- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме «Класс Паукообразные»
Урок по теме «Класс Паукообразные»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дюбко О.А. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок биологии
в 7 классе по теме
«Паукообразные»
Учитель Дюбко О.А.
Урок биологии в 7 классе по теме "Класс паукообразные".
Цель:
познакомить учащихся с классом паукообразных.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения паукообразных;
выявить особенности класса паукообразных, значением их в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие навыков сравнения на примере ракообразных и паукообразных, развивать умение делать выводы, обобщать полученные знания.
Воспитательная: учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ (синяя карточка)
1. Самый крупный по числу видов и особей тип:
А) членистоногие, Б) плоские черви,
В) кишечнополостные, Г) кольчатые черви.
2. Плотный покров из хитина имеют:
А) моллюски, Б) рак,
В) кальмар, Г) устрица.
3. Речной рак обитает:
А) в толще воды рек с быстрым течением,
Б) у берегов рек на влажных участках суши,
В) в придонной части рек и озёр с чистой водой,
Г) в морях и океанах.
4. Планктон в пресных водоёмах образуют:
А) одноклеточные организмы,
Б) гидры и другие кишечнополостные,
В) мелкие ракообразные,
Г) многощетинковые кольчатые черви.
5. Сколько пар усиков у речного рака?
А) 1, Б) 2, В) 3, Г) 4
6. Назовите вещество, которое составляет основу наружного покрова речного рака:
А) известь, Б) хитин,
В) поваренная соль, Г) соли магния.
7. Назовите участок тела речного рака, от которого отходят ходильные ноги:
А) голова, Б) грудь,
В) брюшко, Г) головогрудь.
8. К какому типу глаз относятся глаза речного рака?
А) простые глаза, Б) сложные глаза.
9. Назовите тип кровеносной системы ракообразных:
А) замкнутая Б) незамкнутая.
10. Назовите группу животных, к которой по особенностям строения
относят речного рака:
А) гермафродиты, Б) раздельнополые животные.
11. Сколько пар ходильных ног у речного рака?
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5
12. Какое из животных относится к классу ракообразных?
А) планария, Б) иксодовый клещ, В) краб, Г) осьминог
III. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжаем знакомство с типом Членистоногих животных. И прежде чем начать знакомство с новым классом послушайте древнегреческую легенду:
В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках - арахнология. И так, как вы поняли сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.
Что вам известно об этих животных? У вас на партах находятся красные карточки. В них вы найдете вопросы о паукообразных. Постарайтесь ответить на них, записав ответы в графе «знаю». Не бойтесь ошибиться. В конце урока мы вернемся к этому заданию и исправим допущенные ошибки. Если какой-либо вопрос вызывает затруднение - оставьте графу пустой.
Карточка №1
№
Вопрос
Знаю
Узнал
1
Сколько ног у паукообразных?
2
Есть ли у них усики?
3
Назовите отделы тела пауков
4
Кем являются пауки по способу добывания пищи?
5
Как дышат паукообразные?
6
Что вы знаете о глазах пауков?
7
Все ли пауки плетут ловчие сети?
8
Назовите ядовитых представителей паукообразных
Познакомимся поближе с паукообразными. Работая с текстом учебника и дополнительными источниками информации - зеленая карточка - заполните таблицу
Особенности внешнего и внутреннего строения Паукообразных
Признак
Характерные особенности
Внешнее строение
Пищеварительная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Выделительная система
Органы чувств
Карточка №2
Класс паукообразных - одна из древнейших групп животных: их
современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни
миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов
паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.
Как и все членистоногие, паукообразные имеют наружный скелет.
Строение тела и передвижение
Тело паука делится на две части: головогрудь состоящая из прочного материала - хитина, и брюшко. Соединяет эти два отдела маленькая трубочка. Передвигаются пауки с помощью лапок которые находятся на брюшке.
Внешнее строение
Пауки очень сильно похожи на насекомым, но в то же время они имеют очень большие отличия друг от друга . Их тело разделено всего на два отдела - головогрудь и брюшко. Головогрудь несет шесть пар конечностей: четыре пары ходильных ног, пару похожих на них осязательных педипальп, которые у самцов видоизменены для участия в спаривании, и пару расположенных спереди от рта хелицер, вооруженных коготками с протоками находящихся тут же ядовитых желез. Пищеварительный тракт пауков проходит над самым крупным их ганглием (подглоточным) и главными нервными стволами. Специальный сосательный желудок высасывает жидкие ткани жертвы. Сзади он соединен с двумя слепыми желудочными трубками, загнутыми вперед и доходящими до ядовитых желез; по бокам от этих трубок отходят к основаниям ходильных ног еще четыре пары слепых выростов. В них накапливается пищеварительный сок. В брюшке проходит кишечник, в который впадают протоки тонких пищеварительных трубочек, образующих "печень". Экскременты накапливаются в ректальном (стеркоральном) мешочке и выводятся через анус наружу. Мальпигиевы сосуды заменяют у пауков почки
Пищеварительная система пауков
Пауки в основном питаются жидкими тканями, которые высасывают из своих жертв(в основном это насекомые). Пищеварительная система пауков состоит из двух желудочков.
