Конспект урока: «Анна Ахматова – звезда первой величины»

Данный  конспект урока позволяет познакомить учащихся  11 класса  с личностью и творчеством  А.Ахматовой;  определить   главные направления ее творчества, наметить основные направления работы учащихся. Урок  рассчитан на два часа и раскрывает значение творчества поэтессы для  русской литературы.          Почему слово Ахматовой называют «царственным»? В чем величие ее стихов, величие ее самой? Что для  поэтессы  было главным в жизни, с чем она никогда не могла смириться? Почему её считают гармони...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Теликовка

Духов Тема урока: Анна Ахматова - звезда первой величины

Цель: 1) образовательная: познакомить учащихся с личностью и творчеством А.Ахматовой; определить главные направления ее творчества, наметить основные направления работы учащихся;

2) воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к личности, стремление к настоящей дружбе и любви;

Организация урока: показ презентации параллельно с рассказом учителя, работа с таблицами, анализ стихотворений.

Ход урока.

Молюсь оконному лучу,

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине.

Но в этой храмине пустой

Он словно лучик золотой

И утешенье мне.

Анна Ахматова - звезда первой величины среди созвездия имен поэтов «серебряного века». Ее сердце всегда рвалось пополам, потому что жила в эпоху войн и революций 20 века. Кто-то сказал: « Если мир раскалывается надвое, то трещина проходит по сердцу поэта».

Почему слово Ахматовой называют «царственным»? В чем величие ее стихов, величие ее самой?

Когда-то Гоголь заметил, что Пушкин - «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет». Вот такая представала картина в русской литературе. Но по закону парности сюжета в России должна была явиться женщина и своим словом, судьбой, талантом, душой дополнить художественное полотно, составить пару Пушкину. Она явилась через 52 года после гибели поэта, в 1889 году. Звали ее Анна Горенко.

Отец не разрешил дочери позорить фамилию печатаньем стихов, и она взяла псевдонимом фамилию прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжон, - Ахматова. И в мир пришла поэтесса, равной которой не было со времен Сафо (древнегреческая поэтесса, жившая в 5 веке до н. э., писавшая о любви и сама ставшая символом любовного переживания). «Сафо ХХ столетия» - так называли Ахматову.

Детские годы ее прошли в Царском Селе, под Петербургом. Может быть, уже тогда Ахматова почувствовала незримую связь с Пушкиным. Потом она напишет:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

1911. Царское Село.

Обратите внимание на четкую аллитерацию в двух последних строчках. Значение слова лелеем усиливается повторением звуков ел, ле, еле.

Стихи Ахматова начала писать в 11 лет, а в 18 - стала знаменитой. Первую книгу помог ей напечатать муж - Николай Гумилев. Из 200 стихотворений он отобрал 46, они и составили первый сборник стихов «Вечер». Все заговорили о загадке Ахматовой, ее ошеломляющем успехе. Загадочным казалось сочетание женственности и хрупкости с твердостью, переходящей во властность. Замуж Ахматова вышла в 1910 году, а уже через год написала такие строки:

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Н е стой на ветру».

1911.

Ахматовой всего 22 года. И уже такие выстраданные стихи о любви. Это похоже на повесть с грустным финалом. Финал был действительно грустный. Гумилев через год после свадьбы стал изменять Ахматовой, причем сам это всерьез не воспринимал, продолжая любить свою жену. А в лирике Ахматовой любовь сразу предстает, как пытка, страдание. Поэтесса не отвергает любовь, но чувствует ее как рок, неизбежность:

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку…

Поэт, считает Анна Андреевна, должен быть свободным. Любовь для нее - оковы, и она не хочет быть пленницей, пытается вырваться из этих сетей:

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

Ахматова из всех сил старается уйти от «страсти, раскаленной добела» и обращается то к миру природы, то к миру культуры. Растворение в природе обещает покой, избавление от страданий и гордую славу искусства.

А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, бледный, подожди,

Я тоже мраморною стану .

1911

К кому обращены эти строки? Конечно, к Пушкину. Ахматова уже поняла, что Пушкин в ее жизни навсегда. Но почему «подожди», «я тоже стану»? Это предчувствие славы? Бессмертия? Это поединок любви и поэзии, и он продлится всю жизнь. И конечно, она предчувствовала славу. В 60-е годы она напишет:

И слава лебедью плыла

Сквозь золотистый дым.

