Реферат Использование технологии критического мышления на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заречная основная школа»



Использование технологии развития

критического мышления

в преподавании биологии







Шишкина Екатерина Георгиевна,

учитель биологии

1 квалификационная категория

2015г.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть 4

2.1 Психолого-педагогическое обоснование технологии критического мышления в курсе преподавания биологии. 4

2.2 Суть технологии критического мышления 7

2.3 Методологическая основа технологии критического

мышления 11

2.4 Мониторинг результативности 22

3.Заключение 26

4.Список используемой литературы 27

5. Приложения 28





1.ВВЕДЕНИЕ

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели и задачи образования:

-разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования;

-формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;

-вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированный подход и воспитание.(6)

В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии воспитания подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Социальный заказ школе предъявляет требования к школьному биологическому образованию, к повышению биологической грамотности подрастающего поколения.

В школьном образовании на современном этапе ученик должен быть поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления (образное, логическое, творческое, критическое).

Цель моей работы: Показать пути реализации технологии критического мышления на уроках биологии.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес учащихся к предмету биологии, посредством использования технологии критического мышления через чтение и письмо, обосновать роль и место её в образовательном процессе.

2. Включить технологию критического мышления в педагогический процесс.

3.Проверить эффективность данной технологий в преподавании биологии.

Гипотеза:

Реализация этих задач будет способствовать развитию стремления учащихся к самообразованию, содействовать развитию интереса школьников к чтению, поможет создать условия для развития творческого потенциала личности учащегося.





2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Психолого - педагогическое обоснование использования технологии критического мышления в курсе обучения биологии.

Цель современного образования заключается не столько в передаче обучающимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволило бы ему самостоятельно добывать знания. С заданиями творческого характера, которые предлагались на уроках биологии, справились только 25% учеников. Школьники привыкают только слушать, мало говорят на уроках. Среднее время говорения на уроке ученика 2 минуты в день. Все это приводит к повышению утомляемости и утрате интереса к обучению. Ребенок, приученный к репродуктивной деятельности, не умеет и не хочет принимать самостоятельные решения, он привыкает жить «чужим умом». В связи с этим возникает необходимость применения таких педагогических технологий, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельности в приобретении знаний, способствовали поддержанию интереса к изучаемому материалу на протяжении всего процесса обучения.(2)

В своей работе хочу обратиться к технологии критического мышления.

Технология критического мышления - это организация учебной деятельности школьников на основе творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информаций. Это активный процесс познания, происходящий одновременно на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Процесс обучения не мыслим без учета психолого - физиологических особенностей ребенка. В основе обучения лежит мышление, т. е. когнитивные (познавательные) ресурсы личности. Мышление - основной процесс познавательной деятельности. Мышление - понимание себя, разделение чужих и своих мыслей. Мышление, как процесс решения задачи. Характерной особенностью младшего подростка является любознательность, пытливость, наблюдательность, желание общаться с живыми объектами, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость. Ребенок мысленно может выходить за пределы той или иной ситуации, что способствует развитию творческих способностей. В старшем подростковом возрасте детская познавательная мотивация приобретения знаний уже ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала ещё недостаточно сформировано. Образование понятий, умение абстрагироваться, выдвигать гипотезы, приоритет логического мышления, развитие рефлексивных умений, выделение вербального интеллекта - это то, что характеризует подростка. Подростки люди не простые, их не так легко заинтересовать, но на что они всегда откликаются охотно, даже с энтузиазмом, так это на возможность узнать, что - то новое. Применяемые методы и формы учебной деятельности должны соответствовать возрасту ребенка, с учетом его личностных особенностей, должны активизировать состояние мозговых структур, способствовать умственному развитию обучающегося.(12)

Психологический закон гласит: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка, к какой либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, что бы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность». (10)

Для того чтобы предмет заинтересовал нас, он должен быть связан, с чем - либо знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе новизну. Нужно, чтоб вновь полученное знание присоединялось к уже известному знанию, но и несло обучающемуся что - то новое. (1) Технология критического мышления, как ни какая другая отвечает, отвечает интересам ребенка, запросам современного общества, поэтому я обращаюсь к ней.

2.2 Суть технологии критического мышления.

Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Любому учителю часто приходиться сталкиваться, когда ученики, записывая домашнее задание, задают один и тот же вопрос - это на пересказ? Мое мнение нет и не должно быть никакого пересказа, не на уроке биологии, не на уроке литературы, не на уроке музыки. Одно и то же стихотворение, каждый читает по - своему, одна и та же песня в исполнении разных авторов звучит и воспринимается по - своему. Материал одного и того же параграфа каждый ребенок адаптирует для себя пропуская через себя находит свое видение данного материала. Обучаемый ребенок вправе подвергать сомнению достоверность или авторитарность полученной информации, проверять доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры, рассматривать возможности решения проблем. Если ученик справиться с этой задачей, то можно с уверенностью сказать, что учеба его будет успешной. Если пересказ так и останется пересказом, основанном на заучивании - зубрежке, то успеха не будет. От класса классу будет наблюдаться спад, так как объем информации растет, организм включает свои защитные функции - забывание.

Изменения масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а так же стремительное наращивание информации говорят о том, что в 21 веке будут нужны новые знания и понимание.

Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование рассчитано на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умение осмыслить и применить полученную информацию. (1)

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией ).

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление)

Технологическая карта урока по технологии критического мышления

Стадии урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Возможные приемы и методы.

1. Вызов.





2. Осмысление содержания.





3. Рефлексия.



вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активация учащихся. Мотивация для дальнейшей работы.



Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение и от знания старого к новому.



Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям, предположениям внести свои изменения, дополнения, дать творческое задание.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения) систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Учащиеся соотносят новую информацию со старой используя знания полученные на стадии осмысления.

-составление списка известной информации;

-рассказ, предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая)

- верные и неверные утверждения;

Методы активного чтения.

Маркировка:

«*» -известная информация;

«-»- противоречит моим представлениям;

«+» новая информация.

Заполнение таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации, написание творческих работ.

2.3 Методологическая основа технологии критического мышления.

1. Стадия вызова.

Результативность обучения зависит от целей. Часто отсутствие результативности объясняется тем, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей. Считает, что эти цели изначально приняты обучающимися как их собственные. В тоже время многие ученые - дидакты ( Дж.Дьюн, Б. Блум и др.) считают, что необходимо дать возможность ученику самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу обучения.

Не мы, а он сам поставил себе цель и начинает её осознавать, двигаться к этой цели. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этой цели. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы что- то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом. Итак, если предоставить обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создает дополнительный стимул для формулировки им собственных целей - мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Цель вытекает из темы урока, поэтому в своей работе обращаюсь к определению темы урока. Определить тему урока не так- то просто. Тема урока продумана авторами учебника. Она наиболее точно отражает смысловое содержание изучаемого материала и поменять что - либо, не потеряв ничего из смысла и содержания, довольно сложно. Натолкнуть ученика на определение темы помогут эпиграфы. Эпиграф - это ворота в текст параграфа. Название темы урока должно являться аналогом темы, которую предлагают авторы учебника, но в тоже время нести и свое видение изучаемого материала.

Например: В учебнике биологии В. Д. Колесова в 8 классе формулировка темы нередко очень объемна « Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов». Считаю, что тема урока должна быть краткой и лаконичной, прошу ребят попробовать ее сжать, написать свой вариант. Уже при определении темы урока ученик попадает в ситуацию затруднения, включается процесс критического мышления

(Приложение № 1).

Тема урока может звучать как:

  1. Краткое выражение главной мысли - «Болезни сердца и сосудов».

  2. Заголовок - вопрос « Сердце мое стучать не устанет»?

  3. Парадоксальный заголовок «150 лет жизни и это не предел».

  4. Эмоциональный заголовок « Человек , твоя жизнь в твоих руках».

Если тема урока четко и конкретно сформулирована , обучающийся легко справится и с постановкой цели. В свою очередь четкая цель легко раскладывается на задачи. В своей практике на стадии вызова применяю индивидуальные методы обучения. Над темой урока, целями и задачами каждый работает индивидуально, затем идет коллективное обсуждение и выбирается наиболее подходящий вариант. В таком случае каждый ребенок уверен, что он внес в урок что - то свое, т. е. он сопричастен к постановке целей и задач. Нередко предлагаю ребятам, чтоб повысить их мотивацию - интерес, определить, исходя из темы и целей урока лично значимую для них задачу. Эта задача может носить образовательный характер, но иногда показывает и психологическое состояние ученика. Однажды на открытом уроке девочка написала: « Сидеть тихо, чтоб никто меня не заметил».