Первый - специализированный сосательный желудочек. Второй-желудочек со слепыми выростами, кишечником,"печенью" (окруженного пищеварительной железой), а так же открывающемся на конце брюшка анальным отверстием.
Кровообращение и дыхание
Кровеносная система у пауков незамкнутая, она состоит из одного сердца, нескольких артерий и вен. Так же имеются множество пространств (синусов) между органами, которые омываются бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце представляет из себя пульсирующую трубку с несколькими остиями (в просторечии отверстиями) стороны полости тела. В отличие от насекомых, сердце у пауков не разделено на несколько камер. Как уже говорилось ранее пауки, как и мы дышат воздухом. Органами дыхания - трахеи и легкие, которые еще называются легочными "книжками. В них происходит обмен между кислородом и углекислым газом, а так же между кровью и воздухом.
Наружу легкие открываются дыхальцами. У самых примитивных пауков две
легочные книжки, у наиболее развитых одна они (книжки) заменен пронизывающими тело трахеями.
Выделительная система
Выделительная система состоит из одной пары коксальных желез находящиеся в головогруди и мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.
Нервная система
Нервная система почти такая же как и у насекомых. Она состоит из брюшного ствола от которого отходит к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится - " мозг" паука. На педипальпах и лапах расположены сенсорные волоски.
Органы чувств
У пауков имеется несколько сенсорных органов которые служат для ощущения окружающего мира, в котором они живут и находятся. У пауков нет ушей. Паук может слышать только с помощью очень маленьких волосков, которые расположенных на его конечностях. С помощью этих
самых волосков паук имеет возможность точно определять место откуда
исходит звук ( интерпретируя движение воздуха). Глаза у пауков различных
семейств очень сильно отличаются.
Пауки, которые охотятся без ловчих сетей - Пауки-волки, Пауки-рыси и Пауки-скакуны. У них отлично развито зрение. Пауки-скакуны видят почти
так же хорошо, как люди. Экспериментами было доказано , что некоторые
виды могут даже различать цвета. Пещерные пауки, которые проводят в
темноте почти всю жизнь, не видят совсем а если и видят, то очень-очень
плохо. Вся их жизнь зависит от звуков, а так же ощущений. У
пауков-кругопрядов, глаза настолько маленькие, что они еле видны. Для того чтобы добывать себе пищу им вовсе не нужно зрение. У этого вида сильно развит механизм чувств, благодаря которым он имеет возможность обнаруживать движение в своих сетях. Пауки чувствуют запахи благодаря специальных чувствительным волоскам, которые находятся на лапах паука. У пауков во рту не имеется органов которые отвечают за вкусовые ощущения. Однако пауки чувствуют, годится ли его добыча для
употребления или нет, с помощью опять же химически чувствительных
волосков, которые так же расположенных на ногах
Познакомимся с многообразием Паукообразных. Для этого мы будем работать в группах. Работая с текстом учебника подготовьте рассказ
1-я группа - пауки
2-я группа - сенокосцы
3-я группа - клещи
4-я группа - скорпионы
Итогом этой работы будет заполненная схема «Многообразие Паукообразных». (желтая карточка)
ПАУКООБРАЗНЫЕ
КЛЕЩИ
СЕНОКОСЦЫ
СКОРПИОНЫ
ПАУКИ
(Учащиеся работают с текстом, затем один из группы рассказывает классу о представителях Паукообразных)
- А теперь наша постоянная рубрика «С мира по факту»
(учащиеся выступают с мини-сообщениями по теме «Паукообразные»
-
У каждого паука по 48 колен. Восемь ног по 6 суставов на каждой. Ноги и тело пауков покрыты волосками, которые улавливают мельчайшие вибрации вокруг и помогают пауку охотиться.
-
Удивительный факт, связанный с живой природой. Пауки, если заиграешь перед ним на скрипке, выползают из своих укрытий. Хотя, конечно, не для того, чтобы послушать музыку: паутина от звуков скрипки колеблется, и паук думает, что попалась добыча.
