План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

Структура урока - является апробациейработы по технологии развития критического мышления.Урок посвящен земноводным, способствует формированию новыхзнаний. В целях повышения мотивации применяются ИКТ- технология, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, используется деятельностный подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению. Дети приобретают коммуникативные навыки, уча...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная щкола № 16»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме:

« Земноводные - обитатели воды и суши»







Составитель: Песцова Наталья Николаевна учитель биологии высшей квалификационной категории

















Уссурийск, 2015.

Пояснительная записка

Актуальность

В стандарте второго поколения выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий и метапредметных понятий. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования

Для того чтобы учебный процесс проходил ярко, насыщенно, продуктивно и результативно, нужно чтобы у учителя была какая-то своя педагогическая техника и интерес к ней, чтобы было взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД вызывает у педагогов серьезные профессиональные затруднения. Процесс формирования УУД находится в противоречии между необходимостью формирования и развития универсальных учебных действий учащихся и недостаточной разработанностью системы заданий в УМК, низким уровнем учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся. Помочь в решении данной проблемы может применение технологии развития критического мышления.

Цель данной работы: апробация технологии критического мышления с целью формирования универсальных учебных действий у учащихся.




Аннотация:

Структура урока - является апробацией работы по технологии развития критического мышления. Урок посвящен земноводным, способствует формированию новых знаний. В целях повышения мотивации применяются ИКТ- технология, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, используется деятельностный подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению. Дети приобретают коммуникативные навыки, учатся общаться, слышать друг друга, а это действенный способ реализации современных стандартов образования, формирующих не только знания, но и ключевые компетентности учащихся. Представленный урок позволяет ученикам увидеть лягушек другими глазами.









ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Земноводные обитатели воды и суши.

ФИО (полностью)

Песцова Наталья Николаевна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №16»


Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

7

Тема урока,

номер урока в теме

Земноводные - обитатели воды и суши

№25

Базовый учебник

С.П. Шаталова, Т.С. Сухова, биология 7 класс,

Москва, « Вентана-Граф»,2010г.



УМК Т.С. Суховой, линия «Живая природа»

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности

Земноводных, связанные с жизнью в воде и на суше.

Задачи урока:

- познавательная: изучение образа жизни и внешнего строения земноводных как первых наземных животных, но связанных с водой;

- развивающая: формирование УУД;

- воспитательная: воспитание бережного отношения к живому, формирование любви к природе.

Оборудование:

Проектор, компьютер, экран, таблицы «ЗУХ», текст « Земноводные», ОЭР диск №3 « Биология. Животные»

« Дрофа» 2012Г.

Ход урока:

Первая стадия - вызов.

Ёе присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;

мотивировать ученика к учебной деятельности;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока: « Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех ее тайн» французский зоолог Жан Ростан.

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать планирование учебной деятельности на уроке (информационная карта урока)

Продолжительность 3 мин.

Вступительное слово учителя. Подводит учащихся к формулированию темы урока в виде подсказок.

Учитель: « Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок, должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказа первая - эти животные служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено два памятника.

Подсказка вторая - слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки ( для хранения молока, чтобы не прокисло в теплом помещении).

Третья подсказка - это загадка.

В Токио ей не напрасно

Памятник стоит прекрасный!

Героиня не могуча,

Но зелена и прыгуча,

Ротик - тот еще у ней -

Хоть завязочки пришей!

Итак, речь действительно пойдет о лягушках, наиболее известных животных из класса Земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Учитель предлагает учащимся составить маркировочную таблицу: « ЗУХ»

З

У

Х

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

2. Постановка учебной задачи.

Цели: организовать постановку проблемы через прием « Вызов», выяснение несовершенства своих знаний.

Продолжительность 10 мин.

Учитель предлагает учащимся выполнить два задания.

  1. Попытайтесь, используя трафарет, нарисовать лягушку. Все, возникающие в ходе работы вопросы, записывать в таблицу в колонку « Хочу узнать»

План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

2.Определите уровень своих знаний. Определите правильные суждения в предложенном тесте. Если согласны - ставьте знак «+» если нет - ставьте знак « -», если сомневаетесь - «?».