На стадии вызова немаловажным является систематизация всей информации. Необходимо, чтобы ребята смогли, с одной стороны , увидеть собранную информацию, при этом сюда могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, это позволит увидеть противоречия, нестыковки, непроясненные моменты. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность. Важно, чтобы каждый ученик смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию его собственного опыта.

ВЫВОДЫ:

1. В процессе реализации вызова, обучающиеся могут

высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Высказывания должны фиксироваться, любое может быть важным для дальнейшей работы. Нет « правильных» и «неправильных» высказываний.

3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет актуализировать его собственный опыт, а групповая позволяет услышать точку зрения других.

2.Стадия осмысления.

На большинстве уроков эта стадия занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе изложения ее преподавателем, реже в процессе чтения, просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы.

Быстрый темп изложения материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность осмысления его. Одно из условий развития критического мышления это отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. В понимание текста выделяют две составляющие - слово, фразы - мыслительный процесс. Главное условие понимания - это понимание каждого слова и словосочетания. Причины непонимания:

  1. Пропуск непонятных слов.

  2. Иллюзия понимания.

Существует две группы детей. Первая группа - легко видят слова, понимают смысл. Вторая группа - прочитали одно, поняли другое, отвечают третье. Какие задания я применяю на фазе осмысления:

1) Внимание к слову.

а) нахождение незнакомых слов.

« В профазе первого деления гомологичные хромосомы коньюгируют, после чего может наступить кроссинговер».

Какие незнакомые слова вам встретились? Поясните, о чем идет речь?

В основе понимания текста лежит диалог с автором. Это вероятностное прогнозирование.

б) диалог с автором.

Прочитайте текст в левой колонке. Постарайтесь читать медленно, отслеживая движение вашей мысли и возникающие вопросы. Познакомьтесь с содержанием второй колонки. Сходен ли диалог с автором « идеального читателя» и то движение по тексту, которое производили вы?

Текст « Редкий случай» Диалог с автором «идеального

читателя»

Однажды на Волге произошел Какой это был случай?

исключительно редкий случай. Это может быть все, что угодно.

Большой орел опустился на Что же он схватил? Может это рыба,

воду и что то схватил. водяной зверек или плавающий

предмет.

Он попытался подняться и не Почему? Наверно, это было что то

мог. тяжелое, что он не мог поднять.

Значит, он это бросит. Тогда,

почему «редкий случай»?

Беспомощно махая крыльями, Он не мог бросить это что то, оно

его, видимо держало.

орел поплыл по Волге. Может быть, его когти

застряли в чем - то, и он не мог

освободиться?

Рыбаки изловили орла, и вот что Именно это мы и предполагали.

оказалось: орел вкогтился в огромную белугу.

Результат диалога с автором - это выделение главной мысли.

2) Выделение главной мысли.

а) главная мысль выражена словами, и ее надо найти.

Найдите главную мысль.

Среди клещей много вредителей и паразитов, которые опасны для человека.

Клещи могут передавать возбудителей различных заболеваний, например, сыпного и возвратного тифа, энцефалита - тяжелого заболевания нервной системы.

б) главная мысль вытекает из содержания, но не сформулирована прямо.

Выразите главную мысль текста своими словами.

Если сжечь кость, она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ. Если выгорит и углерод, получиться белый остаток, чрезвычайно твердый, но хрупкий. Это минеральное вещество кости.

Обучающийся должен уметь:

1.Вычерпывать все смыслы из предложения.

2. Постоянно прогнозировать текст.

3.Уметь выразить словами главную мысль.

4.Цель выделения главной мысли должна быть привычкой.

Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно писать и читать. В процессе чтения информация подвергается анализу, а с помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении. В своей работе, как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии использую перепутанные цепочки. Это могут быть и рассыпанные слова , восстановление последовательности событий (приложение № 1) и восстановления текста из частей.

3) Логические цепочки.

А) Собери рассыпанные слова в предложение :

Череп, на спину, при травмах, укладывают, пострадавшего.

Б) Восстанови текст из частей.

Заразил этого мальчика натуральной оспой; болевшей коровьей оспой; но мальчик не заболел; Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины; через некоторое время; и перенес её на оцарапанную кожу мальчика.( Д. В. Колесов. Биология 8 класс с. 94).

