Разработка рабочей программы по биологии 8 класс

         Настоящий учебный курс разработан на основании примерной программы основного общего образования по биологии  в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования и программыпо биологии в 8 класса на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., «Дрофа», 2007 г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).          Данная программа разработана в целях конк...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_______/_______________

ФИО

Протокол №1

от «05» сентября 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

_______/ Емельянова Е.Ю. /

ФИО

«08» сентября 2014г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

___________/ А.О. Окунев /

ФИО

Приказ №53/1-од

от «23» сентября 2014г.


Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

Кадетская школа-интернат

«Северский кадетский корпус»

Разработка рабочей программы по биологии 8 класс











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Поповой Ольги Леонидовны,

учителя химии и биологии,

без категории

Ф.И.О., категория


по биологии, 8-9 класс

(по 2 ч. в неделю, 68 часов в год)

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 2

от «09» сентября 2014 г.

2014- 2015 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

3

    Общая характеристика учебного предмета «Биология»

    4

      Место предмета «Биология» в учебном плане

      7

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Биология»

        8

          Основное содержание учебного курса

          8

            Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

            9

              Учебно-метадическое и материально-техническое обеспечение предмета «Биология»

              12

              8

              Библиография

              14











              1. Пояснительная записка

              Настоящий учебный курс разработан на основании примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования и программы по биологии в 8 класса на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., «Дрофа», 2007 г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

              Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта, распределения учебных часов по разделам курса, последовательности изучения тем и разделов с учетом возрастных особенностей учащихся. В программе приведен перечень лабораторных работ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов,0 Р.Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил. [1].

              Цель программы - развить у школьников, в процессе биологического образования, понимание величайшей ценности жизни, бережного отношения к собственному здоровью, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

              Важнейшей особенностью данной программы заключается в содержании образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

              Установлены требования к уровню подготовки учащихся, они соответсвуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

              Учебным планом обязаны руководствоваться и знать в объеме, установленном должностными обязанностями:

              • Директор ОГБОУКШИ «Северский кадетский корпус»;

              • Заместитель директора по УВР;

              • Учитель по биологии, заместители на время отсутствия.


              1. Нормативные ссылки

              В настоящей рабочей программе использованы ссылки на следующие документы:

              Государственный стандарт (основного) общего образования.

              1.2 Термины и определения

              В настоящем учебном курсе применены следующие термины с соответствующими определениями:

              Семинарское занятие

              (семинар)

              - форма учебно-практических занятий, при которых учащиеся обсуждают сообщения, доклады, рефераты, презентации, демонстрации, видео.

              Лекционное занятие

              (лекция)

              - разновидность учебного занятия, при котором учитель устно, систематически и последовательно излагает новый, довольно объемный и сложный материал.

              1.3 Обозначения и сокращения

              В настоящей программе применены следующие обозначения и сокращения:

              ОГБОУКШИ - Областное Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Кадетская Школа-Интернат

              ЗУН - знания умения навыки

              2 Общая характеристика учебного предмета «Биология»

              2.1 В системе естественнонаучного образования биология, как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры учащихся.

              2.2 Изучение курса «Человек и его здоровье» направлено на:

              • овладение умениями применять биологические знания для объяснения

              жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

              • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

              • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

              2.3 Перечень изучаемого содержания для 8 класса представлен курсом, составленным из 13 глав:

              Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6ч). Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

              Лабораторная работа № 1. Клетки и ткани под микроскопом.

              Глава 2. Опорно-двигательная система (6ч). Скелет. Строение, состав и соединение костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

              Практическая работа № 1. Первая помощь при травмах.

              Глава 3. Кровообращение (9ч). Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

              Практическая работа № 2. Пульс и движение крови.

              Глава 4. Дыхательная система (5ч). Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезнь органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

              Лабораторная работа № 2. Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха.

              Глава 5. Пищеварительная система (8ч). Значение пищи и ее состав.

              Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания, Заболевания органов пищеварения.

              Лабораторная работа № 3. Действие ферментов слюны на крахмал.

              Глава 6. Обмен веществ и энергии (3ч). Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

              Глава 7. Мочевыделительная система (2ч). Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

              Глава 8. Кожа (3ч). Значение кожи и её строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

              Глава 9. Эндокринная система (3ч). Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

              Глава 10. Нервная система (5ч).

              Значение, строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции.

              Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5ч). Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса.

              Глава 12. Поведение и психика (7 ч). Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.

              Глава 13. Индивидуальное развитие организма (6 ч). Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.

