Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Копылихина Ольга Петровна

Тема урока: «Многообразие и значение грибов»

5 класс

УМК: учебник Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012

Рабочие программы «ФГОС биология. Программы 5-9 кл.»-М.: Вентана-Граф,2012г.

Оборудование: ИКТ; презентация; фрагмент мультфильма « Дом для домовёнка»; муляжи, рисунки грибов; натуральные объекты: шампиньоны, выращенная плесень; дрожжи; микроскопы, микролаборатории;

Цели урока для учителя:

образовательные:

создать условия для формирования понятия " шляпочные грибы", знаний об особенностях плесневых грибов, дрожжей, их строении и значении в природе и жизни человека; правилах сбора и использования грибов.

создать условия для формирования умений отличать съедобные и ядовитые грибы

развивающие: создать условия для овладения учащимися основами реализации исследовательской деятельности,

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной логической операций;

воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

формирования основ экологической грамотности: влияние факторов риска на здоровье человека.

Цели урока для учащихся:

учащиеся будут знать:

определение "шляпочные грибы", их отличия от плесневых грибов, дрожжей, значение грибов в природе и жизни человека; правила сбора и использования грибов;

понимать: практическое значение грибов в жизни человека;

уметь: готовить и рассматривать микропрепараты грибов, определять их название, значение

отличать съедобные грибы от несъедобных.

На данном уроке будут использоваться регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, рефлексия результатов деятельности. В тоже время на предметной области биология будут организованы действия по приобретению и применению познавательных УУД, направленные на овладение основами реализации исследовательской деятельности, проведения наблюдений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.ОРГ

2. Мотивация









3.Актуализация знаний

(Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)



4. Целеполагание













5. Планирование деятельности по достижению целей

Сегодня у нас немного необычный урок. Его тему подсказал нам один сказочный герой - домовенок Кузя, которому срочно нужна наша помощь. (ВИДЕО ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА) Однажды домовенок Кузя попал в ресторан, где отведал грибного супа, который ему очень-очень понравился. Такой вкуснятиной домовенок захотел угостить своих друзей. Знающие люди подсказали, что грибы растут в лесу. Недолго думая, Кузя отправился в лес. В пути его мучили вопросы. Кто такие грибы и как они выглядят? Где и как их собирать? Ребята, расскажите домовенку о грибах и помогите ему собрать грибы для супа.

Вы готовы помочь домовёнку?

Так о чём мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? Назовите ключевое слово урока.

А что вы уже знаете о грибах и уже можете рассказать Кузе?

А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока, исходя из вопросов Кузи?

Тема урока «Многообразие и значение грибов»

Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности.

Как вы считаете, а в жизни вам могут пригодиться эти знания? Для чего?





А какие средства для достижения поставленных целей вы будете использовать на уроке?

А как проверите достигли поставленные цели или нет?



Как и в какой последовательности вы будете достигать поставленные цели?



Сколько времени вам для этого потребуется?(на каждом этапе работы)









Да,готовы.

О грибах.

Грибы.

Вспоминают, что уже известно по изучаемому вопросу, делают предположения по поводу темы урока



( ЗНАТЬ)

освоить знания о строении различных грибов, их роли (значении) в природе и жизни человека;

Нам необходимо знать правила сбора и использования грибов.

(УМЕТЬ)

выработать умение отличать съедобные грибы от несъедобных;

готовить, рассматривать, определять микропрепараты грибов;

ПОНИМАТЬ смогу объяснить чем (по каким признакам) отличаются грибы друг от друга.

Средства: текст учебника, рисунки, учебное лабораторное оборудование.

Цель может считаться достигнутой, если: я смогу назвать особенности строения изученных грибов, их значение;

я смогу назвать и объяснить правила сбора грибов

смогу отличать съедобные грибы от несъедобных;

сумею приготовить, рассмотреть, определить микропрепараты грибов;

Для того, чтобы знать особенности строения различных грибов, мы проанализируем текст и рисунки учебника; выберем главное, обсудим свои предложения.

