Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»

 Задачи урока:  Применять имеющиеся знания по построению информационной модели, соответствующей исследуемым параметрам.  Оценить адекватность полученной модели объекту и цели моделирования. Используемые приемы, методы, технологии обучения:  беседа,  фронтальный опрос, Авторский медиапродукт:  MS Power Point, MS EXCEL  вид медиапродукта Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации:  бланки отчетов экспертных групп,  3 линейки по 30 см,  калькуляторы. Литература, используемая при подготовке к уроку:  Программы для общеобразовательных учреждений  
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»








Конспект интегрированного урока информатики и ИКТ, биология

«Информационное моделирование биологических объектов»





Кузьмина Ольга Николаевна,

учитель информатики и ИКТ

первой квалификационной категории

Столярова Светлана Валерьевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории







г. Усолье - Сибирское, 2013




Класс: 9

Тема: «Информационное моделирование биологических объектов»

Образовательная область: информатика и информационные технологии,биология

Этап обучения по данной теме: завершающий

Предметные результаты: использование навыков работы с электронной таблицей MS EXCEL для исследования биологической модели

Задачи урока:

  1. Применять имеющиеся знания по построению информационной модели, соответствующей исследуемым параметрам.

  2. Оценить адекватность полученной модели объекту и цели моделирования.

  3. Отработать навыки производить вычисления в среде электронных таблиц.

  4. Овладевать методикой научного исследования и применения исследовательских знаний в практической деятельности.

  5. Овладевать практическими способами работы с информацией, её преломлением в научной деятельности.

  6. Развивать умения применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.


Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  • беседа,

  • работа в группах,

  • фронтальный опрос,

  • практический,

  • проблемное обучение,

  • моделирование.

Используемые формы познавательной деятельности:

  • групповая,

  • индивидуальная.

Межпредметные связи: математика (вычисление роста биологического существа, округление чисел), биология (биометрические параметры человека), физика (масса тела).

Авторский медиапродукт:

1. MS Power Point, MS EXCEL

2. вид медиапродукта:

  • наглядная презентация учебного материала,

  • файл для визуализации модели исследования.

Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации:

  • персональный компьютер,

  • программа MS EXCEL,

  • мультимедийный проектор,

  • презентация MS Power Point,

  • индивидуальные конспекты урока для учащихся,

  • бланки отчетов экспертных групп,

  • 3 линейки по 30 см,

  • калькуляторы.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

  • умение сотрудничать, работать в группе; учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения,

  • адекватная оценка своей работы и полученного результата.

Предметные:

  • знание принципов построения модели, этапов исследования;

  • умение применять MS Exsel при решении задач;

  • умение строить компьютерную модель;

  • умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

  • умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;

  • повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл.-М., БИНОМ. Лаборатория знаний,2010

  2. Обязательный минимум содержания образования по информатике от 30.06.99 г. № 56

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 кл- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

№ слайда в презен-тации к уроку

Деятельность ученика

I Организационный момент

1 мин

Учитель информатики. Добрый день, дорогие ребята, я рада вас видеть. Многие ученые считают, что 21 век - это век биологии. Все открытия, которые будут совершены, они будут сделаны в области биологии, но и сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Этот урок мы проведём совместно с учителем биологии - Светланой Валерьевной.

Биолог. Здравствуйте! Надеюсь, что наша работа на уроке будет успешной и плодотворной: в духе сотрудничества и взаимопомощи. На улице весна, но она нас не всегда радует погодой. Перед вами градусник настроения поставьте свой температурный режим. Для начала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и извлечь из него максимум информации

1

Готовятся к уроку

Работа с градусником (приложение5)

II. Постановка проблемы

11 мин

Ситуация «затруднения»





Обозначаем ситуацию «разрыва»

Для начала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и извлечь из него максимум информации. Просмотр видеосюжета.

О каком событии вы узнали из сюжета?

Какие параметры снежного человека вы запомнили? Зафиксируйте эти параметры в ваших индивидуальных конспектах (Приложение 1).

Достаточно ли нам этих параметров, чтобы утверждать, что увиденное биологического существо - снежный человек? Почему?

Что в этом случае делают ученые, когда им необходимо изучить какое-либо явление или объект?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Запишите ее в свой конспект (Приложение 1).

Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Запишите их в конспект (Приложение 1).

Как вы думаете, достаточно ли нам сведений, чтобы определить, что некоторое биологическое существо является снежным человеком?

Решение поставленных нами задач во многом зависит от того, как мы сможем организовать совместную деятельность.

Обратите внимание на ваш конспект (Приложение 2).

Выберете из предложенных на бланке 5 наиболее ценных, на ваш взгляд, качеств личности, которые помогают эффективно решать поставленные задачи. Озвучьте, какие качества вы выбрали.

Спрашивает несколько учеников выбранные качества.

Я надеюсь, что вы проявите все перечисленные качества в нашей исследовательской работе.

Вы определили номер группы, в которой будете работать.

Для решения возникшего противоречия - чтобы смоделировать снежного человека, нет достаточного количества информации и параметров, мы должны получить эту информацию. Мы поработаем в группах. Вы определили номер группы, в которой будете работать.( номер лежит в файле)

В вашем распоряжении есть несколько отпечатков следов, найденных в лесу. Как вы думаете, что можно узнать по следу? (Правильно, существуют специальные формулы, вычисляющие по размеру следа рост, вес, размер головы, рук, ног. Мы с вами о них говорили в курсе биологии 8 класса. Зная параметры снежного человека, мы сможем его смоделировать. Чтобы изучить отпечатки следов, прошу вас пройдите к рабочим столам. Там вы найдете все необходимые инструменты. От вас требуется найти размер отпечатка следа и вычислить рост по предложенной формуле.(Приложение 4)

Двум другим группам я дам задание. 2 группа рисует портрет снежного человека по шаблону а программе (Paint) sevenartland.ru/lesson.php?id=59

3 группа работает в интернете и ищет тестовую информацию о снежном человеке и создает презентацию ( план.1 Внешний вид. Второе имя 2. Отличие от человека разумного. Место обитания…) Время для работы 15 минут


1

2

3

В Пермском крае увидели снежного человека.

