Одна планета - одно будущее!. По страницам Красной Книги ЯНАО

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ»

















Сценарий внеклассного мероприятия

«Одна планета - одно будущее! По страницам Красной Книги ЯНАО»






Разработчик: педагог

дополнительного образования

Марыныч Л.С.

Направленнность: естественнонаучная

Целевая аудитория:

учащиеся начальных классов,

воспитанники старшей группы ДОУ












п. Пангоды, 2016г.

«Одна планета - одно будущее! По страницам Красной Книги ЯНАО»

Цель: познакомить обучающихся с Красной книгой ЯНАО, охранными мероприятиями редких видов животных и растений Ямала.

Задачи:

Обучающие - познакомить детей с Красной книгой ЯНАО, дать представление о необходимости аккумулирования усилий по охране животных и растений родного края.

Развивающие - развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.

Воспитывающие - воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Оборудование: Красная книга России, Красная книга ЯНАО, видеоролик «Красная Книга России», сравнительная таблица по количеству объектов в Красных книгах ЯНАО, презентация «Флора и фауна Ямала».


  1. Организационный этап.

Обучающийся:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна -

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Педагог:

- Здравствуйте ребята! Наше занятие сегодня мы начали со стихотворения Е. Смирновой «Давайте вместе Землю украшать». Люди всего мира понимают, что природа планеты в опасности, поэтому во многих странах ведутся работы по охране природы. Такая работа проводится и в нашей стране.

- Какие меры принимает правительство России для сохранения природы?

(Ответы детей: создаются заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки и др.)

- Что мы называем заповедником?

(Дети: заповедники - это охраняемые природные участки, где запрещена всякая хозяйственная деятельность человека).

- Какие вы знаете заповедники или заказники в ЯНАО?

(Дети: Гыданский, Верхне -Тазовский, Надымский, Нижне - Обский, Куноватский заповедники).

- Что такое заказник?

(Дети: Заказник - охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко - мемориальные или геологические объекты.)

- Ребята, скажите, а чем отличаются заповедники от заказников?

(в заповедниках запрещена всякого рода деятельность человека, а в заказниках разрешены только те виды деятельности, которые не влияют на охраняемые объекты (сенокос, выпас скота и т.д.)

- Что такое ботанический сад и национальный парк?

(Ботанический сад - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются и изучаются растения разных частей света и различных климатических зон. Национа́льный парк - территория, где охраняются ландшафты и уникальные объекты природы).

- Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Какие?

(Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы).

- Ребята, поднимите руки, кто из вас был в национальном парке?

- Дело охраны касается каждого живущего человека на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов, в нашей стране принят ряд законов об охране природы. Люди стали проводить различные праздники, акции, направленные на охрану природы.

- Скажите, какие вы знаете экологические праздники?

(в России отмечается Международный день охраны окружающей среды, День заповедников и национальных парков. По решению Организации Объединенных Наций ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды. С 1997 года, 11 января, в России ежегодно отмечается День заповедников и национальных парков).

- Но, не смотря на эти меры, каждый год с планеты Земля исчезает один вид животного и растения. Как вы думаете, почему так происходит? Кто в этом виноват?

(Дети: с каждым годом, состояние экологии окружающей среды становится все хуже из - за прогрессивного развития человечества, хозяйственной деятельности, нерационального использования природных ресурсов. Виноват в этом человек).

- Верно. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным, люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

- Итак, одни животные и растения навсегда исчезли, а многие другие стали редкими и занесены в Красную Книгу.

- Сегодня тема нашего занятия «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО». Мы с вами познакомимся с Красной Книгой ЯНАО, узнаем, как с ней работать и поговорим о том, как мы можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений.

- Как вы думаете, почему книга называется красной?

(Красный цвет - сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных. Красный цвет сигнализирует: Защити!)

- Красную Книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе.

- Как вы думаете, а что в ней написано, какие данные в нее занесены?

(В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране).

