- Преподавателю
- Биология
- Внеурочная экскурсия для учащихся 6 класса
Внеурочная экскурсия для учащихся 6 класса
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воловик Н.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеурочная экскурсия для учащихся 6 класса
Тема : «Жизнь растений ранней весной».
Цели:
-
Развить у учащихся понятие о взаимосвязи растительного организма с условиями окружающей среды.
-
Показать изменения в мире растений с приходом весны.
-
Познакомить учащихся с цветущими растениями, их приспособленностью к обитанию в сообществе.
-
Научить узнавать наиболее распространенные виды растений, произрастающие в сообществе.
-
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
-
Воспитывать чувство прекрасного на примере красоты весенней природы.
Оборудование: фотоаппарат, блокноты, простые карандаши, определительные карточки, ручные лупы.
Место проведения экскурсии: окрестности села Фронтовое.
Время экскурсии -2 часа.
Дата проведения -17 марта.
Правила поведения на экскурсии.
1.Ходить только по тропинкам.
2. Не ломать ветви деревьев и кустарников.
3. Не рвать цветы, не пробовать незнакомые плоды на вкус.
4. Собирать лекарственные растения в тех местах, где их много.
Часть растений нужно оставлять в природе.
5. Не шуметь, чтобы не вспугнуть птиц, которые выводят потомство.
6.Не тревожить насекомых.
7. Не разводить костры возле сухих трав и под деревьями.
8.Не мусорить.
План экскурсии.
-
Вступление ( беседа).
-
Изменения в жизни растений ранней весной.
-
Жизненные формы растений.
-
1. Экологическая тропа, ее значение (беседа).
2. Маршрут.
Остановка№1 « Высохшее озеро».
Остановка№2 « Лесная поляна».
Остановка№3 «Лес».
Остановка№4 «Лишайниковая поляна».
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Вывод.
-
Подведение итогов.
Проведение экскурсии.
I. Вступление.
1.Изменения в жизни растений ранней весной ( беседа).
Учитель. Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. Ярче светит и греет с каждым днем все сильнее. Дни становятся длиннее. Прогревается почва.
А что же происходит с растениями?
Обучающиеся. На растениях набухают почки.
Учитель. Весеннее движение соков у деревьев и кустарников - первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начинает поступать во все органы растения. Вода скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам.
Обучающиеся. Расцветают первые весенние цветы - подснежники, крокусы.
Учитель. Все эти растения называют первоцветами.
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький ( первоцвет).
Учитель. Почему первоцветы цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках?
Обучающиеся. Все первоцветы - светолюбивые растения, поэтому цветут до распускания листьев.
Учитель. До распускания листьев цветут и ветроопыляемые деревья и кустарники. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся. Чтобы листья не мешали переносу пыльцы.
2. Жизненные формы растений.
Опережающее задание. Рассказ обучающихся.
Жизненная форма растений - это внешний облик растений (габитус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Выделяют следующие жизненные формы растений.
Деревья - многолетние зимне-зеленые и листопадные растения, ствол и ветви которых образуют древесину (дуб, клен, сосна, вяз ).
Кустарники - многолетние деревянистые растения высотой 0,8 -6 метров, имеющие несколько или много стеблей. Живут 10 -30 лет ( лещина, кизил, шиповник, барбарис).
Травянистые растения ( травы) имеют сочный зеленый стебель. Травы бывают однолетние, двулетние, многолетние.
Однолетние - за один вегетационный период проходят все стадии развития.
Весной - развиваются из семян, летом - цветут и образуют плоды, осенью - после созревания семян отмирают ( огурцы, помидоры, горох).
Двулетние травы живут два года.
В первый год - образуют только вегетативные органы. Происходит накопление питательных веществ в запасающих тканях корнеплодов, листьев, стеблей.
Во второй год растение цветет и плодоносит за счет накопленных веществ. После созревания семян - отмирает ( морковь, свекла, капуста).
Многолетние травы. Живут от 5 - 7 лет до нескольких десятков лет. Ежегодно цветут и плодоносят. В неблагоприятные периоды надземные органы отмирают, но сохраняются корни и видоизмененные подземные побеги: корневища, клубни, луковицы ( герань, тюльпан, одуванчик, земляника).
Лианы - разнообразные вьющиеся растения, как деревянистые, с зимне-зелеными или опадающими листьями так и травянистые, с относительно слабыми тонкими многолетними или однолетними стеблями (ломонос, хмель, плющ).
II.Экологическая тропа, ее значение.
Учитель. Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.
Экскурсия по тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы.
Какое значение имеет экологическая тропа при изучении биологии?