Используя текст, сами сформулируем правила сбора грибов.

Отработаем умение готовить, рассматривать микропрепараты с помощью лабораторного оборудования.

Самоопределение















Определение цели учебной деятельности













Планирование учебного сотрудничества

6.Открытие новых знаний











Организация работы с текстом, определением понятия «шляпочные грибы» (стр. 61 абз.1,2)

На какие 2 группы подразделяют шляпочные грибы?

Нужна ли новая, полученная информация вам лично? Для чего?

Отправляясь в лес за грибами, необходимо хотя бы примерно знать и соблюдать некоторые правила их сбора, а также придерживаться элементарной культуры поведения в лесу и общения с природой. А вы знаете, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов?

Хотите узнать?

Физкультминутка: для улучшения мозгового кровообращения

Но среди грибов встречаются и такие, которые не имеют плодового тела, не образуют шляпку и ножку. Многие из них живут рядом с нами, в квартирах, домах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. О каких грибах идёт речь?

Мы заложили опыт на прошлом уроке. Напомните, что делали с кусочком хлеба? Что вы наблюдаете сейчас?

ПР.работа. (инструкция слайд 9)

1. Поставить микроскоп штативом к себе, настроить зеркалом свет.

2. Приготовить микропрепарат:

а) На чистое предметное стекло поместить фрагменты плесени

б) Накрыть предметное стекло покровным.

3. Препарат готов. Поместите его на предметный столик, и рассмотрите под микроскопом.

А все ли микроскопические грибы имеют подобное строение?

Пр.раб.

В чём особенности данного объекта?

Теперь вы можете объяснить, почему дрожжи используют в виноделии? Для чего ваши мамы, бабушки кладут в тесто дрожжи?

Ученики читают текст о шляпочных грибах, выбирают в тексте определение понятия, определяют родовые и видовые признаки шляпочных грибов; проговаривают их в парах, в классе.

Съедобные и несъедобные грибы (стр. 62 абз.3,4). Приводят примеры.

Да. Для того чтобы знать какие грибы можно собирать, а какие нельзя.



Нет или знаем, но не уверены в том, что это правильно.

Да. Работают с дополнительным текстом (см. приложение), составляют памятку грибника.



Плесневые грибы.

Хлеб пролежал несколько дней в теплом влажном месте, на нем появился белый пушистый налет, который через несколько дней темнеет. Это плесневый гриб.

Приготовление и рассматривание микропрепарата мукора под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с рисунком 53 в учебнике стр.61. Определение признаков отличия шляпочного гриба от плесневого.



Не знаем. Хотим узнать.

Приготовление микропрепарата предлож.культуры(дрожжи) , рассматривание под микроскопом, определение названия с помощью рисунка в учебнике, особенностей строения, значения с помощью текста (стр.62)

Умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач





















Сравнивать изучаемые объекты по определенным критериям

7. Рефлексия



8. Выход из развивающего образовательного пространства

9. Домашнее задание

Ребята, теперь вы можете больше рассказать домовенку о грибах?

Возвращение учащихся к целям урока

Помогите ему собрать грибы для супа. Игра «Грибы для домовенка».

Корзинку, наполненную грибами, мы отдаём Кузе. А вы, ребята, отправляясь летом в лес за грибами, соблюдайте правила из памятки грибника.

П.14 вопр. 1-4.(всем ученикам)

Дополнительно творческое задание (для желающих): сочинить продолжение истории Кузи

Да.

Для этого мы должны вернуться к целям и проговорить что узнали, чему научились и что поняли.

Из предложенного набора грибов (слайдов 17-20 ) ребята выбирают съедобные грибы и кладут их в корзинку домовенка, а несъедобные выбрасывают в мусорную корзину

Рефлексия способов действия и результатов деятельности

Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов


МНОГООБРА́ЗИЕ, Множественность проявлений чего-нибудь, форм обнаружения чего-нибудь. Многообразие форм в природе. ( если вызовет затруднение учащихся)

Толковый словарь Ушакова. Д.Н.







