Урок биологии по теме: Внутреннее строение корня (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Урок биологии в 6 классе по учебнику И.Н. Пономаревой

разработан учителем биологии Копоновой С.А.

Тема урока: Внутреннее строение корня

Цель: изучить внутреннее строение корня

Задачи:

Образовательные задачи:

1) научить учащихся различать клетки в различных участках корня, объяснить, почему они имеют такие различия;

2) выяснить, какие ткани образуют разные группы клеток в различных участках корня;

3) выяснить, сколько участков (зон) выделяется во внутреннем строении корня и научиться отличать эти зоны друг от друга.

Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся

Развивающая задача: способствовать формированию компонентов мышления (анализ, синтез, сравнение), а так же способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: динамическая таблица «Внутреннее строение корня», динамическое пособие «Зона всасывания», проростки растений (фасоли, пшеницы).

Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Орг.момент

Сконцентрировать внимание учащихся.

Настроить на плодотворную работу.

2. Проверка знаний









Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос по карточкам.

Я предлагаю сегодня поработать индивидуально по карточкам следующим учащимся:


Карточка №1А

Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

Карточка №2

Что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань?

Карточка №3*

При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы. Почему?

2. Индивидуальный опрос у доски:

1. Зарисовать схему строения корневой системы растения, подписать ее части и сделать вывод, что же называют корневой системой?

2. Сравнить стержневую и мочковатую корневые системы. У каких растений они встречаются.

Актуализация знаний

  1. Что в биологии растений называют тканью?

  2. Назовите типы тканей растений, которые вы знаете.

  3. Какую ткань называют образовательной тканью?

  4. Какую ткань называют основной тканью?

  5. Какую ткань называют покровной тканью?

  6. Какую ткань называют механической тканью?

  7. Какую ткань называют проводящей тканью?

  8. Все ли органы растений состоят из клеток?

  9. Перечислите органоиды клетки.

  10. Чем молодые клетки отличаются от старых?

Молодцы! За работу по проверке знаний получаете следующие оценки:

Ответы учащихся







Ответы учащихся



Ответы учащихся

3. Изучение нового материала

Беседа




Подведение к определению темы урока



Постановка цели и задач урока













Работа с динамич.

таблицей

Беседа















Работа в парах



Проверка

Рассказ учителя











Работа с динамической таблицей

Рассказ учителя с элементами беседы













Работа в группах






Проверка

Разгрузочная минута




Работа в парах



Проверка

Работа в группах




Первичное

осмысление

Индивидуаль-ная работа

Напомните мне, пожалуйста, что мы исследовали на прошлом уроке. (Изучили внешнее строение корня)

Спасибо.

Как вы думаете, ребята, если корень - орган растения - он состоит из клеток? (Да).

Как же заглянуть внутрь корня и увидеть, что он состоит из клеток? (С помощью микроскопа).

Хорошо.

Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать.

Что же это значит? Почему так происходит?

Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Ученики могут ответить: потому что разные ткани).

А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать? (Да)

О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня? (О внутреннем строении корня)

*Давайте сформулируем и запишем тему урока:

Тема: Внутреннее строение корня

Запишите тему урока в тетради

С темой урока определились. Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой?

Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать?

Вы можете правильно объяснить, чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия? (Нет).

А хотите узнать? (Да)

Значит первое, что нам необходимо узнать - чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия

Идем дальше. Раз мы не знаем ещё какие клетки входят в строение этих участков корня, можем мы сказать какие ткани можно различить во внутреннем строении корня? (Нет).

Значит, это вторая задача наша - мы должны выяснить, какие ткани можно различить во внутреннем строении корня.

А вы знаете, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга? (Нет).

А интересно узнать? (Да). Значит, третья задача - выяснить, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга.

Ну а выполнив все эти задачи, мы достигнем цели урока: изучим внутреннее строение корня.

*Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия!

(Да). Тогда мы начинаем работу!

Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним,

чем различаются клетки в разных участках (зонах) корня и почему они имеют такие различия.

Лучше всего внутреннее строение корня можно рассмотреть, если разрезать молодой корень вдоль. Поскольку вы ещё только начали учиться пользоваться микроскопом, такой сложный микропрепарат вы ещё не сможете сделать и изучить самостоятельно. Поэтому нам сегодня на уроке поможет изучить внутреннее строение корня вот эта удивительная таблица.