4) Работа с наглядностью.

В преподавании биологии особое место занимает наглядность: работа с рисунками учебника, схемами, видео и кинофильмами.

Считаю, что большинство людей относятся к аувизуалам, поэтому большое значение отвожу работе с наглядностью, ставя проблемные вопросы, на которые ученик может найти ответ, проанализировав тот или иной рисунок.

Например: Рассмотрите в учебнике рисунок и ответьте на вопрос: «Почему правая почка в теле человека лежит ниже, чем левая?»

«Докажите, опираясь на рисунки учебника, что кровеносная система пресмыкающихся более совершенна, чем кровеносная система земноводных».

Цель: развитие чувства наблюдательности, умение сравнивать, делать умозаключения, проводить операции синтеза и анализа.

Вывод: постановка перед обучающимися проблемных вопросов, самостоятельное решение задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения - все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса в биологии.

Любые используемые в обучении методы и методические приемы, формы работы актуальны, если они стимулируют развитие критического мышления. Если на первой фазе ученик сформулировал свою цель изучения материала, то на второй стадии подчиняет работу этой цели. Создается эффект приобретения.

3. Стадия рефлексии.

Школьники не привыкли к тому, что после стадии осмысления им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла твое внимание?»

«Что вы делали для того, чтобы выделить главную мысль?» и т.д.

Растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или группах мнениями о возникших по ходу урока вопросах. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращаясь в собственное знание. Для этого необходимо:

А) Самостоятельно систематизировать материал.

Б) Определить направление для дальнейшего изучения темы.

В процессе рефлексии ученик получает новые знания, но не менее важно то, что на этой стадии отслеживается сам процесс обучения, мышления, деятельности. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что преподавание является наилучшим, когда оно прозрачно, то есть обучаемые видят, как разворачивается сам учебный процесс. (2) Какие методы и методические приемы используются мной на стадии рефлексии? Это:

1) Групповые дискуссии - это возможность переосмысления полученных знаний, сравнение собственного видения с другими взглядами и позициями.

2) Эссе - письменное задание, итог того, что я узнал на уроке.

( Приложение. № 1).

3) Ключевые термины - основные понятия урока.

Например: 6 класс, тема «Цветок»

«Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют ……….,

цветок, имеющий только пестики, называют …………., а цветок, имеющий только тычинки ……… Если тычиночные цветки

на одном растении, а пестичные на другом, то его называют ……..

Письменная работа - диктант, где вместо пропуска нужно вставить соответствующие термины.

4) Таблицы. Сложность таблицы с учетом возрастных особенностей и дифференциации обучения. Например: Составьте такую таблицу, которая позволила бы ответить на все предложенные вопросы.

Из одного грамма углеводов человек получает 4,1 ккал, из одного грамма жиров - 9,3 ккал, из одного грамма белков - 4,2 ккал. Порция борща со свежей капустой содержит 3,6 г белков, 12 г жиров и24 г углеводов. Порция гуляша - 24,3 г белков, 24 г жиров, 7 г углеводов. Порция компота из свежих фруктов содержит о,4 г белков, 36 г углеводов, не содержит жиров.

Сколько энергии вы получите:

- Из белков, жиров и углеводов, содержащихся в каждом блюде;

- Из каждого блюда;

- Из всего обеда?

Как видим, рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенных знаний. Роль учителя в основном координирующая.

Выводы:

- Учение укрепляется тогда, когда оно опирается на

предварительные знания учащихся, на их опыт. (Рос, 1999г).

- Учение и критическое мышление развивается, когда учащиеся

имеют возможность применять знания к конкретным задачам.

(Ресник,1990г). - Наилучшие результаты достигаются тогда, когда учащиеся

активно осваивают, синтезируют информацию и присваивают ее.

(Андерсон и соавторы).(1)

- Критическое мышление и учение невозможно при менталитете, принимающем « единственно правильный ответ» (Бэнкс, 1988).

При этом обучающиеся должны:

1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мыслей и идей.

2. Активно участвовать в учебном процессе.

3. С уважением выслушивать различные мнения.

2.4 Мониторинг результативности.

Диагностика сформированности у учащихся стремления к самообразованию, положительной мотивации к процессу обучения, реализация творческого потенциала личности ребенка осуществлялась путем анкетирования, анализа успеваемости по предмету, педагогического наблюдения.

1. Анкетирование.

