• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: «Животные»»

Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: «Животные»»

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8 пгт Алексеевка городского округа Кинель Самарской области








Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса

«Ярмарка знаний по теме:

« Животные»»



Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»

учитель биологии:

Ветренко Ольга Юрьевна






Цель мероприятия: воспитание бережного отношения к природе, развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания учащихся, учиться применять знания в новой ситуации;

  2. развивать бережное отношение к природе;

  3. развивать: интерес к предмету, творческие способности учащихся, коммуникативные умения учащихся;

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);

  • электронная презентация «Ярмарка знаний по теме: « Животные»» (Приложение 1);

  • на доске - названия торговых рядов и план ответа к заданию «Аукцион»

  • рисунки к конкурсу «Аукцион» (Приложение 2);

  • карточки с кроссвордом к заданию «Эрудиты» (Приложение 3);

  • карточки к заданию «Третий лишний» (Приложение 4); и « Рецензент» (Приложение 5);

  • карточки-анаграммы к заданию «Перевёртыши» (Приложение 6);и «Ящик с сюрпризом» (Приложение 7);

  • рубли и штрафы (Приложение 8);

  • 3 стеклянные банки

Использованная литература:

  1. учебник В.М. Константинов и др. « Биология. Животные 7 класс» М. из-во Вентана -Граф 2007 г.

  2. методическое пособие В.С. Кучменко и др. « Биология. Животные 7 класс» М. из-во Вентана -Граф 2003 г.

  3. пособие для учителя А.И. Никишов и др. «Дидактический материал по зоологии» М. « Рауб» «Цитадель» 1999 г.

  4. А.П. Большаков « БИОЛОГИЯ. Занимательные факты и тесты» Санкт-Петербург изд-во Паритет 2000 г.

  5. фотографии images.yandex.ru

Мероприятие в игровой форме проводится в конце учебного года:

Заранее учащиеся класса разделились на 3 команды ( каждый ряд - команда). В качестве купцов приглашаются 3 ученика из старших классов. Ведущим игры может быть учитель или старшеклассник.

По ходу урока за ответы учащиеся каждой команды получают от покупателей заработанные рубли (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Два штрафных очка « съедают» один рубль при подведении итогов в конце игры. Ответы учеников не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются - ученики сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен.

Рубли и штрафы складываются в общую банку команды.

Ход мероприятия

Учитель: Почему наше мероприятие так называется? Что такое ярмарка? Это - большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно и то же время. Сегодня у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Вот вам покупатели ( показывает на старшеклассников), а вы - купцы. Вы будете переходить из одного торгового ряда в другой, и продавать свой товар. Ваш товар - это знания, продав свой товар, вы станете очень богатыми людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в банке ( раздаются стеклянные банки ).

I.Торговый ряд « Разминка » - задания на общую эрудицию. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся из разных команд отвечают по желанию, демонстрация слайдов презентации № 2-7 по мере ответа учащихся.

  1. Какая птица самая тяжёлая из летающих? Страус, журавль, гриф, дрофа, пингвин, лебедь.

Правильный ответ - дрофа. Очень крупная птица массивного телосложения, с широкой грудной клеткой и толстой шеей. Самцы размером примерно с индюка, при этом почти вдвое тяжелее самок: их масса составляет 7-16 кг при длине до 105 см, птицы прекрасно летают.

  1. Где можно встретить самую ядовитую медузу - морскую осу? в районе Гренландии; в районе Красного моря; в районе Австралии?

Правильный ответ - в районе Австралии Морские осы - кубомедузы, сравнительно небольшие медузы. Щупальца морской осы достигают полутора метров в длину. В щупальцах находятся железы, вырабатывающие яд, который гораздо опасней, чем яд змей. Ежегодно от яда этих медуз погибает гораздо больше человек, чем от нападений большой белой акулы. Обитают морские осы в водах у Австралии.

  1. Какое морское животное самое длинное? Червь линнеус; синий кит; гигантский кальмар, белая акула.

