- Преподавателю
- Биология
- Рабочая тетрадь по естествознанию 8 класс Животные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая тетрадь по естествознанию 8 класс Животные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Фарзутдинова В.М. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В.М. Фарзутдинова
2014
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Биология. ЖИВОТНЫЕ
8 класс
г.Альметьевск
Тема: «Черви»
Карточка №1. Прочитай в учебнике о дождевом черве (с. 13-15) и дополни текст об образе жизни этого животного:
Дождевые черви питаются _________________. Пищу они находят по _________________. Дышат дождевые черви воздухом, который находится между ________________________. Кислород из воздуха поступает в их тело через ____________________, которая покрыта слоем _____________________. На поверхность почвы дождевые черви обычно выползают _____________________. Во время дождя они выползают и ________________, потому что дождевая вода ________________________ и им становится трудно _________. При передвижении во влажной почве дождевые черви ______________________, а в плотной почве они _________________________.
Тема: «Черви»
Карточка №1. Прочитай в учебнике о дождевом черве (с. 13-15) и дополни текст об образе жизни этого животного:
Дождевые черви питаются _________________. Пищу они находят по _________________. Дышат дождевые черви воздухом, который находится между ________________________. Кислород из воздуха поступает в их тело через ____________________, которая покрыта слоем _____________________. На поверхность почвы дождевые черви обычно выползают _____________________. Во время дождя они выползают и ________________, потому что дождевая вода ________________________ и им становится трудно _________. При передвижении во влажной почве дождевые черви ______________________, а в плотной почве они _________________________.
Тема: «Черви»
Карточка №1. Прочитай в учебнике о дождевом черве (с. 13-15) и дополни текст об образе жизни этого животного:
Дождевые черви питаются _________________. Пищу они находят по _________________. Дышат дождевые черви воздухом, который находится между ________________________. Кислород из воздуха поступает в их тело через ____________________, которая покрыта слоем _____________________. На поверхность почвы дождевые черви обычно выползают _____________________. Во время дождя они выползают и ________________, потому что дождевая вода ________________________ и им становится трудно _________. При передвижении во влажной почве дождевые черви ______________________, а в плотной почве они _________________________.
Тема: «Насекомые»
Карточка №2. Прочитай. Выбери предложения, в которых даны сведения о внешнем строении насекомых. Номера предложений обведи в кружок.
-
Тело животного состоит из внешне одинаковых члеников.
-
Тело животного состоит из члеников, которые образуют голову, грудь и брюшко.
-
Животное имеет на груди по 6 ног.
-
Животное имеет на большинстве члеников по две пары щетинок.
-
У многих животных на голове есть два глаза.
-
На голове располагаются два усика.
-
Глаза и усики отсутствуют.
-
На спинной части груди у многих имеются крылья.
-
По бокам брюшка имеются мелкие отверстия - дыхальца
Карточка №3. Сравни между собой бабочку - капустницу и яблонную плодожорку и заполни таблицу.
Вопрос
Бабочка - капустница
Яблонная плодожорка
Где встречается?
Чем различается по окраске крыльев?
Где откладывает яйца?
Чем питается гусеница?
Где происходит превращение гусениц в куколки?
Какой вред наносит человеку?
Карточка №4. Допиши сведения о строении и жизни майского жука.
Крылья верхней пары у жуков ____________. Сложенные вместе они защищают от повреждений находящиеся под ними _____________________ крылья.
Майские жуки питаются _________________ и других лиственных деревьев. Пищу находят главным образом по запаху при помощи ________________. Самки откладывают яйца в __________________. Видят они _______________. Вышедшие из них личинки питаются _________________. Обычно на четвертое лето личинки превращаются в _____________, а из них через два месяца появляются взрослые ____________________.
Слова для справок: кожистые, перепончатые, листья, обоняние, плохо, почва, корит молодых деревьев, куколки, насекомые.
