- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока: «Анна Ахматова – звезда первой величины»
Конспект урока: «Анна Ахматова – звезда первой величины»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бармина Г.П. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Теликовка
Духов Тема урока: Анна Ахматова - звезда первой величины
Цель: 1) образовательная: познакомить учащихся с личностью и творчеством А.Ахматовой; определить главные направления ее творчества, наметить основные направления работы учащихся;
2) воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к личности, стремление к настоящей дружбе и любви;
Организация урока: показ презентации параллельно с рассказом учителя, работа с таблицами, анализ стихотворений.
Ход урока.
Молюсь оконному лучу,
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине.
Но в этой храмине пустой
Он словно лучик золотой
И утешенье мне.
Анна Ахматова - звезда первой величины среди созвездия имен поэтов «серебряного века». Ее сердце всегда рвалось пополам, потому что жила в эпоху войн и революций 20 века. Кто-то сказал: « Если мир раскалывается надвое, то трещина проходит по сердцу поэта».
Почему слово Ахматовой называют «царственным»? В чем величие ее стихов, величие ее самой?
Когда-то Гоголь заметил, что Пушкин - «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет». Вот такая представала картина в русской литературе. Но по закону парности сюжета в России должна была явиться женщина и своим словом, судьбой, талантом, душой дополнить художественное полотно, составить пару Пушкину. Она явилась через 52 года после гибели поэта, в 1889 году. Звали ее Анна Горенко.
Отец не разрешил дочери позорить фамилию печатаньем стихов, и она взяла псевдонимом фамилию прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжон, - Ахматова. И в мир пришла поэтесса, равной которой не было со времен Сафо (древнегреческая поэтесса, жившая в 5 веке до н. э., писавшая о любви и сама ставшая символом любовного переживания). «Сафо ХХ столетия» - так называли Ахматову.
Детские годы ее прошли в Царском Селе, под Петербургом. Может быть, уже тогда Ахматова почувствовала незримую связь с Пушкиным. Потом она напишет:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
1911. Царское Село.
Обратите внимание на четкую аллитерацию в двух последних строчках. Значение слова лелеем усиливается повторением звуков ел, ле, еле.
Стихи Ахматова начала писать в 11 лет, а в 18 - стала знаменитой. Первую книгу помог ей напечатать муж - Николай Гумилев. Из 200 стихотворений он отобрал 46, они и составили первый сборник стихов «Вечер». Все заговорили о загадке Ахматовой, ее ошеломляющем успехе. Загадочным казалось сочетание женственности и хрупкости с твердостью, переходящей во властность. Замуж Ахматова вышла в 1910 году, а уже через год написала такие строки:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Н е стой на ветру».
1911.
Ахматовой всего 22 года. И уже такие выстраданные стихи о любви. Это похоже на повесть с грустным финалом. Финал был действительно грустный. Гумилев через год после свадьбы стал изменять Ахматовой, причем сам это всерьез не воспринимал, продолжая любить свою жену. А в лирике Ахматовой любовь сразу предстает, как пытка, страдание. Поэтесса не отвергает любовь, но чувствует ее как рок, неизбежность:
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку…
Поэт, считает Анна Андреевна, должен быть свободным. Любовь для нее - оковы, и она не хочет быть пленницей, пытается вырваться из этих сетей:
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Ахматова из всех сил старается уйти от «страсти, раскаленной добела» и обращается то к миру природы, то к миру культуры. Растворение в природе обещает покой, избавление от страданий и гордую славу искусства.
А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, бледный, подожди,
Я тоже мраморною стану .
1911
К кому обращены эти строки? Конечно, к Пушкину. Ахматова уже поняла, что Пушкин в ее жизни навсегда. Но почему «подожди», «я тоже стану»? Это предчувствие славы? Бессмертия? Это поединок любви и поэзии, и он продлится всю жизнь. И конечно, она предчувствовала славу. В 60-е годы она напишет:
И слава лебедью плыла
Сквозь золотистый дым.
А ты, любовь, всегда была
Отчаяньем моим.