Правильный ответ - червь линнеус. Самым длинным из всех червей считается представитель немертин - линнеус лонгиссимус, обитающий в морях Северо-Западной Атлантики. Выброшенный в результате шторма в 1864 г. у берегов Шотландии экземпляр имел длину 55 м при диаметре 1 см.

  1. Какую птицу, обитающую в нашем лесу, называют нетленной?

Правильный ответ - клёст Питаясь семенами хвойных, клесты потребляют огромное количество смолистых веществ. Они так просмаливаются, что буквально бальзамируют сами себя заживо.

  1. Какой класс позвоночных животных являются исторически самым молодым?

Правильный ответ - птицы началась, согласно традиционным представлениям, в Юрском периоде. Согласно этой версии, самым древним из известных видов птиц считается археоптерикс.

  1. Каких рыб не существует в природе? Рыба топорик, рыба молот, рыба пила, рыба отвёртка, рыба игла.

Правильный ответ - рыба отвёртка

II. Торговый ряд "Аукцион" задания на фактическое знание изученного материала. Учитель даёт каждой команде 2 рисунка, нужно определить название органа и охарактеризовать его по плану. На доске - план «коллективного» ответа:

1.Название данного органа.

2.Его функции.

3.Строение (особенности).

4.Видоизменения (в связи, с чем происходит).

Работа организуется по цепочке в ряду: учащиеся одной команды по очереди отвечают. Демонстрация слайдов № 8-10 по мере ответа учащихся.

1 - «конечности»;

Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»

2 - «скелет»

Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»

3 - «глаза »

Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии для 7 класса «Ярмарка знаний по теме: « Животные»»

III Торговый ряд « Эрудиты» - разгадать кроссворд. Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Работа идёт в течение 10 минут. Рубли начисляются за каждое правильно отгаданное слово. Демонстрация слада №11

Внесите в ячейки таблицы названия отрядов млекопитающих.


1



2


3











4



5




6



7


8












9









10









11








12





1. Обладатели копыт с наиболее развитыми третьим и четвертым пальцами. Кабаны, лоси, косули.

2. Копыта, образованные за счет мощного развития среднего пальца. Зебра, лошадь, носорог.

3. Средние и мелкие зверьки с вытянутой мордочкой. К ним относятся ежи, кроты, землеройки

4. Обитают в Австралии и близлежащих островах. К ним относятся, в том числе и кенгуру.

5. Обладатели длинных и мощных бивней во рту, образованных из резцов верхней челюсти. Слоны.

6. Самый многочисленный отряд в классе. Средние по величине и мелкие зверьки. Имеют по два мощных самозатачивающихся резца в нижней и верхней челюстях. Нутрии, белки, крысы, бурундуки, ондатры.

7. Животные с стройным телом, сильными когтистыми лапами. Способны быстро бегать для поимки добычи. Медведи, тигры, волки, куницы.

8. Способны к длительному полету с использованием кожистых крыльев. Обладают способностью к эхолокации. Крыланы и летучие мыши.

9. Ведут полуводный образ жизни. Конечности и форма тела приспособлены для плаванья в воде. Тюлени, котики, моржи.

10. Значительно развиты полушария головного мозга. Имеют пятипалую хватательную конечность, цветное бинокулярное зрение. Макаки, шимпанзе, лемуры.

11. Самые крупные водные млекопитающие. Киты, кашалоты, дельфины.

12. Обладатели двух пар резцов в верхней челюсти. Пищухи, зайцы, кролики

IV, Торговый ряд «Перевертыши» - игровое задание. Каждая группа получает одну карточки, учащиеся обдумывают ответ в течение 2-3 минут и отвечают. Демонстрация слада №12.


  1. Переставьте слоги так, чтобы получилось название птицы:

ри-ко-либ ( ко-либ-ри)

ка-сян-ов ( ов-сян-ка)

рос-аль-бат ( аль-бат-рос)

  1. Переставьте слоги так, чтобы получилось название пресмыкающегося:

да-на-кон-а ( а-на-кон-да)

тен-ца-ре-ве-не ( ве-ре-тен-ни-ца)

ре-че-па-ха ( че-ре-па-ха)


  1. Переставьте слоги так, чтобы получилось название птицы:

вин-пинг ( пинг-вин)

га-вол-и ( и-вол-га)

нов-ма-ли-ка ( ма-ли-нов-ка)

V.Торговый ряд "Третий лишний"

Каждая группа получает карточку, учащиеся обдумывают ответ в течение 2-3 минут и отвечают. В столбцах таблицы названия организмов. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце является лишним, его надо выписать, а потом из заглавных букв составить название животного. Демонстрация слада №13

1.