              2.4 Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса. В результате изучения биологии ученик должен
              знать и понимать:

              • строение и функции биологических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);

              • Особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;

              • влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.

              Уметь:

              • приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье человека;

              • узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;

              • проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления.

              • получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах, способных привести к развитию болезней.

              Применять знания и умения:

              • соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

              • оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.

              3 Место предмета «Биология» в учебном плане

              3.1 Предмет Биология в 8 классе представлен курсом «Человек и его здоровье», который изучают в течение одного учебного года.

              3.2 В федеральном учебном плане на предмет биологии в 8 классах выделяется 2 учебных часа в неделю. Два часа в неделю обязательного изучения учебного предмета. Общее число часов за год обучения составляет 68 часов.

              4 Личностные, метапреметные и предметные результаты освоения предмета «Биология»

              4.1 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: умения исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

              4.2 Предметными знаниями являются:

              • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

              • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

              • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

              • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и заключения на основе сравнения;

              • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

              • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

              • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

              • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

              • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

              4.3 Метапредметными знаниями являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент), проведение лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов, использование для решения познавательных задач различных источников информации.

              4.4 Предметные результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение ЗУН, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

              5 Основное содержание учебного курса

              5.1 Учебный курс построен на изучение анатомического строения человеческого организма. Программа включает 3 лабораторные работы, 7 контрольных работ, 4 семинарских занятия, 1 практическую работу. Семинарские занятия носят творческо-познавательный характер. На семинарских занятиях учащиеся выступают с презентациями, с докладами. Учатся самостоятельно готовить нужный материал, работать с информационными источниками. На практической, учащиеся смогут получить и применить навыки оказания первой помощи при травмах.

              5.2 В целом рабочая программа насыщенна интересной основой для мотивированной работы школьников.

              6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

              6.1 Тематическое планирование 8 класс.

              Развернутое тематическое планирование учебного курса по биологии для 8 класса представлено в таблице 1.

              Таблица 1 -Тематическое планирование 8класс

              Наименование раздела и тем

              Количество часов

              Сроки проведения

              Формы занятий

              Формы и виды текущего или промежуточного контроля и итоговой аттестации.

              I-четверть

              16ч

              Глава-1 « Организм человека. Общий обзор»



              1

              Науки об организме человека.

              Традиционный урок


              2

              Структура тела. Место человека в живой природе.

              Традиционный урок


              3

              Строение и химический состав клетки.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              4

              Ткани.

              Традиционный урок


              5

              Клетки и ткани под микроскопом.

              Лабораторная работа №1

              Письменная работа

              6

              Системы органов в организме.

              Лекция

              Конспект

              Глава-2 « Опорно-двигательная система»



              7

              Скелет. Состав и строение костей.

              Традиционный урок


              8

              Скелет головы и туловища.

              Традиционный урок

              Тест

              9

              Скелет конечностей.

              Традиционный урок


              10

              Первая помощь при травмах.

              Практическая работа

              Письменная работа

              11

              Мышцы. Работа мышц.

              Традиционный урок


              12

              Нарушения осанки и плоскостопие.

              Семинар

              Дискуссия

              Глава-3 « Кровь. Кровообращение.



              13

              Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

              Традиционный урок


              14

              Иммунитет.

              Семинар

              Доклады, презентации

              15

              Тканевая совместимость и переливание крови.

              Традиционный урок


              16

              Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

              1 ч

              Лекция

              Конспект

              II -четверть

              16 ч



              17

              Движение лимфы.

              Традиционный урок


              18

              Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

              Традиционный урок


              19

              Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

              Традиционный урок

              Тест

              20

              Первая помощь при кровотечениях.

              Традиционный урок


              21

              Проверочная работа по темам: опорно-двигательная система, кровь, кровообращение.

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-4 « Дыхательная система»



              22

              Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

              Традиционный урок


              23

              Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

              Традиционный урок

              Тест

              24

              Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха.

              Лабораторная работа №2

              Письменная работа

              25

              Регуляция дыхания. Болезнь органов дыхания и их предупреждение.

              Традиционный урок


              26

              Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

              Традиционный урок

              Тест

              Глава-5 « Пищеварительная система»



              27

              Значение пищи и ее состав.

              Семинар

              Дискуссия

              28

              Органы пищеварения.

              Традиционный урок


              29

              Зубы.

              Традиционный урок

              Тест

              30

              Действие ферментов слюны на крахмал.

              Лабораторная работа №3

              Письменная работа

              31

              Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

              Традиционный урок


              32

              Пищеварение в кишечнике.

