Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс).Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс).Поурочный план Дата Класс ____8-ые____

Урок 47 биологии

Учитель

Тема урока Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: изучить строение и функции желудка в пищеварительной системе человека, подготовка к ЕНТ.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания у школьников о внешнем и внутреннем строении желудка, о процессе пищеварения в желудке, о свойствах ферментов желудочного сока, о процессах нервно-гуморальной регуляции желудочного сока.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного.

Воспитательные: воспитывать сформированные чувства бережного и ответственного отношения к своему здоровью (о влиянии алкоголя и никотина на пищеварение в желудке).

Оборудование: таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка», модель человека (внутренние органы), «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2), приложения.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

«Измеряй всё доступное измерению и

делай не доступное измерению доступным»

Г. Галилей.

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.

Р

Коллект




II. Актуализация знаний

А). «Горячий стул».

«Расскажи мне, расскажи…» (за 1 минуту надо ответить на большое количество вопросов):

  1. Каково значение пищи?

  2. Чем пища отличается от питательных веществ?

  3. Сколько зубов у человека?

  4. Какие типы зубов у человека?

  5. Каково внешнее строение зуба?

  6. Каково внутреннее строение зуба?

  7. Для чего необходима механическая обработка пищи?

  8. Почему надо беречь зубы?

  9. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое?

  10. Какие железы открываются в ротовую полость?

  11. Назовите функции пищеварительной системы.

Б). Работа в группах:

Биологические задачи:

1 группа:

Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцём прямо в кровь, вызывает гибель человека, а, пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?

2 группа:

Почему на сухари отделяется слюны больше, чем на хлеб, а на воду почти вообще её не отделяется?

3 группа:

За одни сутки у человека выделяется в среднем один литр слюны. Какое значение имеет слюна в процессе обработки пищи в ротовой полости?
4 группа:

Восстановите текст "Строение зуба". Объясните, как вы это понимаете?

З

-

Ж

В

Й

О

Г

Н


В). Работа по вариантам:

1 вариант:

  1. Начинается пищеварительная система ________ полостью.

  2. У взрослого человека в ротовой полости имеется________ зуба.

  3. Зубы у человека вырастают в две смены: сначала________ , затем___________ .

  4. Последними вырастают зубы _________ .

  5. Зуб - это сложный орган, в нем различают ________, __________ и __________ .

  6. В сутки выделяется более ________ литра слюны.

  7. У человека имеется ________ пары слюнных желез - _____ , ________ и ________ .

  8. Важную роль в ротовой полости играет __________ .

  9. Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______, а затем в _____ .

2 вариант:

Вставьте пропущенные слова:

Функцию захвата и измельчения пищи выполняют ... . У человека различают 3 типа ... : ... , ... и ... ... . Каждый зуб имеет ..., сидящий в ячейке челюстной кости, ... , погруженную в десну, и ..., выступающую в ротовую полость. Твердая ... покрывает ... снаружи, предохраняя зуб от порчи, а на шейке и корне - ... . Основными видами поражения зубов являются пародонтоз и ... .

Р













Р

ЧП


















Р

Индивид













Работа в группах


















Индивид

















+













+



















+

+












+


















+


III. Мотивация

Проблемная ситуация:

Двух собак накормили мясом с добавкой холерных вибрионов. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Одна заразилась и умерла от холеры, а другая собака осталась здоровой. Почему?

Тема урока: Пищеварение в желудке.

Р

Коллект

+

+


IV. Изучение

н/м:

На основе знаний из курса животные ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода?

После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости (видеофрагмент «Рентгеновский снимок движение пищи по пищеводу»).

А знаете ли Вы, что …

при неизлечимых повреждениях пищевода его функцию может выполнять часть кишки вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 году русский хирург П.А.Герцен, внук знаменитого революционера-демократа А.И.Герцена).

А). Внешнее строение желудка.

Желудок расположен в верхней части брюшной полости, под диафрагмой. В верхней части он соединяется с пищеводом, а в нижней - с 12-перстной кишкой. На месте соединения имеются круговые (кольцевые) мышцы (сфинктеры).

? Почему желудок называют «хранилищем пищи»?

Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала грушевидной формы, полый мышечный орган. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.

Б). Форма и размеры желудка.

Формы и размеры зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой

пищи, положение тела.

Желудок у взрослого человека вмещает от 1,5 до 2,5л.

Форам желудка у здорового человека может быть различной:

  • у низкорослых, коренастых людей имеет вид рога (конуса);

  • у высоких людей - удлиненный, имеет форму чулка;

  • у среднего телосложения человека - форму крючка (встречается часто).

В). Внутреннее строение желудка.

Желудок имеет две стенки - переднюю и заднюю.

Нижний край выпуклый, верхний - вогнутый.

Желудок имеет дно и тело. Часть желудка, куда впадает пищевод, называют кардиальной (кардией, нижний пищеводной) сфинктером. Слева от кардия выступает вверх дно желудка, или свод, который переходит в тело желудка. Узкая часть желудка перед переходом его в 12-перстную кишку называется привратником (пилоруса).

