• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа к учебнику биологии Пономаревой И. Н. , Николаева И. В. Корниловой О. А. 5 класс

Рабочая программа к учебнику биологии Пономаревой И. Н. , Николаева И. В. Корниловой О. А. 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 26.08.15.2015 года протокол № 1

Председатель _______ Халиди И.Ю.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По Биологии

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) 5

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)


Количество часов 35

Учитель Бобровская Тамара Николаевна

Программа разработана на основе

Биология: 5-9 классы: программа - М,:Вентана - Граф, И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко, О. И. Корнилова, А. Г. Драгомилова, Т. С. Сухова. - 2012 г.

(указать программу/программы, издательство, год издания)











Пояснительная записка.

Рабочая программа ориентирована на использование:

  • учебника: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О. А. Биология: 5 кл. - М., Вентана-Граф, 2015 - 128 с.

  • рабочей тетради с печатной основой: Корнилова О. А., Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. -М., Вентана-Граф, 2015 - 80 с.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко, О. И. Корнилова, А. Г. Драгомилова, Т. С. Сухова «Биология: 5-9 классы: программа. - М. Вентана-Граф, Б 63, 2012 - 304 с. ISB № 978-5-360-03608-1

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных царствах живых организмов; сведений по общей экологии, знакомство учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе;

  • овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познать биологические объекты и явления, чувствовать их красоту и значительность для жизни человека;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления к повседневному общению с природой, в соответствии с экологическими принципами поведения;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью; безопасное поведение в природной среде.

На основании Государственного образовательного стандарта 2010 г. в содержании рабочей программе предполагается реализовать системно-деятельностный подход, который определяет следующие задачи обучения:

  • личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;

  • метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

  • предметные, включающие обучающимися в ходе изучения биологии умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения программы.

Предметными результатами освоения пятиклассниками программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий);

  • приведение доказательств(аргументация) необходимости защиты окружающей среды;

  • классификация и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе царству;

  • объяснение роли различных организмов в жизни человека;

  • различение на таблицах наиболее распространенных растений и животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаральные иглы, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусами животных.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Место курса биологии в базисном учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 час в неделю) в 5 классе, 35 (1 час в неделю) в 6 классе, по 70 (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе являестя базой для иучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дфференциации.

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в 5-х классах в объеме 1 часа в неделю, за год 35 часов.

Рабочей программой запланировано проведение 4-х лабораторных работ по следующим темам:

  1. «Изучение увеличительных приборов»;

  2. «Знакомство с клетками растений»;

  3. «Знакомство с внешним строением растения»;

  4. «Наблюдение за передвижением животных»

Рабочая программа предусматривает разные варианты материально-технического обеспечения учебного процесса.

В частности:

  • проектор,

  • световой микроскоп,

  • предметные стекла,

  • готовые микропрепараты по ботанике и зоологии,

  • плодовые тела грибов - трутовиков,

  • гербарии культурных растений,

  • таблицы и др.
















Тематическое планирование

(35 ч, из них 3 ч - резервное время)

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

2

3

Тема 1. Биология - наука о живом мире (8 ч)

Биология как наука.

Роль биологии в практи­ческой деятельности лю­дей

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы.

Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные расте­ния и домашние животные. Наука о жи­вой природе - биология

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значе­ние.

Приводить примеры знакомых культур­ных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значе­ние науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Отличительные призна­ки живых организмов

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм - единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого

Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития расти­тельных и животных организмов, ис­пользуя рисунок учебника. Характеризовать органы живого орга­низма и их функции, используя рисунок учебника.

Формулировать вывод о значении взаи­модействия органов живого организма

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и мо­делирования в лабораторных условиях

Различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Осваивать способы оформления результатов исследования

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы (ручная, штативная), микроскоп. Р. Гук, А. ван Ле­венгук. Части микроскопа. Микропрепа­рат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1 «Изуче­ние устройства увеличительных прибо­ров»

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помо­щью увеличения.