Карточка №5. Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
-
Муха может ходить по оконным стеклам, стенам и потолку, потому что у нее:
-
Все ноги одинаковой длины
-
На лапках имеются цепкие коготки и липкие подушечки
-
Ноги состоят из большого количества коротких члеников
-
Комнатные мухи питаются:
-
Сочными листьями растений
-
Пищей человека и пищевыми отходами
-
Комарами и другими мелкими животными
-
Комнатная муха откладывает яйца:
-
В воду ручьев и прудов
-
В навоз и гниющие пищевые отходы
-
В бутоны зацветающих растений
-
Из отложенных мухами яиц выходят личинки:
-
Безногие, беловатого цвета
-
С несколькими парами ног и округлой головой
-
С несколькими парами ног и круглыми глазами
-
Молодые мухи выходят из куколок после из образования через:
-
Один год
-
Два - три месяца
-
Четыре - пять дней
-
Особенно много мух около жилья человека бывает:
-
Ранней весной
-
Во второй половине лета
-
Поздней осенью
-
Комнатные мухи опасны для человека тем, что они:
-
Кусаются и пьют кровь
-
Беспокоят постоянным жужжанием
-
Загрязняют продукты питания возбудителями кишечных инфекций
Карточка №6. Вставьте недостающие слове а тексте о жизни семьи.
Пчелы живут большими _____________. В природе они поселяются в _________________, а на пасеках - в ________________. Рабочие пчелы из ________________ делают в ульях _______________. В них _______________ откладывают яйца, из которых выходят белые червеобразные ____________________. Рабочие пчелы - кормилицы вначале кормят их молочком, а потом все они получают смесь _______________ и ___________________. Рабочие пчелы - сборщицы собирают с цветов ______________ и ________________. В ульях пчелы - сборщицы помещают добычу в свободные ____________. В них нектар превращается в _______. Пчелы в природе полезны тем, что при сборе с цветков нектара и пыльцы они осуществляют _________________ растений.
Слова для справок: семья, дупла, ульи, воск, соты, матка, личинки, пыльца, нектар, мед, опыление.
Карточка №7. Допиши сведения о тутовом шелкопряде.
У бабочек тутового шелкопряда нет развитого _________ и они не _______________. Их гусеницы питаются ______________ тутового дерева. Перед окукливанием гусеницы опутывают себя ______________. Образуется _________________. Для получения нити коконы обрабатывают _____________. Затем их высушивают и _______________ на специальных станках. Из скрученных нитей ткут шелковые ___________________.
Карточка №8. Прочитайте названия животных и определите, какое из них лишнее в каждом ряду. Подчеркни названия лишних животных и допиши предложение.
-
Бабочка - капустница, дождевой червь, майский жук.
Лишнее животное _____________, потому что он относится к ___________, а другие - к насекомым.
-
Комнатная муха, майский жук, бабочка - капустница.
Лишнее животное _____________, потому что она имеет ___________, а другие - по две пары.
-
Медоносная пчела, бабочка - капустница, тутовый шелкопряд.
Лишнее животное _____________-, потому что она не _________________ животное , а дикое.
Тема: «Рыбы»
Карточка №9. Рассмотрите рисунок и допишите текст об общих признаках рыб.
Рыбы - постоянные обитатели различных ______________________. Тело у большинства рыб имеет_____________________ форму. Снаружи их тело покрыто ___________________, на поверхности которой имеется тонкий слой __________________. Этот слой облегчает рыбам ______________ в воде. Рыбы плавают при помощи _____________ и ______________ тела. Многие рыбы питаются водными растениями, ___________________, ______________. Рыбы дышат растворенным в воде ________________. Органы дыхания у них ___________. Размножение у рыб происходят в ______________.
Карточка №10. Сравни речного окуня и щуку. Данные занеси в таблицу.
Вопрос
Речной окунь
Щука
Где живет?
Чем питается?
Как охотится на добычу?
Где выметывает икру?
Какое значение имеет в природе?
Карточка №10-1. Сравни треску и сельдь. Данные занеси в таблицу.
Вопрос
Треска
Сельдь
Где живет?