Обучающиеся. Экологическая тропа дает возможность познакомиться с растениями своей местности, учиться правильно вести себя на природе, уметь видеть воздействие человека на окружающую среду ,бережно относиться к природе.
Растения экологической тропы.
Остановка 1. «Высохшее озеро». (Ива, ситник, мать-и-мачеха).
Остановка 2. « Лесная поляна». (Деревья: дуб пушистый, вяз; кустарники: кизил, терн, грабинник, груша, держи-дерево, можжевельник колючий, барбарис, шиповник; травы: птицемлечник, крокус узколистный, адонис весенний).
Остановка 3. « Лес». ( Деревья : дуб пушистый, вяз; кустарники : кизил, бирючина; травы : примула обыкновенная, подснежник складчатый, пролеска двулистная, хохлатка; лианы: плющ крымский; лишайники; мхи). Остановка 4 «Лишайниковая поляна». ( Кустистые лишайники: кладония свернутая, кладония оленевидная, кладония курчавая,эверния сливовая; листоватые: пармелия борозчатая, ксантория; накипные).
III. Самостоятельная работа (выполняется парами по два человека).
Задание №1. Найдите растение и назовите его.
-
Травянистое растение. Листья без черешков, прикорневые. Цветки белые, лепестков шесть. Цветок похож на звездочку правильной формы.
-
Травянистое растение с двумя сизовато - зелеными, вдоль складчатыми листьями. Внутренние листочки околоцветника белые с зеленой каймой, наружные - белые, в количестве трех.
-
Травянистое растение высотой 5-10 см. Листья в количестве от 3 до 6,шириной от 0,5 - 1,5 мм, серо - зеленые. Лепестки желтого цвета с внешней стороны с тремя темными полосками.
-
Травянистое растение. Листья в числе 2 - 4, широколинейные. Цветущие стебли одиночные с 2 - 10 голубыми цветками.
-
Травянистое растение. Листья ярко - зеленые, рассеченные. Цветки крупные, 4 - 4,5 см в диаметре, золотисто - желтые.
-
Травянистое растение с красноватым стеблем. Листва мелко рассеченная, ажурная. Цветки фиолетово - розовые с тонкими шпорцами сиреневого цвета, собранные по 8 -9 штук.
-
Травянистое растение с многочисленными прикорневыми листьями и выходящими из розетки листьев обильными цветками белого или желтого цвета ( каждый на отдельной цветоножке )
Ответы к первому заданию. 1. Птицемлечник.
-
Подснежник складчатый.
-
Крокус узколистный.
-
Пролеска двулистная.
-
Адонис весенний.
-
Хохлатка.
-
Примула обыкновенная.
Задание №2. По описанию найти растение и показать его учителю.
1.Барбарис. Сильноветвистый колючий , листопадный кустарник высотой 1-2 метра . На укороченных побегах развиваются листья, на удлиненных- колючки. Колючки расположены по три, длиной 1-2 см.
2.Терн. Листопадный кустарник. Образует густые колючие и непроходимые заросли. Молодые побеги опушенные, изредка голые. Почки шаровидной формы, расположены по 2-3.
Ветви растут горизонтально и заканчиваются большим острым шипом.
3.Шиповник. Кустарник сильноразветвленный высотой до 2 метров . Ветви тонкие покрытые коричнево-красной корой со сплющенными несколько изогнутыми шипами. Ветви двух видов - прямостоячие и дуговидные, изогнутые вниз. Шипы расположены попарно или рассеяно.
4.Можжевельник. Зимне-зеленый хвойный куст. Хвоя игловидная колючая. Шишки похожи на ягоды, темно-бурые , имеют приятный аромат.
5.Дуб. Дерево высотой 6-10 метров, ствол изогнутый, много поросли. Побеги опушенные. Листья очередные, простые. Прошлогодние листья держатся на ветвях всю зиму и опадают весной при появлении молодых.
6.Кизил . Многоствольный листопадный кустарник высотой до 4 метров. Ветви горизонтально распростертые с черноватой корой. Цветки мелкие, золотисто-желтые, собранные в зонтичные соцветия по 15-25 штук. Цветет до распускания листьев.
7.Плющ. Зимне-зеленая лиана, стелющаяся зеленым ковром по земле или взбирающаяся при помощи корней- присосок по стволам деревьев, скалам. Листья темно-зеленые, блестящие.
Задание№3 Заполнить таблицу.
Растения экологической тропы.
Цветущие
В состоянии вегетации
В состоянии покоя
Вывод. 1.Какое состояние наиболее характерно для растений экологической тропы на период 17. 03.2015 года?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какие жизненные формы растений произрастают на экологической тропе?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Назовите первоцветы экологической тропы.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Какие растения являются редкими и подлежат охране?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV .Подведение итогов экскурсии, выставление оценок.
10