Изучать устройство микроскопа и соблю­дать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Получать навыки работы с микроско­пом при изучении готовых микропрепа­ратов.

Соблюдать правила работы в кабине­те, обращения с лабораторным оборудо­ванием

Клеточное строение ор­ганизмов. Многообразие клеток. Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и рас­тений. Их функции

Лабораторная работа № 2 «Знаком­ство с клетками растений»

Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и раститель­ную клетки, находить черты их сходства и различия.

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Особенности химическо­го состава живых орга­низмов: неорганические и органические вещест­ва, их роль в организме

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические веще­ства клетки, их значение для жизни орга­низма и клетки

Различать неорганические и органиче­ские вещества клетки, минеральные со­ли, объяснять их значение для орга­низма.

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, де­лать выводы.

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результа­тах опыта, работая в паре

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, уда­ления продуктов обме­на в жизнедеятельно­сти клетки и организма. Рост и развитие орга­низмов. Размножение

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Раз­множение клетки путём деления. Переда­ча наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей

клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой систе­мы - биосистемы

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значе­ние понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные со­бытия. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, исполь­зуя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что клет­ка - живая система (биосистема)

Биология как наука

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дар­вин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология - наука о живом мире»

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

Выделять области науки, в которых рабо­тали конкретные учёные, оценивать сущ­ность их открытий.

Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие био­логии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой при­роде и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Оценивать свои достижения и достиже­ния одноклассников по усвоению учебно­го материала

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Разнообразие организ­мов. Принципы их клас­сификации. Отличитель­ные признаки предста­вителей разных царств живой природы

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раз­дел биологии - систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значе­ние и меры профилактики вирусных забо­леваний. Вид как наименьшая единица классификации

Объяснять сущность термина «классификация».

Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Бактерии.

Многообразие бактерий

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточ­ные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клет­ки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизне­деятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Характеризовать особенности строения бактерий.

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий- автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бакте­рий в природе и в жиз­ни человека

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий и растений. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобакте­рии как поставщики кислорода в атмо­сферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс броже­ния. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезне­творными бактериями

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его значение для природы.

Различать бактерии по их роли в приро­де и в жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Растения. Многообразие растений. Значение рас­тений в природе и в жиз­ни человека

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значе­ние фотосинтеза. Сравнение клеток рас­тений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные разли­чия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растении в жизни человека

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.

Характеризовать мхи, папоротники, хв щи, плауны как споровые растения, опре­делять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематиче­ских групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений раз­ных систематических групп в жизни человека

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 3 «Знаком­ство с внешним строением растения»

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвои­нок на побеге. Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и уд­линённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

Животные. Строение жи­вотных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни чело­века

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многокле­точные организмы. Роль животных в при­роде и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Распознавать одноклеточных и многокле­точных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисун­кам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клет­кой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 4 «Наблю­дение за передвижением животных»

Готовить микропрепарат культуры инфу­зорий.

Изучать живые организмы под микроско­пом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движе­ния, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Формулировать вывод о значении движе­ния для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудова­нием

Грибы.

Многообразие грибов

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибни­ца, образованная гифами. Питание гри­бов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Сим­биоз гриба и растения - грибокорень (микориза)

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гри­ба, называть его части.

Определять место представителей царст­ва Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Различать понятия: «сапротроф», «пара­зит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Многообразие грибов, их роль в природе и в жиз­ни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помо­щи при отравлении гри­бами

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесне­вые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы - дрожжи. Их ис­пользование в хлебопечении и пивоваре­нии. Съедобные и ядовитые грибы. Пра­вила сбора и употребления грибов в пи­щу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые гри­бы в таблицах и на рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы

Лишайники. Роль лишай­ников в природе и в жиз­ни человека

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, пита­ние, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайни­ки - показатели чистоты воздуха

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симби­оз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутренне­го строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотическо­го организма для выживания в неблаго­приятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека

Разнообразие организ­мов. Взаимосвязи орга­низмов и окружающей среды. Роль в природе и в жизни человека

