План-конспект урока по биологии по теме Вирусы

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Кусается больно и обидно,

Хоть самого и не видно…»

Дж. Свифт

План - конспект урока биологии

по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы » (10 класс, профильный).

Автор: О.В.Сухарева - учитель биологии МКОУ СОШ№2 г. Россоши, ВКК.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут

Цели и задачи урока:

  1. Изучить строение, процессы жизнедеятельности и

значение вирусов.

  1. Сформировать представление о происхождении вирусов и

их положении в системе органического мира.

  1. Развивать умение выступать, сравнивать и обобщать,

отстаивать свою точку зрения.

  1. Воспитание патриотизма на примерах из истории открытия и изучения вирусов.

  2. Формирование теоретически обоснованного и грамотного отношения к своему здоровью.

  3. Формирование информационной культуры учащихся.

  4. Повышение мотивации учащихся к изучению биологии.

Оборудование:

печатная таблица «Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Бактериофаги», раздаточный материал «Многообразие и

строение вирусов», презентация «Вирусы», мультимедийный

проектор, матрешка, листы-задания для закрепления материала,

памятка по профилактике гриппа, три воздушных шара с

горошинами внутри.

Базовые знания:

*строение клеток прокариот и эукариот;

*свойства и процессы жизнедеятельности биосистем;

*уровни организации живого.

Методы обучения:

*словесный (беседа, сообщения, беседа с элементами

самостоятельной работы);

* наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, презентация);

*частично-поисковый (самостоятельная работа с текстом,

составление таблицы, комментирование рисунков и схем).

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.

ИКТ: использование информации Интернет-ресурсов, компьютерная презентация.



Аннотация.

Данный урок является одним из заключительных уроков в разделе «Учение о клетке»

/ программа по биологии 10-11класс (профильный уровень) под редакцией

В.Б. Захарова/. На изучение темы «Неклеточные формы жизни. Вирусы » отводится 3 часа.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.

Урок проводится с опорой на базовые знания о строении и жизнедеятельности прокариотических и эукариотических клеток; личный опыт, связанный с вирусными заболеваниями.

В ходе урока формируются знания о строении, многообразии, жизнедеятельности и значении вирусов. Акцентируется внимание на положении вирусов в системе живой природы.

Учащиеся совершенствуют умение работать с текстом учебника, отбирать материал, составлять сообщения и выступать с ними. Важное место на уроке занимает профилактика вирусных заболеваний.

Компьютерная презентация используется на всех этапах урока.

Представленный конспект урока после тщательного отбора можно использовать в классе базового уровня.

Практическая реализация.

Казьмина М.Н.- учитель биологии.

На данном уроке прослеживается строгое соответствие целей урока и методов их достижения (словесный, наглядно-образный, частично-поисковый). Хотелось бы отметить приемы стимуляции у учащихся абстрактного и аналитического мышления, например, сравнение структуры живой природы с матрешкой.

На уроке организована самостоятельная работа учащихся по разным направлениям: подготовка сообщений по изучаемой теме, чтение стихов, заполнение таблицы с использованием текстовой и иллюстративной информации учебника.

На уроке использованы средства ИКТ: мультимедийная установка, образовательная презентация по теме.

Красная нить урока - научность и достоверность информации. Использовались научные данные по строению, онтогенезу и происхождению вирусов.

Важна практическая значимость материала урока: знакомство с вирусными заболеваниями человека, мерами по их профилактике.

Михайленко Н.А. - учитель русского языка и литературы.

Для меня урок биологии по теме «неклеточные формы жизни.Вирусы» стал уроком открытия нового знания. Организационный момент имел явную установку на увлекательность, мотивирование к учебной деятельности казалось бы, какое отношение к живой природе имеет матрешка?).

Урок разнообразен с точки зрения форм и методов его проведения: чтение наизусть, работа с проблемными вопросами, самостоятельная работа научно- творческой направленности, видеосопровождение. Налицо межпредметные связи.

Обращает на себя внимание речь учителя - грамотная, эмоциональная, богатая.

Активность учеников высокая, что свидетельствует об их заинтересованности к поставленной проблеме.

Общие впечатления: научно, интересно, доступно.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

-Как вы думаете, какое отношение к живой природе имеет МАТРЕШКА?

-В чем суть устройства природы «по принципу матрешки»?

-Назовите уровни организации живого.

-Какой уровень организации живого можно считать для природы базовым и уникальным?

-Является ли абсолютно бесспорным утверждение о том, что клетка - наименьшая единица строения всего живого?

3.Изучение нового материала.

Стихотворение о вирусах (читает ученик).

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может вещества-

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы - и все об этом знают-

Среди других живут и процветают-

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД! Себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!?

Итак, тема сегодняшнего урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы». Слайд 1.

Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и строением вирусов, их

жизнедеятельностью и значением. Слайд 2.

А) История открытия вирусов. Рассказ учителя.

Вирусные заболевания известны не одно столетие. В египетских папирусах, относящихся к 4 тысячелетию до н.э., имеются упоминания об оспе. На мумии фараона Рамзеса 5, умершего в 12 веке до н.э. явно видны следы от оспенных пузырьков.