Работа с динамической таблицей.

(Открываем самый нижний участок таблицы)

Что вы видите? Какие клетки по размеру? (Мелкие?) Почему? (Делятся постоянно).

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Где находится ядро? (В центре). Вакуоли есть? (Нет). Заполнены цитоплазмой. В каких клетках такое наблюдается? (В молодых).

Оболочки этих клеток очень тонкие и нежные. Их необходимо защищать. Поэтому зона деления снаружи защищена от повреждений- корневым чехликом. Помните, мы рассматривали его уже на предыдущем уроке.

Эта зона корня имеет размеры всего 1 мм.

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 1 мм)

Переходим к следующей зоне. (Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Смотрим на таблицу. В этой зоне клетки отличаются от клеток предыдущей зоны? (Да)

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Чем? (Вытянуты. Ядро сбоку, вакуоли большие. Правильная форма). Это взрослые клетки или молодые? (Взрослые).

В этой зоне клетки уже не делятся, но они сильно вытягиваются (растут), удлиняются вдоль корня.

Значит, что это дает корню? (Корень удлиняется). Зачем вакуоли такие большие? Что в них накапливается? (Клеточный сок). Верно. Корень становится упругим, способным с большой силой протискиваться вглубь почвы.

Эта зона имеет размеры - 3- 9 мм.

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 3-9 мм)

Исследуем следующую зону. Сделаем мысленный срез. (Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Давайте отметим, что изменилось в этой части корня? Появилось что-то новое? (Корневые волоски). Правильно, это корневые волоски, о которых мы немножко узнали из предыдущего урока.

Скажите мне, пожалуйста, что же такое корневой волосок, исходя из вида этого рисунка? (Длинный вырост наружной клетки корня). (Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Оболочка есть у этой клетки? Ядро? Цитоплазма? Вакуоль?

Корневой волосок одет оболочкой, под которой находится цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды, вакуоль с клеточным соком.

Работа в парах

Инструктивная карточка

  1. Обратите внимание на лежащие перед вами проростки.

  2. Найдите корневые волоски.

  3. Рассмотрите их. На что они похожи по вашему мнению?

  4. Как вы думаете почему корневых волосков так много? Для чего они служат?

Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.

(Проверяем выполнение работы)

А теперь посмотрите сюда и послушайте.

(Далее учитель использует динамическую модель, демонстрирующую работу корневых волосков).

Корневые волоски проникают между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к этим частицам и всасывают из почвы воду и другие вещества. Корневые волоски работают, как маленькие насосы.

(Учитель закрепляет на доске рисунок опыта)

Если срезать комнатное растение и оставить пенек 2 -3 см. На пенек надеть резиновую трубочку длиной 3 см, налить в нее немного воды и на ее верхний конец надеть изогнутую стеклянную трубку. Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимется и будет вытекать наружу.

Корневые волоски живут недолго. У многих растений они живут всего несколько дней (5 - 9), а затем отмирают, но на смену им постоянно образуются новые.

(Учитель обращается к динамической таблице)

Они появляются из более молодых поверхностных клеток ниже этой зоны.

Эта зона занимает на корне лишь несколько сантиметров (2 - 3 см).

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 2-3 см)

Но за счёт огромного количества корневых волосков в 15 - 18 раз увеличивается общая всасывающая поверхность корня. Выделяемая корневыми волосками слизь растворяет минеральные частицы почвы. При этом корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы, как бы «срастаются» с ней и отсасывают из неё нужные питательные вещества.

(Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Выше находится следующая зона. Эта зона - самая длинная и прочная часть корня. По клеткам и тканям этой части корня вода и минеральные вещества, поглощенные корневыми волосками передвигаются к стеблю.

В этой зоне различают два направления движения питательных веществ - восходящий ток и нисходящий ток.

(С помощью передвижных лент на таблице учитель демонстрирует направления движения питательных веществ)

По древесине корня к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами (солями) - это какой ток? (Восходящий). По лубу корня - от стебля и листьев в корень передвигаются органические вещества, нужные для жизнедеятельности клеток корня. Это какой ток? (Нисходящий).

Я недаром сказала, что эта зона самая длинная и прочная.

Посмотрите на схему, здесь начинает формироваться кора корня.

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Обратите внимание на клетки. Клетки неправильной формы. Похожи такие клетки на молодые? (Нет). Они покрываются плотной оболочкой, которая пропитывается специальным пробковым веществом.