А ты, любовь, всегда была

Отчаяньем моим.

Спасением от «всесожигающего костра» чувств была поэзия, русская литература. Лермонтов был ее союзником по одиночеству, оскорбленности чувств. Пушкин был спасением, светом. Блок был и учителем, и любимым поэтом. Считается, что между ними был роман в стихах. Если Блок - самый значимый герой своего времени, воплотивший в себе мужское начало, то Ахматова - героиня, предстающая в бесконечном разнообразии женских судеб: любовница и жена, вдова и мать, брошенная и изменявшая. Уже расставшись с Ахматовой, Гумилев в 1918 г. Писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество».

Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви. Любовь для нее - поединок роковой, только в момент разрыва, разлуки, утраты чувства - и никогда нет счастливой любви. Ахматовскую лирику называют энциклопедией любви, «пятым временем года».

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Было больно и горько , но всю горечь и боль она перековывала в стихи и тем преодолевала страдание. В 1915 году она напишет:

Я улыбаться перестала,

Морозный ветер губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

Стихи просились из глубины, хотелось все выплеснуть, и появлялись такие строки:

Муж хлестал меня узорчатым

Вдвое сложенным ремнем…

Это художественный образ. И Гумилев, прочитав это, схватился за голову и

сказал: «Помилуйте, из-за этих строк я прослыл садистом. Про меня пустили слух, что я, надев фрак и цилиндр, хлещу этим ремнем и жену, и поклонниц… Я не видел греха в моих изменах. Они, по-моему, прекрасно уживались с моей бессметной любовью к Ахматовой. А она требовала абсолютной верности. От меня. И от себя…»

Да, у Ахматовой были устои от Ярославны и боярыни Морозовой. И ни с

чем смириться она не хочет. Не требует ни от кого того, чего не требует от себя. Дальше будет иначе: многое будет прощать другим, и ничего, никогда -себе.

Одни глядятся в ласковые взоры,

Другие пьют до солнечных лучей.

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью своей.

Вот так. Без надежды на послабление. Да можно ли таку? Жила. Писала ставшие знаменитыми сборники стихов: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Белая стая», «Аnno Domini» .

В высказываниях ее современников перед нами предстает и ее характер, и ее поэзия. ( показ презентации)

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Да, это божий дар - видеть в самом обыденном необычное. Маяковский ведь тоже увидел в простом студне на блюде огромный , безбрежный океан. А Ахматовой ничего не надо было искать, жизнь сама диктовала строки:

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый.

И я не могу взлететь.

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман.

Сливаются вещи и лица.

И только красный тюльпан.

Тюльпан у тебя в петлице.

Это далеко не жалоба разлюбленной женщины, которая однажды заметила:

Столько просьб у любимой всегда.

У разлюбленной просьб не бывает.

Нет, в этих строках и сила, и энергия, и воля. Ахматова всегда была гордая, своенравная и свободная.

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной господней воле.

Такая не будет жаловаться . Наоборот. Она чувствует свою избранность судьбой, Богом. Красный тюльпан повторяется дважды. И это доказывает, что Ахматова сосредоточена на своих чувствах, а не на предмете свое любви и его внешности. Он в тумане. Ей важно ощутить глубину своих чувств,

испить чашу страданий до дна.

Все ее друзья и современники отмечали, что никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Души высокая свобода давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клевет и предательств. Она всегда была прямой и строгой, человеком незаметного великого мужества. Писатель Юрий Герман

Назвал ее «королевой-бродягой». Бродяжка с королевским духом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час

Или это ангел мне указывал

Свет невидимый для нас?

Ахматова прекрасно понимала цену своего дара. В одном из стихотворений она пишет, что именно Муза (т.е.поэзия) отняла у не «первый весенний подарок» - обручальное кольцо. Значит, так должно быть. Ведь перед ней всегда стоял выбор: или любовь, или поэзия.

Каковы же главные черты ее лирики? (демонстрация слайдов)

Как много сборников Ахматовой появилось до 25 года. А дальше 16 лет молчания. Она писала, ее не печатали. В 1925 году вышло постановление ЦК об изъятии книг Ахматовой из обращения. И тогда она начала усердно изучать творчество Пушкина. Всего знала наизусть, написала о нем много работ. Стихи не писала почти до конца 30-х годов. Почему?