Значение живых организмов в природе и в жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вред­ных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жиз­ни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Многообразие живых организмов»

Определять значение животных и расте­ний в природе и в жизни человека по ри­сункам учебника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохране­ния равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны ред­ких видов и природы в целом

Оценивать свои достижения и достиже­ния одноклассников по усвоению учебно­го материала

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной, и организменной сред. Примеры организмов - обитателей этих сред жизни

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов,

изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симби­онтов, объяснять их воздействие на орга­низм хозяина

Влияние экологических факторов на организмы

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, фак­торы живой природы и антропогенные факторы. Примеры экологических фак­торов

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фак­тор живой природы», «антропогенный фактор».

Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, при­водить примеры собственных наблю­дений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям свое­го обитания. Биологическая роль защит­ной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строе­ния и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных измене­ний у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность жи­вотных и растений к среде обитания по рисункам учебника

Пищевые связи в экоси­стеме. Круговорот ве­ществ и превращения энергии

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные - потребители органических веществ; грибы, бактерии - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сооб­ществ

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природ­ное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и кру­говорота веществ в природном сообще­стве

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропиче­ский лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие ви­ды природных зон, требующие охраны

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природ­ные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности жи­вотных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охра­не природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых госу­дарством

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам оби­тания

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организ­мов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Характеризовать и сравнивать располо­жение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособлен­ность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фау­ны разных материков в зоопарке, бота­ническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной сре­де. Обитатели мелководий и средних глу­бин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. При­способленность организмов к условиям обитания

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки при­способленности организмов к среде оби­тания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и осо­бого строения тела у рыб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Жизнь организмов на плане­те Земля»

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Рисовать (моделировать) схему кругово­рота веществ в природе.

Принимать участие в обсуждении про­блемных вопросов.

Строить схему круговорота веществ в при­роде с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения и достиже­ния одноклассников по усвоению учебно­го материала темы

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Место человека в систе­ме органического мира. Природная и социальная среда обитания челове­ка. Особенности поведе­ния человека. Речь. Мыш­ление

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Че­ловека разумного. Родственник человека

современного типа - неандерталец. Ору­дия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенно­сти современного человека. Деятель­ность человека в природе в наши дни

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезь­яной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные призна­ки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в фор­мировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длитель­ного исторического развития

Роль человека в биосфе­ре. Экологические про­блемы

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей сре­ды. Необходимость знания законов раз­вития живой природы. Мероприятия по охране природы

Анализировать по карте пути расселения человека на материках Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания зако­нов развития природы для охраны живо­го мира на Земле

Последствия деятельно­сти человека в экоси­стемах

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современ­ным человечеством заботы о живом ми­ре. Заповедники, Красная книга. Меро­приятия по восстановлению численно­сти редких видов и природных сооб­ществ

Называть животных, истреблённых че­ловеком.

Объяснять причины сокращения и ис­требления некоторых видов животных, приводить примеры.

Характеризовать запрет на охоту как ме­роприятие по охране животных

Роль человека в биосфе­ре. Экологические про­блемы

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увели­чения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых тер­риториях

Обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Человек на планете Земля»

Аргументировать ценность биологиче­ского разнообразия для природы и чело­века. Оценивать роль деятельности чело­века в природе.

Характеризовать состояние редких ви­дов животных, занесённых в Красную книгу.

Объяснять значение Красной книги, за­поведников.

Приводить примеры своей деятельности

в природе и общения с живыми организ­мами.

Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимую­щих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Оценивать свои достижения и достиже­ния одноклассников по усвоению учебно­го материала

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Обсуждение заданий на лето

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для фор­мулировки ответов.

Анализировать содержание выбранных на лето заданий

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия «Весенние явления в приро­де» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя)

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в при­роде

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УМР

методического объединения ____________ Ириолова А.Д.

учителей биологии МБОУ СОШ № 80 подпись Ф.И.О.

от ________ 2015 года № 1 ________________ 2015 года

_________________ ____________

(подпись руководителя МО) Ф.И.О.

© 2010-2022