Какие слои воды населяет?
Чем различается форма тела?
Чем питается?
Где размножается?
Какое значение имеет в жизни человека?
Карточка №11. Вставь в текст недостающие слова.
Карп - ____________ рыба. Он выведен человеком от дикого предка - ________________. Человек разводит карпа в ___________________. Имеется несколько _______________ карпа. Как и сазан карп питается _____________, которые находятся в илистом дне при помощи ______________________. Расположенных по бокам. При выращивании карпа подкармливают ____________, _____________________, ____________________. Карп высоко ценится из-за _________________________.
Слова для справок: одомашненный, сазан, пруды, порода, черви, личинки насекомых, водные растения, усики, рот, картофель, жмых, кукуруза, нежное и питательное мясо.
Карточка №12. Прочитайте текст учебника об использовании и охране рыб с. 61-62. Допишите предложения.
Промысел рыб может стать невозможным, если вылавливать рыбу _____________, чем она успевает _________________. Чтобы этого не произошло правила рыболовства запрещают лов _________________ рыбы и взрослых рыб во время их ____________. Запрещены способы лова рыбы - травление, глушение взрывами, при использовании которых _______. Большое значение в при увеличении рыбных богатств имеет _______________ заводы, на которых выращивают мальков, ценных промысловых рыб: _______________, ____________, __________________, _________________ и других.
Тема: «Земноводные»
Карточка №13. Допиши недостающие слова об общих признаках земноводных.
Земноводные имеют ___________ и влажную. Они живут в ______________ и во ______________ местах суши.
Слова для справок: кожа, слизистая, вода, влажные.
Карточка №14. Сравни зеленую лягушку и серую у жабу. Данные занеси в таблицу.
Вопрос
Зеленая лягушка
Серая жаба
Где обычно встречается?
Какие особенности имеет кожа?
Чем питается?
Как передвигается?
В какое время суток активна?
Карточка №15. Прочитай названия животных. Определи кто из них лишний и почему. Допиши ответы.
-
Зеленая лягушка, серая жаба, тритон.
Лишний ____________, потому что он имеет длинный __________________.
-
Тритон, серая жаба, речной окунь.
-
Лишний _____________________, потому что он относится к _________________, а другие к - земноводным.
Карточка №16. Прочитай. Выбери предложения в которых даны сведения о лягушке. Обведи правильный ответ в кружок.
-
Тело состоит из головы туловища и хвоста.
-
Тело состоит из головы и туловища
-
Имеются парные и непарные плавники.
-
Имеются две пары конечностей
-
Кожа голая, покрыта слоем слизи
-
Кожа покрыта чешуей и тонким слоем слизи
-
Органы дыхания - легкие
-
Органы дыхания - жабры
-
Сердце состоит из двух камер
-
Сердце состоит из трех камер
Карточка №17. Сравни головастика, лягушку и рыбу. данные занеси в таблицу.
Вопрос
Головастик
Лягушка
Речной окунь
Где обитает?
Какова форма тела?
С помощью чего передвигается?
С помощью чего дышит?
Карточка №18. Допиши с помощью учебника с.77-78 текст о размножении и развитии лягушки
Размножение лягушки происходит в ___________. Самки весной откладывают в воду _________________, которые опускаются на дно водоема. Самцы ___________________ их семенной жидкостью. Оболочки икринок набухают и они склеиваются в крупные _______________, которые потом всплывают к поверхности водоема. Здесь вода значительно _________________. Примерно через одну - три недели из икринок выходит ____________. Вначале они питаются ___________________. Обычно через месяц головастики превращаются в __________________.
Тема: «Пресмыкающиеся»
Карточка №19. Допиши текст об общих признаках пресмыкающихся.
Тело пресмыкающихся, имеющих ноги, _____________ над землей, но при передвижении оно _________________ с ней. Голова у пресмыкающихся соединена с туловищем короткой ________________. Поэтому она может ___________________ в стороны. Язык у многих пресмыкающихся длинный и _____________________ на конце. Он служит им органом _____________. Тело пресмыкающихся снаружи покрыто ____________________________.