И вовсе я не пророчица,

Жизнь моя светла, как ручей,

А просто мне петь не хочется

Под звон тюремных ключей.

Еще в 1921 году Ахматова пережила расстрел мужа -Николая Гумилева, обвиненного в антисоветском заговоре. А потом, начиная с 1935 года, трижды арестовывали ее сына - Льва Гумилева. Долгие месяцы в очередях, чтобы что-то передать сыну. Страшные годы ежовщины. Однажды одна из женщин подошла и спросила шепотом:

- А это вы можете описать?

-Могу,- ответила Ахматова.

Так началась поэма «Реквием». О боли матерей, о чудовищной несправедливости сталинского режима.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги к палачу,

Ты сын и ужас мой…

Это был даже не плач, а вопль, какого не знала литература.

У меня сегодня много дела.

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить,

А не то…

Горло перехватывает спазм. Мы чувствуем боль и ужас матери, которая видит, что творится с ее сыном , с ее родной народом:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Быть может, решающим обстоятельством, определившим путь Ахматовой, содержание ее творчества и место в истории культуры, явилось то, что она после 17 года осталась родной земле, кровью залитой, разоренной, но своей от рождения и жила, преодолевая самые тяжкие удары судьбы.

Нет горше муки для поэта, чем вынужденная немота, безысходность слова. Эту муку Ахматова познала сполна. В 46-ом году по инициативе Сталина на заседании ЦК партии выступил Жданов с уничтожающей критикой в адрес Ахматовой и Зощенко. Он назвал Ахматову полумонахиней, полублудницей, барынькой, мечущейся между будуаром и молельней. Две готовые к печати книги были пущены под нож, а сама Ахматова исключена из Союза советских писателей. Сразу после постановления лишена продовольственных карточек. Ахматова не испугалась.

Была она очень высокая, горбоносая, со знаменитой челкой на глаза. И во все годы жизни статна, пряма, величава, державна. Бродяжка с королевским духом. Это была личность.

В 40-е годы в пустой комнате лишь старое бюро и железная кровать со стареньким одеялом. Ее спасали друзья. Их было немного. Но они были всегда. Она говорила: « Сердце усмиряют правильным дыханием, а черные мысли верой в друзей».Это им она шепотом читала поэму «Реквием», и она так же спасала их, как они спасали ее. Когда кому-то нужна была помощь, Ахматова продавала свой портрет - графический набросок работы Модильяни. Таких работ было около 20, потом остался один. Ахматова очень ценила дружбу и верность. В те годы, когда отрекались от мужей, она говорила громко о Гумилеве. Когда сослали Друга Осипа Мандельштама, Ахматова, продав очередной портрет работы Модильяни, поехала к Мандельштаму в Воронеж. Когда появился роман Булгакова «Мастер и Маргарита», из 300 откликов только 2 были положительные. Один из них - голос Ахматовой. Она сказала: «Он гений». И друзья, подруги у нее были достойные ее. Когда в 60-е годы у не началось легкое головокружение от шумной славы, она быстро напарывалась на ахматовское словесное лезвие в своей подруге - Раневской - и тут же приходила в себя.

« -Шведы требуют для меня Нобелевку,- сказала Ахматова.- Вот в Стокгольме напечатали.

- Стокгольм,- произнесла Раневская.- Как это провинциально!

Ахматова засмеялась:

- Могу сказать то же самое из Парижа, если вам больше нравится.

-Париж, Нью-Йорк,- продолжала Раневская.- Все, все провинциально.

-Что же не провинциально, Фаина?- спросила насмешливо Ахматова. Но Раневская серьезно ответила:

- Провинциально все, кроме Библии».

Это был ответ, достойный Ахматовой. Она это оценила, ведь она была верующим человеком.

Корней Чуковский, детский писатель, отмечал: «Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в трамвае…всякий, не знавший ее, чувствовал ее спокойную важность, величавость, не спесивость, не надменность, а царственную поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей писательской миссии. Хотя Держалась она со всеми очень просто».

