- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс)
Конспект урока по биологии на тему Пищеварение в желудке (8 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Т.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Поурочный план Дата Класс ____8-ые____
Урок 47 биологии
Учитель
Тема урока Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: изучить строение и функции желудка в пищеварительной системе человека, подготовка к ЕНТ.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания у школьников о внешнем и внутреннем строении желудка, о процессе пищеварения в желудке, о свойствах ферментов желудочного сока, о процессах нервно-гуморальной регуляции желудочного сока.
Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного.
Воспитательные: воспитывать сформированные чувства бережного и ответственного отношения к своему здоровью (о влиянии алкоголя и никотина на пищеварение в желудке).
Оборудование: таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка», модель человека (внутренние органы), «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2), приложения.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.
Ход урока
«Измеряй всё доступное измерению и
делай не доступное измерению доступным»
Г. Галилей.
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.
Р
Коллект
II. Актуализация знаний
А). «Горячий стул».
«Расскажи мне, расскажи…» (за 1 минуту надо ответить на большое количество вопросов):
-
Каково значение пищи?
-
Чем пища отличается от питательных веществ?
-
Сколько зубов у человека?
-
Какие типы зубов у человека?
-
Каково внешнее строение зуба?
-
Каково внутреннее строение зуба?
-
Для чего необходима механическая обработка пищи?
-
Почему надо беречь зубы?
-
Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое?
-
Какие железы открываются в ротовую полость?
-
Назовите функции пищеварительной системы.
Б). Работа в группах:
Биологические задачи:
1 группа:
Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцём прямо в кровь, вызывает гибель человека, а, пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?
2 группа:
Почему на сухари отделяется слюны больше, чем на хлеб, а на воду почти вообще её не отделяется?
3 группа:
За одни сутки у человека выделяется в среднем один литр слюны. Какое значение имеет слюна в процессе обработки пищи в ротовой полости?
4 группа:
Восстановите текст "Строение зуба". Объясните, как вы это понимаете?
З
-
Ж
В
Й
О
Г
Н
В). Работа по вариантам:
1 вариант:
-
Начинается пищеварительная система ________ полостью.
-
У взрослого человека в ротовой полости имеется________ зуба.
-
Зубы у человека вырастают в две смены: сначала________ , затем___________ .
-
Последними вырастают зубы _________ .
-
Зуб - это сложный орган, в нем различают ________, __________ и __________ .
-
В сутки выделяется более ________ литра слюны.
-
У человека имеется ________ пары слюнных желез - _____ , ________ и ________ .
-
Важную роль в ротовой полости играет __________ .
-
Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______, а затем в _____ .
2 вариант:
Вставьте пропущенные слова:
Функцию захвата и измельчения пищи выполняют ... . У человека различают 3 типа ... : ... , ... и ... ... . Каждый зуб имеет ..., сидящий в ячейке челюстной кости, ... , погруженную в десну, и ..., выступающую в ротовую полость. Твердая ... покрывает ... снаружи, предохраняя зуб от порчи, а на шейке и корне - ... . Основными видами поражения зубов являются пародонтоз и ... .
Р
Р
ЧП
Р
Индивид
Работа в группах
Индивид
+
+
+
+
+
+
III. Мотивация
Проблемная ситуация:
Двух собак накормили мясом с добавкой холерных вибрионов. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Одна заразилась и умерла от холеры, а другая собака осталась здоровой. Почему?
Тема урока: Пищеварение в желудке.
Р
Коллект
+
+
IV. Изучение
н/м:
На основе знаний из курса животные ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода?
После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости (видеофрагмент «Рентгеновский снимок движение пищи по пищеводу»).
А знаете ли Вы, что …
при неизлечимых повреждениях пищевода его функцию может выполнять часть кишки вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 году русский хирург П.А.Герцен, внук знаменитого революционера-демократа А.И.Герцена).
А). Внешнее строение желудка.
Желудок расположен в верхней части брюшной полости, под диафрагмой. В верхней части он соединяется с пищеводом, а в нижней - с 12-перстной кишкой. На месте соединения имеются круговые (кольцевые) мышцы (сфинктеры).
? Почему желудок называют «хранилищем пищи»?
Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала грушевидной формы, полый мышечный орган. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.
Б). Форма и размеры желудка.
Формы и размеры зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой
пищи, положение тела.
Желудок у взрослого человека вмещает от 1,5 до 2,5л.
Форам желудка у здорового человека может быть различной:
-
у низкорослых, коренастых людей имеет вид рога (конуса);
-
у высоких людей - удлиненный, имеет форму чулка;
-
у среднего телосложения человека - форму крючка (встречается часто).
В). Внутреннее строение желудка.
Желудок имеет две стенки - переднюю и заднюю.
Нижний край выпуклый, верхний - вогнутый.
Желудок имеет дно и тело. Часть желудка, куда впадает пищевод, называют кардиальной (кардией, нижний пищеводной) сфинктером. Слева от кардия выступает вверх дно желудка, или свод, который переходит в тело желудка. Узкая часть желудка перед переходом его в 12-перстную кишку называется привратником (пилоруса).