Слова для справок: приподнято, соприкасается, шея, поворачивать, раздвоенный, осязание, роговая чешуя.
Карточка №20. Прочитай предложения. Обведи в кружок номера предложений в которых даны сведения о ящерице.
-
Живет в воде
-
Живет на суше
-
Живет в воде и на суше
-
Тело вытянутое, стройное
-
Тело приплюснутое, неуклюжее
-
Передние конечности значительно короче задних
-
Передние конечности по длине одинаковые
-
Передвигаются по земле шагами
-
Передвигаются по земле прыжками
-
Кожа влажная, голая, покрыта слоем слизи
-
Кожа сухая покрыта роговой чешуей
-
Дышит только при помощи легких и кожи
-
Дышит при помощи легких
Карточка №21. Сравни ящерицу и ужа. Данные занеси в таблицу
Вопрос
Ящерица
Уж
Где встречается в природе
Какова форма тела
Какие части тела имеет
Как передвигается
Чем питается
Карточка №22. Сравни ужа и гадюку. Данные занеси в таблицу.
Сходства
Различия
Карточка №23. Прочитай о размножении пресмыкающихся. обведи правильный ответ кружком
-
Пресмыкающиеся размножаются
-
На суше
-
В пресной воде
-
В морской воде
-
Самки обыкновенного ужа откладывают яйца
-
В земляные норки или песчаные ямки
-
В кучу опавших листьев или навоза
-
В пруды или небольшие озера
-
Яйца, откладываемые самками пресмыкающихся, от высыхания защищены
-
Тонким слоем слизи
-
Толстой слизистой оболочкой
-
Тонкой кожистой оболочкой или скорлупой
-
Из яиц, откладываемые самками пресмыкающихся, выходят
-
Личинки с наружными жабрами, передними и задними конечностями
-
Личинки с внутренними жабрами и развитыми ногами
-
Детеныши, похожие на своих родителей
-
Пресмыкающиеся развиваются без стадии личинки, потому что откладываемые самками яйца имеют
-
Много минеральных солей
-
Большой запас питательных веществ
-
Надежную защиту от высыхания.
Карточка №24. Сравни рыбу, лягушку и ящерицу. Заполни таблицу
Вопрос
Рыба
Ящерица
Лягушка
Где встречается в природе
Какие имеет части тела
Чем покрыто тело снаружи
При помощи каких органов перемещается
Из скольки камер состоит сердце
Сколько имеет кругов кровообращения
Что откладывает самка в период размножения
Чем завершается развитие детенышей
При помощи каких органов дышит
Тема: «Птицы»
Карточка №25. Дополни общую характеристику птиц.
У всех животных только у птиц тело покрыто _______________. Почти все птицы способны к длительному ____________. Они заселяют на Земле __________________, _____________, пресные ____________, прибрежные части __________________.
Карточка №26. Рассмотри рисунок 28. Чем пух и пуховое перо отличается от контурного пера. Дополни предложение.
У пухового пера как и у контурного имеется ____________, но нет плотного ______________. У пуха нет ни развитого ____________, ни плотного ________________. Маховые перья называют крупные контурные перья, которые образуют __________________ крыла. Рулевые перья называют крупные контурные перья, которые образуют ____________.
Карточка №27. Допиши предложения о размножении птиц.
Перед откладкой яиц многие птицы строят ___________. Отложенные в них яйца птицы ________________. Внутри яиц, согреваемых теплом птицы развиваются ______________. Источником пищи и воды им служат ___________________ и ________________. Дышат они кислородом воздуха, который проникает к ним через поры в _______________ яиц. Развившийся в яйце птенец прорывает _______________ оболочку и вдыхает воздух из ________ камеры.
Слова для справок: насиживание, зародыш, гнезда, желток, белок, скорлупа, подскорлуповая, воздушная.
Карточка №28. Сравни ласточку и стрижа рис. 35. Внеси данные о них в таблицу.
