«Передовой педагогический опыт»

"Описание материала: Условия возникновения, становления опыта. Целью казахстанского школьного образования является подготовка качественного человеческого ресурса. В связи с этим, наиболее востребованными способностями людей являются умения самостоятельно получать знания, применять их, структурировать и генерировать, то есть быть компетентным. Индикатором образовательной успешности будут являться компетенции учащегося. В сегодняшней экономике конкурентоспособность человека на рынке труда зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптир...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема опыта. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся

2. Сведения об авторе. Мирошник Наталья Владимировна, учитель биологии ГУ «Средняя школа №7» отдела образования акимата города Костаная.

  1. Условия возникновения, становления опыта.

Целью казахстанского школьного образования является подготовка качественного человеческого ресурса. В связи с этим, наиболее востребованными способностями людей являются умения самостоятельно получать знания, применять их, структурировать и генерировать, то есть быть компетентным. Индикатором образовательной успешности будут являться компетенции учащегося. В сегодняшней экономике конкурентоспособность человека на рынке труда зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться в больших информационных потоках. В связи с чем одной из базовых компетенций, обозначенных как результат обучения в 12 летней школе является информационная компетентность.

Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, имеет высокую потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. ЦОР соответствуют данному способу восприятия информации.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, т.е. способствуют формированию функциональной грамотности школьников. В данном опыте ЦОР на уроке рассматриваются не как цель, а как инструмент, как возможность реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

С позиции автора ЦОР - это:

1. Интенсификация урока

2. Повышение интереса и мотивации

3. Индивидуализация обучения

4. Эффективность подачи материала

5. Неограниченные ресурсы.

6.Возможность многократного использования как в образовательном пространстве урока, так и в подготовке учащимся домашнего задания.

Так как основными условиями возникновения и становления опыта явилась необходимость решения задач модернизации казахстанского образования и президентской программы по компьютеризации школ работа над опытом началась с 2008года с появлением интерактивного оборудования. Завершено обобщение опыта в 2012 году.

  1. Актуальность опыта

Главным противоречием в современной массовой практике является противоречие между вводимом на данном этапе модернизации компетентностным подходом и осуществляемым на практике знаниевым. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Данный опыт предлагает один из путей решений этого противоречия т.к как ЦОР на уроке рассматриваются не как цель, а как инструмент, как возможность реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

5. Ведущая педагогическая идея опыта

В изучении предмета биологии много объектов, процессов, явлений, которые сложно объяснить, используя словесные и наглядные методы при наличии нескольких статических таблиц. Использование информационных технологий позволяет наглядно демонстрировать процессы, происходящие на клеточном, организменном и надорганизменных уровнях жизни, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Ведущей педагогической идеей опыта является интеграция ЦОР как универсально го средство демонстрации скрытых биологических процессов и современных образовательных технологий в рамках одного урока.

6. Диапозон опыта

Предлагаемые в данном опыте подходы могут быть реализованы в предметной области биология по курсу 6-11 класса, так как представляют не только методическое обеспечение структуры урока, но и содержат полный комплекс дидактического его сопровождения . Учебный модуль урока представлен технологической картой с электронным сопровождением: КИМы , флипчарты, презентации, флеш-анимации, видеофильмы, таблицы, он-лайн тесты, тренажеры, электронные учебники. Все это делает этот опыт доступным любому пользователю.

7 Теоретическая база опыта

В своей деятельности по созданию компетентностной модели урока руководствуюсь «Стандартами образования», учебными программами по биологии, методическими рекомендациями областного управления образования, различной методической литературой.

Теоритической базой опыта являются теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней, Д.И. Мамонтов и др

2. Технология опыта

1. Цель данной педагогической деятельности: создание целостной модели использования ЦОР в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся. Для достижения данной цели разработан перечень компетенций которые определяются моделями выпускников каждой ступени обучения, например, модель выпускника, освоившего уровень среднего общего образования включает следующий перечень компетенций по биологии:

I. Уровень обученности, сформированности ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

II. Уровень ключевых компетентностей, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

III. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:

  1. Уровень сформированности культуры человека:

В Концепции модернизации Казахстанского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Овладение субъективно новой деятельностью происходит существенно успешнее и безболезненнее, если частный способ деятельности накладывается в опыте субъекта на более общий, уже присвоенный им. Поэтому, говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенции личности, следует определить тот результат образования, который обеспечивает продвижение в этом направлении.

Предлагаемые в данном опыте подходы определили следующие субъектные результаты для учащихся

Субъектные результаты для учащихся:

1. Развитие предметных и ключевых компетенций:

  • навыки и умения формулировки проблемы и разработка стратегии ее решения;

  • умения работать в индивидуальном темпе;

  • сформированы навыки самоконтроля;

  • умения самостоятельно проводить мини-исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения;

  • умения осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании электронных презентаций, наглядных пособий.

  • высокий уровень мотивации и ответственности за результаты своего труда.

2.Социализация личности, экологическая грамотность

Главным преимуществом этого опыта является оптимальное сочетание авторского подхода с передовым педагогическим опытом. Рациональное сочетание ИКТ и интерактивных приемов и методов с проблемным, проектным, личностно-ориентированным обучением- определят особенности организации УВ процесса и способы включения учащихся в учебную деятельность.

Обновление содержания образования продиктовано современными открытиями в достижениях биологической науки и реализуется через прикладной курс «Клетка: наука и практика», через проектную деятельность учащихся. Использование современных мультимедиа средств не только способствуют усвоению базовых понятий курса биологии но и вводит учащихся в мир современных проблем генетики, экологии, физиологии.

