Разработка урока по биологии 7 класс Экологические группы птиц

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Экологические группы птиц.

Задачи.

Образовательная: познакомить учащихся с птицами различных экологических групп;

выявить значение птиц различных экологических групп в природе.

Развивающая: развить у учащихся умение различать птиц по экологическим группам исходя из их места обитания.

Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный с применением компьютера.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»; таблица, учебник, тетрадь.

Демонстрации: компьютерная программа.

Этапы урока.

Задачи

этапа

Содержание этапа

Время

Показатели выпол-нения задачи этапа.

Организационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное привет-ствие. Определение отсутствующих. Про-верка внешнего сос-тояния помещения. Готовность учащихся к уроку. Организация внимания, постановка цели урока.

2 мин.

Кратковременность этапа, быстрое вклю-чение класса в деловой ритм.

Проверка домашнего задания.

Установить пра-вильность и соз-нательность вы-полнения до-машнего задания всем классом. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Выявление уровня домашнего знания. Определение типич-ных недостатков и причин их появления, ликвидация недоче-тов.

5 мин.

Выявление за короткое время качества выпол-нения домашнего задания.

Проверка знаний.

Глубоко прове-рить знания уче-ников.

Проверка объема и качества знаний, оценка знаний.

5 мин.

Проверка глубины и объема знаний, осознан-ности, гибкости их.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Подготовка уча-щихся к позна-вательной дея-тельности.

Сообщение темы, цели изучения нового материала. Показ практической значи-мости изучаемого материала, постанов-ка учебной проблемы.

3 мин.

Активная познаватель-ная деятельность, эффективность воспри-имчивости и осмысления.

Усвоение новых знаний, умений, навыков.

Об изучаемых фактах и явлениях.

Сообщение темы, цели изучения нового материала. Показ практической значи-мости изучаемого материала, постанов-ка учебной проблемы.

17 мин.

Судить можно по качес-тву ответов учащихся, после рассказа, лекции, беседы.

Проверка понимания нового материала.

Установить осознанность фактов. Устра-нить пробелы в понимании ма-териала.

Проверка учителем глубины осмысления учебного материала.

8 мин.

О результатах судить по опросу средних и слабых учеников.

Информация о домашнем задании.

Инструктаж о его выполнении.

Сообщить уча-щимся о домаш-нем задании. Разъяснить методику его выполнения.

Подведение итогов урока: как работал класс, отдельные учащиеся, что нового узнали, инструктаж о выполнении домаш-него задания.

5 мин.

Правильность выполне-ния домашнего задания проверяется на следую-щем уроке.








Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

(Учащиеся встают для приветствия учителя)

Учитель устанавливает дисциплину в классе.

- Садитесь. Кого сегодня нет в классе?

(Дежурный ученик говорит учителю кого нет в классе).

Учитель проверяет наличие у учащихся наличие учебников, тетрадей, дневников и пишущих принадлежностей.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы проходили многообразие птиц и их отрядов.

- Какие отряды птиц вы знаете?

(Дятлы, куриные, дневные хищники, совы, гусеобразные, пингвины, журавли, дрофы, страусообразные, воробьинообразные).

- Расскажите мне про отряд дятлы?

(Клюв заостренный, долотообразный, шея тонкая, ноги короткие, с загнутыми острыми когтями. Два пальца обращены вперед, два назад. Питаются как взрослыми насекомыми, так и их личинками, зимой семенами хвойных деревьев).

- Расскажите об особенностях отряда дневные хищники.

(Большинство питается позвоночными. Когти у них длинные, острые, крючковидные - ими они хватают и умерщвляют добычу. Клюв короткий, крепкий, кончик его крючковидно загнут вниз - им хищники разрывают добычу на части. Полет у одних очень быстрый, у других планирующий. Живут парами, которые у крупных дневных хищников сохраняются на всю жизнь. Гнездятся на деревьях или скалах).

- Особенности отряда гусеобразные.

(По краям клюва расположены роговые пластинки или зубцы различной величины и формы, а на конце клюва имеется утолщение - ноготок. Являются выводковыми птицами. Гнездятся на земле. Самцы в насиживании яиц не участвуют. Питаются растениями и мелкими беспозвоночными животными. На зиму улетают).

- Особенности отряда Воробьинообразные.

(Это преимущественно мелкие и средней величины птицы, которые очень различны по внешности, образу жизни, условиям обитания и способам добывания пищи. Самцы обычно крупнее самок. Птицы в основном приспособлены к жизни на деревьях и кустарниках).

III. Проверка знаний.

- Расскажите мне общую характеристику птиц.

(Птицы - это животные, покрытые перьями, с высокой (около 40°С) и постоянной температурой тела, активные в течение круглого года. Подавляющее большинство птиц способны к полету, поэтому легко могут менять свое местоположение в зависимости от условий. Ярко выражена забота о потомстве. Яйца крупные, покрытые известковой скорлупой. Благодаря способности к полету птицы широко распространены по всей Земле, встречаются в самых разнообразных условиях. Известно около 9000 видов птиц).

- А сейчас выберите правильные ответы на вопрос что является отличительными чертами класса птиц?

А) постоянная температура тела;

Б) перьевой покров;

В) наличие зубов;

Г) температура их тела зависит от температуры окружающей среды;

Д) способность к полету.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Экологические группы птиц».

Цель нашего урока познакомиться с птицами различных экологических групп, научиться различать птиц по этим группам, а также выявить значение птиц различных экологических групп в природе.

