- Преподавателю
- Биология
- Урок «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и биологии по теме «Моховидные»
Урок «Формирование информационной компетентности школьников на уроках информатики и биологии по теме «Моховидные»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Намдакова Г.Б. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта интегрированного урока биологии и информатики в 7 классе по теме «Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. Значение мхов» (1ч.)
Тема
Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности.
Значение мхов.
Цели
Цель
Дидактическая: создание условий для формирования понятий о характерных особенностях высших споровых растений на примере мхов; чертах усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.
Образовательные: определять черты приспособленности мохообразных к среде обитания; устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни мохообразных при работе с различными источниками информации, изучить их роль в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать у учащихся посредством приёмов и методов ТРКМЧП логического мышления, навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умений выделять главное, сравнивать и делать выводы и обобщения.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи и самоконтроля, умения работать в команде.
Формировать УУД:
-
личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение, находить способы решения.
-
коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других людей.
-
познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Основные понятия
Высшие растения, кукушкин лён, сфагнум, среда обитания, размножение, спорофит, гаметофит.
Межпредметные связи
биология, информатика.
Ход урока
Этапы урока
Учитель
Учащиеся
Формирование УУД
Актуализация знаний. Постановка и формулирование учебной проблемы.
I.Актуализация темы.
(Вызов.)
II. Изучение нового материала.
(Осмысление.)
1.На имя учащихся нашего класса поступило письмо от барона Мюнхгаузена, известного выдумщика и фантазёра. Вот это письмо.
«Расскажу вам про одну интересную историю внедрения какого-то растения в официальную медицинскую промышленность. На рубеже 19-20 веков это растение упаковывалось и рассылалось по всем губерниям России. Вместе с этими упаковками врачи и фельдшеры получали специальную анкету, в которой они должны были оценить свойства этого нового перевязочного материала. Растение это добывали на болотах. Ребята, расскажите об этом растении? ».
2. Мозговая атака. Используя прием «Тонкие и толстые вопросы», определить о каком растении идёт речь, на основании каких свойств этого растения можно применять его как перевязочный материал.
«Тонкие» вопросы требуют воспроизведения знания материала (Кто? Что? Когда?); «Толстые» вопросы - проблемные (дайте объяснение, почему ? а что будет, если…? почему вы считаете … ?).
Гипотеза: скорее всего это мох.
Занесем уже имеющиеся знания о мхах в первый столбец таблицы, а что хотели бы узнать во второй.
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Почему мох использовали как перевязочный материал?
-
Обсуждение таблицы и краткие выводы.
-
Заполнение таблицы ЗХУ графы «Узнал»
-
Чтобы ответить на этот проблемный вопрос необходимо изучить литературу. Используя стратегию «Таблица - синтез » изучите информацию о строении мхов (Биология . Электронный учебник. Моховидные ebio.ru, files.shool-collection.ru, БЭН Биология 6-9, «Кирилл и Мефодий».
-
Ключевые моменты текста (сообщения)
На чем остановилось внимание?
Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)
Записывают тему урока.
В ходе беседы формулируется проблемный вопрос - что за растение использовалось в качестве перевязочного материала и какими свойствами он должен был обладать.
Учащиеся читают текст, одновременно заполняя таблицу, для развития рефлексивного восприятия информации. Данный прием побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья - при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом
Учащиеся комментируют и обсуждают таблицу.
-
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
3. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Поиск решения.
-
Групповая работа с Интернет ресурсом ref.by›refs/10/485/1.html tarefer.ru›works/10/100306/index.html
Задания для групп:
1 группа. Псилофиты - родоначальники мхов
2 группа. Особенности строения мхов
3группа. Систематика мхов
4 группа. Размножение мхов
5 группа. Значение мхов
Каждый вопрос задания обсуждается в группе, а результаты работы групп в виде схемы, таблицы или ментальной карты посредством графического редактора Point, Exsel 2007 оформляются в рабочих тетрадях учащихся, на интерактивной доске.
Представление и защита работы.
Вывод по поиску решения
Вы можете ответить на проблемный вопрос урока?
Формулируют вывод
Самостоятельное применение знаний.
III. Подведение итогов урока.
(Рефлексия)
-
Закончите таблицу «З.Х.У.» 3 столбец
-
Тренировочные упражнения (УЭИ лабораторный практикум Биология 6-11, 3.3 Строение и жизненный цикл мохообразных ).
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Итог.
Какая была проблема?
Выполнили ли задуманное?
Какое решение мы нашли в ходе обсуждения?
Как оцениваете свою работу?
Обобщают, делают выводы по урокам.
Обсуждение.
Самоанализ, самооценка своей работы.
Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Домашнее задание.
Прочитать 5.1. Подготовить сообщение об использовании мхов жителями Кижингинского района.