Рабочая программа по биологии (Пасечник, 8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено

на заседании кафедры

учителей естественно-математических наук

Протокол № ___ от ____________

Руководитель кафедры: _______ Курганова И. А.


Согласовано

зам. директора

____________ Нурдавлетова Р.Р

Утверждаю

директор МАОУ «Гимназия №4»

городского округа город Стерлитамак РБ

____________ Шишкина В.И.

Введено в действие

Приказ № _______от _________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 А, Б КЛАССОВ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель биологии МАОУ «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан Камалова Светлана Байрасовна

Рабочая программа составлена на основе: Программы по биологии 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М. Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011

Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология(человек)8 класс. Учебник общеобразовательной школы. - М.: Дрофа, 2008. - 332с.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М.Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011, учебник Биология Человек 8 кл. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М.: Дрофа, 2008.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Цели.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

Задачи

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

  • продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

  • продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.

Общая характеристика содержания учебного предмета

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю), количество лабораторных работ - 22.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация об используемых технологиях, методах и приемах обучения, формах уроков

Преподавание биологии в 8-классе осуществляется по технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также таких методов обучения, как: частично-поисковый, научно-исследовательский, проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль - тестовая работа;

- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,

диктанты (используется текст с ошибками),

анализ схем, таблиц,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

лабораторные работы

- итоговый контроль - тестовая работа.

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Содержание учебного предмета

Введение (1час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека(3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма(59 часов)

Тема 2.1.Общий обзор организма(1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (2 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа № 1: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма(1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа № 2:Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Лабораторная работа № 3:Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторная работа № 4:Микроскопическое строение кости.

Лабораторная работа № 5:Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Лабораторная работа № 6:Утомление при статической и динамической работе.

Лабораторная работа № 7:Выявление нарушений осанки.

Лабораторная работа № 8:Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Лабораторная работа № 9: Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5.Внутренняя среда организма(3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа № 10: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма(6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторная работа № 11: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Лабораторная работа № 12:Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Лабораторная работа № 13: Опыты, выясняющие природу пульса.

Лабораторная работа № 14: Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.Дыхательная система(4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа № 15: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Лабораторная работа № 16: Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.Пищеварительная система(7 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа № 17: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии(3 часа)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторная работа № 18: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Лабораторная работа № 19: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.Выделительная система (1час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.Нервная система человека (5часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная работа № 20: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Лабораторная работа № 21: Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.Анализаторы (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа № 22: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа № 23: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Лабораторная работа № 24: Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3.Индивидуальное развитие организм (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




















ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО БИОЛОГИИ В 8 А, Б КЛАССАХ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания

Лабораторные работы

Материалы к уроку

Домашнее задание

По плану

По факту

По плану

По факту

Ведение -1ч

1

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1

3.09

1.09

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Модель торса человека, таблицы «Внутренние органы человека и животных»

Изучить § 1, 2, учить термины, записи в тетради, придумать по 5 репродуктивных вопросов.

Происхождение человека 3 ч

2

Систематическое положение человека

1

7.09

5.09

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Рудименты и атавизмы.

Таблицы «Рудименты и атавизмы»

Изучить §3, ответить на вопросы, знать рудименты и атавизмы

3

Историческое прошлое людей.

1

10.09

Основные этапы эволюции человека.

Бюсты древних людей, череп человека и его предков, схема «Родословная человека» таблица «Происхождение человека», портрет Ч.Дарвина.

Изучить§4,знать этап эволюции человека, фактор антропогенеза

4

Расы человека

1


Основные характеристики существующих рас и причины их появления

Бюсты человеческих рас.

Изучить §5, знать характеристику рас человека

Строение и функции организма -59 ч.

5

Общий обзор организма человека

1

14.09

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов

Торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека.

Изучить § 6, выучить термины, знать расположение внутренних органов, заполнить таблицу

6

Клеточное строение организма.

1

17.09

Внешняя и внутренняя среда организма, обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость

Таблица «Растительная и Животная клетка»

Изучить §7, знать функции органелл. Провести опыт дома.

7

Строение клетки.

1

21.09

Строение и функции клетки. Органоиды клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма.

Таблица «Строение клетки»

Изучить §7, заполнить таблицу

8

Деление клетки.

