Конспект по биологии Семейство Бобовые 6 класс Пасечник ВВ

возможно кому и пригодится первые пробы в создании техкарты урока в соотвествии с требованиями ФГОС.а так полюбопытствоать может что и найдется полезнее
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку, психологическая подготовка

Регулятивные УУд

Личностные УУд.

1. актуализация опорных знаний.

- проверка домашнего задания.

-формирование целей и задач урока.

Урок следует начать с проверки домашнего задания. Так как на предыдущем уроке мы познакомились с семейством пасленовых, его представителем картофелем, историей этой культуры, строением и его агротехникой, то считаю необходимым проверку домашнего задания построить так, чтобы можно было всесторонне проверить полученные знания.

Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный. У доски работает ученик по таблице: "Общие признаки семейства пасленовых".

Ученику даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и написать их на доске.

Общие признаки семейства пасленовых - табл по слайду.

В то время, пока идет индивидуальная работа у доски, с классом провожу игру "цветик-восьмицветик". Эта игра заключается в том, что на 8 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы.(каждый вопрос -1 слайд)

Лепесток 1. Назовите родину картофеля.

Лепесток 2. Как называется плод картофеля?

Лепесток 3. Сколько лепестков образуют венчик цветка картофеля?

Лепесток 4. Кто первым в нашу страну завез картофель?

Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?

Лепесток 6. Как использовали цветки картофеля в XVII веке?

Лепесток 7. Как размножается картофель?

Лепесток 8. Где и как используют картофель?

После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски. Ученик дает объяснение по выполненному заданию. После чего с учениками проводится игровой момент "Срочная телеграмма"…………

-Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта.

- Помогите восстановить текст телеграммы.(слайд)

ТЕЛЕГРАММА - Просим срочно прислать семена пищевых пасленовых растений:

П_м___ров, ___л_ж_нов, _ер_ев.

Ученики помогают восстановить текст телеграммы. (помидоров, баклажанов, перцев)

- Мы изучили семейство, где много пищевых культур, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качествами. Отгадав загадки, которые я вам сейчас загадаю, вы узнаете какие растения, мы будем изучать на уроке.(на слайд)

КАК вариант загадка - семена этого растения нельзя перевозить на деревянных судах в трюме, т.к. это грозит катастрофой - судно может утонуть - о каких семенах идет речь…?

1. Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)

2.Раскололся темный домик на две половинки,

И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)

3.Что же это за подвох?

Вдруг на дереве горох? (акация)

4. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … . (горох)

Целевая установка.

- На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с???? семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью. Ваша задача ??????

Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование, саморегуляция.


физкультминутку

Упражнение "Водопад".

Сядьте поудобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Это не совсем обычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шей…

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.

Пусть свет течет так же по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. вы замечаете как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам и опускается к вашим ступням. Вы чувствуете себя спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами … ( 30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.


II.

Мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала.

Поиск решения.

Учитель спрашивает тему урока, учащиеся записывают число и тему урока в рабочие тетради. У каждого учащегося УМК.

Дается задание: внимательно рассмотреть рисунок гороха и ответить на вопросы.

1. К какому классу однодольных или двудольных относятся горох?

2. Какими должны быть у гороха корневая система и жилкование листьев, если это двудольное растение?

Ответ на второй вопрос представляет своего рода предположение. опирающееся на умозаключение: если растение двудольное, то корень у него должен быть стержневым, а жилкование листьев сетчатым.

3. По рис. растения необходимо рассмотреть стебель, корень и лист гороха (фасоли). Особое внимание уделить наличию и значению клубеньковых бактерий на корнях.( это симбиоз. Горох бактериям место жительства и защиту предоставляет, а бактерии горох азотом снабжают. Поэтому бобовым азотные удобрения не нужны.)

4. Рассмотреть строение цветка семейства бобовых.( а может быть мотыльковых, или парусниковых) Особое внимание детей обращается на неправильный цветок, у которого лепестки венчика разной величины и формы, на наличие "лодочки", которая образована из двух сросшихся лепестков, двух "весел" по бокам "паруса"- расширенного лепестка.