Текст для работы учащихся по составлению «памятки грибника» ПРИЛОЖЕНИЕ

Учимся собирать грибы правильно.

В чем. Экипировка грибника должна быть удобной и легкой. Она должна защищать от назойливых комаров и от клещей, от веток в чащобе, а также не дать промокнуть в болотистой местности или под дождем. Обязателен головной убор, нужны длинная куртка (лучше с капюшоном), плотные брюки и резиновые сапоги.

Еще нужна ивовая корзина - в ней грибы хорошо сохраняют аромат и свежесть. Не годятся сумки и пакеты - в них грибы мнутся, крошатся и слёживаются.

Когда. Собирать грибы в лесу лучше всего начать ранним утром с восходом солнца. В это время влажные от росы шляпки грибов блестят на солнце и хорошо выделяются на фоне листьев и травы.

Где. Отправляясь в лес, надо учитывать, что перелески вдоль дорог могут быть неплохими грибными местами, но тамошние грибы впитывают в себя загрязнения окружающей среды. Вблизи деревень или дач грибницы чаще всего затоптаны. Поэтому лучше углубиться в лес подальше от дорог, деревень и дач. Если у вас нет средств ориентирования в лесу, то идите в лес с местным провожатым.

Как. Никогда не пробуйте на вкус незнакомый гриб, если даже он хорошо пахнет. Игнорируйте его. Брать только знакомые грибы - кредо грибника. Даже один подобранный случайно ядовитый гриб способен привести к нехорошим последствиям. Самый опасный гриб - бледная поганка. Четверть ее шляпки уже смертельна. К тяжелому отравлению может привести даже дряхлый старый подосиновик, поэтому не жадничайте, пропускайте старые грибы. Встретив старый гриб, лучше аккуратно наколите его на ветку дерева: из его спор потом могут вырасти молодые грибы.

Грибник ходит по лесу степенно, внимательно глядя себе под ноги и оглядываясь кругом. Практически все лесные грибы растут колониями, поэтому, найдя гриб, надо внимательнее осмотреться вокруг: нет ли еще там других.

Специалисты говорят, что гриб следует не срезать ножом, а выкручивать из земли как винт, чтобы не погубить грибницу (на срезе она может гнить).

Брать грибы следует обязательно с ножкой, удостоверяясь, что на ножке отсутствует плёнчатое кольцо - принадлежность бледной поганки и ряда других вредных грибов. Надо быть особенно внимательными при сборе сыроежек и других пластинчатых грибов, похожих на ядовитые грибы.

Собранные грибы необходимо сразу очищать и вверх шляпками складывать в корзину. Мелкие грибы можно класть целиком, а у больших следует отделять ножом ножки от шляпок.

Вернувшись с «охоты», сразу же обработайте грибы: их надо перебрать и переработать за пару часов.

1Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов 2 Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

1.Белый гриб 2.Желчный гриб

Шляпка сверху бурая, Ложный белый гриб.

снизу белая. Ножка толстая, На ножке сетчатый рисунок

белая. Снизу шляпка серая.

Мякоть на излом розовеет

Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибовКонспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

3.Бледная поганка 4.Шампиньон

На нижней части ножки Нижняя сторона шляпки -

чехол. Нижняя сторона розовая, чехол отсутствует.

шляпки зеленовато-белая.

Самый ядовитый гриб.

Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

5.Ложные опята 6.Опята

Опята

Имеет съедобный опенок

На ножке кольцо из пленок,

А у ложных опят

Ноги голые до пят.



Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибовКонспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

7.Мухомор 8. Рыжик

Нижняя часть шляпки белая, Шляпка и ножка рыжего

на ножке кольцо. Шляпка оттенка, мякоть оранжевая,

оранжево-красная. позднее зеленеет.



Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибовКонспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

Конспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибовКонспект урока по биологии на тему Многообразие и значение грибов

© 2010-2022