Вопрос
Стриж
Ласточка
Чем схожи между собой ласточка и стриж по строению:
-
Крыльев
-
Хвоста
-
Ног
-
Клюва
По каким внешним признакам можно узнать в природе
Где строят гнезда
Что используют при постройке гнезда
Карточка №29. Вспомни о строении и образе жизни дятла и синицы (птиц леса). Дополни текст.
Жизнь дятла связана со ____________________ деревьев, а синицы с _______________ деревьев и кустарников. Дятел питается насекомыми, которых достает из древесины с помощью долотовидного ________________ и тонкого длинного ____________________--, на конце которого имеется ___________________. На коре деревьев удерживается с помощью ног и _______________. У него на ногах два пальца направлены вперед и ___________ назад. Перья хвоста у дятла имеют упругие ___________________, свободные концы которых ___________________ в сторону коры дерева. Дятел питается не только насекомыми, но и ______________, которые он добывает из ___________________ сосны и ели. Синица имеет тонкий ________________, которым она достает ______________ даже из узких ___________ коры. На тонких ветках она удерживается при помощи цепких ________________ ног, имеющих острые ________.
Слова для справок: стволы, ветки, клюв, язык, зазубрины, хвост, стержни, загнуты, семена, шишки, насекомые и их личинки, пальцы, когти, трещины.
Карточка №30. Обведи в кружок предложения, в которых дана характеристика хищной птицы.
-
Крылья длинные и острые
-
Крылья сильные в основании округлые
-
Клюв загнут крючком
-
Клюв прямой и слегка загнут вниз
-
Ноги и пальцы на них крепкие, когти острые и загнуты вниз
-
Ноги и пальцы на них крепкие, когти тупые и загнуты вниз
Карточка №31. Дополни текст о сове.
Сова выслеживает и ловит свою добычу _______________. Она хорошо видит в сумерки и ____________. Летает сова ______________, потому что ее тело покрыто перьями, не имеющих твердых _______. У нее хороший _______________. Птенцов сова выводит в ______________ деревьев.
Слова для справок: ночь, бесшумно, стержни, слух, дупло
Карточка №32. Дополни текст об утках.
Жизнь уток связана с _______________. Они хорошо ____________ и _______________. По земле утки ходят _______________-, потому что ноги у них _____________________. На их ногах между передними пальцами имеются _______________. Перья утки не намокают в воде, потому что они _____________________.
Карточка №33. Сравни ток и серую цаплю. Дополни текст.
У цапли __________ ноги. Поэтому она может ____________-, ненамачивая своих перьев. У цапли ___________ шея. Вытянув ее, она может часами _____________ стоять в воде и ____________ свою добычу. Края клюва острые и имеют _______________ , помогающие ____________ пойманную скользкую лягушку или __________________
Карточка №34. Определи, что лишнее в каждом ряду птиц и почему. Допиши текст.
-
Утка-кряка, стриж, цапля
Лишняя птица - ______________, потому что она относится к птицам, кормящимся на воздухе, а другие - к птицам, кормящимся на _________________ и _______________.
-
Сова, орел, дятел
Лишняя птица - ___________________ потому что она кормится _________________, а другие являются хищниками.
-
Ласточка, синица, дятел
Лишняя птица - ____________________, потому что большую часть времени она проводит в _______________________, а другие на деревьях.
Карточка №35. Заполни таблицу с помощью текста учебника с. 117-118
Птицы, живущие в близи жилья человека
-
Вопрос
Голубь
Воробей
Чем питается
Где устраивает гнезда
Какими птицами появляются из яиц
Из чего строят гнезда
Как родители заботятся о своем потомстве
Карточка №36. Реши кроссворд
1
2
3
4
5
6
По горизонтали: 3. Птица, кормящаяся в воздухе, делает гнезда на чердаках домов, в дуплах деревьев. 4. Водоплавающая птица. 6. Болотная птица, заходит в воду и выслеживает добычу.