50 лет ее упрекали, что слишком многог пишет о любви, что замкнулась в камерном мирке интимной лирики. Они, критики, были всесильны и ломали таких мужиков. И ничего не могли сделать с этой королевой-бродяжкой.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Шли войны, революции, а она, понимаешь ли, о любви, о нелюбви. В чем же загадка популярности любовной лирики Ахматовой? (Демонстрация слайдов).

Критикуя Ахматову, многие забыли, что именно Ахматова в осажденном Ленинграде выступила по радио с обращением к матерям, женам и сестрам Ленинграда с призывом выстоять. Она написала стихотворении «Мужество», которое твердили во время войны, как клятву.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Боль за Россию была с того времени, как взяла в руки перо. И с такой любовью о Родине еще в 15-ом писала, обращаясь к Богу:

Дай мне долгие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Это была самая мужественная и самая свободная женщина в русской истории. Она не знала, что такое суета, мельтешение, и в женщинах не терпела этого. Даже написала на них эпиграмму:

Могла ли Биче, словно Дант творить,

Или Лаура свет любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить!

«Я научила женщин говорить» - вот зачем пришла в этот мир Анна Ахматова. Она научила женщин быть достойными любви, быть равными, быть в любви щедрыми и жертвенными. Она, как никто другой, умела выразить словами свое чувство:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки. (1911)

Надевание перчатки - жест, ставший автоматическим, его совершают не задумываясь. И то, что героиня перепутала перчатки, свидетельствует о глубине потрясения, о ее состоянии. Гимилев в 1914 году в «Письме о русской поэзии» писал: Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает». Это прием говорящей детали.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге камыши

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот. Мурлыкает умильней.

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу,

И если вдруг в окно ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу. (1912)

Власти всегда смотрели на Ахматову как на крайне неблагонадежного человека, не забывая прошлое ее родных: мужа и сына. Но Ахматова раз и навсегда для себя решила не покидать Родину. Еще в 1917 она писала:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В 1949 году Ахматову восстановят в Союзе писателей, определят на работу в качестве переводчика. А перед этим очередной раз арестуют ее сына, а также ее мужа Панина. Сталинский режим будет давить на Ахматову до 53 года. 5марта - день смерти Сталина, и все последующие годы Ахматова каждый год будет отмечать этот день, как праздник.

Ахматова всю жизнь прожила в коммунальных квартирах. Но всегда рядом с ней были три вещи, сохранявшие для не «память сердца»: перстень, полученный от Гумилева, шаль, подаренная ей М.Цветаевой, и рисунок -ее портрет работы Модильяни. Но была и слава. И не только в России. Летом 1964 г. Ахматовой была присуждена одна из крупнейших литературных премий Италии «Этна-Таормина». В 1965 г. В Англии она получила почетное звание доктора Оксфордского университета. В этом же году вышел сборник стихов «Бег времени» - как итог ее поэзии, ее судьбы.

Всю жизнь Ахматова, не склонив головы, шла навстречу судьбе, противопоставляя ее ударам силу нравственных убеждений народно-христианской культуры. Поэтому и смогла жизнь прожить не по лжи и сберечь в чистоте и нерушимости свой «таинственный песенный дар». Отсюда и драгоценное ощущение органичности, подлинности всего, что делала Ахматова в поэзии.

Ахматову называют гармоничной. А что такое гармония?

Гармония (от греч.- связь, стройность, соразмерность,), соразмерность частей; слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. Это согласие, соединение. Столько испытать, как Ахматова, и остаться благодарной за «радость дышать и жить».

Ахматова гармонична, Цветаева безмерна. Интересно будет увидеть это в лирике двух поэтесс и сравнить? А сегодня на уроке я стремилась ввести вас, ребята, в мир удивительной, органичной поэзии Анны Ахматовой, показать ее как личность. Думаю, это мне удалось.

К каким же выводам мы пришли?

Начало 20 века украшено целым созвездием имен поэтов «серебряного века».

Эти имена звучат на многих языках мира. И среди них Ахматова - звезда первой величины, поэт, равный А. Блоку.

«Буря Вас взрастила, углубила - подняла…-обращался к Ахматовой в 1964 году в Париже писатель-эмигрант Борис Зайцев.- Вот и выросла «веселая грешница», насмешница царскосельская из юной Элегантной дамы в первую поэтессу Родной земли, голосом сильным и зрелым, скорбно звенящим, стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости.»


© 2010-2022