1

2

3

4

Организмы

Лягушка

Жаба

Квакша

Тритон

Жерлянка

Ихтиозавр

Крокодил

Варан

Кобра

Черепаха

Иволга

Дятел

Гусь

Глухарь

Рябчик

Утконос

Рысь

Ехидна

Коала

Кенгуру

« лишний организм», из заглавных букв должно получиться название грозного хищника внесённого в красную книгу





Правильный ответ - тигр


1

2

3

4

« лишний организм»

Тритон


Ихтиозавр


Гусь


Рысь


2.


1

2

3

4

Организмы

Жираф

Свинья

Олень

Крыса

Окапи

Карась

Щука

Иглобрюх

Сазан

Плотва

Ворона

Гриф

Орёл

Сокол

Сова

Курица

Гусь

Индюк

Утка

Ишак

« лишний организм»

из заглавных букв должно получиться название бескрылой птицы





Правильный ответ - киви


1

2

3

4

« лишний организм»

Крыса

Иглобрюх


Ворона


Ишак

3.


1

2

3

4

Организмы

Анаконда

Крокодил

Черепаха

Варан

Игуана

Лебедь

Индюк

Гусь

Чирок

Кряква

Сельдь

Треска

Судак

Минтай

Латимерия

Волк

Лиса

Шакал

Песец

Такса

« лишний организм»

из заглавных букв должно получиться название птицы - символа домашнего очага





Правильный ответ - аист


1

2

3

4

« лишний организм»

Анаконда

Индюк


Судак


Такса

VI.Торговый ряд «Рецензент»

Учащиеся каждой группы получают карточку с текстом, в котором учащиеся должны найти и исправить ошибки. Учащиеся обдумывают ответ в течение 2-3 минут и отвечают.

1.

«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, пололи, выбирали из почвы вредителей - дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу.»

Правильный ответ

«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, пололи. удобряли, привлекали тем самым дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца аскариды. А однажды на капусту напали личинки капустницы - белянки и стали съедать листья. Мы всех гусениц уничтожили. Поработали летом на славу»

2.

"Калан - представитель семейства куньих, отряда хищников. Быстр и ловок в речной воде. Передние конечности самые настоящие ноги, а задние по форме близки к ластам. Довольно крупный зверь 30-45 кг весом. Меховой покров очень длинный , мягкий, шелковистый. Питается только рыбой, часто большую часть суток проводя на суше. Каланы считаются зверями оседлыми".

Правильный ответ

"Калан - представитель семейства куньих, отряда хищников. Быстр и ловок в морской воде. Передние конечности самые настоящие ноги, а задние по форме близки к ластам. Довольно крупный зверь 30-45 кг весом. Меховой покров очень короткий и густой. Питается не только рыбой, но и моллюсками, морскими звёздами и медузами, часто большую часть суток, проводя на суше. Каланы считаются зверями оседлыми.

3.

В нашей стране дикие кролики обитают повсюду, заселяя холмистые местности и овраги. Здесь они роют многочисленные норы, в которых скрываются при малейшей опасности, питаются они днём . В норе самка устраивает теплое гнездо. Обычно раз в год она приносит 1 детёныша. В отличие от зайчат крольчата рождаются зрячими, самостоятельными.

Правильный ответ

В нашей стране дикие кролики обитают только на юге, заселяя холмистые местности и овраги. Здесь они роют многочисленные норы, в которых скрываются при малейшей опасности, питаются они ночью. В норе самка устраивает теплое гнездо. Обычно размножаются они 2-3 раза в год, приносят 4-8 детёнышей. В отличие от зайчат крольчата рождаются зрячими, самостоятельными.