Спасением от «всесожигающего костра» чувств была поэзия, русская литература. Лермонтов был ее союзником по одиночеству, оскорбленности чувств. Пушкин был спасением, светом. Блок был и учителем, и любимым поэтом. Считается, что между ними был роман в стихах. Если Блок - самый значимый герой своего времени, воплотивший в себе мужское начало, то Ахматова - героиня, предстающая в бесконечном разнообразии женских судеб: любовница и жена, вдова и мать, брошенная и изменявшая. Уже расставшись с Ахматовой, Гумилев в 1918 г. Писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество».
Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви. Любовь для нее - поединок роковой, только в момент разрыва, разлуки, утраты чувства - и никогда нет счастливой любви. Ахматовскую лирику называют энциклопедией любви, «пятым временем года».
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Было больно и горько , но всю горечь и боль она перековывала в стихи и тем преодолевала страдание. В 1915 году она напишет:
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
Стихи просились из глубины, хотелось все выплеснуть, и появлялись такие строки:
Муж хлестал меня узорчатым
Вдвое сложенным ремнем…
Это художественный образ. И Гумилев, прочитав это, схватился за голову и
сказал: «Помилуйте, из-за этих строк я прослыл садистом. Про меня пустили слух, что я, надев фрак и цилиндр, хлещу этим ремнем и жену, и поклонниц… Я не видел греха в моих изменах. Они, по-моему, прекрасно уживались с моей бессметной любовью к Ахматовой. А она требовала абсолютной верности. От меня. И от себя…»
Да, у Ахматовой были устои от Ярославны и боярыни Морозовой. И ни с
чем смириться она не хочет. Не требует ни от кого того, чего не требует от себя. Дальше будет иначе: многое будет прощать другим, и ничего, никогда -себе.
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей.
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
Вот так. Без надежды на послабление. Да можно ли таку? Жила. Писала ставшие знаменитыми сборники стихов: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Белая стая», «Аnno Domini» .
В высказываниях ее современников перед нами предстает и ее характер, и ее поэзия. ( показ презентации)
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Да, это божий дар - видеть в самом обыденном необычное. Маяковский ведь тоже увидел в простом студне на блюде огромный , безбрежный океан. А Ахматовой ничего не надо было искать, жизнь сама диктовала строки:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый.
И я не могу взлететь.
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман.
Сливаются вещи и лица.
И только красный тюльпан.
Тюльпан у тебя в петлице.
Это далеко не жалоба разлюбленной женщины, которая однажды заметила:
Столько просьб у любимой всегда.
У разлюбленной просьб не бывает.
Нет, в этих строках и сила, и энергия, и воля. Ахматова всегда была гордая, своенравная и свободная.
Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной господней воле.
Такая не будет жаловаться . Наоборот. Она чувствует свою избранность судьбой, Богом. Красный тюльпан повторяется дважды. И это доказывает, что Ахматова сосредоточена на своих чувствах, а не на предмете свое любви и его внешности. Он в тумане. Ей важно ощутить глубину своих чувств,
испить чашу страданий до дна.
Все ее друзья и современники отмечали, что никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Души высокая свобода давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клевет и предательств. Она всегда была прямой и строгой, человеком незаметного великого мужества. Писатель Юрий Герман
Назвал ее «королевой-бродягой». Бродяжка с королевским духом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час
Или это ангел мне указывал
Свет невидимый для нас?
Ахматова прекрасно понимала цену своего дара. В одном из стихотворений она пишет, что именно Муза (т.е.поэзия) отняла у не «первый весенний подарок» - обручальное кольцо. Значит, так должно быть. Ведь перед ней всегда стоял выбор: или любовь, или поэзия.
Каковы же главные черты ее лирики? (демонстрация слайдов)
Как много сборников Ахматовой появилось до 25 года. А дальше 16 лет молчания. Она писала, ее не печатали. В 1925 году вышло постановление ЦК об изъятии книг Ахматовой из обращения. И тогда она начала усердно изучать творчество Пушкина. Всего знала наизусть, написала о нем много работ. Стихи не писала почти до конца 30-х годов. Почему?
И вовсе я не пророчица,
Жизнь моя светла, как ручей,
А просто мне петь не хочется
Под звон тюремных ключей.
