Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКУ Управления образования Джидинского района

МБОУ «Белоозерская СОШ»

Номинация «Краеведение».



Тема:«Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности»








Выполнила: Гендунова Екатерина Дондоковна

учитель географии, биологии

МБОУ «Белоозёрская СОШ»

Джидинский район с.Белоозёрск

улица Степная 25/1




2015


Введение

Актуальность. В наше время, когда демографическая картина России составляет желать лучшего, количество преступлений среди детей и подростков возрастает, проблема беспризорности, безнадзорности начинает решаться на уровне государственной политики.

составляя группу риска, такие дети , да и многие другие, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, но посещающие общеобразовательную школу, трудны не только для окружающих. Они трудны и для самих себя. Протест в поведении, агрессивность, постоянная готовность к нападению часто выступают как защита, как неосознанное желание прикрыть чувство страха, одиночества, тревожности. Многие из этих детей пережили в раннем возрасте стрессовые ситуации, которые в той или иной степени отразились на их эмоциональном и психическом развитии. Не веря окружающим, не умея общаться и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, эти дети пытаются найти для себя "удобные" способы поведения: лживость, грубость, агрессивность. Существует много способов профилактической работы с девиантными детьми: музыкальное воспитание, фитотерапия, волонтерство и др. есть и такой опыт. В нашей школе я решила создать и провести поход под эгидой экологического десанта "Чистый родник" с воспитанниками 5-7 классов. В пешем туризме удачно сочетаются элементы познания, активного отдыха, оздоровлении, физической культуры и спорта. Он доступен практически каждому человеку независимо от возраста.

У учащихся. при пешеходном походе вырабатывается чувство коллективизма, самоуважения, взаимовыручки посредством коллективного существования в автономных условиях легче, нежели просто в лагере с дневным пребыванием, так как группа - это одно целое, все участвуют в достижении намеченной цели в равной степени. Поход помогает развитию физических качеств, силы воли с целью дальнейшего самоутверждения, учит умению общаться, строить межличностные отношения.

Цель похода - создать условия для приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни и реабилитации в социальной среде.

Задачи:

1.Сформировать навыки культурного поведения у подростков в природе и потребность в здоровом образе жизни.

2. вовлечь детей в туристско-краеведческую работу для развития у них необходимых прикладных знаний и умений.

3. Создать условия для развития у трудных подростков коммуникативности, физических качеств и нравственных основ личности в условиях жизненного выбора.

4. организовать работу детьми по разрядке накопившихся за год напряженности и пополнению израсходованных физических и психических сил.

Материал и методика

Для того чтобы провести поход, необходимо следующее:

1.Совместно с подростками 5-7 классов выбрали район путешествия - восточный район озера Верхнее Белое, где находятся лечебные источники и где необходима наша помощь.

Критерии:

- финансовое обеспечение - распределили, кто и что возьмет с собой;

-установили срок

-что можно нового и интересного узнать и увидеть в данном походе.

затем идет сбор информации об этом районе. Когда все материалы для проведения похода подготовили (описание района путешествия, карта), начинается планирование путешествия, дети в этом принимают активное участие, так как им интересно сначала узнать о районе, где предстоит побывать, а затем увидеть все своими глазами и сравнить.

I Подготовительный этап

2.Параллельно со сбором информации учащиеся знакомятся со специальным снаряжением, которое необходимо для проведения похода. Они учатся укладывать рюкзак, готовят личное снаряжение, составляют меню, расфасовывают продукты питания.

В процессе совместной подготовки к походу я, как руководитель узнала личные интересы и потребности каждого ребенка и с их учетом, а также, руководствуясь мнением всех участников данного похода, распределила обязанности в группе (заместитель руководителя, медик, фотограф, хронометрист, истопник, завхоз по питанию).