Анкета составлены на основе вопросов анкеты, предложенной А.В. Кулевым.

Вопросы 5, 6,7, 8 составлены мной.

  1. Что побуждает тебя учиться биологии?

а) у меня есть чувство ответственности

б) мне это понадобиться в жизни

в) познавательный интерес к предмету

2) Считаешь ли ты, что занятие биологией развивает умение думать?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

3) Какие задания тебе нравиться выполнять больше всего?

а) требующие повторить то, что есть в учебнике

б) задания, в которых требуется предложить свой способ решения или собственные объяснения фактам

4)Как часто ты читаешь дополнительную литературу по биологии?

а) вообще не читаю

б) читаю иногда

в) читаю регулярно

5) Если у тебя возник вопрос по биологии, но ты не получил на него ответа на уроке, то ты…

а) ничего не предпринимаешь

б) стремишься найти ответ

5) Какие формы работы тебе больше всего нравятся?

а) индивидуальные

б) групповые

в) фронтальные

6)Какие задания для тебя более предпочтительны?

а) репродуктивного характера

б) частично-поискового

в) творческого

7) Учиться легче, если есть…

а) право выбора в выполнении заданий

б) нет права выбора

8) Можешь ли ты свободно высказывать свое мнение по изучаемому вопросу на уроке биологии?

а) да

б) нет.

Обоснуй свой ответ на последний вопрос.

В анкетировании приняли участие 21 учащийся с 5 по 9 класс.

Выводы: 1) анкета показала, что большинство учащихся предпочитают задания, в которых требуется предложить свой способ решения(63%).,

2) Легко и свободно могут высказывать свое мнение, не боясь быть высмеянными(68%).

3)Детям больше нравятся дифференцированные задания(72%).

4) Чтение литературы по предмету не является регулярным для большинства детей, ответ «читаю иногда» выбрали (50%)

5) Познавательный интерес к биологии является преобладающим побудительным мотивом в 5 -6 классах, в 8-9 классах большинство

ответили «мне это понадобится в жизни».

2. Академическая успеваемость.

Была проанализирована успеваемость и качество обучения на « хорошо» и «отлично» за последние три года. Качественный показатель остается стабильным и составляет от 75% до 88 % при 100% успеваемости.

3. Педагогические наблюдения.

Наблюдение за учащимися во время уроков, по одной теме с применением педагогики критического мышления по сравнению с традиционным уроком позволяет достигать более высокого уровня развития понимания, восприятия мышления. Это повышает активность ребенка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе, умение быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное, умение осмыслить и применить полученную информацию на практике. Данная педагогическая технология расширяет методический арсенал учителя, позволяет более эффективно достигать поставленной цели конкретного занятия и всего учебного курса. Выдвинутая гипотеза реализации задач подтверждается проведенными исследованиями.





3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Применение технологии развития критического мышления на основе личностно - ориентированного подхода может быть использовано в биологии. Данная технология активизирует познавательную деятельность обучающихся, направляет их усилия на целенаправленный поиск решения учебных программ, способствуют развитию творческого потенциала личности обучаемого.

2.Использование технологии способствует развитию творческого потенциала самого учителя. Изменяется стиль работы учителя в плане усиления и демократизации образования.

3. Данная технология помогает подготовить современному обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, обладающим чувством ответственности за свою страну.



4. Список используемой литературы:

1.Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо,2010

2. Исмаева Р.Н. Развитие критического мышления, Бишкек, 2010г.

3. Каменская А.А. Введение в общую биологию М., 2008г.

4. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8класс М., 2007г.

5. Кулев А.В. Общая биология, 11класс, методическое пособие - СПб: «Паритет», 2001. Мухина В.С. Возрастная психология, М., Академия 1999г

6. Национальная доктрина образования в РФ Учительская газета, №43, 2000.

7. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М., 2009.

8.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Творческий центр.- М, 1996.

9. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, - М, Народное образование, 1998г.

10. Сиратюк И. Н. Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей. М., 1998.

11. Сиротина Л.М. Использование на уроках химии и биологии элементов технологии развития критического мышления. 2009.

12. Холодная М.А. Когнитивные стили, о природе индивидуальности ума. М., 2005.

13.Щебланова О.Р. Психологическая диагностика одаренности школьника. М., 1998.

14. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Педагогическое общество России., М- 2007.

15. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


© 2010-2022