- Многие страны составляют собственные Красные книги. Подобная книга есть и в России: Красная Книга животных, растений.

Демонстрация видеоролика «Красная Книга России».

- Экологи и краеведы ЯНАО ведут свою «Красную Книгу».

Презентация Красной Книги. Первое издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа вышло в 1997 году. В неё были занесены 63 вида позвоночных животных, 43 вида насекомых, 33 вида растений, 15 видов грибов и 2 вида лишайников.

- Второе издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа было выпущено совсем недавно в 2010 году. Оно перед вами на столе.

- Как вы думаете, почему выпустили второе издание Красной Книги? (Ответ: появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).

- Обратите внимание, что список содержит 139 видов животных и растений, подлежащих особой охране, в том числе 4 вида млекопитающих, 19 видов птиц, 1 вид рептилий, 4 вида амфибий, 4 вида рыб, 24 вида насекомых, 58 видов цветковых, 2 вида папоротникообразных, 1 вид плаунообразных, 9 видов моховидных, 5 видов лишайников, 8 видов грибов.

- А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с Красной Книгой ЯНАО. Обратите внимание, что в начале книги есть содержание, в нем вы без всякого труда сможете найти необходимый вам раздел. На последних страницах книги размещен указатель названий видов животных и растений на русском и латинском языках. С помощью этого указателя вы легко найдете то или иное животное, растение по названию, которое вас заинтересовало, и узнаете о нем больше информации.

- Какая информация внесена в Красную Книгу?

(Дети: описание, ареал обитания, численность, экология, причины исчезновения, как решить проблему исчезновения животных и растений).

- Откройте Красную Книгу на стр… скажите, какое животное, растение вы видите? Это - лебедь кликун, орлан белохвост…и др.

- Ребята, постарайтесь бережно относиться к животным и растениям, чтобы Красная Книга не пополнялась.

-Давайте узнаем подробнее о некоторых животных, занесенных в Красную Книгу ЯНАО.

Демонстрация слайдов, рассказ подготовленных учащихся.

Белый медведь - это самый крупный хищный зверь на планете, длина туловища порой до 3-х метров, вес - не менее 100 кг (самцы иногда достигают 800 кг!). А медвежата рождаются очень маленькими, массой от 500 г до 1 кг, но уже через два месяца весят до 10 кг.

  • Белые медведи превосходно плавают и ныряют. Косматая шерсть, пропитанная жиром, не намокает в воде. Толстый слой подкожного жира защищает от холода. Жить медведи предпочитают на плавучих льдах и кромке припая, совершают протяжённые круглогодичные миграции, часто перемещаются вместе с дрейфующими льдами, где питаются рыбой, охотятся на тюленей - кольчатую нерпу и морского зайца. Белые медведи относятся к животным, подлежащим полной охране.

Морошка. На низком стелющемся болотном кустарнике - ягоды-хамелеоны: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно-жёлтыми. Плодом она походит на малину. Народное название - «моховая смородина», «глошина». Это любимая ягода северян в национальных округах. Она душиста в варенье, маринаде, моченье. По северной традиции, хозяйки готовят к проводам и встречам «попутянки» - пироги и ватрушки с морошкой. Настой и отвар растения пьют при отложениях солей, как витаминное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство, при цинге и отёках сердечного происхождения. Плоды едят при кашле и простуде.

Черника. Ветвистый листопадный кустарничек высотой 15-50 см с прямостоящими разветвленными, у основания серыми (в верхней части зелеными) ребристыми стеблями и ползучим укореняющимся корневищем длиной до 2-3 см. Плоды шарообразные, черные с восковым налетом, диаметром 6-8 мм, с множеством мелких семян. Ягода отличается ароматом и приятным вкусом. Ботва кустиков черники ярко краснеет осенью, из ее листьев можно получить лекарственный чай, полезный для желудка, их используют при лечении диабета. Разнообразно пищевое потребление черники: конфеты, компоты, варенье, чай, соки, сиропы, кисель, начинка для пирога.

