• Преподавателю
  • Биология
  • Урок «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и биологии по теме «Моховидные»

Урок «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и биологии по теме «Моховидные»

Тема «Моховидные» имеет важное значение для понимания эволюционных процессов происходящих на Земле, в связи с освоением суши живыми организмами.Для более глубокого изучения  темы «Моховидные» данный урок спроектирован,  как интегрированный урок информатики и биологии с использованием приёмов и методов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».На этом уроке школьники практикуют свои навыки работы с Интернет ресурсами, электронными учебниками, тестами. Учатся находить инфор...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта интегрированного урока биологии и информатики в 7 классе по теме «Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. Значение мхов» (1ч.)

Тема

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности.
Значение мхов.

Цели

Цель

Дидактическая: создание условий для формирования понятий о характерных особенностях высших споровых растений на примере мхов; чертах усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.

Образовательные: определять черты приспособленности мохообразных к среде обитания; устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни мохообразных при работе с различными источниками информации, изучить их роль в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать у учащихся посредством приёмов и методов ТРКМЧП логического мышления, навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умений выделять главное, сравнивать и делать выводы и обобщения.

Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и самоконтроля, умения работать в команде.

Формировать УУД:

  • личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение, находить способы решения.

  • коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других людей.

  • познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Основные понятия

Высшие растения, кукушкин лён, сфагнум, среда обитания, размножение, спорофит, гаметофит.

Межпредметные связи

биология, информатика.

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

Актуализация знаний. Постановка и формулирование учебной проблемы.

I.Актуализация темы.

(Вызов.)






II. Изучение нового материала.

(Осмысление.)



1.На имя учащихся нашего класса поступило письмо от барона Мюнхгаузена, известного выдумщика и фантазёра. Вот это письмо.

«Расскажу вам про одну интересную историю внедрения какого-то растения в официальную медицинскую промышленность. На рубеже 19-20 веков это растение упаковывалось и рассылалось по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. Растение это добывали на болотах. Ребята, расскажите об этом растении? ».

2. Мозговая атака. Используя прием «Тонкие и толстые вопросы», определить о каком растении идёт речь, на основании каких свойств этого растения можно применять его как перевязочный материал.

«Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?); «Толстые» вопросы - проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).

Гипотеза: скорее всего это мох.

Занесем уже имеющиеся знания о мхах в первый столбец таблицы, а что хотели бы узнать во второй.


Знаю

Узнал

Хочу узнать

Почему мох использовали как перевязочный материал?


  1. Обсуждение таблицы и краткие выводы.


  1. Заполнение таблицы ЗХУ графы «Узнал»


  1. Чтобы ответить на этот проблемный вопрос необходимо изучить литературу. Используя стратегию «Таблица - синтез » изучите информацию о строении мхов (Биология . Электронный учебник. Моховидные ebio.ru, files.shool-collection.ru, БЭН Биология 6-9, «Кирилл и Мефодий».

Ключевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)



Записывают тему урока.

В ходе беседы формулируется проблемный вопрос - что за растение использовалось в качестве перевязочного материала и какими свойствами он должен был обладать.




Учащиеся читают текст, одновременно заполняя таблицу, для развития рефлексивного восприятия информации. Данный прием побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья - при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом

Учащиеся комментируют и обсуждают таблицу.



-

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.



Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Поиск решения.

  1. Групповая работа с Интернет ресурсом ref.by›refs/10/485/1.html tarefer.ru›works/10/100306/index.html

Задания для групп:

1 группа. Псилофиты - родоначальники мхов

2 группа. Особенности строения мхов

3группа. Систематика мхов

4 группа. Размножение мхов

5 группа. Значение мхов

Каждый вопрос задания обсуждается в группе, а результаты работы групп в виде схемы, таблицы или ментальной карты посредством графического редактора Point, Exsel 2007 оформляются в рабочих тетрадях учащихся, на интерактивной доске.

Представление и защита работы.

Вывод по поиску решения

Вы можете ответить на проблемный вопрос урока?

Формулируют вывод

Самостоятельное применение знаний.

III. Подведение итогов урока.

(Рефлексия)


  1. Закончите таблицу «З.Х.У.» 3 столбец

  2. Тренировочные упражнения (УЭИ лабораторный практикум Биология 6-11, 3.3 Строение и жизненный цикл мохообразных ).

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Итог.

Какая была проблема?

Выполнили ли задуманное?

Какое решение мы нашли в ходе обсуждения?

Как оцениваете свою работу?

Обобщают, делают выводы по урокам.

Обсуждение.


Самоанализ, самооценка своей работы.

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Домашнее задание.

Прочитать 5.1. Подготовить сообщение об использовании мхов жителями Кижингинского района.




© 2010-2022