Зрительный анализатор. Гигиена зрения

Модульное обучение это один из здоровье сберегающих технологий. Модуль-целевой функциональный блок в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, чтобы ученик самостоятельно или с помощью учителя достигал конкретных целей учебно познавательной деятельности. Ученик имеет инструкцию в которой определены цели усвоения модуля, где найти материал, как овладеть им, проверить правильность выполнения, степень усвоения учебного материала...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Биологии в 8 классе

По теме «Анализаторы и органы чувств»

Тема: Строение и функция зрительного анализатора. Предупреждение нарушений зрения.

Тип урока: изучение нового материала, модульный.

Методы: интерактивный, репродуктивный, ролевая игра.

Средства обучения: таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза, модуль-инструкция к действию каждому ученику.

Цели урока:

Закрепить понятие анализатора, изучить строение и функции глаза и его частей, гигиену зрения.

Формировать умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно добывать знания, работать с тетрадью и учебником.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

Учитель напоминает сущность модульного обучения - самостоятельное достижение конкретных результатов в процессе работы с учебными элементами. В инструкции определены: цели усвоения модуля, где найти учебный материал, как овладеть им, а так же проверить правильность выполненного задания.

Главное правило «Ученик должен учиться сам, но помнить, что с ним рядом учитель, который направляет и помогает в учебной деятельности, кроме того, он контролирует успехи.

Модуль 1

Номер учебного элемента

учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению нового материала

Оценка работы в баллах

У.Э. 0

Цель: Определить исходный уровень знаний об анализаторах.

Вариант 1:

Назовите последовательно 3 части зрительного анализатора из перечня:

а) затылочная доля коры больших полушарий.

б) зрительный нерв.

в) рецепторы сетчатки глаза.

Вариант 2:

Ответьте на вопрос:

Будет ли человек видеть, если у него нарушена затылочная доля коры больших полушарий мозга? Обоснуйте ответ.

Самостоят-я

работа по вариантам.

Запись ответов в тетрадь.


3 бал.

У.Э.1

Цель: Сформировать представление о глазе как световоспринимающей части зрительного анализатора, отметить связь между строением и функцией.

1.Вступительный рассказ учителя.

2.Просмотр кадров видеофильма «Человек» «Квадра-фильм»

Заслушать сообщение учителя, зафиксировать основные моменты в тетрадь.

3 бал.

У.Э.2

Цель: Выяснить какие особенности строения глаза являются приспособительными к восприятию световых раздражений.

1.Прочитайте в учебнике статью «Строение глаза» учебник автор Цузмер А.М., стр.244,

рис. 100

2.Заполните таблицу «Строение глаза»

Название части глаза

Особенность строения

Выполняемая функция


3.Проверьте уровень усвоения знаний

Вариант 1.

Выберите верный ответ:

1.Наружная оболочка глаза это:

а) сетчатка б) сосудистая оболочка

в) радужная оболочка г) белочная

2.Средняя оболочка (см. ответ в 1 задании)

3.Внутренняя оболочка (см. там же)

4.Зрачок-это отверстие в

а) сетчатке б ) сосудистой оболочке

в) роговице г) склере

5.Глазное яблоко изнутри заполнено:

а) хрусталиком

б) зрительными рецепторами

в) стекловидным телом

г) мышцами

Вариант 2.

Из перечня ответов выберите правильный:

  1. воспринимает зрительные раздражения

2. преломляет световые лучи

  1. проводит возбуждение в мозг

  2. состоит из светочувствительных клеток

  3. защитная оболочка глаза

Ответы:

  1. хрусталик

  2. сетчатка

  3. зрительный нерв

  4. зрачок 5. рецепторы

  5. белочная оболочка

  6. радужная оболочка

Самостоят-я

работа с учебником


3 бал.

У.Э. 3

Цель: Изучить основы гигиены зрения, сформулировать правила сохранения зрения.

Задание: Прослушать выступление доктора Тяпкина-Ляпкина (Элемент ролевой игры - правила гигиены зрения наоборот). Записать в тетрадь правила гигиены зрения.

Подсказка: не - читай…

- смотри…

- три…

- надевай… и т.д.


0,5 бал.

За

каждое правило

У.Э.4

Цель: выяснить, какие формы нарушения зрения наиболее часто встречаются у людей.

Задание: Прослушайте, пожалуйста, рассказ врача окулиста (элемент ролевой игры - выступление врача офтальмолога, с использованием самодельных схем близорукости и дальнозоркости на доске), выясните:

1.Причины приобретения близорукости

а) увеличение кривизны хрусталика

б) уменьшение кривизны хрусталика

в) сужение зрачка

г) расширение сосудов

2. Причины приобретения дальнозоркости

(смотри ответы на вопрос №1)

работа в

парах по

обсуждению

ответов


2 бал.

У.Э. 5

Цель: Подведение итогов, оценка знаний

___У.Э 1___________ баллы

У.Э.2___________

У.Э.3___________

У.Э.4___________

Всего:______________ баллов

Оценка:_____________


Большое спасибо за участие !


  1. Рефлексия:

- Полезна ли полученная информация на уроке в жизни?

- Что из изученного вы услышали впервые?

- В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», правда ли это? Ответ обоснуйте.

Критерии оценки:

18 баллов - оценка 5

17 - 14 - 4

13 - 9 - 3

8 баллов - 2

3. Домашнее задание:

-Учащимся, увлекающимся проблемами биологии, подготовить сообщение «Глаз и фотокамера».

- Прочитать учебник с. 244 - 249, просмотреть записи в рабочей тетради.

© 2010-2022