Рабочая программа 7 класс Константинов

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н.Пономаревой и др. «Животные».

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. Издательский центр «Вентана -Граф», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 3 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

Изучение зоологии проводится в течение одного учебного года. Курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим.

Количество контрольных работ за год - 6

Количество лабораторных работ за год - 10

Экскурсий за год - 5

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; информационно - методическое обеспечение, критерии оценивания.

Измерители: контрольные работы составлены с использованием пособия«Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010


Содержание программы учебного курса


Общие сведения о животных (5 ч)

Зоология - наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Строение тела животных (2ч)


Клетка. Ткани. Органы и системы.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (5 ч)


Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные (3 ч)


Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. Морские Кишечнополостные.

Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (7 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.


Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Тип Членистоногие (8 ч)



Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные

Класс Насекомые. Внешнее строение. Внутреннее строение насекомых. Типы развития насекомых. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.



Тип Хордовые (33 ч)


  1. Подтип Бесчерепные (1 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.


  1. Подтип Черепные Надкласс Рыбы (5 ч)

  2. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой).

    Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование


    Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)

Места обитания и строение Земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.


  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)


Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.


Класс Птицы (6 ч)


Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц.

Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.


  1. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Развитие животного мира на Земле ( 4 ч )

.Учение Ч.Дарвина об эволюции.


Доказательства эволюции животного мира.

Основные этапы развития животного мира на земле.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализироватьи оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;









































Календарно - тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1. (1)

Зоология- наука о животных.

08.09


2. (2)

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных их в природе. Место и роль животных в природе.

12.09


3. (3)

Классификация животных . Основные систематические группы. Влияние человека на животных

15.09


4. (4)

Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме : « Общие сведения о мире животных»

19.09


5. (5)

Контрольная работа

22.09


1. (6)

Клетка. Ткани.

26.09


2. (7)

Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме :

« Строение тела животных»

29.09


1. (8)

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

03.10


2. (9)

Класс Жгутиконосцы

06.10


3. (10)

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1. Строение и передвижение инфузории-туфельки.

10.10


4. (11)

Многообразие простейших.

Паразитические простейшие.

13.10


5. (12)

Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика. Пресноводная гидра.

17.10


1. (13)

Морские Кишечнополостные.

Обобщение знаний по теме : « Подцарство многоклеточные животные. Тип кишечнополостные.»

20.10


2. (14)

Проверочная работа

24.10


1. (16)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви

27.10


2. (17)

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

31.10


3. (18)

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

14.11


4. (19)

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

17.11


5. (20)

Класс Многощетинковые черви.

21.11


6. (21)

Обобщение знаний по теме: «Типы: Плоские черви, круглые черви. Кольчатые черви»

24.11


7.(22)

Проверочная работа

28.11


1. (23)

Общая характеристика типа Моллюски.

01.12


2. (24)

Класс Брюхоногие моллюски.

05.12


3. (25)

Класс Двустворчатые моллюски.

08.12


4. (26)

Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме: « Тип Моллюски»

12.12


1. (27)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

15.12


2. (28)

Класс Паукообразные.

19.12


3. (29)

Класс Насекомые.

22.12


4. (30)

Типы развития насекомых.

26.12


5. (31)

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

29.12


6. (32)

Насекомые - вредители растений и переносчики заболеваний.

12.01


7. (33)

Обобщение знаний по теме : «Тип Членистоногие»

16.01


8. (34)

Проверочная работа

19.01


1. (35)

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные.

23.01


1 .(36)

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Л.Р.

26.01

2. (37)

Внутреннее строение костной рыбы.

30.01


3. (38)

Особенности размножения рыб.

02.02


4. (39)

Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы.

06.02


5. (40)

Промысловые рыбы их использование и охрана. Обобщение знаний по теме : « Подтип Черепные. Надкласс рыбы.»

09.02


1. (41)

Место обитания и внешнее строение земноводных.

13.02


2. (42)

Строение и деятельность систем внутренних органов.

16.02


3. (43)

Годовой цикл жизни земноводных и происхождение земноводных

20.02


4. (44)

Многообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме : «Класс Земноводные»

27.02


5. (45)

Проверочная работа

02.03


1.(46)

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

06.03


2. (47)

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

09.03


3. (48)

Самостоятельная работа

13.03


4. (49)

Многообразие пресмыкающихся

16.03


5. (50)

Значение и охрана пресмыкающихся.Древние пресмыкающиеся.Обобщение знаний по теме : « Класс Пресмыкающиеся»

20.03


1. (51)


Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц.

03.04


2. (52)

Опорно-двигательная система птиц.

06.04


3. (53)

Внутреннее строение птиц.

10.04


4. (54)

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

13.04


5. (55)

Многообразие птиц. Систематические и экономические группы птиц.

17.04


6. (56)

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Обобщение знаний по теме : «Класс Птицы»

20.04


1. (57)

Общая характеристика класса. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающихся.

24.04



2.(58)

Внутреннее строение млекопитающихся : опорно-двигательная и нервная система.

27.04


3.(59)

Внутреннее строение млекопитающих : система внутренних органов.

01.05


4. (60)

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

04.05


5. (61)

Происхождение и многообразие млекопитающих.

08.05


6. (62)

Высшие, или Плацентарные звери: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

11.05


7. (63)

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные. Непарнокопытные, Хоботные.

15.05


8. (64)

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

18.05


9. (65)

Значение Млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме : «Класс млекопитающие»

22.05


10. (66)

Контрольная работа

25.05


1. (67)

Доказательства эволюции животного мира на Земле

30.05


2. (68)

Основные этапы развития животного мира на Земле.










Учебно- методическое обеспечение


Основная литература:

  1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  2. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.7 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией профВ.М. Константинова. - М.: Вентана-Граф, 2009

  3. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 1.- М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. С.В. Суматохин, В.С.Кучменко.Биология.7 класс. Рабочая тетрадь № 2.- М.: Вентана-Граф, 2010.

  5. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. - М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

  6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

  7. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 7 класс», М.: Вако, 2010

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)


© 2010-2022