Урок по разделу биологии «Эволюция» для 11 класса «История развития эволюционных идей»

План-конспект урока составлен учителем высшей квалификационной категории для 11 класса с целью обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки эволюционными представлениями Ж.Б. Ламарка и других ученых, развивать умение анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, а также сформировать у школьников интерес к изучению истории развития биологии как науки.Урок -комбинированный, с использованием элементов личностно-ор...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока ««История развития эволюционных идей»

Цели и задачи:

  1. Обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки эволюционными представлениями Ж.Б. Ламарка и других ученых.

  2. Развивать умение анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

  3. Сформировать у школьников интерес к изучению истории развития биологии.

Оснащение: портреты ученых, внесших большой вклад в развитие идей эволюции, таблица «Эволюция органического мира», мультимедийный проектор, цветные сигнальные карты.

Тип урока: Комбинированный урок

Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения.




























Ход урока.

I. Вступление. Целевая установка.

Прежде чем приступить к изучению учебного материала по разделу «Эволюция органического мира», проверьте уровень своих знаний, которые остались у вас после изучения этого раздела в средней школе. Вашему вниманию предлагается по 5 простых вопросов для двух вариантов. Ответьте на эти вопросы, каждый раз выбирая из нескольких вариантов ответа только один ответ - правильный. Сначала запишите номер вопроса, а затем, напротив, номер правильного ответа. (Вопросы и ответы проецируются через мультимедийный проектор).


Вариант 1.

  1. Назовите ученого, впервые предложившего и обосновавшего идею естественного отбора как механизм эволюции органического мира

1) К. Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч. Дарвин 4) И.И. Шмальгаузен;

  1. Назовите вид изменчивости, которая дает первичный материал для естественного отбора:

1) мутационная 2) комбинативная 3) модификационная

  1. Какими по способу питания были самые первые примитивные формы жизни:

1) автотрофные 2) гетеротрофные

  1. Среди палеонтологических находок укажите ту, которая относится к категории ископаемых переходных форм:

1) саблезубый тигр 2) мамонт 3) археоптерикс 4) ихтиозавр

  1. Иногда у особей появляются признаки, которые имелись у их далеких предков, но были утрачены в процессе эволюции этого вида. Назовите термин, используемый для обозначения таких признаков:

1) мутации 2) модификации 3)атавизмы 4)рудименты *


Вариант 2.

1. Назовите форму борьбы за существование, результатом которой является наличие яркой окраски божьих коровок, ос, колорадского жука:

1) внутривидовая 2) межвидовая 3) борьба с неблагоприятными факторами неживой природы


  1. Назовите форму биологического прогресса, к которой относится образование цепкого хвоста у обезьян и ласт у морских котиков:

1) аромарфоз 2) идиоадаптация 3) дегенерация


  1. Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов:

1) К.Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч.Дарвин


  1. Какой из признаков является характерным для представителей европеоидной расы:

1) узкий сильно выступающий нос 2) жесткие прямые волосы 3) толстые губы


  1. У человека имеются признаки, связанные и прямохождением. Назовите один из них:

1) подбородочный выступ 2) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым 3) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа

Беседа по итогам выполнения работы. Только в ходе регулярной напряженной работы вы сможете полностью усвоить учебный материал по разделу «Эволюция органического мира».

Так что же такое эволюция? Беседа. Поиск определения в учебнике (с. 126 учебника «Биология» под редакцией Д.К.Беляева)

Эволюция - это процесс исторического развития органического мира. Результатом эволюции является многообразие живых организмов (4,5 миллиона). Работа с рисунком 80 «Схема классификации клеточных организмов» (с. 191 учебника «Биология» под редакцией Д.К.Беляева)

Классификация организмов


Империя: неклеточные

Империя: клеточные


Царство:

вирусы (800 видов)













Надцарство:

Безъядерные (прокариоты):

Царство: - бактерии (3 000 видов)

- сине-зеленые водоросли (3 000видов)

Надцарство:

Ядерные (эукариоты):

Царство: - грибы (100 000 видов)

- растения (350 000 видов)

- животные (1,5 млн. видов)


Как возникло такое многообразие организмов? Рассмотрим различные мировоззрения.

  1. Метафизическое мировоззрение (постоянство, неизменность, изначальная целесообразность).

К метафизикам можно отнести античных философов. Их представления о развитии жизни на Земле занесем в таблицу самостоятельно (самостоятельная работа с учебником «Биология. Общие закономерности», под редакцией В.Б.Захарова, стр. 31)



Философы

Представления о развитии жизни на Земле

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Гераклит

Из воды

Из неопределенной материи «алейрона»

Из воздуха

Из огня, постоянное изменение


Проверка правильности заполнения таблицы, дополнения учителя.

Ярким представителем этого вида является Аристотель, чьи труды по биологии изучались студентами ведущих университетов Европы средневековья. К его заслугам можно отнести следующее:

  1. он описал более 500 видов животных

  2. попытался объединить их в группы

  3. расположил эти группы в определенном порядке: от просто устроенных ко все более сложным. Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

- Ребята, как вы думаете, почему он допустил эту ошибку?

- Наверное, он объединял в одну группу животных схожих внешне.

- Правильно, точно также именно из этой ошибки он отнес к классу «Гады», в который он поместил змей, и этих животных. Каких бы вы думали?

- Неужели червей?

- Как ни удивительно, но это так.

