Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

Директор: Седакова Е.Н. зам. директора по УВР на заседании М.О.

______________________ ____________________ протокол № _____

«_____» _________ 2015 г. «_____» _________ 2015 г. «____» ______2015 г.






Календарно-тематическое планирование

уроков по биологии


Класс: 9

Учитель: Кульченкова В.А.

Количество часов:

Всего: 70 час.; в неделю: 2 часа.

Планирование составлено на основе Программа общеобразовательных учреждений В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова «Дрофа» 2009 г.

Учебник: Е.А.Криксунов В.В. Пасечник «Введение в общую биологию», «Дрофа» 2011г.

Количество часов:

- лабораторная работа: 4

- экскурсии: 2




Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, и программе основного общего образо­вания авторов В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа»,2009г.

Курс биологии 9-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю. При составлении рабочей программы учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию».

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе обучения использую деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подход: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Внесённые изменения в рабочую программу:

Темы:

«Молекулярный уровень» расширенна и добавлены темы: «Углеводы», «Липиды», «Жиры», «АТФ», «Витамины», «Ферменты», так как в программе недостаточный перечень тем.

«Клеточный уровень» расширенна и добавлены темы: Органоиды: «Ядро», «Рибосомы», «ЭПС», «Комплекс Гольджи», «Лизосом», «Митохондрии». Процессы: «Фотосинтез», «Синтез белка».

«Организменный уровень» расширенна и включены темы: «зЗакономерности передачи наследственной информации», «Моно - и дигибридное скрещивание», «Неполное доминирование», «Анализирующее скрещивание», «Сцепленное наследование», «Закономерности изменчивости», «Основы селекции».

«Биосферный уровень» добавлен урок по теме: «Средообразующая деятельность организмов Требования к уровню подготовки

Знать:

- основные свойства живой материи

- уровни организации жизни

- основные закономерности эволюции

- место человека в биосфере

-особенности антропогенного воздействия

Уметь:

- выявлять компоненты каждого уровня

- раскрывать содержание понятий и терминов

-готовить микропрепараты и работать с микроскопом

- пользоваться микроскопом

Учебно-методический комплект:

1.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.Учебник для общеобразовательных школ. - М.: Дрофа, 2011год

  1. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011год.

  2. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.;

  5. Интернет-ресурсы .





«Утверждаю»

Директор школы: Седакова Е.Н.


______________________

Приказ № _____ от «____» 2015 г.




МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


КЛАСС: 9






Год составления 2015 год




Содержание

Общее

кол-во

часов по разделу

Кол-во

часов

по теме

Дата проведения урока

Домашнее задание

Примечания

по программе

фактически


Введение

2

-

-

1.

Биология - наука о живой природе. Методы её исследования

1

П 1,2

2.

Понятие «жизнь» Современные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

1

П. 3

Раздел 1

Уровни организации живой природы.

54


-

-

Тема 1.1

Молекулярный уровень.

10

-

-

-

3

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы.

1

П.1.1

4.

Углеводы , строение, функции.

1

§ 1.2

5.

Липиды, жиры: строение, функции.

1

§ 1.3

6.

Состав и строение белков.

1

§1.4

7.

Функции белков.

1

§ 1.5

8.

Нуклеиновые кислоты.


1

§1.6

9

АТФ и другие органические вещества

1

§1.7

10.

Биологические катализаторы.

1

§ 1.8

11.

Вирусы.

1

§ 1.9

12.

Повторение и обобщение по теме «Молекулярный уровень»

1

§ 1.1-1.9


Тема 1.2

Клеточный уровень.


15

-

-

-

13.

Основные положения клеточной теории. Клетка- структурная и функциональная единица жизни.

1

§ 2.1

14.

Прокариоты и эукариоты.

1

§2.7

15.

Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы.

1

§2.13

16.

Химический состав клетки, его постоянство. Строение клетки Мембрана.

1

§2.4

17.

Ядро, хромосомный набор.

1

§ 2.5

18.

Строение клетки: ЭПС, рибосомы

1

2.6

19.