Его рост около 2 метров, окрас белый.

Нет.

Работа в парах

Это может быть белый медведь.

Исследуют имеющиеся факты, строят модель (подобие реального объекта) и ее изучают.

Исследование биологической модели.

1.Изучить все имеющиеся факты.

2.Построить модель снежного человека.

Нет, нужно дополнительные параметры, информация

Мы увидели принадлежность к той или иной группе.

Рост, вес…..














Рост, вес…..)

Чтобы изучить отпечатки следов, прошу вас объединиться в группы. Пройдите к рабочим столам. Там вы найдете все необходимые инструменты. От вас требуется найти размер отпечатка следа и вычислить рост по предложенной формуле.

(Приложение 4)

Какие у вас получились результаты?

Опираясь на известные факты, можем ли мы определить, кому принадлежит тот или иной след?

Производят измерение следов и расчет роста существ. Заносят полученные данные в бланки.

Один человек от команды объявляет результаты работы.

След размером 31см - рост существа 2,05 метра Возможно это баскетболист. След размером 28см - рост существа 1,87метра. Возможно это обычный человек. След размером 38см - рост существа 2,5 метра. Людей с ростом 2,5 метра не существует, значит это след снежного человека.

III/ Решение проблемы

20 мин

Вы провели достаточно трудоемкую работу. Нам нужна пауза ( здоровьесбережение).А теперь попробуем представить снежного человека по полученным данным. От каждой группы должен выступить эксперт с полученными результатами

- След размером 31см - рост существа 2,05 метра Возможно это баскетболист. След размером 28см - рост существа 1,87метра. Возможно это обычный человек. След размером 38см - рост существа 2,5 метра. Людей с ростом 2,5 метра не существует, значит это след снежного человека.

2 группа - В результате визуализации модели, используя параметры, у нас получился следующий объект. Чем-то это существо похоже на помесь обезьяны и человека. Чертами, которые отличают снежного человека от соверменного человека, являются:

1. заострённая форма черепа;

2. малая длина шеи;

3. массивная нижняя челюсть;

Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»

Показывают презентацию


IV. Подведение итогов

5 мин

Уважаемые, эксперты, сравните информацию о снежном человеке, предложенную в видеосюжете с той информацией, которую узнали в ходе исследования. Информация подтвердилась. Мы узнали ещё и ряд новых данных . ,то вторе имя снежного человека, информацию о том, что снежный человек, как биологический объект изучается и сегодня.

Давайте подведем итог нашей работы. Пройдите в центр кабинета.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Смогли ли мы их решить?

Что нового для себя узнали, и что нам в этом помогло?

Какие качества, отмеченные в начале урока, удалось вам проявить?

В каких науках подобное моделирование может найти практическое применение? Запишите (Приложение 6).


Людям очень нравится моделировать ситуации, отношения, предметы, изучая тем самым окружающую нас действительность. Но самое сложное в мире - это познать себя. И для тех, кого заинтересовала тема, затронутая на уроке, желаю начать познание себя с вычисления идеальной массы своего тела. Пусть это и станет вашим домашним заданием.

Познавайте себя и окружающую вас действительность. И тогда вы сможете смоделировать и решить любую ситуацию. Спасибо за урок. Удачи вам.

5

6

7

Зачитывают задачи из конспекта.

Да.

Научились моделировать облик снежного человека при помощи информационных технологий. Электронные таблицы, отпечаток ступни, линейка

формулы.

Называют качества.

В археологии. Воссоздание облика динозавров по окаменелым отпечаткам следов. В криминалистике -нахождение преступников. Может также применяться при создании фильмов.

Фотографии: след динозавра, динозавр, отпечатки следов человека, отпечатки пальцев, мужчина.

Рефлексия деятельности и эмоционального состояния

3 минуты

Проведите самооценку деятельности на уроке, заполнив таблицу. (Приложение 7)

Рефлексия. В начале урока вы ставили температуру своего настроения , изменилась ли она?


Заполняют таблицу

Заполняют температуру на градуснике















Приложение 1

Тема урока___________________________________________________

____________________________________________________________



Задачи урока_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________



Начальные сведения __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________







Приложение 2

Качества личности

воспитанный


доброжелательный


аккуратный


дисциплинированный


интеллектуальный


бдительный


дальновидный


внимательный


идейный


искренний


жизнерадостный


артистичный


терпимый


деятельный


коммуникабельный
































Приложение 3

Расчет параметров снежного человека


Размер ступни



1

Рост = (( длина ступни + 1,5)*100)/15,8



2

Высота головы = Рост / 6,2



3

Ширина головы = (Рост - 73,6) / 2,58



4

Длина рук = (Рост - 20,4) / 1,57



5

Ширина рук = (Рост - 62,4) / 9,57



6

Длина ног = (Рост - 25,1) / 2,07



7

Идеальная масса = (Рост * 3 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45




Снежный человек живет от 200 до 350 лет















Приложение 4

Практическое применение данного вида исследования________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Приложение 5

Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»



















Приложение 7

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

коротким / длинным

4

За урок я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно





















Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»











Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»



Приложение 6








Интегрированный урок «Информационное моделирование биологических объектов»

20

© 2010-2022