Урок по биологии Животные. Простейшие в 5 классе

Педагогическая цель: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни Задачи урока: Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.   Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микр...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 18. ЖИВОТНЫЕ. ПРОСТЕЙШИЕ

Педагогическая цель

Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Задачи урока

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных за­даний

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей про­стейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни чело­века;

будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий



Организационная структура урока


Этап урока, цель


Методический прием


Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Текущий контроль



Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Актуализа­ция опорных знаний урока.

Проверка опорных зна­ний учащихся, необходимых для изучения нового мате­риала


Фронтальная

беседа


Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

- Какое значение имеют растения для животных? (Мес­то обитания и пища.)

- В чем заключается космическая роль растений? (Растения улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех остальных живых организмов, в том числе и для человека.)

- В зависимости от значения в жизни человека на ка­кие группы делят растения? (Дикорастущие и куль­турные. Культурные, в свою очередь, делят на пище­вые, кормовые, технические, декоративные, лекар­ственные.)

- Чем дикие растения отличаются от культурных? (Дикие растения не нуждаются в заботе и уходе че­ловека.)

Слайд 1.

Задание: Определите к какой группе относятся эти растения

- Какие особенности в строении и жизнедеятельности растения мы можем выявить? (Они сами создают питательные вещества, могут расти в течение всей жизни, неподвижны.)

- Какие растения занесены в Красную книгу нашего региона?

- Для чего человек выращивает декоративные расте­ния? Какую функцию они выполняют? (Для украше­ния домов, квартир, парков.)

- Какие растения человек использует для получения лекарств? (Лекарственные, к ним относят: шалфей, зверобой, ромашку, мать-и-мачеху, подорожник и др.)


Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс­ников







Осуществляют анализ ответов однокласс­ников. Сравнивают. Строят высказыва­ния, понятные для одноклассников и учителя


Вопросы учителя. Индивидуальный опрос


II. Мотивация к изучению нового мате­риала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к формулированию темы и поста­новке задач урока


Вводная беседа


Слайд 2,3,4

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- Мы с вами познакомились с царством растений, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались, о каком царстве идет речь.

Слайд 5

Это царство животных. Среди жи­вотных встречаются как одноклеточные, так и много­клеточные формы: от микроскопических до 25-30 м в длину.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:


Слайд 6

- Тема урока: «Животные. Простейшие». Мы позна­комимся с особенностями строения и жизнедеятель­ности царства животных. Сегодня на уроке перед нами стоит не простая, но очень интересная задача - познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении од­ноклеточных животных


Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассни­ков. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока


Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнива­ют. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанав­ливают причинно-следственные связи


Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выяв­ления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному вы­воду способа действий с информацией


Лекция, бесе­да, рассказ учителя.



























Самостоятельная работа


Слайд 7,8,9,10

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учеб­ник. Обращает внимание на вопросы экологии (бе­режное отношение к природе):

- На земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Царство животных, исходя из строения организма, можно разделить на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

- Какие вы знаете одноклеточные растения? (Хламидомонада, спирогира.)

Одноклеточные состоят из одной клетки. Простей­шие имеют микроскопические размеры, но, несмот­ря на это, представляют собой целостный организм, способный двигаться, самостоятельно питаться. Для них характерны все свойства живых организмов. Давайте их перечислим. (Дыхание, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, питание, рост.) - Обязательным условием существования простей­ших является наличие жидкой среды: они обитают в пресных и соленых водоемах, почве. В зависимости от среды обитания простейшие могут быть покрыты скелетом или не иметь постоянной формы тела.

Слайд 11

У амебы движение осуществляется с помощью лож­ноножек (псевдоподий). У инфузории-туфельки дви­жение осуществляется с помощью ресничек. Амеба обыкновенная и инфузория-туфелька - пред­ставители простейших. Амеба не имеет постоянной формы тела в отличие от инфузории-туфельки.

Физкультминутка

Проводит релаксационные упражнения

Раз - мы встали, распрямились,

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять

Слайд 12,13

Работа в группах:

1группа - Подготовить рассказ про амёбу обыкновенную.

2группа - Подготовить рассказ про инфузорию- туфельку.

3 группа - Подготовить рассказ про малярийного плазмодия.

4группа - Выпишите значение простейших в природе и жизни человека. (слайд 14-17)

Контролирует выполнение работы, обобщает ответы учащихся:

- Амебы обитают в пресных водоемах, питаются водорослями и сами являются пищей для более круп­ных животных.

- Некоторые простейшие очищают водоемы.

- Некоторые представители инфузорий обитают

в желудке жвачных животных, помогая им перевари­вать клетчатку.

- Малярийный плазмодий вызывает заболевание -малярию.

- В природе встречается также большое количество других простейших. Одним из самых известных пред­ставителей является дизентерийная амеба, вызываю­щая расстройство пищеварения, обезвоживание и сла­бость. Заболевание называется амебная дизентерия

Воспринимают ин­формацию, сообщае­мую учителем. Рабо­тают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетра­дях новые термины и понятия.











Называют основные свойства живых ор­ганизмов.







Выполняют самостоя­тельную работу




Устанавливают при­чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источни­ки необходимой ин­формации, систематизируют инфор­мацию.


















Обобщают знания

Фронталь­ный опрос совместно с рассказом учителя.






















Устные ответы


IV. Первичное

закрепление

изученного

материала.

Освоение способа действия

с полученными знаниями

в практической деятельности

Обобщение

изученного

Способствует формированию навыка осознанного

восприятия, первичного обобщения; побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит учащихся к выводу об особенностях строения и жизнедеятельности простейших организмов.

Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности на уроке:

- Какие особенности строения характерны для простейших?

- Почему простейших называют клетками-организмами?

- Какую роль простейшие играют в природе?

- Назовите представителей простейших

Задание «Семафор»

  1. Тело простейших состоит из одной и более клеток

  2. Амеба способна к фотосинтезу

  3. Эвглена зеленая передвигается при помощи ресничек

  4. Малярийный плазмодий - простейшее паразит

  5. Амеба живет в пресных водоемах

  6. Животные питаются готовыми органическими веществами

  7. Инфузория-туфелька передвигается при помощи ресничек

  8. Некоторые простейшие могут вызывать заболевания

Слайд 19,20,21

А теперь давайте выполним задания которые называются «Подумаем вместе»

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы.

Обобщают и систематизируют знания

Устные ответы

V. Рефлексия

учебной деятельности

Фронтальная

работа.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные

ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление

качества

и уровня

овладения

знаниями, их

коррекция

Беседа по вопросам

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают

свое мнение и позицию

Устные

ответы

Домашнее

задание

Учебник, с. 91-93; дополнительно: просмотреть дополнительный материал и выполнить задания по электронному приложению; подготовить презентацию, сообщения по теме «Беспозвоночные»

Записывают задание

Читают задание.

Задают уточняющие

вопросы

Наблюдение





© 2010-2022