Г). Строение стенок желудка.

Стенка желудка состоит из трех оболочек:

  • слизистая оболочка с сильно развитой подслизистой основой;

  • мышечная оболочка;

  • серозная оболочка.

Самый наружный слой стенки желудка образуется серозной оболочкой (брюшиной), под которой находится слой гладких мышц.

Мышечная оболочка желудка состоит гладкой мышечной ткани и в отличие от других органов пищеварения трехслойная:

  • первый слой - наружный продольный;

  • средний - круговой;

  • внутренний - косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

Внутренняя слизистая оболочка состоит из эпителиальной ткани. Слизистая оболочка имеет складчатую поверхность и содержит много мелких желез,

Слизистая оболочка желудка достигает толщины до 0,5 мм, покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. В толще слизистой оболочки проходят артериальные и венозные сосуды, нервы, имеются небольшие скопления лимфоидной ткани, находится около 35млн. желудочных желез (на 1см2 - около 100), выделяющих желудочный сок. Больше всего желез находится на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12- перстную кишку.

Железистые клетки имеют различное строение и отличаются по функциям:

  • главные клетки вырабатывают пищеварительные ферменты (пепсин);

  • обкладочные клетки (париетальные) соляную кислоту, которая убивает бактерии и активирует ферменты;

  • добавочные клетки (слизистые) выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от раздражения кислотой;

  • эндокринные клетки выделяют гормон гастрин.

Д). Состав желудочного сока.

В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевой комок и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять 20- 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции.

По мере проникновения желудочного сока в пищевой комок начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

В желудке происходит частичное переваривание пищи под действием желудочного сока.

Чистый желудочный сок - бесцветная прозрачная без запаха жидкость и имеет кислую среду - в нем содержится 0,5% соляной кислоты. За сутки вырабатывается 2 литра желудочного сока. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов.

Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.

Используя материал на странице 190 параграфа 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и приложение 1, ответьте на вопросы:

  1. Что входит в состав желудочного сока?

  2. Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

  3. При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

Желудочный сок состоит на 98 - 99% из воды, плотного остатка (1-2%), который состоит из органических, неорганических веществ.


Ферменты желудочного сока



Желатиназа

Липаза

Химозин

Пепсин


белки створаживает эмальгированные белок желатин

молоко жиры

Таким образом,

  • белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока при температуре 370С и в кислой среде;

  • количество и состав желудочного сока изменяется в зависимости от состава пищи: больше всего его выделяется при приеме мяса, меньше - хлеба и еще меньше - молока;

  • выделение желудочного сока начинается через 5 - 9 мин после приема пищи.

Е). Нервно - гуморальная регуляция желез желудка. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.

Биологические задачи:

  • Сколько желез содержится в слизистой оболочке желудка? (35 млн)

  • Что влияет на секрецию желудочных желез?

  • Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?

Работа в группах по заданиям, используя приложения 2 -4:

1 группа:

Нервная регуляция желудочного сокоотделения.

2 группа:

Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.

3 группа:

Влияние алкоголя на пищеварение в желудке.

4 группа:

Влияние никотина на пищеварение в желудке.

Р

ИП









Р

ИП







Р

ЧП







Р

ИП

НО





Р

ИП

НО
























Р

ИП

ПП

ЧП
































Р
ИП
ЧП













Коллект










Коллект








Коллект








Коллект







Коллект


























Работа в парах


































Работа в группах














+










+








+








+







+


























+



































+















+










+








+








+







+


























+



































+
















V. Закрепление:

А). Устно:

1. Какие изменения происходят с пищей в желудке?

2. Какое строение имеют стенки желудка?

3. Какова роль соляной кислоты в желудке?

3.Перечислите ферменты желудочного сока?

4.Может ли желудок съесть себя?

5.Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

6. При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?

7.Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны?

8. Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?

9. Как влияет алкоголь и никотин на пищеварение в желудке?


Б). Расположите последовательно органы, образующие пищеварительный канал, начиная с ротовой полости:

А. Ротовая полость.

Д. Глотка.

Б. Прямая кишка.

Е. Тонкая кишка.

В. Желудок.

Ж. Пищевод.

Г. Толстая кишка.

Д. Анальное отверстие.

В). Графический диктант:

О - да + - нет

1. Корень зуба покрыт цементом.
2. Пепсин расщепляет белки мяса, яйца.
3. Желудочный сок действует в щелочной среде.
4. Амилаза участвует в расщеплении углеводов.
5. Зубы покрыты эмалью, которая состоит из живых клеток.
6. Дентин - живая ткань.
7. Химозин расщепляет белки.
8. Без печени организм не может существовать.
9. Аминокислоты всасываются в кровь.
10. Ферменты поджелудочного сока действуют в кислой среде.

Р













Р







Р

Фронтал













Фронтал







Индивид

+













+







+

+













+







+


VII.