Г). Строение стенок желудка.
Стенка желудка состоит из трех оболочек:
-
слизистая оболочка с сильно развитой подслизистой основой;
-
мышечная оболочка;
-
серозная оболочка.
Самый наружный слой стенки желудка образуется серозной оболочкой (брюшиной), под которой находится слой гладких мышц.
Мышечная оболочка желудка состоит гладкой мышечной ткани и в отличие от других органов пищеварения трехслойная:
-
первый слой - наружный продольный;
-
средний - круговой;
-
внутренний - косой слой, удерживающий желудок от растяжения.
Внутренняя слизистая оболочка состоит из эпителиальной ткани. Слизистая оболочка имеет складчатую поверхность и содержит много мелких желез,
Слизистая оболочка желудка достигает толщины до 0,5 мм, покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. В толще слизистой оболочки проходят артериальные и венозные сосуды, нервы, имеются небольшие скопления лимфоидной ткани, находится около 35млн. желудочных желез (на 1см2 - около 100), выделяющих желудочный сок. Больше всего желез находится на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12- перстную кишку.
Железистые клетки имеют различное строение и отличаются по функциям:
-
главные клетки вырабатывают пищеварительные ферменты (пепсин);
-
обкладочные клетки (париетальные) соляную кислоту, которая убивает бактерии и активирует ферменты;
-
добавочные клетки (слизистые) выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от раздражения кислотой;
-
эндокринные клетки выделяют гормон гастрин.
Д). Состав желудочного сока.
В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевой комок и не разрушит птиалин слюны (он действует только в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занять 20- 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду на кислую. Время пропитывания пищи желудочным соком зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции.
По мере проникновения желудочного сока в пищевой комок начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.
В желудке происходит частичное переваривание пищи под действием желудочного сока.
Чистый желудочный сок - бесцветная прозрачная без запаха жидкость и имеет кислую среду - в нем содержится 0,5% соляной кислоты. За сутки вырабатывается 2 литра желудочного сока. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов.
Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.
Используя материал на странице 190 параграфа 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и приложение 1, ответьте на вопросы:
-
Что входит в состав желудочного сока?
-
Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
-
При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?
Желудочный сок состоит на 98 - 99% из воды, плотного остатка (1-2%), который состоит из органических, неорганических веществ.
Ферменты желудочного сока
Желатиназа
Липаза
Химозин
Пепсин
белки створаживает эмальгированные белок желатин
молоко жиры
Таким образом,
-
белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока при температуре 370С и в кислой среде;
-
количество и состав желудочного сока изменяется в зависимости от состава пищи: больше всего его выделяется при приеме мяса, меньше - хлеба и еще меньше - молока;
-
выделение желудочного сока начинается через 5 - 9 мин после приема пищи.
Е). Нервно - гуморальная регуляция желез желудка. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.
Биологические задачи:
-
Сколько желез содержится в слизистой оболочке желудка? (35 млн)
-
Что влияет на секрецию желудочных желез?
-
Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
Работа в группах по заданиям, используя приложения 2 -4:
1 группа:
Нервная регуляция желудочного сокоотделения.
2 группа:
Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.
3 группа:
Влияние алкоголя на пищеварение в желудке.
4 группа:
Влияние никотина на пищеварение в желудке.
Р
ИП
Р
ИП
Р
ЧП
Р
ИП
НО
Р
ИП
НО
Р
ИП
ПП
ЧП
Р
ИП
ЧП
Коллект
Коллект
Коллект
Коллект
Коллект
Работа в парах
Работа в группах
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
V. Закрепление:
А). Устно:
1. Какие изменения происходят с пищей в желудке?
2. Какое строение имеют стенки желудка?
3. Какова роль соляной кислоты в желудке?
3.Перечислите ферменты желудочного сока?
4.Может ли желудок съесть себя?
5.Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
6. При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?
7.Объяснить, почему для повышения аппетита рекомендуется использовать в пищу супы и мясные бульоны?
8. Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?
9. Как влияет алкоголь и никотин на пищеварение в желудке?
Б). Расположите последовательно органы, образующие пищеварительный канал, начиная с ротовой полости:
А. Ротовая полость.
Д. Глотка.
Б. Прямая кишка.
Е. Тонкая кишка.
В. Желудок.
Ж. Пищевод.
Г. Толстая кишка.
Д. Анальное отверстие.
В). Графический диктант:
О - да + - нет
1. Корень зуба покрыт цементом.
2. Пепсин расщепляет белки мяса, яйца.
3. Желудочный сок действует в щелочной среде.
4. Амилаза участвует в расщеплении углеводов.
5. Зубы покрыты эмалью, которая состоит из живых клеток.
6. Дентин - живая ткань.
7. Химозин расщепляет белки.
8. Без печени организм не может существовать.
9. Аминокислоты всасываются в кровь.
10. Ферменты поджелудочного сока действуют в кислой среде.
Р
Р
Р
Фронтал
Фронтал
Индивид
+
+
+
+
+
+
VII.
Подведение итогов:
Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Р
Работа в группах
+
+
VIII.
Д/З:
§ 45
Ответить письменно на вопрос:
у людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?