1

24.09

Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Таблица «Деление клетки»

Изучить §7, знать фазы

9

Ткани: эпителиальные, соединительная и мышечная.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 1. «Рассмотрение клеток и тканей через оптический микроскоп».

1

28.09

Ткани. Образование тканей. эпителиальные, соединительная и мышечная. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа № 1. «Рассмотрение клеток и тканей через оптический микроскоп».

Микроскоп,

микропрепараты однослойного мерцательного эпителия, поперечно-полосатой, гладкой мышечной и нервной тканей

Изучить §8, заполнить таблицу.

Подготовиться к тесту.

10

Обобщение и повторение темы: клеточное строение организма. Ткани.

1

1.10


Повторить §7-8

11

Центральная и периферическая части нервной системы.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 2. « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

№3. «Коленный рефлекс»

1

5.10

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа № 2. « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

№3. «Коленный рефлекс»

Таблицы «Схема строения нервной системы»

«Строение нервной ткани»

Изучить §8, 9, «нервная ткань», проработать статью «Основные положения главы 3»

12

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости»

1

8.10

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро-и микро строение, типы костей

Лабораторная работа №4 Микроскопическое строение кости

Модель скелета человека, таблицы «Кости», «Внутреннее строение кости»

Изучить §10, вопросы в конце параграфа

13

Скелет человека. Осевой скелет.

1

19.10

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

Модель скелета человека, модель черепа. Таблица «Скелет млекопитающего»

Изучить §11 и 12 до статьи «Неподвижные соединение костей»

14

Соединение костей.

1

22.10

Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)

Таблица «Соединение костей»

Изучить § 12 до конца. повторить особенности строения мышечных тканей по §8

15

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторные работы №5 «Мышцы человеческого тела»

№ 6. «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

1

26.10

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы -антагонисты и синергисты.

Лабораторные работы №5 Мышцы человеческого тела.

№ 6. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки

Модель скелета человека, таблицы «Мышцы человека», «Типы тканей», кусочки разваренного мяса.

Изучить § 13, ответить на вопросы после параграфа, выполнить задания на с.65

16

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №7. «Утомление при статической и динамической работе».

1

29.10

Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Измененеие мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Лабораторная работа 7 Утомление при статической и динамической работе.

Таблица «Мышцы человека»

Изучить §14, повторить 11 и 12

17

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторные работы № 8 «Выявление нарушений осанки»

№9 «Выявление плоскостопия»

1

2.11

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Лабораторные работы № 8 Выявление нарушений осанки. №9Выявление

плоскостопия

Модель скелета человека

Изучить §15, уметь выявлять остеохондроз, сутулость, плоскостопие

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

5.11

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Модель скелета человека.

Таблица «Типы соединения костей», шины, жгут, бинты.

Изучить§ 16, самостоятельно проработать «основные положения главы 4» на с.79 - 80.

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №10. «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп».

1

9.11

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы ( тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кровотечение.

Лабораторная работа № 10. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп.

Таблицы «Кровь», учебный фильм «Строение и функции крови»

Изучить §17, выполнить задания на с.89

20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

12.11

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены, антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

Портреты И.И.Мечникова,

Луи Пастера.

Изучить §18, ответить на вопросы на с.93, подготовить доклады по истории возникновения вакцины

21

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем. Иммунология на службе здоровья.

1

16.11

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Портреты И.И.Мечникова,

Луи Пастера,схема «Иммунитет».

Изучить §19, проработать статью «основные положения главы 5», заполнить схемы и таблицу

22

Транспортные системы организма.

1

19.11

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

23

Круги кровообращения.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа № 11. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой рук»

1

30.11

Круги кровообращения: большой и малый круги.

Лабораторная работа № 11. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке

Изучить §20, заполнить таблицу

24

Строение и работа сердца.

1

3.12

Строение и работа сердца.

Автоматизм сердца.

25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторные работы № 12. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

№13. «Опыты, выясняющие природу пульса»

1

7.12

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Лабораторные работы№ 12. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

№13.Опыты, выясняющие природу пульса.