Строение клетки: лизосомы, митохондрии.

1

§2.7

20.

Строение клетки: клеточный центр, органоиды движения Л.Р. 1 «Рассматривание клеток растений и животных по микроскопом»

1

§ 2.8

21.

Обмен веществ: ассимиляция, диссимиляция. Метаболизм.

1

§ 2.9

22.

Энергетический обмен - основа жизнедеятельности клетки.

1

§ 2.10

23.

Фотосинтез. Хемосинтез.

1

§ 2.11

24.

Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

§2.12

25.

Синтез белка в клетке: транспортная РНК. Трансляция.

1

§2.13

26.

Рост, развитие и жизненный цикл клетки.

1

§2.14

27.

Повторение и обобщение по теме «Клеточный уровень»


1

2.1 - 2.14

Тема 1.3

Организменный уровень.

14

-

-

28.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.

1

§3.1

29.

Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение.

1

§3.2

30.

Индивидуальное развитие организмов.

1

§3.3

31.

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.

1

§ 3.4

32.

Моногибридное скрещивание.

1

§ 3.5

33.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.


§ 3.6

34.

Дигибридное скрещивание.

1

§3.7

35.

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана.

1

§3.8

36.

Сцепленное с полом наследование. Генетика пола.

1

§3.9

37.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Л.Р.2 «Выявление изменчивости оргганизмов»

1

§3.10

38.

Мутационная изменчивость.

1

§3.11

39.

Основы селекции. Работы Вавилова.

1

§3.12

40.

Основные методы селекции растений, животных, микроорганихмов.

1

§ 3.13

41.

Повторение и обобщение по теме «Организменный уровень»

1

§ 3.1-3.13


Тема 1.4

Популяционно-видовой уровень.

3

-

-

-

42.

Вид. Критерии вида. Л. Р. 3 «Изучение морфологического критерия вида»

1

§4.1

43.

Структура вида. Популяция - форма существования вида.


1

§ 4.2

44

Экологи как наука. Экологические факторы.

1

§ 4.3


Тема 1.5

Экосистемный уровень.

8

-

-


45.

Биоценоз, экосистема, биогеоценоз.

1

§5.1

46.

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

1

§5.2

47.

Поток вещества и превращение энергии, обмен веществ в биогеоценозе.

1

§5.3

48.

Искусственные биоценозы.

1

§ 5.4

49.

Продуктивность сообщества.

1

§5.5

50.

Экологическая сукцессия.

1

§5.6

51.

Урок - экскурсия «Биоценоз смешанного леса»

1


52.

Повторение и обобщение по теме «Экосистемный уровень»

1

§5.1 - 5.6


Тема 1.6

Биосферный уровень.

4

-

-


53.

Биосфера и её структура, свойства,закономерности.

1

§6.1

54.

Средообразующая деятельность организмов.

1

§ 6.2

55.

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

§ 6.3

56.

Экологические кризисы.

1

конспект


Раздел 2

Эволюция

7

-

-


57.

Основные положения теории эволюции


1

§7.1

58.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование.

1

§7.2

59.

Движущие силы эволюции. Наследственность и изменчивость.

1

§7.3

60.

Движущие силы эволюции: естественный отбор.

1

§ 7.4

61.

Приспособленность и её относительность.

1

§ 47

62.

Искусственный отбор. Селекция. Макроэволюция.

1

§7.6

63.

Урок- экскурсия «Причины многообразия видов»

1



Раздел 3

Возникновение жизни и её развитие

7

-

-


64.

Взгляды, гипотезы, теории о происхождении жизни.

1

§8.1

65.

Развитие гипотез на происхождение жизни.

1

§8.2

66.

Развитие органического мира. Архей.

1

§8.5

67.

Развитие органического мира в протерозое и мезозое.

1


68.

Развитие органического мира в кайнозое.

1

§8.8

69.

Доказательства эволюции.

ЛР 4 «Изучение палеонтологических доказательств»

1

§8.9

70.

Повторение и обобщение по курсу «Введение в общую биологию»




Итого: 70 уроков




© 2010-2020