Стерх относится к отряду журавлеобразных.

Обская популяция находится под угрозой исчезновения, В Якутии популяция редка, имеет малую численность и распространена на ограниченной территории. Стерх обской популяции предпочитает гнездиться на открытых переувлажненных участках обширных болот, среди северо-таежных лесов. Численность обской популяции низка и составляет не более 20 особей. Общая численность, по данным зимних учетов, около 3000 особей.

Малый лебедь очень похож на лебедя кликуна, но меньше ростом: длина его тела 115-127 см и 170-195 см размах крыльев. Весит малый лебедь около 5-6 кг. Голос малого лебедя также похож на голос кликуна, только тише и ниже. Кроме этого у малого лебедя клюв имеет больше чёрного цвета, тогда как у кликуна наоборот, чёрный цвет присутствует лишь на кончике клюва. Как и остальные лебеди малый питается растительной пищей, как водными растениями, так и наземными, в частности, травой, ягодами, водными беспозвоночными. Также малый лебедь часто поедает и мелкую рыбу.

Игра: «Друг и недруг природы»

Педагог называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши, а если нет - присаживаются.

- Посадка деревьев.

- Вырубка лесов.

- Охота на редких животных.

- Строительство очистных сооружений на заводах.

- Сбор первоцветов.

- Разведение костров в лесу.

- Подкормка животных, птиц.

- Выброс дыма заводами.

- Создание заповедников.

- Выброс газов автомобилями.

- Использование солнечной энергии.

- Сбор макулатуры.

- Загрязнение вод.

- Создание ботанических садов.

- Порча земли.

- Создание Красной Книги.

- Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

- Беречь надо не только редких животных. Беречь нужно и те животные и растения¸ которые пока не внесены в Красную Книгу.

- Ребята, жизнь животных и растений часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. А как мы с вами, с вашими родителями, учителями можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений? (Ответы детей).

- А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Экологический светофор».

Ваша задача посмотреть на картинку и рассказать, что вы видите на ней и проанализировать действия и поведение детей (показ презентации).

Правила поведения в природе:

1. Нельзя вырывать с корнями ягоды, грибы и другие растения.

2. Не разоряй гнезда птиц, шмелей, муравейники.

3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

6. Не кричать, не включать громко музыку.

7.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

8. Мусор надо за собою убирать.

9. Нельзя повреждать кору деревьев, а также шуметь в лесу.

10. Не разрушать грибницы.

11. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы -родители могут насовсем покинуть гнездо.

12.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

13. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, не вытаптывая растения, чтобы они не погибли.

14. Не убивай и не причиняй вред животным.

- Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти правила и не будете их нарушать.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

(Дети: Об охране животных и растений, о Красной Книге ЯНАО и её предназначении).

- Кто такие редкие животные и растения? (Редкими называют те животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и численность которых со временем уменьшается).

- Что такое Красная Книга и для чего она нужна?

(Дети: Красная Книга информирует нас о том, какие растения и животные в опасности и близки к исчезновению. Красная Книга призывает нас изучать природу).

- Как животные и растения попадают в Красную Книгу? (когда животные и растения находятся на грани исчезновения, с целью сохранения видового состава, экологи берут их под охрану и заносят в Красную Книгу).

- Нуждаются ли животные в охране?

- Как люди могут сохранить животных? (не убивать, создавать питомники, заказники и т.д.)

- Нужно ли охранять растения? - Как сохранить растения? (не вырывать их с корнями, ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения, собирать надо рационально, часть оставлять в природе).

- К сожалению, еще не все хотят и не все умеют беречь природу!

Ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ней за себя и свои поступки.

Демонстрация запрещающих знаков (рисунки обучающихся)

1 обучающийся:

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?

2 обучающийся:
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк -
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба -
Скажет: « Ты - мой друг!
Спасибо!»

3-й обучающийся:

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Звучит песня «Давайте сохраним!»

© 2010-2022