Таблица «Круги кровообращения», «Внутреннее строение организма»

Изучить §23, ответить на вопросы в конце параграфа

26

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №14. «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

10.12

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Лабораторная работа № 14. Функциональная проба: реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку

Изучить §24, ответить на вопросы на с .125, повторить п.14 «Работа скелетных мышц и регуляция», п.16 «Первая помощь при ушибах и травмах»

27

Первая помощь при кровотечениях

1

14.12

Первая помощь при кровотечениях

Жгут, бинт, таблица «Внутренние и внешние кровотечения».

Изучить §25, основные положения главы 6 на стр. 129

28

Обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая система»

1

17.12

артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны

Таблицы «Круги кровообращения», «Форменные элементы крови»

Повторить §20-25

29

Значение дыхания

Профилактика заболеваний органов дыхания в РБ

1

21.12

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

Модель гортани, таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», учебный фильм.

Изучить §26, выполнить задание на стр.139-140

30

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание

1

24.12

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Таблица «Строение легких»

Изучить § 27, ответить на вопросы в конце параграфа

31

Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

28.12

Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение органов дыхания. Туберкулез и рак легких. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Модель гортани, таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», учебный фильм

изучить §28, ответить на вопросы в конце параграфапод символом «!», приготовить марлевый респиратор

32

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Приёмы реанимации.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 15. «Измерение объема грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

31.12

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация.

Лабораторная работа № 15.Измерение объема грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Видефильм «Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть»

Изучить§ 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое

33

Питание и пищеварение

1

11.01

Пищевые продукты и питательные вещества , их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

Таблица «Пищеварительная система»

Изучить §32, ответить на 169 и на вопросы лабораторной работы с.170

34

Пищеварение в ротовой полости

1

14.01

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта

Таблица «Схема строения органов пищеварения»

Изучить §33, выписать названия структур, выделенных на с. 174

35

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №16. «Действие слюны на крахмал»

1

18.01

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Лабораторная работа 16. Действие слюны на крахмал

Таблица «Пищеварительная система»

Изучить§ 34, ответить на вопросы с.177

36

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени, аппендикс.

1

21.01

Тонкий и толстый кишечник, их всасывание, печень, аппендикс

Таблица «Пищеварительная система»

Изучить§ 35, разобрать основные положения к главе 8 на с.181 учебника

37

Регуляция пищеварения

1

25.01

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Таблица «Пищеварительная система»

Повторить§ 30-35

38

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций

1

28.01

Гигиена органов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях

Фотоснимки больных кишечными инфекциями

Изучить §35, разобрать основные положения к главе 8 на с.181 учебника

39

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»

1

1.02


Повторить §32-35

40

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

1

4.02

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Изучить§ 36, повторить статью «Питательные вещества» из п.30

41

Витамины. Производство в РБ.

1

8.02

Классификация витаминов, их характеристика. Значение витаминов в организме. Авитаминоз, гиповитаминоз.

Таблица «Суточные нормы витаминов»

Изучить §37, повторить п. 27, 36, заполнить таблицу

42

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторные работы № 17. «Установление зависимости

между дозированной нагрузкой и уровнем

энергетического обмена»

18. «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

1

11.02

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режимы питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы № 17 Установление зависимости

между дозированной нагрузкой и уровнем

энергетического обмена.

18.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат

Изучить §38, разработать «Основные положения главы 8»

43

Кожа - наружный покровный орган.

1

15.02

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Таблица «Строение кожи».

Изучить §39, ответить на вопросы перед параграфом на с.200 и на вопросы 204 под символом «?»

44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

18.02

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы кожи :ожоги, обморожения

Таблица «Кожные заболевания»

Изучить § 40. Подготовить сообщение.

45

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

29.02

Терморегуляция организма. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Таблица «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе».

Изучить§ 41, ответить на вопросы под символом «?»

46

Выделение. Использование гемодиализа в РБ.

1

3.03

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Модель почки

Таблица «Строение почек»

Изучить § 42, повторить главу 10

47

Значение нервной системы

1

7.03

Значение нервной системы. Мозг и психика.

Таблица «Строение нервной системы»

Изучить§.43, знать ЦНС

48

Строение нервной системы. Спинной мозг

1

10.03

Строение нервной системы: спинной и головной мозг- центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга.

Таблица «Строение нервной системы», «Спинной мозг»

Изучить§ 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр.227

49

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №19 «Пальценосная проба. Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

1

14.03

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка.