В Древнем Египте был известен полиомиелит - на одном из барельефов обнаружено изображение больного с ногой, искривленной от полиомиелита.

Эпидемия гриппа среди афинских солдат в 412г до н.э. была описана еще Гиппократом. Болезни были известны, а причины - нет.

И в наши дни вирусы никуда не исчезли. Они серьезно осложняют жизнь современного человека. Одни вирусные заболевания в результате борьбы с ними отступают (оспа), но на смену им приходят новые (СПИД).

Знания о строении, путях передачи и жизнедеятельности вирусов помогут избежать или быстрее справиться с болезнью.

Сообщение уч-ся об открытии вируса табачной мозаики Д.И.Ивановским.

Слайд 3,4.

Вирус - от лат.virus , то есть «ЯД» (1898г., голландский микробиолог Бейеринк).

Увидели строение ВТМ в 1939 году после создания электронного микроскопа.

Б) Размеры и внешнее строение вирусов.

Работа с раздаточным материалом «Многообразие и строение вирусов»

Слайд 5,6,7.

(Вирусы в 50 раз меньше бактерий. Самый крупный вирус оспы видно даже в хороший световой микроскоп. Вирусы имеют спиральную и кубическую симметрию).

В) Строение вируса.

Самостоятельная работа с текстом уч-ка, стр.182 -183 , рис.5.23 стр 182.

Заполнение таблицы « Строение вируса». Слайд 9.

Части вируса

Химические вещества

Функции


Проверка таблицы. Слайд 9,10, 11, 12, 13,14.

Г) Онтогенез вируса. Беседа, объяснение. Слайд 15,16

-Что такое онтогенез?

Стадии онтогенеза

Внеклеточная Внутриклеточная

(покоящаяся) (репродуцирующая)

Вирионы

(кристаллы) Распределите стадии репродукции

вируса в клетке в правильном порядке.

  1. Синтез вирусных белков.

  2. Проникновение вируса в клетку.

  3. Прикрепление вируса к клетке.

  4. Репликация ДНК или РНК.

  5. Выход вируса из клетки.

  6. Сборка вируса.

(3, 2, 4, 1, 6, 5)

Способы выхода вирусов из клетки-хозяина:

А) разрыв и гибель клетки (воздушный шар с «вирусами» лопается);

Б) постепенное выделение вируса (постепенное выделение «вирусов» из шара) ;

В) скрытая инфекция - встраивание нуклеиновой кислоты вируса в ДНК хозяина

(онковирус) (шар остается целым с «вирусами» внутри).

-Чем отличается раковая клетка от обычных соматических клеток?

( Нарушением генетической информации, неограниченным делением, способность разноситься кровью по организму с образованием метастазов).

Д)Многообразие вирусов.Беседа. Слайд 14.

-Чем вирусы отличаются друг от друга?

( Размеры, симметрия, простые и сложные, ДНК-содержащие и РНК-содержащие,

вирусы человека, животных, растений и бактерий).

Е) Вирусы человека.Сообщения учащихся.

-Какие вам известны вирусные заболевания человека?

(грипп, СПИД, герпес, гепатит, оспа, ветряная оспа, корь, полиомиелит и др.)

Учащиеся дают краткую характеристику ветрянки Слайд 5.

гриппа Слайд 5.

папилломы человека Слайд 7

Рекомендации по профилактике гриппа (учитель).

Ж) Борьба с вирусными заболеваниями.Беседа.

-Существуют ли способы борьбы с вирусами?

(противовирусные препараты, разрушающие гликопротеиновые шипы капсиды

вируса, и препятствующие проникновению вируса в клетку; прививание - введение антител).

- Почему с вирусами трудно бороться?

(Внутриклеточный паразит, большая скорость мутирования).

В борьбе с вирусными заболеваниями достигнут определенный прогресс: начиная с 1979 года, в природе не встречается вирус оспы, не производится оспопрививание. Вирус оспы хранят в 2-х лабораториях мира: в США и в России.

З) Вирус - существо или вещество? Беседа, объяснение.

- Что это значит?

-Какие доводы вы можете привести в пользу того, что вирус - это живое существо? Или неживое вещество?

Слайд 17,18.

И) Происхождение вирусов. Беседа , объяснение.

- Каково происхождение вирусов? На каком этапе эволюции органического мира они возникли? Подтвердите свою точку зрения.

Гипотезы происхождения вирусов:

А) вирусы - результат дегенерации клетки, перешедшей к

паразитизму;

Б) вирусы возникли из «прыгающих» генов - отделившихся

участков хромосом, покинувших клетку.

К) Значение вирусов. Беседа.

- Какую роль играют вирусы в природе и жизни человека?

А) Возбудители заболевание человека, животных, растений;

Б) Бактериофаги используются для борьбы с болезнетворными

бактериями;

В) Бактериофаги являются переносчиками генетического

материала в генной инженерии;

Г) Изменение наследственной информации клетки

способствует процессу эволюции.

4. Закрепление.