Р
Индивид
IX. Рефлексия:
"Я получил полезную информацию о том, что…"
Закончи предложение:
«Знания, полученные на уроке мне необходимы…»
Р
Индивид
Литература и Интернет- ресурсы:
-
Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.
-
«Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).
-
Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат - Школа», М.,1998, 204с.
-
Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ - ПРЕСС», 2001, 815.
-
А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.
-
ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.
-
М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.
-
В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.
-
И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с
-
О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии. 8 (9) класс.»ВАКО» Москва, 2005416с
-
yandex.kz/images› рисунки пищеварение в желудке
Приложение № 1:
Главным ферментом желудочного сока является фермент пепсин, который активизируется в присутствии HCI и расщепляет белки. Пепсин и ренин - непрерывно вырабатываются в виде проферментов, которые превращаются в активные ферменты под действием соляной кислоты (рН 1,5-2,0). Они расщепляют белки на более короткие полипептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.
Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани - желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует только на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капель). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по- видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20 -30 мин).
Приложение № 2:
Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было известно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.
При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремительным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.
Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.
Следовательно, секреция желез может происходит и под влиянием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы происходит при участии коры полушарий головного мозга.
Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам желудка, поддерживая их деятельность.
В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоотделение.
Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставляются ею к желудочным железам и химически возбуждают их деятельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).
Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в желудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.
Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в течение всего времени ее пребывания в желудке.
Приложение № 3.
Влияние алкоголя на органы пищеварения
В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.
Во - первых, растворенный алкоголь в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.
Во - вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.
В - третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.
И наконец, в - четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.
Приложение № 4.
Курение и органы пищеварения
Поступая в полость рта, табачный дым вызывает раздражение языка, десен, твердого и мягкого неба, зева. Под влиянием табачного дыма трескается зубная эмаль. Зубы инфицируются гноеродными микробами, которые могут находиться в полости рта и носоглотки, разрушаются. Нередко изо рта курильщика распространяется неприятный запах. Табачный дым раздражает слюнные железы, вследствие чего при курении развивается обильное слюноотделение.
Установлено, что курение табака является одной из причин, предрасполагающих к развитию рака губ и языка. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среди курящих показатель смертности от рака органов полости рта и пищевода почти в четыре раза выше, нежели в группе некурящих. Канцерогенную роль курения связывают как с механическим и термическим раздражителем слизистых оболочек (трение и давление мундштука папиросы и черенка трубки, ожоги тлеющими окурками), так и с химическим действием табачного дыма.
Вредное влияние на желудок и на другие органы пищеварительного тракта табак оказывает разными путями. Токсические компоненты табачного дыма могут поражать желудок опосредованно, через центральную нервную систему. Возможно прямое попадание табачных ядов вместе с заглатываемой в желудок слюной. Наконец, могут оказывать влияние яды, поступающие в органы пищеварения через кровеносную систему. Статистика отмечает наличие отчетливой связи между курением табака и распространением язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Смертность от этого заболевания в 3 - 4 раза больше у курящих сигареты, чем у некурящих. Прямое и непрямое (через нервную систему) раздражение слизистой оболочки желудка вызывает усиленное выделение желудочного сока с повышенной кислотностью. Систематическое раздражение желудка может в конце концов привести к развитию хронического воспаления слизистой оболочки и к гастриту. Часто повторяющееся и длительное время продолжающееся сужение кровеносных сосудов (что наблюдается у курильщиков) приводит к ухудшению питания желудка и может вызвать образование язвы.
Никотин тормозит сокращение (перистальтику) желудка и кишечника. При рентгенологическом исследовании можно увидеть, как тотчас же после выкуривания папиросы сокращения желудка резко замедляются, а иногда и совершенно прекращаются. Такое действие курения продолжается около получаса, а так как «нормальный» курильщик примерно через каждые полчаса принимается за новую папиросу, то нетрудно понять, что моторные (двигательные) функции кишечника будут у него практически все время понижены.
Это - одна из причин ухудшения пищеварения и понижения аппетита, которые так часто наблюдаются у злостных курильщиков. Замедление перистальтики желудка и кишечника приводит к застою полупереваренных продуктов питания. Под влиянием никотина часто происходят непроизвольные спазмы (сокращения) в выводной части кишечника. Это затрудняет циркуляцию крови и может способствовать образованию геморроидальных узлов. Курение способствует геморроидальным кровотечениям. Пагубно действует оно и на печень. Французские ученые Жи и Пилон, длительное время окуривавшие табачным дымом кроликов, вызывали у этих животных изменения в печени, доходящие до полного перерождения. У курильщиков нередко наблюдается увеличение печени, проходящее при прекращении курения. Опубликованы наблюдения, показывающие, что хроническое курение в ряде случаев способно вызывать также заболевания поджелудочной железы. Риск заболеть раком поджелудочной железы у курильщиков по сравнению с некурящими повышен вдвое.
Замечено, что течение хронических желудочно-кишечных заболеваний обостряется не только у курильщиков, но и у тех людей, которые вынуждены постоянно находиться в накуренном помещении.