(У Гороха Цветки в основном мелкие, в соцветия дихазий собраны. Либо головка, как у клевера, или кисть, как у люпина или чины. Большинство - насекомоопыляемые, но есть и самоопыляемые. А есть такие привередливые, что только с одним насекомым дружбу водят. Вот клевер, например, только шмелям нектар отдает, а пчеле, сколько ни просит, - не дает. Бобовые По всему свету разбросаны. Верблюжья колючка в пустыне растет, астрагал - в горах Кавказа, соя - на Дальнем Востоке, желтая акация - на Алтае, арахис - в Средней Азии. Хорошо хоть белая акация в Крым переехала, а то ведь в Северной Америке жила)

5. Плод боб рассматриваем по рисунку, найти 3 отличия от стручка (Слайд).

В процессе работы по пунктам учащиеся заполняют таблицу "характерные признаки семейства бобовых" (в рабочей тетради р.125), учитель демонстрирует слайд для контроля.

Характерные признаки семейства бобовых

Признаки семейства

Характеристика признаков.

Название растения.

Горох и фасоль.

1. Тип корневой системы.

2. Стебель.

3. Лист.

4. Строение цветка.

5. Плод

- Для чего выращивают горох и фасоль?( вспомнить, подумать прочитать)

- Горох и фасоль выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру. Они содержат большое количество белка, крахмала, жир и даже витамин С. Поэтому являются ценными сельскохозяйственными культурами. В пищу употребляют недозрелые семена гороха, имеющие высокие вкусовые качества. Для консервирования возделывают зеленый горошек. В полеводстве и овощеводстве используются высокоурожайные сорта гороха, выведенные российскими учеными. Горох холодостойкое бобовое растение, в отличие от фасоли (всходы которой погибают при температуре -1С). Семейство бобовых включает в себя много представителей, которые можно разделить на три группы (работа по таблице).

Представители семейства бобовых по их значению распределите в табл.(слайд для контроля)

Кормовые

Употребляемые в пищу

Декоративные

  1. клевер

  2. Соя

  3. Душистый горошек

  4. Вика

  5. Арахис

  6. Акация желтая

  7. Чечевица

  8. Фасоль

  9. Акация белая

  10. Кормовые бобы

  11. Горох

Есть среди Бобовых и деревья, и кустарники, и однолетние, и многолетние травы. « А чечевица с викою сидят себе чевикают» - о чем это...

Познавательные УУД

Поиск необходимой информации



Продуктивное чтение

Умение применять полученные знания

Прочитать, сформулировать

Контроль и самооценка


III. Самостоятельное применение знаний.

Закрепление нового материала.

Задание 1. Ученикам раздаются тесты следующего содержания..

Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:

  1. Листья сложные.

  2. Плод стручок или стручочек.

  3. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

  4. Плод боб.

  5. На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот

  6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

  8. Тычинок в цветке очень много.

  9. Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

  10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся (количество пунктов варьируется).

Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых. ( на рисунке слайда изображены: перец, баклажан, помидор, соя, капуста)

Формированите метапредметных УУД:

Регулятивные, коммуникативные

Личностные.

ΙV.

Итог урока.

- Рефлексия.

- сообщение домашнего задания

Домашнее задание: § 50

Прочитать текст "Семейство бобовые". Выполнить задание в рабочей тетради 125, выяснить и записать агротехнику выращивания гороха посевного, или написать эссе на тему «Бабка сеяла горох…»

Проросшие семена фасоли посадить в цветочные горшки и проследить за ростом и развитием растений.

Темы рефератов - Блюда из бобовых? Культуры бобовых в разных частях света? Отдельные представители бобовых, встречающиеся на территории Республики Коми, занесенные в Красную книгу.

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто получил отметку в дневнике? За что?

Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими. Нарисуйте, пожалуйста, рожицу, которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.

Спасибо за урок!

Делают анализ и рефлексию, самооценку.

Регулятивные и личностные УУД.

Использованная Литература: Сайт - Учительский портал, festival.1september.ru Киселёва Ирина Константиновна, учитель биологии и географии; УМК по программе Пасечника ВВ.

© 2010-2022