II Проведение самого похода

3.самый важный и главный этап - проведение самого похода. Сбор назначен 10.00часов утра у здания школы

Когда было все упаковано и приготовлено, провели экстренное заседание и группа детей разделена была на 2 команды.1 команда "Дельфины" (капитан Наконечный Валера, 5 класс) и 2 команда "Метеор" (капитан команды Матвеев Максим, 5 класс).От этого будут зависеть темп движения по маршруту, межличностные и личные отношения в группе на протяжении всего маршрута. как говорят туристы: "Если отношения в группе дружественные, всегда присутствует взаимовыручка, -это 90% успешного прохождения маршрута. Сплоченная группа на маршруте не будет скучать, ведь преодолевать естественные и препятствия всем вместе гораздо проще, нежели делать в одиночку. Петь песни у костра, играть в различные (спортивные, интеллектуальные, познавательные и развивающие ) игры веселее всем вместе."

В первые часы похода между всеми членами группы идёт "притирка", кто-то хочет казаться лучше, интереснее, физически более развитым, применяя для этого любые способы.

В этот момент для меня, как руководителя, важно выявить лидера или несколько лидеров (негативного, положительного) среди учащихся, а затем предложить ему стать своим помощником, например в организации дежурства по питанию (то естьт данный подросток отвечает за своевременное приготовление дежурными вкусного обеда и ужина, а остальные дети дают оценку, как справился с обязанностями лидер). Обычно подростки дают адекватную оценку происходящему.Если ваш помощник справился с заданием, его самооценка возрастает, и тут важно дать понять подростку, что он несет ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Если ребенок не справляется с данным поручением, он становится участником похода. Но в нашем случае помощники справились с заданием.

для ребят очень важно быть значимыми и нужными для всей группы, поэтому они очень трепетно отнеслись в дальнейшем к возложенным обязанностям. К середине дня - это не просто группа, а семья, которую волнуют проблемы каждого участника, и не только походные, но и жизненные, оставшиеся на время похода дома.

После полудня, когда заступили к уборке территории источника, каждый из ребят предлагал свои решения по облагораживанию источника, затем всей группой пришли к одному правильному решению. Детям становится гораздо легче на душе, когда они видят, что не одиноки в своей проблеме. Когда в походе, группа уходит далеко от обжитых мест, приходит сознание своей незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осмотрительность и экономность во всем. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. Внутри каждого подростка происходит переоценка ценностей, они начинают задумываться над тем, что главное в жизни.

Во время похода подростки волей-неволей соприкасаются с природой, она как никто другой учит любить, понимать, бережно относиться друг к другу, раскрывать чувство прекрасного. Дети лучше узнают традиции, обычаи своего района, знакомятся на экскурсиях с историческими, архитектурными, религиозными достопримечательностями. Во время маршрута у участников группы появляется потребность в том, чтобы оставить после себя что-то хорошее, полезное для других людей.

4. После прохождения маршрута составили отчет о походе, в оформлении которого учащиеся принимали активное участие. Воспоминания о пройденном походе при рассмотрении фотографий, карты вызывают у них минуты радости и осознания, что люди - это маленькая частица целого мира, а каким будет твой собственный мир, зависит только от себя самого.










Выводы

I.В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения воспитанников, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, качеств, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме,- трудолюбие, коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

II.Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение своих потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание общечеловеческих элементарных правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков.

III. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье, осознающего то, что, прежде чем что-то сказать или сделать, нужно думать о последствиях. Это значит - социальная роль ребенка в обществе ему становится понятна.






Литература

1.Техника педагогического общения .Практикум для учителей и классных руководителей. Волгоград : Учитель, 2009

2.М.В. Тюмина. Сетевая модель гражданского образования Волгоград: Учитель, 2009

3. Педагогические советы. Волгоград : Учитель, 2009












Приложение




Экологический десант "Чистые родники" Дата проведения 4 .05.2014 год

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Наша группа: учащиеся 5-7 классов

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Уборка территории источника


Наш досуг

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности


Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Идут упорные бои между командами


Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Наша трапеза: ОБЕД

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

До чего ж вкусный суп, приготовленный на костре

Параллельно - исследовательская работа

"Растительный мир"- Тютькина Катя

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельностиФормирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельностиФормирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности



Наблюдение за поведением птиц, поиски гнезд - Андреев Данил

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности

Геологическое строение, минералы- Жигдоржиев Очир

Формирование гражданских качеств личности в туристско-краеведческой деятельности


© 2010-2022