Методические рекомендации по созданию технологической карты урока в рамках ФГОС

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Методические рекомендации по созданию технологической карты урока в рамках ФГОС



В условиях перехода российского образования на ФГОС второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты обучения. Учителю, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, необходим опыт педагогического проектирования.

Педагогическое проектирование направлено на создание возможности деятельности и призвано до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия тех или иных замыслов. Поэтому при переходе к новым ФГОС от учителя требуется умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникативную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных.


Проектирование учебных занятий в этих условиях означает:

  • Определение цели как ожидаемых результатов (предметных, личностных, метапредметных), решаемых на данном этапе учебного процесса;

  • Определение способов организации учебных ситуаций;

  • Прогнозирование возможных действий детей.

Конструктор направляет действия учителя при проектировании информационно-коммуникационной предметной среды обучения и каждого учебного занятия, направленного на достижение современных образовательных результатов.

При конструировании учебного занятия учитель следует следующему алгоритму:

  • Определяет тип учебного занятия;

  • Определяет дидактическую цель, соответствующую данному типу учебного занятия;

  • Определяет структуру учебного занятия, соответствующую типу занятия и дидактической цели;

  • Определяет планируемые результаты: метапредметные, личностные, предметные (из примерных программ);

  • Выбирает типы ЭОР, которые позволят достичь необходимых результатов обучения.





Этапы написания технологической карты урока

Предмет

Дата

Класс

Раздел

Тема

Тип

урока

Изучение и закрепление нового материала

Комплексное применение знаний

Комбинированный

Обобщение и систематизация знаний и умений

Активизация знаний и умений

Коррекция знаний, умений и навыков

Цель и задачи:

1)образовательная

2)развивающая

3)воспитательная

1) Учить добывать знания, формировать умения сочетать знания и навыки для успешного выполнения деятельности.

2) Развитие речи (обогащение словарного запаса), мышления (уметь анализировать, сравнивать, обобщать, опровергать), сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени), двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, развитие двигательной сноровки).

3) Воспитание гуманности, доброты, деликатности, вежливости, скромности, ответственности, честности, сопереживания .

Структура урока

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение.

5. Первичная проверка.

6. Первичное закрепление.

7. Инструкция о домашнем задании.

8. Рефлексия.

1.Организационный этап.

2. Проверка д/з, воспроизведение и коррекция опорных знаний уч-ся.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Первичное закрепление:

а)в знакомой ситуации

б)в измененной ситуации

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6. Инструкция о домашнем задании.

7. Рефлексия.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение.

5. Первичная проверка.

6. Первичное закрепление.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. . Инструкция о домашнем задании.

9. Рефлексия.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний

4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия.

1.Организационный этап.

2. Проверка д/з, воспроизведение и коррекция опорных знаний уч-ся.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Актуализация знаний

а) с целью подготовки к контрольному уроку

б) с целью подготовки к изучению новой темы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. . Инструкция о домашнем задании.

9. Рефлексия.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Итоги диагностики ЗУН. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, пути их устранения. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4 . Инструкция о домашнем задании.

5. Рефлексия

Планируемые результаты урока

- предметные

- метапредметные

- личностные

См. программу по предмету.

ЭОР


Конспект урока

Составляется согласно структуре урока с использованием деятельностного подхода в обучении.

Классификация универсальных учебных действий (УУД)

личностные

регулятивные

познавательные

Коммуникативные

готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

- целеполагание - постановка учебной задачи

- планирование - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результата

- контроль в форме сличения способа действия и его эталона;


- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра - контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приемы формирования УУД

УУД

Приемы

Суть приема







Коммуникативные,

познавательные

« Удивляй! »

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное.

«Отсроченная отгадка»

В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.

«Фантастическая добавка »

Дополняют реальную ситуацию фантастикой. Можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.







Регулятивные

«Лови ошибку»

Объясняя материал, намеренно допускается ошибка.

« Повторяем с контролем»


Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.

« Свои примеры »

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

«Пересечение тем»

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.

Оценивание

Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.

Главная цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что ученика не за что хвалить. Как быть?

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания, Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.


Личностные

« Игровая цель»

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

« Да» и «нет » говорите»

Можно загадывать нечто ( число, предмет, героя) ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».


Уровни и виды домашнего задания

Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.
1.Первый уровень - обязательный минимум.
2.Второй уровень - тренировочный.
3.Третий уровень -творческое задание.

«Задание массивом»

Любой из уровней домашнего задания можно задавать массивом. Например: даем десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.
При задании массивом возникает момент соревновательности. Полезно вести открытую ведомость , в которой ученики отмечают свое продвижение.


Общие формы организации обучения

Индивидуальная форма

Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.

Парная форма

связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Групповая форма

когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма

одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

Фронтальная форма

т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.


Технологическая карта урока

Предмет - биология

Дата -

Класс - 8

Раздел - «Анализаторы»

Тема - «Строение и функции зрительного анализатора»

Тип урока - изучение и закрепление нового материала

Цели и задачи:

  1. создание условий для формирования понятия зрительный анализатор, через выполнение практической работы;

  2. создание условий для формирования УУД (умение выделять главное, решать проблемные ситуации, ориентироваться во времени, использовать научные термины );

  3. создание условий для проявления интереса учащимися к теме занятия через учебные ситуации.

Планируемые результаты:

ЭОР:

Конспект урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Приемы

Форма работы

УУД

  1. Организационный этап.

Проблема: «Почему мы видим предметы?»

Мотивировать учащихся на постановку задачи урока.

фронтальная

Личностные: определять потребности в освоении и понимании учебной темы

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вопрос: как работает зрительный анализатор?

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

«Отсроченная отгадка»

групповая

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

  1. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы узнаем строение зрительного анализатора и процесс формирования зрительных ощущений.

Создать условия для формулирования учебной задачи данного урока.

фронтальная

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи)

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Вопрос: какими способами вы можете узнать строение глазного яблока?

-работа с литературой;

-работа с моделью;

-создание электронной презентации по дополнительной литературе;

-написание фрейма по учебному материалу.

Учащиеся делятся на группы по желанию и выбирают свой способ познания.

Создать условия для решения поставленной задачи в задании.

«Поисковое чтение»

групповая

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата.

Познавательные: применение методов информационного поиска, умение структурировать знания .

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

-1группа - представление презентации с объяснениями.

-2 группа - рассказ по модели.

Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа ученика .

Индивидуальная, групповая

Личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся получают карточки с изображением глазного яблока, на которых они должны обозначить его части. Затем сверяют свои ответы с эталоном.

Проанализировать самооценку, осознать собственные трудности, наметить индивидуальный план устранения ошибок, выявить свои достижения

«Лист самоконтроля и самооценки»

Индивидуальная

Регулятивные: оценка результата деятельности; коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в индивидуальный план

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Напишите общую схему анализатора.

-Напишите схему анализатора исходя из общей схемы.

Создать условия для систематизации новых знаний и установки взаимосвязи с предыдущими темами.

Индивидуальная

Познавательные: умение структурировать знания.

Р 8. Рефлексия.

-Что вы делали на уроке?

-Что вы узнали в результате?

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

фронтальная

Регулятивные: оценка результата деятельности; коррекция - внесение необходимых дополнений

9. Выбор домашнего задания

Создать ситуацию выбора домашнего задания в соответствии с индивидуальным планом и выводом

«Идеальное домашнее задание»

Индивидуальная

Регулятивное: внесение необходимых корректив





Методические рекомендации по созданию технологической карты урока в рамках ФГОС




© 2010-2022