По вертикали: 1. Хищная дневная птица. 2. Птица, кормящаяся в воздухе, делает гнездо из комочков глины и сухих стебельков растений. 3. Птица леса жизнь которой, связана со стволами деревьев, пораженными короедами и другими вредителями.
Карточка №37. Сравни домашних гусей и домашних уток. Допиши текст.
Домашние гуси, как и утки, - _________________ птицы. Они хорошо _________________ и __________________ . Как и утки они имеют между перепонками пальцев ________________. Под кожей у них откладывается много _____________________. На теле развит густой ________________. Клюв плоский, имеющий _________________--- по краям гуси по величине ________________ уток. Они питаются только ____________.
Карточка №38. Допиши текст о разведении домашних птиц.
Разведение домашних кур, уток и гусей называется ______________. В крупных птицеводческих хозяйствах цыплята, утята и гусята выводятся не под наседками, а в ____________. Вышедших из яиц птенцов выращивают в специальных помещениях, где устраивают _______________ или обогреваемые _________________. Подросших и окрепших цыплят содержат в легких огражденных домиках на открытом _______________. Молодых курочек, которые несут много _____________, помещают в цех с многоэтажными _________________, снабженными автоматическими поилками и ____________________. Курочек, откладывающих мало яиц и молодых ________________, переводят в ________________ цех.
Слова для справок: птицеводство, инкубаторы, грелки, клетки, воздух, яйца, кормушки, петушки, откормочный.
Тема: Млекопитающие
Карточка №39. Допиши текст об особенностях внешнего строения млекопитающих.
Тело млекопитающих покрыто __________. Ноги у этих животных расположены под __________, а не по _________, как у пресмыкающихся. Глаза у млекопитающих имеют _______ с ____________, а уши - наружные ушные _________. Своих детенышей самки млекопитающих выкармливают _________.
Слова для справок: веки, ресницы, раковины, туловище, бока тела, шерсть, молоко
Карточка №40. Допиши текст об особенностях строения грызунов.
Передние зубы у грызунов не имеют ______________. Поэтому они постоянно _____________, а при поедании твердой пищи постоянно ___________________. Откусанную пищу грызуны пережевывают ___________________ зубами. Между ______________ и ___________ зубами у грызунов имеются ________________.
Слова для справок: корни, растут, затачиваются, коренные зубы, резцы, промежутки.
Карточка №41. Рассмотри на рисунке учебника изображенных детенышей белки и бобра. Допиши текст.
Детеныши у белки, как и у мыши, рождаются _________________, а у бобров - _______________, ____________, ____________________. Появившихся на свет детенышей, белки, мыши и бобры кормят ______________. Грызуны, у которых рождаются ______________ детеныши, делают _________________ в норах или на деревьях в ____________.
Слова для справок: слепые, голые, зрячие, покрыты густой шерстью, молоко, гнезда, дупла.
Карточка №42. Допиши с помощью учебника с. 149-150 предложения о значении грызунов в природе и жизни человека.
Мыши и полевки - основная ______________ лисиц зимой. Ими же питаются ____________. На полях мыши и полевки уничтожают много ______________. Большой вред от мышей и особенно крыс, в домах и на ____________ складах (базах). В черноземных областях большой вред сельскому хозяйству наносят __________________-. Они живут большими _____________. К ценным пушным грызунам относятся ____________- и _________________.
Карточка №43. Определи какое животное лишнее. Допиши предложение.
-
Бобр, заяц, белка
Лишний ____________, потому что он относится к _____________, а другие - к грызунам.
-
Кролик, заяц, бобр.
Лишний ______________, потому что он относится к ______________, а другие - к зайцеобразным.
Карточка №44. Рассмотри рисунки зайца - русака и дикого кролика в учебнике. Допиши текст.
В отличие от грызунов, у зайцеобразных в верхней челюсти позади двух крупных ________
находятся два больших ____________. У зайцев, в отличие от кроликов, детеныши рождаются ________________, покрытыми густой ________________. Дикие кролики детенышей рождают в глубоких ____________, а домашние кролики - в ___________ отделениях клеток.