Еще в 1921 году Ахматова пережила расстрел мужа -Николая Гумилева, обвиненного в антисоветском заговоре. А потом, начиная с 1935 года, трижды арестовывали ее сына - Льва Гумилева. Долгие месяцы в очередях, чтобы что-то передать сыну. Страшные годы ежовщины. Однажды одна из женщин подошла и спросила шепотом:
- А это вы можете описать?
-Могу,- ответила Ахматова.
Так началась поэма «Реквием». О боли матерей, о чудовищной несправедливости сталинского режима.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги к палачу,
Ты сын и ужас мой…
Это был даже не плач, а вопль, какого не знала литература.
У меня сегодня много дела.
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить,
А не то…
Горло перехватывает спазм. Мы чувствуем боль и ужас матери, которая видит, что творится с ее сыном , с ее родной народом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Быть может, решающим обстоятельством, определившим путь Ахматовой, содержание ее творчества и место в истории культуры, явилось то, что она после 17 года осталась родной земле, кровью залитой, разоренной, но своей от рождения и жила, преодолевая самые тяжкие удары судьбы.
Нет горше муки для поэта, чем вынужденная немота, безысходность слова. Эту муку Ахматова познала сполна. В 46-ом году по инициативе Сталина на заседании ЦК партии выступил Жданов с уничтожающей критикой в адрес Ахматовой и Зощенко. Он назвал Ахматову полумонахиней, полублудницей, барынькой, мечущейся между будуаром и молельней. Две готовые к печати книги были пущены под нож, а сама Ахматова исключена из Союза советских писателей. Сразу после постановления лишена продовольственных карточек. Ахматова не испугалась.
Была она очень высокая, горбоносая, со знаменитой челкой на глаза. И во все годы жизни статна, пряма, величава, державна. Бродяжка с королевским духом. Это была личность.
В 40-е годы в пустой комнате лишь старое бюро и железная кровать со стареньким одеялом. Ее спасали друзья. Их было немного. Но они были всегда. Она говорила: « Сердце усмиряют правильным дыханием, а черные мысли верой в друзей».Это им она шепотом читала поэму «Реквием», и она так же спасала их, как они спасали ее. Когда кому-то нужна была помощь, Ахматова продавала свой портрет - графический набросок работы Модильяни. Таких работ было около 20, потом остался один. Ахматова очень ценила дружбу и верность. В те годы, когда отрекались от мужей, она говорила громко о Гумилеве. Когда сослали Друга Осипа Мандельштама, Ахматова, продав очередной портрет работы Модильяни, поехала к Мандельштаму в Воронеж. Когда появился роман Булгакова «Мастер и Маргарита», из 300 откликов только 2 были положительные. Один из них - голос Ахматовой. Она сказала: «Он гений». И друзья, подруги у нее были достойные ее. Когда в 60-е годы у не началось легкое головокружение от шумной славы, она быстро напарывалась на ахматовское словесное лезвие в своей подруге - Раневской - и тут же приходила в себя.
« -Шведы требуют для меня Нобелевку,- сказала Ахматова.- Вот в Стокгольме напечатали.
- Стокгольм,- произнесла Раневская.- Как это провинциально!
Ахматова засмеялась:
- Могу сказать то же самое из Парижа, если вам больше нравится.
-Париж, Нью-Йорк,- продолжала Раневская.- Все, все провинциально.
-Что же не провинциально, Фаина?- спросила насмешливо Ахматова. Но Раневская серьезно ответила:
- Провинциально все, кроме Библии».
Это был ответ, достойный Ахматовой. Она это оценила, ведь она была верующим человеком.
Корней Чуковский, детский писатель, отмечал: «Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в трамвае…всякий, не знавший ее, чувствовал ее спокойную важность, величавость, не спесивость, не надменность, а царственную поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей писательской миссии. Хотя Держалась она со всеми очень просто».
50 лет ее упрекали, что слишком многог пишет о любви, что замкнулась в камерном мирке интимной лирики. Они, критики, были всесильны и ломали таких мужиков. И ничего не могли сделать с этой королевой-бродяжкой.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Шли войны, революции, а она, понимаешь ли, о любви, о нелюбви. В чем же загадка популярности любовной лирики Ахматовой? (Демонстрация слайдов).
