Активизация внимания у школьников с умственной отсталостью на уроках биологии

Каждый учитель сталкивается с тем, что у некоторых ребят  трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете. Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагностики). Урок остается ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация внимания у обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии.

Не секрет, что у некоторых ребят трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете. Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагностики).

При работе как с группой, так с целым классом очень важно использовать активные методы обучения. Их можно объединить в три группы: словесные, наглядные и практические. Использовать их на уроках в разном сочетании.

Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, при этом составляют план, находят описание нужного объекта.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности школьников.

Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем опыты, натуральные объекты и т.д.

Метод опорных сигналов: использование карточек с опорными сигналами.

Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов.

Лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний в ходе выполнения и обсуждения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом.

Часто, особенно на обобщающих уроках, использую групповые технологии, которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действий; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная корреляция этого действия.

Активизируют работу обучающихся маршрутные листы. По ним необходимо найти номер задания, которое находится в конверте.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

В своей работе я покажу два интересных, на мой взгляд, приема, которые я использую на своих уроках на примере фрагментов обобщающего урока по теме "Цветковые растения". Эти задания нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

1. Задания по группам. Конкурс "Объяснялки"

Инструкция по выполнению:

- Внимательно прочитайте свои задания, попробуйте догадаться о каком растении идет речь.

- К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

Например:

Это дерево.

Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

Плод сочный различных оттенков красного, жёлтого, зелёного цвета.

Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.

Цветки имеют приятный запах, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

Соцветие щиток.

Конкурс "Четвёртый лишний"

Найдите в задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.

Томат, перец, горох, картофель.

Постоянно применяю разрезные схемы, при помощи которых ребята могут разложить объект на составляющие, затем собрать в целое. Это помогает школьникам в правильности восприятия, развивает мышление, память, пространственную ориентацию.

Большую роль играет внеурочная деятельность. Это годовая экскурсионная программа по предмету, работа на пришкольном участке, проведение предметной недели, кружковая работа, а также участие ребят в различных доступных конкурсах. При этом развивается не только познавательная активность, расширяется кругозор, совершенствуется "экологическая воспитанность", но и монологическая речь, умение кратко и убедительно выражать свои мысли. Задача учителя - увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать любовь к природе, интерес к предмету.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность могут обеспечить эффективность воспитания, обучения, что в дальнейшем поможет школьнику в жизненной социализации.



© 2010-2022