Суждение

Знак «+», «?», «-»

Лягушки не могут жить без воды.

Лягушки никогда не пьют

3. Лягушки меняют кожу .

4. Лягушки дышат жабрами и кожей.

5. Питаются лягушки только водорослями.

6. Весной лягушки возвращаются в пруд.

7. Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред.

8. Для ученых лягушка не представляет никакого интереса.

9. Из оплодотворенной икринки сразу появляется лягушонок.

10. В Красную Книгу Приморского края занесена травяная лягушка.


Учитель: « Продолжаем работу с маркировочной таблицей.»

Задание: запишите в первой колонке всё, что вы знаете о лягушках. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию, с которой согласны оба - оставляйте, информацию, с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком.

З

У

Х

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

лягушка мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая.

имеет слизь на коже, температура её тела непостоянна, она холоднокровная,

самцы громко квакают в водоёмах

"лягушка" - "лягать", то есть сильно толкать, пинать. лягушки питаются насекомыми,

размножаются в воде (из икринок появляются головастики).


Задание : вспомните по какому плану мы изучаем живой организм? Составьте предварительные кластеры. Давайте обсудим, что у вас получилось.

Учащиеся вспоминают план изучения живого организма и составляют предварительные клатеры. Работают в группе.

Вторая стадия - осмысление содержания.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Уччитель:

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

" v" - новая информация

" + " - знакомая информация

" ? " - непонятная информация.

Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку "Узнал новое". (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно,понять
Учитель: записи должны быть ёмкими, но краткими.

Учащиеся выполняют задание.

Третья стадия - рефлексия.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Задания на стадии рефлексии.

  1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.


  1. Посмотрите на список "Хочу узнать", проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Кто может дать ответ на этот вопрос ? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)


  1. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.

  2. Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.

  3. Обращается внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка лягушки: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение с использованием интерактивного рисунка.

  4. Некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: вопрос: "Пьют ли лягушки воду"? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.

Учитель просит учащихся сформулировать вывод о земноводных, обсудить его в группе. Затем учащиеся (один от группы) озвучивают свой вывод.

И формулируется общий вывод:

Вывод: земноводные необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не «сумели окончательно порвать связь с водой».

В воде происходит их размножение и личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме.

Учитель предлагает учащимся составить синквейн.

Учащиеся работают в группе по заданию. И каждая группа представляет свою работу.

В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: "Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого"?
Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды. Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: « О чем вы поете?

Ведь вы же, простите, сидите в болоте»

Лягушки сказали: « О том и поем,

Как чист и прозрачен родной водоем.

Рефлексия. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

"Я думаю, что..." (Над чем вы задумались?)

Для меня этот учебный материал важен потому что...

Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?

Домашнее задание:

Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры),

подготовить устный развёрнутый ответ. Используйте параграф 25.

Задания на выбор:


1.Написать мини-сочинение на тему: " Царевна-лягушка".


2.Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме

"Земноводные". (Задание для консультантов)

3.Подготовить сообщения об охране Земноводных ("Защита незаслуженно

гонимых амфибий) или электронную презентацию.

4. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу

( Составить план эксперимента).




Литература:

1. Глухова С.В., Технология развития критического мышления на уроках в образовательной школе.

2.Сухова Т.С., С.П. Шаталова «» Методическое пособие для учителя 7 класс». М.,

« Вентана -Граф», 2010г.

3.Сухова Т.С., С.П. Шаталова учебник 7 класс « Биология» М., « Вентана -Граф» 2010г.

4. Сборник « III педагогический марафон «Новой школе - новое качество»» Часть 4

«ФГОС ООО Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии»

Издание отдела образования Департамента социального развития Петропавловск - Камчатского городского округа, 2012г.

5.Информационно - методический бюллетень « Биология». « Вентана - Граф»,2011г.

6.school-collection.edu.ru/catalog/res/000007e9-1000-4ddd-c317-5a00475d4f0b/view/











Приложение

Текст для изучения.