Критикуя Ахматову, многие забыли, что именно Ахматова в осажденном Ленинграде выступила по радио с обращением к матерям, женам и сестрам Ленинграда с призывом выстоять. Она написала стихотворении «Мужество», которое твердили во время войны, как клятву.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Боль за Россию была с того времени, как взяла в руки перо. И с такой любовью о Родине еще в 15-ом писала, обращаясь к Богу:
Дай мне долгие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это была самая мужественная и самая свободная женщина в русской истории. Она не знала, что такое суета, мельтешение, и в женщинах не терпела этого. Даже написала на них эпиграмму:
Могла ли Биче, словно Дант творить,
Или Лаура свет любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!
«Я научила женщин говорить» - вот зачем пришла в этот мир Анна Ахматова. Она научила женщин быть достойными любви, быть равными, быть в любви щедрыми и жертвенными. Она, как никто другой, умела выразить словами свое чувство:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки. (1911)
Надевание перчатки - жест, ставший автоматическим, его совершают не задумываясь. И то, что героиня перепутала перчатки, свидетельствует о глубине потрясения, о ее состоянии. Гимилев в 1914 году в «Письме о русской поэзии» писал: Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает». Это прием говорящей детали.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге камыши
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот. Мурлыкает умильней.
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу,
И если вдруг в окно ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу. (1912)
Власти всегда смотрели на Ахматову как на крайне неблагонадежного человека, не забывая прошлое ее родных: мужа и сына. Но Ахматова раз и навсегда для себя решила не покидать Родину. Еще в 1917 она писала:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В 1949 году Ахматову восстановят в Союзе писателей, определят на работу в качестве переводчика. А перед этим очередной раз арестуют ее сына, а также ее мужа Панина. Сталинский режим будет давить на Ахматову до 53 года. 5марта - день смерти Сталина, и все последующие годы Ахматова каждый год будет отмечать этот день, как праздник.
Ахматова всю жизнь прожила в коммунальных квартирах. Но всегда рядом с ней были три вещи, сохранявшие для не «память сердца»: перстень, полученный от Гумилева, шаль, подаренная ей М.Цветаевой, и рисунок -ее портрет работы Модильяни. Но была и слава. И не только в России. Летом 1964 г. Ахматовой была присуждена одна из крупнейших литературных премий Италии «Этна-Таормина». В 1965 г. В Англии она получила почетное звание доктора Оксфордского университета. В этом же году вышел сборник стихов «Бег времени» - как итог ее поэзии, ее судьбы.
Всю жизнь Ахматова, не склонив головы, шла навстречу судьбе, противопоставляя ее ударам силу нравственных убеждений народно-христианской культуры. Поэтому и смогла жизнь прожить не по лжи и сберечь в чистоте и нерушимости свой «таинственный песенный дар». Отсюда и драгоценное ощущение органичности, подлинности всего, что делала Ахматова в поэзии.
Ахматову называют гармоничной. А что такое гармония?
Гармония (от греч.- связь, стройность, соразмерность,), соразмерность частей; слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. Это согласие, соединение. Столько испытать, как Ахматова, и остаться благодарной за «радость дышать и жить».
Ахматова гармонична, Цветаева безмерна. Интересно будет увидеть это в лирике двух поэтесс и сравнить? А сегодня на уроке я стремилась ввести вас, ребята, в мир удивительной, органичной поэзии Анны Ахматовой, показать ее как личность. Думаю, это мне удалось.
К каким же выводам мы пришли?
Начало 20 века украшено целым созвездием имен поэтов «серебряного века».
Эти имена звучат на многих языках мира. И среди них Ахматова - звезда первой величины, поэт, равный А. Блоку.
«Буря Вас взрастила, углубила - подняла…-обращался к Ахматовой в 1964 году в Париже писатель-эмигрант Борис Зайцев.- Вот и выросла «веселая грешница», насмешница царскосельская из юной Элегантной дамы в первую поэтессу Родной земли, голосом сильным и зрелым, скорбно звенящим, стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости.»