4. Формы и методы учебно - воспитательной работы

В настоящее время существует ряд отработанных приемов использование ЦОР во время урока В своей работе я применяю следующие:

  • Интерактивная доска.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы . К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. Со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

  • Презентации Power Point.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио и видеофрагменты. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, формируются системы мыслеобразов.

Создать такие презентации может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Я использую и свои собственные презентации и презентации других учителей, которые сейчас доступны каждому в сети Интернет.

Применение мультимедийных презентаций возможно на любом этапе урока.

Например

Этап "Объяснение".

  • Слайд

  • Видеофрагменты

  • 3D рисунки и модели.

  • Анимации короткие (упрощённые)

  • Анимации сюжетные

  • Интерактивные модели

  • Интерактивные рисунки

  • Вспомогательный материал

Этап "Закрепление".

  • Задания с выбором ответа

  • Тематические подборки заданий

  • Задания с использованием фото, видео и анимаций

  • Задания с реакцией на ответ

  • Интерактивные задания

Этап "Контроль"

  • Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания

  • Тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой

  • Контрольно-диагностические тесты

    • Учебные электронные пособия - электронные учебники и энциклопедии.

В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Я использую эти пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации.

В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия:

"Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003 которая включают в себя следующие основные разделы.

  1. Медиатека.

  2. Конструктор заданий и презентаций.

  3. Плеер презентаций.

4. Кроме этого каждый учитель может создать "Индивидуальный портфель", т. е. собрать и систематизировать комплекс материалов к урокам, разработать тематическое планирование.

«Открытая биология 2,5». ООО «Физикон» 2003

«1С: Репетитор. Биология»

«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»

  • Уроки с использованием ресурсов сети Интернет

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Поиск информации позволил мне проанализировать Интернет - ресурсы для изучения истории создания клеточной теории, строения и жизнедеятельности клетки при создании УМК «Клетка - элементарная структура жизни »

Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы:

  1. Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике.

  2. Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала по заданной учителем теме

  3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.

Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

Балльная, рейтинговая и оценочная системы оценивания, электронные биологические карты. Взаимоконтроль , самоконтроль по ключу, по коду, электронное тестирование.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность;

Мультимедийный кабинет, системное использование ЦОР, способствующее повышению информационной компетенции учащихся, соблюдение санитарно- гигиенических требований к использованию мультимедийного оборудования.

Субъектный результат для ученика (качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)

3 Результативность опыта

В основу диагностики уровня реализации опыта развитие ключевых компетенций положены з ключевых компетенции предложенных казахстанской наукой

  1. Компетенция постановка проблем

  2. Информационная компетенция

  3. Коммуникативная компетенция

Диагностика осуществлялась по критериям, предложенным Г.В Репкиным в журнале «Завуч» №1 -2009г (см. приложение)

Сравнительный анализ позволяет сделать выводы о сформированности компетентности обучающихся и тех трудностях, которые они испытывают.

  1. Результаты по уровням сформированности учебно-познавательной компетентности стали выше на II этапе по сравнению с I этапом.

  2. Уровень сфомированности учебно-познавательной компетентности у семиклассников ниже по сравнению с учащимися 11 классов.

  3. Улучшились показатели по таким умениям как выделение причинно-следственных связей, поиск информации через графическое представление, сравнение информации, полученной из разных источников, систематизация ее в форме таблицы.

  4. Ухудшились показатели по таким умениям как установление логической зависимости между объектами, предложение альтернативных вариантов решения проблем.

  5. Затруднения у семиклассников вызывают работа со схемой, статистическими источниками информации, анализ текста, таблицы, аргументация своей точки зрения, выдвижение обоснованных предположений, определение главной мысли текста.

  6. Обучающиеся лучше справляются с заданиями по темам более близким к их познавательным интересам.

  7. Семиклассники испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Данные мониторинга свидетельствует о том, что результаты в целом по школе удовлетворительные. Нужно больше уделять внимание формированию таких умений, как определение главной мысли текста, умению сравнивать различные точки зрения и, используя знания об окружающем мире, выражать аргументированное отношение к предложенной ситуации, выдвигать обоснованные предположения, формированию умений работать с шаблонами.

Трудности, испытываемые обучающимися, вызваны следующими причинами:

  • недостаточная практическая ориентированность содержания образования, его некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника;

  • перегруженность программ и учебников учебными материалами;

  • недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.

Качество знаний учащихся 7-х классов -68% , 11-х классов- 69 %, качество знаний ЕНТ 2012 года -- 100%. .

Опыт был представлен на городском методическом объединении учителей биологии, в городском конкурсе « Педагогические инновации в преподавании биологии» ( 1 место). Опыт работы используется учителями- предметниками школ города.

Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций)

  1. Переход от знаниевой парадигмы урока к деятельностной, развитие активно-деятельностных форм обучения (практикум, промежуточная аттестация с последующей коррекцией, самоаттестация) за счет интерактивности программы;

  2. Совершенствование собственных информационных компетенций: владение ИКТ в функциональном режиме, умение осуществлять авторскую компановку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянное пополнение его своими собственными разработками;

3 Создание вариативных проверочных работ (тестовые и контрольные задания) с учетом индивидуальных особенностей процесса усвоения материала каждым учащимся

Материальные продукты опыта

Электронный дидактический портфлолио с разработками уроков с электронным учебно-методическим пакетом ( конспекты уроков с методическими рекомендациями, флипчартами, видеофильмами , флеш-анимациями, он-лайн- тестами, КИМами и т. п) по разделам программы.

  1. УМК прикладного курса « Клетка. Теория. Практика»

  2. УМК « ЦОР в подготовке к ЕНТ»

  3. Мастер- класс по теме « Авторский подход к использованию видеофильмов на уроках биологии»

  4. Педагогическая мастерская «Использование интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии».

«Передовой педагогический опыт»

© 2010-2022