- Преподавателю
- Биология
- Интеграция образовательных технологий как условие эффективного обучения биологии и химии в школе
Интеграция образовательных технологий как условие эффективного обучения биологии и химии в школе
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Конончук Л.Н. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сведения об авторе:
Конончук Людмила Николаевна
МБОУ СОШ № 86 г.Екатеринбурга
ул.Многостаночников, 21
учитель биологии и химии
8-9193737257, 8(343)263-87-55
Интеграция образовательных технологий как условие эффективного обучения биологии и химии в школе.
Интеграция - это процесс взаимосвязи, взаимодействия, унификации, уплотнения, синтеза на единой мировоззренческой и логико-содержательной основе структурных элементов, в результате которого образуется новое целостное образование.
Внутрипредметная интеграция в обучении нарастает по мере усвоения школьниками предметного материала. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутрипредметные связи. Системность и целенаправленность их применения во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения биологии.
Изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для биологии такими являются предметы естественнонаучного цикла: химия, география, физика. Обращение к содержанию других курсов не только позволяет обучать своему предмету с большей отдачей, но также помогает решить одну из насущных проблем - сокращение учебного времени в связи с переходом на базовые программы обучения. Наиболее ощутимым следствием этого стало резкое усугубление ряда взаимосвязанных негативных явлений в образовательной практике. В связи с возрастанием учебной нагрузки затруднилось понимание и усвоение материала, что снизило качество предметных знаний учащихся. С другой стороны, из-за нехватки времени исчезла возможность усиливать интерес школьников к биологии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности.
Эти и другие недостатки образовательной практики заставили учителей искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. Было доказано, что возникшую проблему можно решить путём укрупнения дидактических единиц и интеграции содержания курса биологии и материала других дисциплин. Формируя системы понятий и обобщенных умений, выделяя при помощи схем-конспектов главную идею урока, можно упаковать программный материал в информативно емкие блоки, структурированные вокруг фундаментальных понятий, ведущих идей, законов и теорий курса, что облегчит усвоение обобщенных предметных и общепредметных знаний. Такой прием позволяет минимизировать содержание предметного обучения и более продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе.
В современном учебном процессе реализация идеи межпредметной интеграции должна охватывать все этапы учебно-воспитательного процесса: целевой, содержательный, процессуально - деятельностный, организационно-управленческий, результативно-оценочный.
Интегративная организация современного естественнонаучного образования предопределяется тремя ведущими принципами :
- принцип единства интеграции и дифференциации в обучении, (единство интеграции и дифференциации в естественнонаучном познании является не только отражением единства общего (через интеграцию) и специфического (через дифференциацию), тождественного и различного, материального единства мира и его многообразия, но и отражением синтетических и аналитических тенденций в естественнонаучном познании)
- антропоцентрического характера интеграции (постановка ребенка в центр образования, переход его из объекта в субъект интегрированных процессов в образовании);
- культуросообразность интеграции образования (формирование отношений к окружающей действительности и личностных культурных ориентиров).
Формирование интегративных знаний (целостных, логически взаимосвязанных знаний между дисциплинами естественнонаучного цикла) у школьников опирается на несколько подходов: системно-интегральный; когнитивный (познавательный); личностно - деятельностный и мотивационный.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому мы стали внедрять в свою практику развивающие технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Спектр целевых ориентаций.
1). Дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2).Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
3). Развиающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазия, творческих способностей, эмпатии, рефлексия, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
4). Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общностью, психотерапия. (Селевко,2006)
1.тенхнология проблемного обучения; 2.технология развития критического мышления; 3.технология модульного обучения; 4. проектная технология.
Рис.2 Модель интеграции технологий при обучении биологии и химии.
В поисках решения проблемы мы используем в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии модульного обучения и проектной технологии.
Интеграция элементов образовательных технологий на уроках биологии и химии
Таблица 1
Типы уроков по дидактической цели
Технологии обучения
I. Урок изучения нового
материала
1.Модульное и проблемное обучение.
2. Развития критического мышления и проблемное обучение.
3.Традиционое обучение и проблемное обучение.
2.Урок закрепление знаний и формирование умений.
1. Модульное и проблемное обучение.
2. Проектная и проблемная.
3. Игровая и развития критического мышления.
4. Развития критического мышления и проблемное обучение.
3. Уроки контроля и коррекции знаний, умений.
1. Модульная и развития критического мышления.
2.Проектная и игровая.
3. Проектная и проблемная.
Выводы.
-
Интеграционный потенциал биологии и химии, выражающийся в их связях со многими областями знаний позволяет осуществлять интеграцию технологий обучения как инновационное средство в практике изучения этих школьных дисциплин.
-
Интеграция технологий обучения при изучении предметов естественно-научного цикла позволяет расширить привычные рамки учебного познания учащихся как активных субъектов образовательного процесса.
-
Эффективность интегрированного применения на уроке технологий обучения зависит от соответствия их дидактических возможностей целям и задачам обучения учащихся, сформированности у учителя профессионального опыта реализации такого подхода и соответствующей личностной направленности самого учителя.
-
Планирование и проведение уроков биологии и химии с сочетанием нескольких технологий обучения, направленное на организацию учебно-поисковой, исследовательской, моделирующей деятельности учащихся, способствует формированию их творческого и критического мышления, заинтересованного отношения к процессу познания, лучшему усвоению предметных знаний и умений, самостоятельности, самооценки.
-
Четкая организация познавательной деятельности учащихся определяется согласованной, взаимообусловленной деятельностью их и учителя на каждом этапе реализации системно-технологического и интеграционного подходов к обучению.
-
Применение этих подходов позволяет учителю не только создать мотивацию к изучению предмета, но и повысить познавательную активность учащихся путем создания условий для реализации их интересов и способностей, личностно-ориентированной направленности обучения.