- Преподавателю
- Биология
- Активизация внимания у школьников с умственной отсталостью на уроках биологии
Активизация внимания у школьников с умственной отсталостью на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова Е.Н. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активизация внимания у обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии.
Не секрет, что у некоторых ребят трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете. Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагностики).
При работе как с группой, так с целым классом очень важно использовать активные методы обучения. Их можно объединить в три группы: словесные, наглядные и практические. Использовать их на уроках в разном сочетании.
Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, при этом составляют план, находят описание нужного объекта.
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам. При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности школьников.
Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем опыты, натуральные объекты и т.д.
Метод опорных сигналов: использование карточек с опорными сигналами.
Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов.
Лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний в ходе выполнения и обсуждения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом.
Часто, особенно на обобщающих уроках, использую групповые технологии, которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действий; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная корреляция этого действия.
Активизируют работу обучающихся маршрутные листы. По ним необходимо найти номер задания, которое находится в конверте.
Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.
В своей работе я покажу два интересных, на мой взгляд, приема, которые я использую на своих уроках на примере фрагментов обобщающего урока по теме "Цветковые растения". Эти задания нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
1. Задания по группам. Конкурс "Объяснялки"
Инструкция по выполнению:
- Внимательно прочитайте свои задания, попробуйте догадаться о каком растении идет речь.
- К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?
Например:
Это дерево.
Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.
Плод сочный различных оттенков красного, жёлтого, зелёного цвета.
Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.
Цветки имеют приятный запах, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.
Соцветие щиток.
Конкурс "Четвёртый лишний"
Найдите в задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.
Томат, перец, горох, картофель.
Постоянно применяю разрезные схемы, при помощи которых ребята могут разложить объект на составляющие, затем собрать в целое. Это помогает школьникам в правильности восприятия, развивает мышление, память, пространственную ориентацию.
Большую роль играет внеурочная деятельность. Это годовая экскурсионная программа по предмету, работа на пришкольном участке, проведение предметной недели, кружковая работа, а также участие ребят в различных доступных конкурсах. При этом развивается не только познавательная активность, расширяется кругозор, совершенствуется "экологическая воспитанность", но и монологическая речь, умение кратко и убедительно выражать свои мысли. Задача учителя - увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать любовь к природе, интерес к предмету.
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность могут обеспечить эффективность воспитания, обучения, что в дальнейшем поможет школьнику в жизненной социализации.