Слова для справок: резцы, зрячие, шерсть, норы, темные.
Карточка №45. Заполни таблицу с помощью учебника с. 159-164.
Название
Чем питается?
Как охотится за добычей?
Волк
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Бурый медведь
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Рысь
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Тигр
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Лев
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Карточка №46. Заполни таблицу с помощью учебника с. 165-167
Пушные звери
Вопрос
Соболь
Лесная
куница
Европейская норка
Обыкновенная лисица
Где встречается в природе?
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Чем питается?
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
Где устраивает жилище?
Карточка №47. Допиши с помощью учебника с. 172-176 текст о домашних хищных зверях.
К домашним хищным зверям относят ________________-- и _________________.. кошек издревня содержат в домах для уничтожения ______________. Кошки выходят на охоту ________________, когда ___________ выходят из укрытий и ищут себе ______________. Кошки находят себе добычу при помощи острого __________________, _________________ и ________________-. Ходят они _______________, потому что на их лапах есть мягкие _______________. Добычу они схватывают острыми _______________. Собаки первобытному человеку помогали _____________-- на животных и ________________ его жилище. Потом собаки стали выполнять самую разную ______________. У собак тонкий _______________, отличный _______________- и хорошее ________________. К своим хозяевам собаки проявляют ласку, готовность ______________ его в случае _______________.
Карточка № 48. Рассмотрите на рисунках учебника морских животных (моржа и морского котика). Допиши предложения.
Эти животные схожи между собой тем, что:
-
Тело у них удлиненное и ________________, с короткой __________________
-
Передние и задние конечности превращены в ____________
-
Ноздри этих животных открываются только при ________________
-
Ушные отверстия при нырянии ________________
-
Под кожей располагается толстый слой ______________
-
Они выходят на лед или сушу в основном во время _____________
Карточка №49. Заполни таблицу с помощью учебника с. 178-180
Китообразные
Признаки млекопитающих
Приспособления к жизни в воде
Карточка №50. Дополни текст о китообразных.
У сайдяного кита во рту нет _____________, а есть свешивающиеся с твердого неба рта __________ пластины. Нижние края этих пластин расширены на отдельные толстые _______________. Пластины с расширенными толстыми краями называют китовым ______________, а китов, имеющих такие пластины, называют беззубыми или ____________. У кашалота во рту на челюстях имеются крупные одновершинные ___________________. Его и других китов, имеющих на челюстях ______________, называют __________________.
Слова для справок: зубы, роговые, волосы, ус, усатые, зубатые.
Карточка №51. Сравни кита и тюленя. Заполни таблицу.
Сходства
Различия
Карточка №52. Допиши предложения о парнокопытных.
Ноги у этих животных имеют _______________ число пальцев, покрытых _______________. У многих из них на крупной голове имеются ______________. Детеныши у них рождаются ________________.
Карточка № 53. Допиши с помощью учебника с. 181-182 текст о различиях парнокопытных в питании.
Коровы, овцы, бараны, лоси сорванную траву или молодые побеги деревьев и кустарников во рту не _____________. На пастбище они заполняют пищей самый крупный отдел сложного _________________. Во время отдыха они _______________ один, а затем второй комок пищи в рот ______________ ее при помощи коренных зубов и проглатывают. У кабанов желудок ______________ и пищу вторично они не __________________.
Карточка №54. Сравни лошадь и осла. Ответь на вопросы.
-
Какие признаки млекопитающих имеются в строении лошади и осла? ______________
__________________________________________________________________________
-
Чем лошадь и осел по строению отличаются от других млекопитающих? ___________
__________________________________________________________________________
Карточка №55. Определи кто лишний в каждом ряду млекопитающих и объясни, почему. Допиши предложения.
-
Тюлень, кит, морж
Лишний - ___________, потому что он относится к _______________, а другие - к ластоногим.
-
Кашалот, дельфин, синей кит.