Аристотель занимался многими науками, и то, что он сделал так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир - мы не можем поставить ему в вину - ведь он был первым. Кто пытался это сделать. Зато появилась база данных, которую нужно было уточнять, поправлять, систематизировать.

На протяжении христианского средневековья биология как наука практически не развивается. «Все живое создано богом - целесообразно и неизменно». Это официальная точка зрения церкви. Такое направление в развитии биологии средневековья называют креацинизмом. Крупнейшим ученым креацинистом был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707-1778г.г.). Его по праву называют отцом систематики растительного и животного мира. С детства он любил все приводить в порядок, систематезировал своих друзей, родственников, знакомых, книги на полках своих шкафов. Когда же он столкнулся с многообразием органического мира - удивлению его не было предела, и всю свою жизнь приведению его в порядок, то есть в систему. К заслугам К. Линнея можно отнести:

  1. установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

  2. ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд и класс

  3. создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

  4. описал около 10 000 видов растений и около 4 500 видов животных

  5. усовершенствовал ботанический язык, установив до 1 000 терминов

  6. впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Бытует легенда, согласно которой К. Линней попросил свою служанку принести смородину. Она принесла своему господину сорванную в саду ягоду. Сначала Линней отругал ее за непонятливость, а затем, осознав свою ошибку, сделал нововведение в биологию.

- Ребята, как вы полагаете, за что первоначально Линней отругал служанку?

- Она принесла не смородину?

- Да нет, она принесла как раз смородину

- Наверное, она принесла не ту смородину

- В каком смысле?

- Другого цвета, например красную, а он имел в виду черную смородину

- Совершенно правильно

7. осознав свою ошибку, ученый ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо громоздких многословных названий, которая указывала на принадлежность организма к роду и виду.

Линей создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

Следующий этап додарвиновской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo - превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, И.В. Гете, К.Ф. Рулье. Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Но они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих систему эволюции.

В начале IX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829г.г.) создал первое учение об эволюции живой природы, которое изложил в труде «Философия зоологии» (1809). Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так же были очевидны многие противоречия его теории и шаткость его аргументов.

Заполним таблицу «Оценка теории Ж.Б.Ламарка», где выявим достоинства и недостатки его учения (работа с учебником «Биология», под редакцией Д.К. Беляева, стр. 127)

Плюсы теории Ламарка

Минусы теории Ламарка


  1. Утверждение об изменяемости видов (т. е. о существовании эволюции)

  2. Длительность эволюции

  3. Влияние условий среды на эволюцию

  4. Установлен принцип развития: от простого к сложному

  5. Непрямолинейность эволюции


  1. Отрицание реального существова-ния видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости

  2. Ошибки при понимании движущих сил эволюции (стремление к совер-шенствованию организма заложено Творцом)

  3. Неправильное понимание механиз-ма возникновения приспособлений (принцип упражнения)

  4. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм

  5. Понятие о наследовании приобре-тенных признаков

Таким образом, мы видим, что наряду со многими достоинствами первой теории эволюции, Ж.Б. Ламарк совершил и ряд ошибок в своем учении.

- Как вы полагаете, в чем кроются причины заблуждения ученого?

- В то время у биологов было мало накоплено фактов, на которых бы Ламарк мог обосновать свое учение.

- Правильно. Он и сам не скрывал недостатков своего учения. Но мы должны отдать ему должное в том, что он первым попытался раскрыть причины эволюции. Таким образом, он сделал первый шаг на этом пути, построил первую ступеньку, отталкиваясь от которой биологи будущих поколений совершенствовали эволюционное учение.

В первой четверти века были сделаны большие успехи в сравнительной анатомии и палеонтологии. Огромные заслуги в развитии этих областей принадлежат французскому ученому Ж. Кювье. Наработав большой материал по вымершим животным, ученый не отрицал, что на Земле имела место неоднократная смена форм растительного и животного мира. Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожавшие жизнь на больших территориях. Затем, после катастроф, жизнь снова появлялась. Механизмы возникновения жизни, ее развития Кювье не раскрывал. Но его энциклопедические способности, огромный авторитет, многочисленные ученики, уникальный ископаемый материал еще долгое время являлись точкой преткновения для учений Дарвина и его сторонников.

  1. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

  1. Домашнее задание

  1. Изучить параграф 39

  2. Повторить конспекты: основные идеи Аристотеля, Линнея, Ламарка, Кювье

  3. Индивидуальное задание (приготовить сообщение для семинара):

А) «О жизни и деятельности Ч. Дарвина»

Б) «Эволюционные идеи в России»

4. Подготовить вопросы к пресс-конференции о Ж.Б. Ламарке


  1. Итоги урока

Ребята, сегодня мы с вами ознакомились с основными положениями из учений самых заметных представителей додарвиновского периода. Многие из них на сегодняшний момент кажутся нелепыми. Это говорит о том, что наука не стоит на месте: постоянно открываются новые факты, совершенствуются методы познания. Может быть, через сто лет ученики, изучая биологию XX века, тоже будут недоумевать и хихикать. Но историю любой науки изучать необходимо, для того чтобы понять ход ее развития и определять ее будущее. Спасибо за урок.

  1. Рефлексия

Оцените свою активность на уроке, используя цветные карты, выбрав красную карточку - отлично, зеленую - хорошо, желтую - удовлетворительно.


© 2010-2022