              Традиционный урок


              III- четверть

              20ч



              33

              Заболевания органов пищеварения.

              Традиционный урок


              34

              Проверочная по темам: дыхательная и пищеварительная системы.

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-6 « Обмен веществ и энергии»



              35

              Обменные процессы в организме.

              Традиционный урок


              36

              Нормы питания.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              37

              Витамины.

              Семинар

              Доклады, презентации

              Глава-7 « Мочевыделительная система»



              38

              Строение и функции почек.

              Традиционный урок


              39

              Предупреждение заболеваний. Питьевой режим.

              Традиционный урок


              Глава-8 « Кожа»



              40

              Значение и строение кожи.

              Лекция

              Конспект

              41

              Нарушения кожных покровов.

              Традиционный урок


              42

              Оказание первой помощи при тепловом ударе.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              Глава-9 « Эндокринная система»



              43

              Железы внешней, внутренней секреции.

              Традиционный урок


              44

              Роль гормонов в развитии организма.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              45

              Проверочная по темам: кожа, мочевыделительная и эндокринная системы.

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-10 « Нервная система»



              46

              Значение и строение нервной системы.

              Традиционный урок


              47

              Вегетативный отдел нервной системы.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              48

              Нейрогормональная регуляция.

              Традиционный урок


              49

              Спинной и головной мозг.

              Лекция

              Видео фильм

              Конспект

              50

              Проверочная по теме: «Нервная система человека».

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-11 « Органы чувств»



              51

              Действие органов чувств и анализаторов.

              Традиционный урок


              52

              Орган зрения. Заболевания и повреждения глаз.

              Традиционный урок


              IV - четверть

              16 ч



              53

              Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              54

              Органы осязания, обоняния, вкуса.

              Традиционный урок


              55

              Проверочная по теме: «Органы чувств».

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-12 « Поведение и психика»



              56

              Врожденные и приобретенные формы поведения.

              Традиционный урок


              57

              Закономерности работы головного мозга.

              Традиционный урок


              58

              Биологические ритмы. Сон и его значение.

              Традиционный урок


              59

              Особенности высшей нервной деятельности.

              Традиционный урок

              Устный опрос

              60

              Воля и эмоции. Внимание.

              Традиционный урок


              61

              Работоспособность. Режим дня.

              Традиционный урок


              62

              Проверочная работа на тему: «Органы чувств, Поведение и психика».

              Контрольная работа

              Письменная работа

              Глава-13 « Индивидуальное развитие организма»



              63

              Половая система человека.

              Традиционный урок


              64

              Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем.

              Лекция

              Конспект

              65

              Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

              Традиционный урок


              66

              О вреде наркогенных веществ.

              Семинар

              Доклады

              67

              Психологические особенности личности.

              Лекция

              Конспект

              68

              Итоговая проверка знаний.

              Контрольная работа

              Письменная работа

              7 Учебно-метадическое и материально-техническое обеспечение предмета «Биология»

              7.1 Учебно-метадическое обеспечение предмета «Биология» включает рабочую программу по предмету Биология: «Человек и его здоровье» и учебник : Биология:Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил. [1].

              7.2 Материально-техническое обеспечение предмета «Биология» включает необходимый набор таблиц, коллекции и раздаточный материал, модели органов . При изучении предмета биологии возможно использование мультимедийных ресурсов, рабочих тетрадей Биология: Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил. [2].

              7.2.1 Перечень библиотечного фонда книгопечатной продукции:

              1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил.

              2. Человек. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьева, Ю. Золотаревой, Г.Мацыгина, Ю.Школьник. -М.: Эксмо, 20007. -256с.:ил.

              3. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А.Воротников. Худож. А.А.Шуплецов. -Мн.: ТОО»Харвест»,1995. - 528с.

              4. Словарь по физиологии высшей нервной деятельности/Авт. -сост. В.В.Юрчук; Науч. Ред. Э.Н.Кучук. -Мн.: Новое знание, 2003. 192 с.

              5. Зверев ИД. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: З -43 Пособие для учащихся 9кл. сред. Шк. -4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. -240с.:ил.

              6. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./Сост.А.А.Воротников. Худож. А.А.Шуплецов. - Мн.: ТОО»Харвест», 1995. -528с.











              Библиография

              1. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов,0 Р.Д.Маш.- Изд. 3-е, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. -272 с.:ил. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Биология».

              2. Рабочая тетрадь Биология: Человек , Р.Д.Маш, А.ГДрагомилов.-2-е изд.,дораб.-М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.:ил.

              3. Концепция модернизации Российского образования.


              © 2010-2022