-
Если бы пауки питались людьми, то съели бы их всех дня за три.
-
Паутина - один из самых прочных природных материалов. В Южной Америке мосты из паутины через ущелья могут быть такими прочными, что по ним перебираются обезьяны. А в Новой Гвинее распространена ловля рыбы паутиной.
-
Самая древняя паутина насчитывает более 100 млн. лет и была найдена в застывшем янтаре
-
Если взять паутину длиной с обхват земного экватора, то её вес будет составлять примерно 340 грамм
-
В Нидерландах примерно 5000 миллиардов пауков. Это при том, что площадь этой страны составляет 36150 квадратных километров, а население всего пятнадцать миллионов человек.
-
Если тело паука всегда имеет 2 составные части: головогрудь и брюшко, то количество их глаз, в зависимости от вида пауков, может варьироваться от 2 до 12, но чаще бывает 8 глаз.
-
Тарантул способен прожить без пищи 2,5 года.
-
Домашний паучок Scitodes toracica выбрасывает клейкую слюну, которая, застыв за 1.006 секунды, накрывает добычу. Это не позволяет ей опомниться и сковывает движения до того момента, как паук сможет добежать и окутать жертву окончательно.
-
Живущие в Австралии пауки-гладиаторы, как и другие пауки, плетут паутину, однако способ охоты с её помощью у гладиаторов совершенно иной. Они сооружают паутину в виде небольшого квадрата из очень эластичных нитей, а затем высматривают насекомое-жертву, держа этот квадрат между двух пар передних ног. Когда жертва оказывается в подходящем месте, паук-гладиатор накрывает её резким броском своей сети.
-
В начале XX в. в Париже был представлен канат из паутины, прочность которого позволяла выдержать очень большую массу
-
Упругость паутины просто невероятна. Учёные подсчитали, что нить, сплетённая из паучьего шёлка, толщиной с карандаш способна остановить летящий Боинг - 747
-
Паук - кругопряд, имеющий размер порядка 7 см, плетёт паутину, диаметр которой превышает 7 метров
-
Продолжительность жизни пауков достигает 30 и более лет. Пауки почти не умирают от естественных причин
-
Укус паука Каракурта или Черной Вдовы является смертельным. Действие его яда превышает в 15 раз яд гремучей змеи. Однако его распространение по телу человека можно и остановить, если в течение 1 минуты после укуса прижечь его.
-
Размер самого крупного паука превышает 28 см
-
Самый крошечный паук не превышает 0,5 мм.
-
Панцирь паука настолько прочный, что мог бы выдержать ядерный взрыв.
-
Тарантулы не представляют смертельной опасности для человека
-
Паук - скакун способен прыгнуть на расстояние, превышающее его размер в 20-60 раз, а иногда и в 75-80
lV . Закрепление изученного материала.
Если вы были внимательны на уроке, то без труда справитесь со следующим заданием. Я буду называть какой-либо признак и если этот признак относится к паукообразным, то поднимаем зеленую карточку, если нет - красную.
1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
3.Брюшко членистое.
4. Брюшко нечленистое.
5. Животные имеют 4 пары ног.
6. На голове есть усики.
7. Усиков нет.
8. Усиков 2 пары - длинные и короткие.
9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.
10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.
11. Органы дыхания - жабры.
12. Дыхание трахейно - лёгочное.
13. Кровеносная система незамкнутая.
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.
16. Органы выделения - мальпигиевы сосуды.
17. Раздельнополые животные.
Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.
А теперь вернемся к красным карточкам и заполним последнюю графу «узнал».
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод модно сделать?
Паукообразные - преимущественно сухопутные, восьминогие
животные, для пауков характерно плетение паутины. В отличие от
Ракообразных дышат легкими и трахеями, имеют простые глаза.
Особенности строения связаны со средой обитания и образом жизни.
IV. Домашнее задание
С.151 - 154, вопросы с.157; записи в тетрадях.
ИСТОЧНИКИ
-
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 1999. - 366 с.
-
Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия «Как сдать экзамены»./- М.: Лист-Нью, 1998. - 496 с.
-
Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 176 с.
-
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПб.: «Паритет», 2000. - 160 с.
-
Солодова Е.А. Биология: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. Разнообразие живой природы: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные / Е.А. Солодова, Т.Л. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 240 с.
ВЕБ-РЕСУРСЫ
1. ru.wikipedia.org›Пауки
2. pauki.ucoz.com
3. vokrugsveta.ru›Энциклопедия›index.php?title=Пауки
4. Яндекс.Картинки
12