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первопоселенцев суши

Земноводные - самый малочисленный класс современных позвоночных, в составе трех отрядов которого лишь 2,5 тыс. видов. Они распространены преимущественно во влажных теплых регионах планеты.

Земноводные - первая группа позвоночных животных, вышедшая в наземную среду, но сохранившая тесную связь с водой.

Тело земноводных покрыто тонкой голой кожей. Многочисленные кожные железы выделяют слизь, которая, испаряясь, понижает температуру тела на 5-8 °С ниже температуры воздуха.

Преодоление силы тяжести (гравитации) в наземно-воздушной среде достигнуто преобразованиями опорно-двигательной системы. Для взрослых земноводных характерны парные пятипалые конечности, построенные по типу рычагов. Усложнение строения плечевого и тазового поясов обеспечивает конечностям прочную опору, укрепляя их связь с туловищем. Череп подвижно соединен с позвоночником. Позвоночник дифференцирован на отделы: шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой. Значительную часть черепа и поясов конечностей составляет хрящ. Из-за слабого окостенения скелета размеры земноводных небольшие.

Мышечная система, в отличие от таковой у рыб, в большей своей части утратила метамерное (сегментированное) строение. Произошла ее дифференцировка на отдельные группы мышцы. Появились мышцы-антагонисты, усложнилась мускулатура ротовой полости, участвующая как в захвате и проглатывании пищи, так и в вентиляции легких.

В связи с выходом на сушу развились органы воздушного дыхания - легкие. Они примитивны: это парные мешковидные образования с небольшой складчатостью внутренних стенок. Дыхательная поверхность легких мала и составляет 2/3 поверхности тела. Вторым органом дыхания является влажная кожа с богатой сетью кровеносных капилляров. У разных кедов земноводных через кожу поступает 15-55 %, через легкие - 35-55 % потребляемого кислорода. Дыхательную функцию выполняет и слизистая оболочка обширной ротоглоточной полости, на долю которой приходится 10-15% потребляемого кислорода. В связи с отсутствием грудной клетки вентилирование легких происходит за счет движений дна ротоглоточной полости.

Взрослые земноводные имеют трехкамерное сердце с двумя предсердиями и одним желудочком. Мускулистые выросты стенок желудочка образуют ряд сообщающихся друг с другом карманов, что препятствует полному перемешиванию крови. Из желудочка кровь по артериальному конусу выходит через три пары самостоятельных артерий: кожно-легочные (несут преимущественно венозную кровь), 2 дуги аорты (несут смешанную кровь) и сонные артерии (несут преимущественно артериальную кровь). Венозная кровь от всех органов тела поступает в правое предсердие. Артериальная кровь из легких собирается в легочные вены и впадает в левое предсердие.

У земноводных появляется новый орган кроветворения - красный костный мозг трубчатых костей. По сравнению с рыбами у них увеличено количество гемоглобина в крови, что, наряду с интенсификацией кровообращения, привело к повышению уровня метаболизма.

Органы чувств обеспечивают ориентировку земноводных в воде и на суше. Наибольшие преобразования для ориентации на суше претерпели зрительный, слуховой и обонятельный анализаторы.

Более развитые органы зрения обеспечивают ориентацию в условиях прозрачной атмосферы. Глаза взрослых земноводных защищаются и увлажняются подвижными веками - верхним и нижним - и мигательной перепонкой. Роговица выпуклая, хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Аккомодация достигается перемещением хрусталика при помощи ресничного тела. В сетчатке есть палочки и колбочки. У многих земноводных развито цветовосприятие.

Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел - среднее ухо. Наружное отверстие полости среднего уха затянуто тонкой упругой барабанной перепонкой. В полости находится одна слуховая косточка - стремечко, одним концом упирающаяся в барабанную перепонку, другим в мембрану овального окна. Среднее ухо усиливает звуковые колебания и передает их перепончатому лабиринту внутреннего уха. Эта особенность возникла в связи со слабой звукопроводимостью воздуха по сравнению с водой.







Приложение 2

План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

Приложение 3

План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

Приложение 4

План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

Приложение 5

План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

Трафарет лягушки


Приложение 6


План-конспект урока: Земноводные - обитатели земли и суши

© 2010-2022