Лишний - ________________, потому что он относится к __________________, а другие к - зубатым китам
-
Дикий кабан, дикий осел, лошадь
Лишний ______________, потому что он относится к ____________________, а другие - к непарнокопытным
Карточка №56. Сравни обезьян. Чем они отличаются от других млекопитающих? Ответь на вопросы с помощью текста учебника с. 190-192
-
Каких представителей приматов ты знаешь? ________________________________
_______________________________________________________________________
-
Как располагаются глаза у приматов? ______________________________________
-
Что имеется на пальцах рук и ног? _________________________________________
-
Где расположены млечные железы? ________________________________________
Карточка №57. Допиши с помощью текста учебника предложения о человекообразных обезьянах
К человекообразным обезьянам относят ___________, ______________________. У них, как и у человека, лицо ___________ и ________________, губы могут вперед, ушные раковины ____________________. Они ходят на __________________, опираясь на тыльную сторону согнутых ______________ рук. На ночь в развилках деревьев строят _________________. Они трогательно заботятся о своих ___________________.
Карточка №58. Реши кроссворд.
1
С
У
2 Р
Ы
С
Ь
Л
3
Г
И
4
5
В
О
Л
К
Р
6
К
Р
О
Л
И
К
Л
7
Г
8
Л
И
А
9
Б
О
Б
Р
О
10
Т
Ю
11
Л
Е
Н
Ь
О
С
12
М
Ы
Ш
Ь
По горизонтали: 2. Хищник, живущий в глубоких лесах и имеющий кисточки на ушных раковинах. 5. Хищный и сильный зверь, нападающий на домашних животных. 6. Зайцеобразное животное, обитающее в норах. 8. Дельфин, встречающийся в черном море. 9. Крупный грызун, делающий плотины и хатки. 10. Ластоногое животное. 12. Небольшой грызун, живущий в полях.
По вертикали: 1. Грызун, который наносит вред сельскому хозяйству. 3. Самая крупная человекообразная обезьяна. 4. Пушной хищный зверек, разводимый на зверофермах. 7. Дикий предок домашней свиньи. 11.Самое крупное парнокопытное животное наших лесов.
Карточка №59. Вспомни животных, относящихся к позвоночным и по каким признакам они различаются. Заполни таблицу
Признаки
Группы позвоночных животных
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Покровы тела
Строение сердца (число камер)
Органы дыхания
Способ размножения
Тема: «Сельскохозяйственные млекопитающие»
Карточка №60. Сравни корову и ее предка. Заполни таблицу.
Сходства
Различия
Карточка №61. Заполни таблицу с помощью текста учебника с.196
Порода
Отличительные признаки
Молочная
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Молочно - мясная
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Мясная
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Карточка №62. Допиши текст о содержании коров на ферме.
Стойловое содержание коров
Корова в коровнике имеет ___________________ с ____________________ и ______________. Коровы в коровнике находятся на ___________________. Подстилку меняют __________________.
Бесстойловое содержание коров
Корова в коровнике не имеет ________________, а _________________ и ________________ находятся на _____________________ площадке. Коровы могут выходить из _____________
Они имеют свободный доступ к _____________________. Подстилку в коровнике меняют 1-2 раза в ________.
Карточка № 63. Сравни домашнюю свинью и дикого кабана. Заполни таблицу
Сходство
Различия
Карточка №64. Допиши текст
Человек одомашнил кабана ради получения ______________. Дикий кабан заинтересовал человека тем, что он неприхотливый в _____________., быстро _______________, свиноматки рождают в год по десять и более _______________.
Карточка №65. Ответьте на вопросы с помощью текста учебника с. 213-214
-
Где содержат свиней и поросят?
-
Чем кормят свиней?
-
Как ухаживают за свиньями летом и зимой?
Карточка №66. Заполни таблицу с помощью учебника с. 217-218
Породистые группы
лошадей
Признаки лошадей
Использование в жизни человека
Тяжеловозные
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Легкоупряжные
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Верховые
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________