Также мы дадим характеристику различным группам птиц.

- В каких средах могут жить животные?

(Наземная, водная, наземно-воздушная).

V. Усвоение новых знаний, умений, навыков.

1. Древесные птицы.

(Учащиеся ознакамливаются с видами древесных птиц: дятел зеленый, попугайчик зеленый, скворец розовый, дрозд рябинник, поползень, кукушка обыкновенная)

Древесные птицы обитают в лесах или зарослях кустарников, здесь они добывают корм и устраивают гнезда. Некоторые птицы приспособлены к ползанию по деревьям, например поползень. Благодаря своеобразной манере движения поползень избегает конкуренции с товарищами по стайкам - синицами и пищухами. Ползая вниз по стволу, он достает мелких насекомых в основном из трещин коры, открывающихся кверху; в то время как синицы - из открывающихся вбок; а пищухи - вниз.

Птицы этой группы являются санитарами леса. Они защищают деревья от насекомых вредителей, тем самым предотвращая их гибель. Также велико их значение в распространении семян хвойных деревьев.

2. Наземные птицы.

(Страус африканский, дрофа, стрепет, цесарка).

Наземные птицы - обитатели лугов, степей и пустынь. Они передвигаются при помощи хождения, поэтому у птиц из этой группы плохо развиты крылья.

Дрофа и стрепет занесены в Красную книгу вследствие браконьерства, химизации сельского хозяйства, распашки степей и беспокойства в период гнездования.

Эти птицы являются распространителями семян различных растений, а также важным звеном в цепи питания - являются пищей для средних и крупных хищных животных.

3. Болотные птицы.

(Цапля серая, аист черный, выпь большая).

Эти птицы населяют болотистые места, заболоченные луга, заросшие побережья водоемов. Передвижение по болотистой местности им облегчают длинные ноги. Болотные птицы кормятся на земле или деревьях.

Эта группа птиц представлена в основном отрядом аистообразные, куда входят аисты и цапли. Они являются регуляторами численности мелких пресмыкающихся, земноводных, млекопитающих (грызуны), которые в свою очередь являются вредителями сельскохозяйственных угодий и переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Если на гнездовье совместно с серой цаплей селятся и другие виды, она обычно строит гнезда выше всех. В средние века серая цапля считалась самой интересной дичью для соколиной охоты, поэтому колонии-цапельники были большой ценностью. Были случаи, когда феодалы ввязывались в вооруженный конфликт из-за клочка земли, на котором была расположена колония.

(Разминка).

4. Водоплавающие птицы.

(Черный лебедь, гага чернозобая, чомга, пингвин императорский, баклан большой, кряква, гусь серый).

Большую часть жизни водоплавающие птицы проводят в воде. Поэтому они хорошо плавают, хуже ходят по земле, а летают плохо или не летают совсем. Кормятся в воде, гнездятся на побережьях, на земле, в зарослях, на деревьях, скалах. Многие водоплавающие птицы умеют нырять.

Черный лебедь в естественных условиях является обитателем Австралии, но в последнее время часто содержится в городах в качестве парковой птицы.

В прошлом огромные колонии большого баклана существовали на островах Байкала, но они были уничтожены в 50-хх гг. Сейчас баклан на Байкале крайне редок и нуждается в охране. Прирученных бакланов можно использовать для ловли рыбы, при этом на шею птицы надевается ошейник, мешающий ей заглатывать добычу.

Кряква является предком домашней утки. Часто может зимовать в городах и пригородах.

Являются составляющим звеном в цепи питания водоемов, а также регуляторами численности мелких беспозвоночных обитающих в воде, а также регуляторами численности рыбы.

5. Воздушно-водные птицы.

(Чайка озерная, крачка речная, буревестник).

Воздушно-водные птицы в меньшей степени связаны с водной средой обитания. Они гнездятся на берегах водоемов, каменистых уступах морских берегов. Имеют вытянутое туловище, длинные крылья и короткие ноги, на которых 3 передних пальца соединены плавательной перепонкой.

6. Воздушно-наземные птицы.

(Стриж черный, ласточка деревенская, козодой обыкновенный).

Большую часть времени эта группа птиц проводит в воздухе. Воздушно-наземные птицы гнездятся в постройках, в норах, по берегам рек. Имеют вытянутое туловище, короткую шею, длинные и узкие крылья с трудом ходят по земле.

VI. Проверка понимания нового материала.

1. Какая черта строение тела является характерной особенностью водоплавающих и воздушно- водных птиц?

А) наличие плавательной перепонки;

Б) хорошо развитые крылья;

В) длинные ноги;

Г) перьевой покров.

2. Что позволило птицам освоить наземную, воздушную и частично водную среду обитания?

А) миграции в более благоприятные условия;

Б) способность к полету;

В) способность откладывать яйца;

Г) способность к гетеротрофному способу питания.

(Учащиеся попарно проверяют друг у друга правильность ответа, затем учитель, попросив учеников поднимать руки, проверяет количество правильных ответов).

3. Какое значение имеют древесные птицы.

4. Какое экологическое значение имеют наземные птицы в природе.

5. Значение болотных птиц.

6. Значение водоплавающих птиц.

7. Значение воздушно-водных птиц.

8. Значение воздушно-наземных птиц.

VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся на уроке.

Домашнее задание. 1.Знать характеристику экологических групп птиц и их представителей. 2.Составить таблицу: «Экологические группы птиц».

Экологическая группа птиц.

Характеристика экологической группы

Представители


© 2010-2022