Почему эта зона самая длинная?

Сосуды - длинные, ситовидные трубки - тоже.

Сосуды - трубкообразные полые клетки с плотной утолщенной оболочкой. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Рядом с ситовидными трубками проходят плотные толстостенные волокна - клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками.

Эта зона корня не имеет точных размеров, потому что постоянно удлиняется.

Вот мы и выяснили, какие клетки входят в строение различных участков корня, и чем они отличаются друг от друга.

А почему в одной зоне клетки такие, а в другой - такие? (Выполняют разные функции). А клетки, собранные в группы, одинаковые по строению и выполняемым функциям - это что? (Ткань).

Работа в группах

Посмотрите ещё раз на эту динамическую таблицу. Посовещайтесь в группах и назовите, какие ткани вы можете различить во внутреннем строении корня.

По мере исследования, заполните таблицу в карточках.

Если появятся затруднения, можно обратится к дополнительному учебнику, лежащему у вас на партах. Стр.40.

Таблица

Ткани, входящие в строение корня

Внешний вид клетки

Где находятся (в какой зоне корня)

1.Образовательная

Зона деления

2. Проводящая

Зона проведения

3. Всасывающая

Зона всасывания

4. Покровная

Зона всас. и провед.

5. Механическая

Во всех зонах

Проверяем. Что вы нашли.

Молодцы, исследование провели с пользой.

Сколько интересного мы сегодня с вами уже узнали. Оказывается, очень важно быть внимательным и наблюдательным, и тогда вам раскроют все свои секреты даже такие молчаливые особы, как растения.

Ну а если серьезно мы много тайн уже узнали, но я думаю, что останавливаться на этом нам пока еще рано. Продолжим наши исследования, коллеги?

Какие цели мы ставили в начале урока? Выяснили? (Да). Все? (Нет).

Мы ещё не знаем, сколько зон выделяют ученые в строении корня, и как они называются.

Работа в парах

Инструктивная карточка

  1. Определите сколько зон можно различить во внутреннем строении корня?

  2. Как вы их различили?

  3. Вспомните, какую функцию выполняют клетки каждой зоны?

  4. Дайте название каждой зоне корня?

  5. Сравните ваши названия с названиями зон в учебнике на стр. 55 - 57.

Проверим результаты исследования

Работа в группах

Доделайте таблицу. В графе «В какой зоне находятся ткани».

Проверяем.

Вот мы с вами и выяснили всё, что нам было необходимо сегодня узнать.

Ну, что же, молодцы вы провели большую исследовательскую работу.

Как вы считаете, мы достигли результата, выполнили мы все задачи сегодня на уроке?

(Да).

Работа с тетрадью

Зарисуйте схему внутреннего строения корня по шаблону:

Урок биологии по теме: Внутреннее строение корня (6 класс)




Участвуют в беседе






Записывают тему урока в тетради

Определяют задачи урока













Участвуют в беседе
















Выполняют работу в парах



Проверяют выполнение работы

Слушают рассказ учителя













Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе












Работают в группах



Заполняют таблицу



Проверяют




Подводят первые итоги работы

Работают в парах




Проверяют

Работают в группах


Подводят итоги урока


Зарисовывают в тетради схему

Закрепление материала

Как вы считаете, какая зона главная?

Четыре зоны корня легко увидеть у проростков гороха, редиса. Имеются ли такие зоны у корней берёзы, дуба, липы?

Отвечают на вопросы

Д/з

Кто захочет, дорисует клеточки самостоятельно.

Таблицу всем перенести в тетрадь.

Знать зоны корня и уметь их различать. Кто чувствует, что он неуверен в своих знаниях, тот прочтёт п. 14 учебника.

Записывают д/з

Подведение

итогов

Вы сегодня целый урок работали как настоящие исследователи. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Очень хорошо и активно работали:

А что вы сами для себя открыли на уроке? Вам понравилась ваша работа на уроке?

И напоследок хочу дать вам важный совет. Изучая растения и животных, мы учимся понимать природу, становимся ближе к ней. Английская пословица гласит: «В стеклянном доме не кидают друг в друга камнями». Отношение к природе, к природному окружению человека изменится, если возникнет осознание, что дом, в котором мы живем, не просто стеклянный - хрустальный. Планета Земля - общий дом для человека и для всех живых существ.

Спасибо за общение.


Рефлексия



© 2010-2022