Подведение итогов:

Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Работа в группах

+

+


VIII.

Д/З:

§ 45

Ответить письменно на вопрос:

у людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

Р

Индивид




IX. Рефлексия:

"Я получил полезную информацию о том, что…"

Закончи предложение:

«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»

Р

Индивид




Литература и Интернет- ресурсы:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

  3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат - Школа», М.,1998, 204с.

  4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ - ПРЕСС», 2001, 815.

  5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  6. ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  8. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  9. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

  10. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии. 8 (9) класс.»ВАКО» Москва, 2005416с

  11. yandex.kz/images› рисунки пищеварение в желудке


Приложение № 1:

Главным ферментом желудочного сока является фермент пепсин, который активизируется в присутствии HCI и расщепляет белки. Пепсин и ренин - непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.

Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани - желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует только на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капель). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по- видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20 -30 мин).


Приложение № 2:

Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было известно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремительным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.

Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

Следовательно, секреция желез может происходит и под влиянием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы происходит при участии коры полушарий головного мозга.

Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам желудка, поддерживая их деятельность.

В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоотделение.

Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставляются ею к желудочным железам и химически возбуждают их деятельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).

Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в желудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в течение всего времени ее пребывания в желудке.


Приложение № 3.

Влияние алкоголя на органы пищеварения

В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.

Во - первых, растворенный алкоголь в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.

Во - вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.

В - третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.

И наконец, в - четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.


Приложение № 4.

Курение и органы пищеварения

Поступая в полость рта, табачный дым вызывает раздражение языка, десен, твердого и мягкого неба, зева. Под влиянием табачного дыма трескается зубная эмаль. Зубы инфицируются гноеродными микробами, которые могут находиться в полости рта и носоглотки, разрушаются. Нередко изо рта курильщика распространяется неприятный запах. Табачный дым раздражает слюнные железы, вследствие чего при курении развивается обильное слюноотделение.

Установлено, что курение табака является одной из причин, предрасполагающих к развитию рака губ и языка. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среди курящих показатель смертности от рака органов полости рта и пищевода почти в четыре раза выше, нежели в группе некурящих. Канцерогенную роль курения связывают как с механическим и термическим раздражителем слизистых оболочек (трение и давление мундштука папиросы и черенка трубки, ожоги тлеющими окурками), так и с химическим действием табачного дыма.

Вредное влияние на желудок и на другие органы пищеварительного тракта табак оказывает разными путями. Токсические компоненты табачного дыма могут поражать желудок опосредованно, через центральную нервную систему. Возможно прямое попадание табачных ядов вместе с заглатываемой в желудок слюной. Наконец, могут оказывать влияние яды, поступающие в органы пищеварения через кровеносную систему. Статистика отмечает наличие отчетливой связи между курением табака и распространением язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Смертность от этого заболевания в 3 - 4 раза больше у курящих сигареты, чем у некурящих. Прямое и непрямое (через нервную систему) раздражение слизистой оболочки желудка вызывает усиленное выделение желудочного сока с повышенной кислотностью. Систематическое раздражение желудка может в конце концов привести к развитию хронического воспаления слизистой оболочки и к гастриту. Часто повторяющееся и длительное время продолжающееся сужение кровеносных сосудов (что наблюдается у курильщиков) приводит к ухудшению питания желудка и может вызвать образование язвы.

Никотин тормозит сокращение (перистальтику) желудка и кишечника. При рентгенологическом исследовании можно увидеть, как тотчас же после выкуривания папиросы сокращения желудка резко замедляются, а иногда и совершенно прекращаются. Такое действие курения продолжается около получаса, а так как «нормальный» курильщик примерно через каждые полчаса принимается за новую папиросу, то нетрудно понять, что моторные (двигательные) функции кишечника будут у него практически все время понижены.

Это - одна из причин ухудшения пищеварения и понижения аппетита, которые так часто наблюдаются у злостных курильщиков. Замедление перистальтики желудка и кишечника приводит к застою полупереваренных продуктов питания. Под влиянием никотина часто происходят непроизвольные спазмы (сокращения) в выводной части кишечника. Это затрудняет циркуляцию крови и может способствовать образованию геморроидальных узлов. Курение способствует геморроидальным кровотечениям. Пагубно действует оно и на печень. Французские ученые Жи и Пилон, длительное время окуривавшие табачным дымом кроликов, вызывали у этих животных изменения в печени, доходящие до полного перерождения. У курильщиков нередко наблюдается увеличение печени, проходящее при прекращении курения. Опубликованы наблюдения, показывающие, что хроническое курение в ряде случаев способно вызывать также заболевания поджелудочной железы. Риск заболеть раком поджелудочной железы у курильщиков по сравнению с некурящими повышен вдвое.

Замечено, что течение хронических желудочно-кишечных заболеваний обостряется не только у курильщиков, но и у тех людей, которые вынуждены постоянно находиться в накуренном помещении.




© 2010-2022