Лабораторная работа №19 «Пальценосная проба. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

Модели головного мозга человека.

Изучить §45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр.230

50

Функции переднего мозга.

1

17.03

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико- синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Модели головного мозга человека.

Изучить §46, повторить п. 44 и разобрать рис.91 А и Б

51

Соматический и вегетативный (автономный) отделы нервной системы

1

21.03

Соматический и вегетативный (автономный) отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Модели головного мозга человека.

Изучить §47, разобрать статью «Основные положения главы 11»

52

Анализаторы.

1

24.03

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

Модели глаза и уха

Изучить §48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить § 44

53

Зрительный анализатор.
Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №20

«Иллюзия при бинокулярном зрение»

1

28.03

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

Лабораторная работа №20

Иллюзия при бинокулярном зрение

Модели глаза и уха

Изучить §49, ответить на вопросы в конце параграфа

54

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

31.03

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

Модели глаза и уха. Фоторисунки глазных болезней

Изучить §50, составить гигиену

55

Слуховой анализатор.

1

4.04

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции

Модели глаза и уха. Фоторисунки ушных болезней

Изучить §51, составить гигиену

56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

11.04

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов

Изучить §52, знать вкусовые, чувствительные рецепторы

57

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

14.04

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о динамите.

Портреты И.М.Сеченова и И.П.Павлова

Изучить §53, разобрать рис 113

58

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №21. «Выработка навыка зеркального письма. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды»

1

18.04

Врождённые и приобретённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стериотип.

Лабораторная работа №21. Выработка навыка зеркального письма. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды.

Изучить п.54, повторить опыты, проведенные классы

59

Сон и сновидения.

1

21.04

Биологические ритмы. Сон и бодорствование. Стадии сна. Сноведения.

Таблица

Изучить п.55, подготовить сообщение

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

25.04

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Изучить п. 56, ответить на вопросы в конце параграфа

61

Воля, эмоции, внимание.

1

28.04

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины растерянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Изучить п.57, проделать упражнения «эмоции»

62

Роль эндокринной регуляции.

1

2.05

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Изучить п.58, ответить на вопросы перед параграфом

63

Функции желёз внутренней секреции.

1

5.05

Гипофиз, щитовидная железа, половые железы, надпочечники, поджелудочная железа, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

Изучить п.59, разобрать «основные положения главы 14»

Индивидуальное развитие организма - 5 ч.

64

Жизненные циклы. Размножение

1

9.05

Жизненные циклы. бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке.

Изучить п.60, ответить на вопросы

65

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды плода.

1

12.05 / 16.05

Плодные оболочки, плацента, пупочный канатик. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.

Изучить п.61, ответить на вопросы

66

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём.

1

19.05 / 23.05

Наследственные и врождённые заболевания, передающиеся половым путем СПИД, сифилис и другие. Их профилактика.

Изучить п.62, ответить на вопросы в начале параграфа

67

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

1

26.05

Индивид, личность, интерес, склонность, темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Изучить п. 63, 64, ответить на вопросы

68

Обобщающее повторение всего раздела анатомии

1

30.05


Повторить пройденный материал





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя


1.Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа, 2009

2.Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с;

3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Jempadb для оценки качества знаний по бирлогии. 8 класс«Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

Литература для учащихся


1. Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа,2009

2.Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005,-96c

MULTIMEDIA-поддержка курса

«Биология.Общие закономерности»

компакт-диски: «Общая биология», « Библиотека электронных наглядных пособий», Лабораторный практикум 6-11 класс», «1-С репетитор, биология»,энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,

«КИМ.биология»,

мультимедийное приложение к учебнику ,

1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Учебник, методическое пособие, мультимедийное приложение к учебнику: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Биология. Общие закономерности / под ред. В,Б, Захарова. 7-еизд. М.: Дрофа, 2004.

.Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006

Дикарев, Сборник задач, М Дрофа, 2001

Лернер Г.И. Тестовые задания , М. Аквариум, 2000

Лернер Г.И. уроки биологии, 8 класс, М.: ЭКСМО. 2005

Лернер Г.И. Подготовка к ЕГЭ.Человек, М.: ЭКСМО. 2007

Образовательные ресурсы

bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


© 2010-2022