- Объясните следующие выражения:

А) « Вирус - это плохие новости в оболочке из белка» (Медавар );

Б) « Вирусы - самозваные диктаторы и двигатели эволюции» (В.З.Солоухин).

- Выполнение тренировочных проверочных работ по вариантам.

-Проверка работ. Слайд 19

5. Выводы по уроку:

*Вирусы - неклеточная форма жизни, паразитирующая на клеточном уровне;

*Генетический материал вирусов представлен ДНК или РНК;

*Размножение осуществляется на основе репликации ДНК или РНК;

*Вирусы являются возбудителями различных заболеваний;

*Вирусы - существа, находящиеся на грани живого и неживого.

6. Домашнее задание. Слайд 20.

Текст учебника, 5.6, стр181-185.

Подготовить сообщения на тему:

А) «История открытия ВИЧ ».

Б) «Строение и жизнедеятельность ВИЧ ».

В) «Пути проникновения вируса в организм и меры профилактики ".

Я бы хотел всех людей заразить добротой!

Я бы всех заразил стойким «вирусом счастья»,

Чтобы мир наполнялся людской теплотой,

Чтоб во всем проявлялись забота, участье.

(Мерзляков)





Литература.

  1. Захаров В.Б, Мамонтов С.Г и др. Биология. Общая биология (профильный уровень). 10 класс. - М.: Дрофа, 2011.

  2. Чирков С.Н. Я познаю мир. Вирусы и болезни. Энциклопедия. - М.: ООО Издательство АСТ, 2004.

  3. Рябова Т.В., Мазо В.Б. Диалоги о вирусах, или Тайны третьего царства. - М.: Школа-Пресс, журнал Биология в школе, 2007,№8.

  4. htt://kachaz-school/narod/ru/urok1/htm. - Мастер-класс. Кононцева А.В. Вирусы. 10 класс.

  5. Фрагменты презентаций из Интернет-ресурсов для составления презентации к уроку.






Приложение 1.

Вариант 1.

Вирусы.

Заполни пробелы в тексте.

Вирусы ……….. паразитическая форма жизни. Согласно классификации организмов, вирусы находятся на границе ……….. и ………… . Их считают живыми, поскольку они содержат …………. материал и способны ………..; в то же время их можно считать неживыми, поскольку они не имеют ……….. организации. Вне клетки-хозяина вирусы не ……….. признаков жизни. Генетический материал вируса может быть представлен либо ………. , либо …… . Белковая оболочка вируса называется ……….. . Она имеет ………. или ………. симметрию. Суперкапсида представляет ………… слой. Полностью сформированная вирусная частица называется ……. . Вирусы могут воспроизводить себя только ………. живой клетки, поэтому их называют …….. паразитами.


Вариант 2.

Вирусы.

Выбери номера правильных утверждений.

1.Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

2.Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.

3.Вирусы - это мельчайшие живые организмы.

4.Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

5.Заражая клетку, вирусы ее всегда убивают.

6.Вирусы были открыты в 19 веке.

7.Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

8.Корь, ветрянка, грипп, туберкулез, оспа - вирусные заболевания.

9.Массовые заболевания людей инфекционными болезнями называют эпидемиями.

10.Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.







Приложение 2.

Памятка по профилактике гриппа.


  1. Выходя из дома, смазывайте нос оксолиновой мазью.

  2. Старайтесь избегать мест, где много пыли, - в ней больше всего скапливается вирус.

  3. Носите с собой платок, смоченный ароматическим маслом лаванды, пихты или лимона и периодически прикладывайте его к носу, особенно когда кто-то кашляет или чихает.

  4. Во время поездки в общественном транспорте держите во рту корочку апельсина или лимона, сухую гвоздику (пряность).

  5. Утром выпивайте натощак стакан апельсинового или грепфрутового сока, а вечером съедайте дольку чеснока или салат со свежим луком.

  6. Старайтесь не разговаривать подолгу с больными людьми.

  7. Полежите в горячей ванне, выпейте 2 грамма аскорбиновой кислоты.

  8. Перед сном приготовьте себе теплое молоко с медом.

  9. Но что же делать, если грипп все же свалил вас?

Главная задача теперь - удалить из организма ядовитые продукты жизнедеятельности

вируса. Для этого нужно пить больше жидкости, причем не просто воды, а напитков,

содержащих максимум витаминов. Высоким содержанием самого необходимого витамина

С отличаются три растения местной флоры - шиповник, облепиха, черная смородина.





Методика использования ИКТ во время урока.

1.На уроке по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы» используется компьютерная презентация «Плохие новости в белковой упаковке».

2.Презентация используется на всех этапах урока:

*объявление темы и целей урока (слайд 1,2);

*изучение нового материала: сообщение новой информации в виде наглядного

представления объектов микромира (слайд 3-7);

*самостоятельная работа по заполнению таблицы (слайд 8-9);

*контроль знаний в ходе урока (слайд10-13);

*итоговая проверка знаний по теме урока (19);

*домашнее задание (слайд 20).

3. Использование учителем и учениками информации Интернет-ресурсов при подготовке

сообщений по теме «Многообразие вирусных заболеваний».


© 2010-2022