VII. Торговый ряд « Ящик с сюрпризом» Каждая группа получает карточку, учащиеся обдумывают ответ в течение 5 минут и отвечают. в "Ящике" с буквами спрятано слово. Задача играющих найти его, для чего необходимо правильно совместить названия рыб и отряды к которым они относятся. Из найденных в правильных ячейках букв получается слово. Демонстрация слада №14

хвостокол

плотва

катран

шпрот

латимерия

треска

севрюга

  1. Акулы

К

А

А

П

Р

О

Т

  1. Скаты

М

Т

И

Б

Л

З

Г

  1. Осетрообразные

П

Б

О

В

Ж

Н

Ф

  1. Карпообразные

Л

И

К

Т

Я

Ч

Н

  1. Сельдеобразные

В

Т

У

Б

Д

Ж

Э

  1. Трескообразные

А

И

Т

П

Б

И

Н

  1. Кистеперые

В

А

П

Р

И

Т

О

Ответ: амфибии.

хвостокол

плотва

катран

шпрот

латимерия

треска

севрюга

  1. Акулы

К

А

А

П

Р

О

Т

  1. Скаты

М

Т

И

Б

Л

З

Г

  1. Осетрообразные

П

Б

О

В

Ж

Н

Ф

  1. Карпообразные

Л

И

К

Т

Я

Ч

Н

  1. Сельдеобразные

В

Т

У

Б

Д

Ж

Э

  1. Трескообразные

А

И

Т

П

Б

И

Н

  1. Кистеперые

В

А

П

Р

И

Т

О

VIII. Торговый ряд «Угадай-ка» - игровое задание

Ученики каждой команды зачитают загадки о животных, которые они заранее нашли ( 2-3); которые учащиеся из других команд отвечают по желанию. Например:

  1. Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой?
    Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать.
    Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле. ( белка)

  2. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный.
    Только это кран живой С настоящей головой.
    Тот из вас будет прав, Кто ответит нам: …. ( жираф )

  3. Я, друзья, подземный житель. Землекоп я и строитель.
    Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю,
    А потом построю дом И живу спокойно в нем ( крот)

  4. Не зверь, не птица, Всего боится.
    Половит мух - И в воду плюх! ( лягушка)

  5. Мой белый брат во льдах живет И рыбу ест морскую,
    А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. (медведь)

  6. И в море не купаются, И нет у них щетинки,
    Но все же называются Они морские … (морские свинки)

IX.Торговый ряд «Почемучка»

Учитель зачитывает вопросы командам по очереди.

Вопросы:

  1. Есть ли рыба кукушка? ( Есть. Рыба горчак откладывает свою икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков. Полосатая зубатка откладывает икру рядом с икрой цихлид. И цихлиды, которые вынашивают свою икру во рту помогают выжить подкидышам)

  2. Известно, что кожа птиц сухая. Есть ли птицы, имеющие на коже железы? (У водоплавающих птиц развита копчиковая железа, она выделяет «смазку» делающие перья непромокаемыми.)

  3. Существуют ли «летающие» рыбы? ( Существуют, «летучая» рыба имеет большие грудные плавники и способна выпрыгнув из воды на большой скорости « планировать» несколько десятков метров.

  4. Зачем свиньи купаются в грязи? (Охлаждаются в жаркую погоду и избавляются от паразитов).

  5. Как пингвины - родители отыскивают и узнают своего птенца в яслях, среди шумной толпы пингвинят? ( По голосу. Все птенцы на одно лицо, но голоса у них различаются)

  6. Существует ли волосатая лягушка? (Да. Вид получил название из-за плотно расположенных друг к другу лоскутков кожи («волосы») по бокам тела и на ногах, которые образуются у самцов в период размножения.)


X. Торговый ряд « Подарок другу »

Ученики класса сами решают, кто из них на мероприятии был наиболее заметен; для этого в начале урока на все парты раскладываются небольшие карточки, где в конце урока ребята напишут фамилию победителя.

Победителей может быть несколько. Они отмечаются небольшими призами.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подсчитывается сделанные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяется наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару - знаниям - состоятельными людьми.

Выигравшая группа получает небольшой приз. Учитель благодарит всех учащихся.







© 2010-2022