Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование практического занятия

Профессии:__ 23.01.09 Машинист локомотива, 15.01.25 Станочник (металлообработка), 23.01.14 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте, 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Дисциплина Биология.

Урок 16-17

Практическое занятие .

Лабораторная работа №2

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

Структура занятия:

1. Оргмомент 2 мин.

2. инструктаж об организации работы 10 мин.

3. Закрепление изученного материала (повторение)

1.Устное обсуждение работы. 5мин

4. .Проведение работы. 35мин

Оформление работы 30мин

5.Уборка рабочего места. 5мин

6. Подведение итогов занятия, объявление оценок 5 мин.

7. Задание на дом: учебник ………………………….. 3 мин.


Цель занятия:

закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов. Сравнивая их между собой.

Пояснения

Краткие теоретические сведения

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

Методы изучения клетки различны:

  1. методы оптической и электронной микроскопии. Первый микроскоп был сконструирован Р.Гуком 3 столетия назад, давая увеличение до 200 раз. Световой микроскоп нашего времени увеличивает до 300 раз и более. Однако и такое увеличение недостаточно для того, чтобы увидеть клеточные структуры. В настоящее время применяют электронный микроскоп, увеличивающий предметы в десятки и сотни тысяч раз (до 10 000 000).

Строение микроскопа: 1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив; 6.Зажим; 7.Столик; 8.Винт

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

2) химические методы исследования

3) метод клеточных культур на жидких питательных средах

4) метод микрохирургии

5) метод дифференциального центрифугирования.

Основные положения современной клеточной теории:

1.Структура. Клетка - это живая микроскопическая система, состоящая из ядра, цитоплазмы и органоидов.

2.Происхождение клетки. Новые клетки образуются путём деления ранее существующих клеток.

3.Функции клетки. В клетке осуществляются:

- метаболизм (совокупность повторяющихся, обратимых, циклических процессов - химических реакций);

- обратимые физиологические процессы (поступление и выделение веществ, раздражимость, движение);

- необратимые химические процессы (развитие).

4.Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту жизненных процессов. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. Рост и развитие многоклеточного организма - следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.

5.Эволюция клетки. Клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь развития от безъядерных форм к ядерным одноклеточным и многоклеточным организмам.

Задание

Выполнение работы

1.Под микроскопом рассмотреть растительные и животные клетки.

2. Сопоставить увиденное с изображением объектов в таблицах. Зарисуйте клетки в тетради.

3. Сравните между собой эти клетки .

Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных.

4. Зарисуйте строение растительной клетки.

5. Сравните строение растительной и животной клеток по данным светового микроскопа. Результаты занесите в таблицу:

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная оболочка

Пластиды

растительная


животная



Необходимые принадлежности

Оборудование: Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, микропрепараты клеток животных и растений.

Работа в аудитории

1.Под микроскопом рассмотреть растительные и животные клетки.

2. Сопоставить увиденное с изображением объектов в таблицах. Зарисуйте клетки в тетради.

3. Сравните между собой эти клетки .

Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных.

4. Зарисуйте строение растительной клетки.

5. Сравните строение растительной и животной клеток по данным светового микроскопа. Результаты занесите в таблицу:

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная оболочка

Пластиды

растительная


животная



Содержание отчета

  1. Номер и название работы;

  2. Цель работы;

  3. Задание с исходными данными;

  4. Необходимое оборудование;

  5. Оформление работы;

  6. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается сходство и различие клеток?

2. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? 3.Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных.

Литература

В.Б..Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология» 10-11кл.


© 2010-2022