотечного фонда книгопечатной продукции:
1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил.
2. Человек. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Г.Мацыгина, Ю.Школьник. -М.: Эксмо, 20007. -256с.:ил.
3. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А.Воротников. Худож. А.А.Шуплецов. -Мн.: ТОО»Харвест»,1995. - 528с.
4. Словарь по физиологии высшей нервной деятельности/Авт. -сост. В.В.Юрчук; Науч. Ред. Э.Н.Кучук. -Мн.: Новое знание, 2003. 192 с.
5. Зверев ИД. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: З -43 Пособие для учащихся 9кл. сред. Шк. -4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. -240с.:ил.
6. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./Сост.А.А.Воротников. Худож. А.А.Шуплецов. - Мн.: ТОО»Харвест», 1995. -528с.
Библиография
-
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов,0 Р.Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Биология».
-
Рабочая тетрадь Биология: Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил.
-
Концепция модернизации Российского образования.